Методическая разработка. Правописание приставок пре - при - .
методическая разработка на тему

Ефимова Анастасия Владимировна

Тема урока:  Правописание приставок  пре  -  при - .

Технологии: личностно-ориентированная,  работа в группах, игровая.

Цели:  - повторение орфографического правила , регулирующего выбор букв е и и в      

    приставках  пре – и при - ;

   - развивать умение различать значение и правописание слов с приставками

     пре – и при - ; развитие речи учащихся;

   - воспитывать потребность овладеть грамотным письмом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._pravopisanie_pristavok_pri-_pre-.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Конспект урока    

Тема урока:  Правописание приставок  пре  -  при - .

Технологии: личностно-ориентированная,  работа в группах, игровая.

Цели:  - повторение орфографического правила , регулирующего выбор букв е и и в      

    приставках  пре – и при - ;

   - развивать умение различать значение и правописание слов с приставками

     пре – и при - ; развитие речи учащихся;

   - воспитывать потребность овладеть грамотным письмом.

                                                 Ход урока:

  1. Орг. момент.

II. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.

1. Слово учителя по теме урока:

     - Сегодня у нас урок – обобщение по теме «Гласные в приставках пре - и при-». Сегодня на уроке мы вспомним, от чего зависит выбор букв е и и в приставках пре – и при - , а также продолжим работу по формированию умения различать значение и правописание слов с приставками пре – и при - .

   2.  Объяснение новой темы:

Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-

Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.

В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ , ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.


3. Объяснительный диктант. (Один ученик выполняет на доске, все остльные в тетради).

 Приморский край, пренеприятный разговор, слегка прихрамывать, прервать рассказ, привести собаку, приглушить свет, прескверный характер, призадуматься над проблемой, пришить пуговицу.

        III.  Актуализация знаний.    

 1.Задание по группам: заполнить недостающую  графу таблицы. (Таблицы изображены на  разных половинах доски).

Задание для 1 –ой группы:

  Правила написания приставок пре  и при

 примеры

приближение  

 

 присоединение

 

 Неполное действие

 

 Близость

 

 = пере

 

 =очень

 

  Задание для 2-ой группы:

  Правила написания приставок пре и при

 Примеры

 

 Приехать

 

 Приклеить

 

 Привстать

 

 Приморский

 

 Преступник

 

 Премилый


IV. Упражнение на закрепление навыка.
1.  
Дифференцированно – творческие задания: (работа в группах)

Задание для организации    работы в группе:

 1.Сначала каждый самостоятельно решает поставленную задачу.

2. Затем делится своими мыслями со всей группой.

3. Все внимательно слушают каждого участника, затем составляют общее решение, учитывая мнение каждого участника.

4. Один из участников проводит беседу с одноклассниками.

   1 группа.  А.

  Ребята! Sos! Нам нужно помочь! Мы пропустили урок.   Не знаем, как правильно писать приставки пре и при ! Выполните задание и объясните нам,   какую приставку писать в этих словах и почему. У вас есть таблица, которая вам поможет.

Мудрость пр..ходит с годами.

Что в детстве пр..обретёшь, на то в старости обопрёшься.

Ласточка пр…летела – скоро гром загремит.

 Журавль солнце пр..носит.

 Ехал к обеду, а пр..ехал в среду.

Пр..мудрости в щах., а  сила в капусте.  

Ни то , ни сё кипело, а то пр..горело.

  Если на Новый год звёзд густо – ягод будет пр..много.

Родная сторонушка. Что добрая матушка – пр…греет, пр..ласкает. накормит.

Организация рефлексии:

  Расскажите, как вы выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя данное задание?

Ключ для проверки  задания:

Мудрость приходит с годами.

Что в детстве приобретёшь, на то в старости обопрёшься.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

 Журавль солнце приносит.

 Ехал к обеду, а приехал в среду.

Премудрости в щах, а  сила в капусте.  

Ни то, ни сё кипело, а то пригорело.

  Если на Новый год звёзд густо – ягод будет премного.

Родная сторонушка. Что добрая матушка – при…греет, приласкает,  накормит.

  2 группа. Б.

Задание:

Даны словосочетания, объясните своим одноклассникам их написания

 Предобрый человек, пренеприятный  разговор, предлинная история,  прескверный характер, пришкольный участок, придорожный патруль, привокзальная площадь. премилый ребёнок, преградить дорогу.

Организация рефлексии:

 Как выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя задание?

  1. группа.  В.

Проведите  со своими одноклассниками беседу о правописании приставок пре  и при .

Организация рефлексии:

 Как выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя задание?

2. Упражнение.
1. Коротков не расслышал, хотя и пр_падал ухом к замочной скважине.  

 (М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и пр_был в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
4. Пр_одолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки.

(А. Толстой, "Хождение по мукам")
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне пр_сматривался к Даше - чем-то она ему пр_шлась по вкусу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
6. Чиж беспр_станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, "Отцы и дети")
7. Он сдвинул шапку на затылок, пр_держивая винтовку. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
8. Вместо подсолнухов, пр_манивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
9. В это мгновение лодка пр_чалила. (И. Тургенев, "Накануне")
10. Пускай горе пр_даст вам твердость. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
11. Не в том ли состоит это пр_имущество ,что в них меньше следов барства, чем в нас? (И. Тургенев, "Отцы и дети")
12. Но я не могу себя чувствовать пр_ниженной, последней из всех. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
13. Зачем заранее пр_дполагать, что я - враг? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
14. Ты должна будешь отстать от всех твоих пр_вычек; там, одна, ты пр_нуждена будешь работать... (И. Тургенев, "Накануне")
15. Я же, несмотря на многочисленные пр_вратности, никогда не знал несчастья. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
16. Дальнейший послужной список пр_ложен при паспорте. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
17. В это мгновение вошла в комнату А. В., и разговор пр_кратился. (И. Тургенев, "Накануне")
18. Инсаров прочел записку Елены - и тотчас же стал пр_водить свою комнатку в порядок. (И. Тургенев, "Накануне")
19. Агриппина шла, как пр_вязанная, шаг в шаг - за мужем. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
20. Я знаю трактирчик пр_скверный, где нам дадут обедишко пр_пакостный. (И. Тургенев, "Накануне")
21. Кузьма Кузьмич пр_строился на лавке под печкой и тоже не мог сразу заснуть - пр_чмокивая, бормотал. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
22. А вы говорите с ним и пр_зираете его в то же время. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
23. Иван Ильич, не шевелясь, чуть-чуть пр_открыл веки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
24. Пр_лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
25. У тебя хоть семь пядей во лбу - не пр_взошел науку, и всегда сделаешь ошибку. (По А. Толстому, "Хождение по мукам")
26. И написана-то девушка пр_скверно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
27. Тебе же, мой друг, советую ботанизировать: это самое лучшее, что ты пр_думать можешь. (По И. Тургеневу, "Накануне")
28. Вы, кажется, умный человек: чего же нам пр_творяться? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
29. И добрые мужички надуют твоего отца всенепр_менно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
30. Певица отдалась поднимавшей ее волне, лицо ее пр_образилось. (И. Тургенев, "Накануне")
31. Пр_ведешь его ко мне, сам допрошу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
32. Елена уже не могла беспечно пр_даваться чувству своего счастья. (И. Тургенев, "Накануне")
33. Она поставила лампу на стол, пр_спустила огонек, села. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
34. И Н. П. вынул из заднего кармана сюртука пр_словутую брошюру.

 (И. Тургенев, "Отцы и дети")
35. Там он увидел ее впервые, она показалась ему пр_красной, как весна.

 (А. Толстой, "Хождение по мукам")

Проверка выполненного задания.

VII.  Итог урока.

   1. Вывод: - Подведём итог уроку. От чего же зависит правописание гласных в приставках? (от значения приставок) Но, прежде чем мы сделаем окончательные выводы, послушайте небольшое стихотворение и подумайте: о каких значениях приставок говорится в нем?

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из вселенной,

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при несомненно.

- О каком значении приставки говорится в стихотворении? (приближение)

Запись на доске: 1-е значение – приближение.

Винт прикрутил, привинтил колесо,

Приклеил, пришил умело, -

Пишем мы при, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

2-е значение – присоединение.

- О каких значениях приставки при – не было сказано?

3-е и 4-е значения – близость, неполное действие.

В прекрасном замке, на горе,

Жила-была приставка пре –

Особа преотважная, важная-преважная,

Гордая-прегордая, добрая-предобрая

Её считали очень мудрой

И называли все премудрой.

Был у неё прелестный пудель

Прехрабрый пёс по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка пере –

Она сказала: «На заре

Я уезжаю, друг мой, пре –

Меня не будет два-три дня

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня , прошу,

Спокойной ночи, я спешу.»

- О каком значении приставки пре – говорится в этом стихотворении?

Запись на доске: пре = очень

                             пре= пере

- А как быть со словами, в которых при – и пре – стали частью корня или словами, в которых трудно определить значение приставки? (их нужно запомнить).

2. Домашнее задание: сочинение – миниатюра на тему школьной жизни, используя слова с приставками пре – и при - .

3. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Учебно-методическое пособие «Правописание причастий»

Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся первого курса технологического профиля ППКРС и ППССЗ...