Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении
методическая разработка на тему

Ефимова Анастасия Владимировна

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Межпредметные связи:  литература,  история.

Подходы к изучению русского языка: текстоориентируемый, практикоориентируемый, культуроведческий.

Цели:

Образовательные:

- познакомить с союзом как служебной частью речи, его ролью  в предложении и тексте;

- познакомить с разрядами союзов по значению и по составу,

- формировать умение определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания при них;

Развивающие:

- развивать мышление, речь, обогащать словарный запас; учить использовать свой субъективный опыт; продолжить работу по развитию речи; развивать культуру речи (точность, корректность формулировки);

Воспитывающие:

- воспитывать самостоятельность, ответственность, гуманное отношение к слабоуспевающим; тренировать способность концентрировать внимание и отбирать главное; совершенствовать этику работы с книгой и дидактическим материалом; учить формулировать и реализовывать цели, воспитывать умение работать в парах.

Работа по развитию речи:
- наблюдение над использованием союзов для связи са
мостоятельных предложений в тексте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №90
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема:  «Союз  как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении».

на втором курсе.

16 октября  2012 года

Преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ НПО ПУ №90         Ефимова   А. В.

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Межпредметные связи:  литература,  история.

Подходы к изучению русского языка: текстоориентируемый, практикоориентируемый, культуроведческий.

Цели:

Образовательные:

- познакомить с союзом как служебной частью речи, его ролью  в предложении и тексте;

- познакомить с разрядами союзов по значению и по составу,

- формировать умение определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания при них;

Развивающие:

- развивать мышление, речь, обогащать словарный запас; учить использовать свой субъективный опыт; продолжить работу по развитию речи; развивать культуру речи (точность, корректность формулировки);

Воспитывающие:

- воспитывать самостоятельность, ответственность, гуманное отношение к слабоуспевающим; тренировать способность концентрировать внимание и отбирать главное; совершенствовать этику работы с книгой и дидактическим материалом; учить формулировать и реализовывать цели, воспитывать умение работать в парах.

Работа по развитию речи:
- наблюдение над использованием союзов для связи самостоятельных предложений в тексте.

Повторить: - правописание предлогов, наречий; орфограмм в корне слова;

ХОД  УРОКА

         I.  Организационный момент

Объявление темы и целей урока.

II. Повторение изученного

  1. Фронтальный блиц – опрос.
    1. На какие вопросы отвечает предлог?
    А) Где? Куда? Откуда?
    Б) Когда?
    В) Не отвечает на вопросы
    2. Какое значение имеет предлог?
    А) Пространственное.
    Б) Вместе с окончаниями существительных выражает отношения пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные.
         2. Словарный диктант.
          В продолжение аттестации,   в продолжении романа, узнать насчёт работы, положить деньги на счет в банке,  ввиду праздника,  иметь в виду, выполнять в течение  года,  в течении реки, прочитать  в  следствии по уголовному делу, запретить вследствие  эпидемии,   из – за водопада, в заключение выступления.

               III.   Мотивационное введение.

1. Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи – союзом.

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.

Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)

IV. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.

       1. Работа с текстом.
    Прочитайте стихотворение,  объясните постановку знаков препинания. Определить стиль и тип речи. Найдите союзы и определите их роль.


МОЙ ГОРОД.
Над Ахтубой, где голубые плесы
И жгучее дыхание ветров,
Растёт мой город
На крутом откосе,
Горя в зелёном пламени садов.
И смотрит вдаль задорными глазами:
Его просторы атакуют степь.
И на земле, тоскующей веками,
Взметнулась гордо новостроек цепь.
(Ю. Логинова)

2. Запись и разбор предложений на доске.

Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.

[ ], а [ О и О ].

Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).

    Солнце выглянуло из-за туч          и осветило окрестности.

                                                                  и засверкали капли дождя на листьях  

                                                                  деревьев.

                                                                 когда отгремели раскаты грома.

[   О и О ].

[ ], и  [ ].

[ ], (когда   ).

 3.  Функция сложных предложений.  

Эти сложные предложения состоят из 2-х частей, а есть предложения, которые насчитывают в своем составе 3 и более части. Данные предложения позволяют сделать речь более информативной и выразительной, а также  для красивого и полного выражения мысли в литературе.  Особенно такие сложные синтаксические конструкции любил использовать Л.Н. Толстой. Вот отрывок из романа «Война и мир»:

     «И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова — такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного».

4. Вывод: почему на схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)

       Разряды союзов.

А)         В зависимости от роли союза в предложении они делятся по значению на 2 разряда: сочинительные и подчинительные.  Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения или простые предложения в составе сложносочинённого. Подчинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложноподчинённого.

Б)          По составу союзы делятся на 2 группы: простые и составные.  Простые состоят из одного слова, составные – из двух и более слов.

Союзы сочинительные подчинительные

 

сочинительные

подчинительные

простые

И
Однако
Или
Но
Зато

Чтобы
Если
Когда
Едва
Как
Будто

составные

Не только …, но и
То …, то…
Как …, так и …
Либо …, либо …

Потому что
Оттого что
Так как
Для того чтобы
Как будто

Распределите союзы на два столбика: простые и составные.

  • когда
  • что
  • чтобы
  • так что
  • как будто
  • если
  • как
  • потому что
  • словно
  • едва
  • пока
  • так как

V. Закрепление материала.

1. Работа с карточками.  Упражнение на закрепление навыка “узнавания” союза.

Заключите в овал в тексте карточки  союзы, подчеркните связываемые союзами однородные члены предложения или основы простых предложений.

Карточка №1.  Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма всё ещё дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. Когда же на солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался. Тропинка вначале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула вверх.

Карточка №2.

Проезжую дорогу сильно размыло, потому что целую неделю шли проливные дожди. Архитектурный ансамбль прекрасно отреставрировали, так как работой руководили прекрасные мастера. За последние годы изменилось наше отношение к природе, так как мы лучше стали понимать ее назначение. В наших краях весенние работы всегда трудны,  оттого что сильное половодье заливает поля.  

    Карточка №3.

По пути нам попадались берёзы и осины.

По пути нам попадались не берёзы, а осины.

По пути нам попадались то берёзы, то осины.

Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно.

Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно.

2. Работа  в парах.

1.   Соберите пословицы (Работа проводится в парах; пословицы распечатаны, каждая пословица разрезана на две части.)

  1. Перо пишет, а ум водит.
  2. Надо поклониться, чтобы воды напиться.
  3. Не будет скуки, если заняты руки.
  4. Бездельник здоров за едой и болен на  работе.
  5. В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.
  6. Не мил и свет, когда друга нет.
  7. Чтобы много знать, надо мало спать.
  8. То же слово, да не так бы молвить.

- Объясните смысл каждой пословицы.

- Спишите пословицы, расставляя знаки препинания.

- Определите разряды союзов по составу,  по значению.

- Укажите роль союзов в предложении, объясните пунктуацию.

3. Работа с учебником. Упражнение 313 , стр.  154.   (Русский язык. 10-11 классы. Учебник.  Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.).

 Прочитайте. Выделите союзы и укажите; какие из них связывают члены предложения, какие — предложения. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сочинительные союзы подчеркните одной чёрточкой, подчинительные — двумя.

1) Тёмная грозовая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (Ч.) 2) Ночь уже ложилась на горы и туман  начинал бродить по ущельям. (Л.) 3) Гаврила весь облился потом но продолжал грести во всю силу. (М. Г.) 4) Солнце село но в лесу ещё светло. (Т.) 5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто. (Т.) 6) Когда же на запад умчался туман урочный свой путь совершал караван. (Л.) 7) Чтобы вода не залила огонь пришлось подкладывать в костры больше дров. (Аре.) 8) Если дед уходил из дома бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания. (М. Г.)

Домашнее задание.

Объявление задания  на дом:  составить текст на тему: «На уроке русского языка». Выделить в нем союзы

VI.  Подведение итогов урока.

Что из того, о чём говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас?

- Что нового узнали на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке закончив предложения:

Теперь я могу…

Я бы хотел…

Было трудно…

Было интересно…

Приложение

 Таблица

 

сочинительные

подчинительные

простые

И
Однако
Или
Но
Зато

Чтобы
Если
Когда
Едва
Как
Будто

составные

Не только …, но и
То …, то…
Как …, так и …
Либо …, либо …

Потому что
Оттого что
Так как
Для того чтобы
Как будто

Раздаточный материал

Карточки с разноуровневыми заданиями.

Карточка № 1 (задания для сильной группы учащихся)

Заключите в овал в тексте союзы, подчеркните связываемые союзами однородные члены предложения или основы простых предложений.

Карточка №1.  Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма всё ещё дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. Когда же на солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался. Тропинка вначале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула вверх.

Карточка № 2 (задания для  группы учащихся со средними способностями)

Проезжую дорогу сильно размыло, потому что целую неделю шли проливные дожди. Архитектурный ансамбль прекрасно отреставрировали, так как работой руководили прекрасные мастера. За последние годы изменилось наше отношение к природе, так как мы лучше стали понимать ее назначение. В наших краях весенние работы всегда трудны,  оттого что сильное половодье заливает поля.  

Карточка № 3 (задания для слабой группы учащихся)

По пути нам попадались берёзы и осины.

По пути нам попадались не берёзы, а осины.

По пути нам попадались то берёзы, то осины.

Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно.

Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно.

Пословицы

  1. Перо пишет, а ум водит.
  2. Надо поклониться, чтобы воды напиться.
  3. Не будет скуки, если заняты руки.
  4. Бездельник здоров за едой и болен на  работе.
  5. В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.
  6. Не мил и свет, когда друга нет.
  7. Чтобы много знать, надо мало спать.
  8. То же слово, да не так бы молвить.

- Объясните смысл каждой пословицы.

- Спишите пословицы, расставляя знаки препинания.

- Определите разряды союзов по составу,  по значению.

- Укажите роль союзов в предложении, объясните пунктуацию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: "Легкая атлетика"

Тема урока: прыжки  в длину с разбега и выполнение метания мяча на дальность и в цель.Вид урока:   легкая атлетика.Тип урока: Совершенствование техники прыжков в длину с разбега и ...

Методическая разработка. Конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Цели  урока: 1) на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ц...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Стили речи.

Тема урока:  «Стили речи».Тип урока: урок закрепления знаний.Технологии: личностно-ориентированная, групповая.Цели:1) тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тем...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока ОГСЭ.07 Культура речи и этика поведения специалиста по теме: Вклад Петра I в профессиональный этикет

В общем смысле этика - это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это как бы ...