доклад «Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся»
статья по теме

Клочкова Ольга Андреевна

Самостоятельная работа – это универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмысления человеком мира и самого себя. 
Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых самостоятельная работа может быть более плодотворной и эффективной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проектная технология127 КБ

Предварительный просмотр:

Тема методического дня

«Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся»

 

МК преподавателей и мастеров п/о

по профессии «Повар, кондитер»

Клочкова О.А.

Результаты и выводы подготовительного этапа

(слайд 1) При подготовке к августовской конференции, в подготовительный период педагогами была проведена индивидуальная работа по оцениванию  обучающихся с целью выявления их психо-эмоциональных особенностей  и обеспечения успешности каждого обучающегося.

На заседании МК были проанализированы полученные результаты и отражены в  сводных таблицах.

В современном обществе существует потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. 

(слайд 2) В связи с этим нашей методической комиссии хотелось бы подробнее остановиться на опросном листе №2, основанном на выявлении у обучающихся уровня освоения общими компетенциями.

(слайд 3) Изучив полученные результаты, наши педагоги пришли к выводу, что уровень освоения универсальными учебными действиями еще достаточно низкий (почти у половины обучающихся).

(слайд 4) Хотелось бы обратить внимание, что у 58% обучающихся  уровень освоения такими универсальными учебными   действиями, как умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации  минимальный.

Следовательно, необходима смена существующего традиционного репродуктивного обучения, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, широкого применения новых технологий обучения. Причем в  новых ФГОС акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы обучающихся.

Несомненно, самостоятельная работа обучающихся  способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией.
 Самостоятельная работа – это универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмысления человеком мира и самого себя. 
Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых самостоятельная работа может быть более плодотворной и эффективной.

Опросный лист №2

Характеристика освоения универсальных учебных действий обучающегося

Сводная таблица по профессии «Повар, кондитер»


Вопросы педагогам:

Уважаемые коллеги, перечислите педагогические условия необходимые,  на ваш взгляд,  для организации эффективной самостоятельной работы обучающихся?

(Слайд 5) Выводы:

  • наличие у учащегося положительной мотивации; 
  • четкая постановка познавательных задач и пояснение способа их выполнения; 
  • определение преподавателем форм отчетности, объема работы, срока сдачи; 
  • определение видов консультационной помощи и критерия оценок; 
  • осознание учащимся полученного нового знания как личностной ценности. 

Самостоятельная работа всегда является эффективным видом учебной деятельности при условии умелого руководства со стороны преподавателя.  Очень важно сформировать у обучающихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями и систематически пополнять эти знания через самостоятельную работу. 

Вопросы педагогам: 

Коллеги, предложите способы, методы, приемы обучения,  формирующие творческое мышление обучающихся, стимулирующие  их исследовательскую деятельность, создающие потребности к  поиску своих собственных путей решения той или иной проблемы.

Выводы: 

В этой связи все большее внимание привлекает  метод проектов. 

 (Слайд 6) Мы предлагаем вам, коллеги, тему методического дня «Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся». 

Теоретическая часть методического дня

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его также часто называли методом проблем.

(Слайд 7) Основоположник этого метода, философ и педагог Джон Дьюи утверждал: «… Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему»

В России, педагоги под руководством С.Т.Шацкого с 1905 года активно использовали проектные методы в практике преподавания. Но в годы революции, коллективизации метод проектов осуждался и в 1931 году его использование в школе было запрещено. Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя в те годы: не было разработанной методики проектной деятельности; чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения; «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»; отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий. 
         
Но в западных странах метод проектов  применяли активно и весьма успешно. Сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней.  

(Слайд 8) Основной тезис современного понимания метода проектов: Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить. 

(Слайд 9) Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);  развивают системное мышление. 

(Слайд 10) Поэтому основными требованиями  к использованию метода проектов являются:
•      наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения  

•      практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы; совместный выпуск газеты, план мероприятий, пр.):

      самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 
       
(Слайд 11) Рассмотрим современную  классификацию  учебных проектов 

•      практико-ориентированные проекты  (от учебного пособия до пакета каких-либо рекомендаций); 

•      исследовательские  проекты  (исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования); 

•      информационные проекты  (сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории: статья в СМИ, информация в сети Интернет); 

•      творческие проекты  (максимально свободный авторский подход в решении проблемы: видеофильмы, театрализации, произведения изо  и т.п.) 

•      ролевые  проекты — литературные, исторические, деловые ролевые игры  

 (Слайд 12)  По комплексности проекты могут быть монопроектами (реализуются в рамках одного учебного предмета)  и межпредметными  (выполняются   под руководством специалистов из разных областей знаний) 
Учебные проекты, в
 зависимости от поставленных целей и задач,  бывают:

•      минипроекты, которые укладываются в один урок или даже его часть; 
•      краткосрочные — на 4-6 уроков; 
•      недельные, требующие 30-40 часов;  

•      долгосрочные (годичные проекты)

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.  

  • выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету и  касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы;
  • тематика проектов может предлагаться и самими обучающимися, которые, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. 
  • темы проектов могут  рекомендоваться органами образования и относиться к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни.    

Работа над проектом начинается с постановки цели.   
  Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы.  
       
С целью выделения систем действий преподавателя и обучающихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. 
Обязательное требование — каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.  
  Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. 

(Слайд 13) Презентации готовых проектов могут быть различными: 
научный доклад;  деловая игра;  демонстрация видеофильма; экскурсия; научная конференция; инсценировка; театрализация; диалог исторических или литературных персонажей; спортивная игра; путешествие; реклама;  пресс-конференция и мн. др.

Позиция учителя при выполнении проектов должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности обучающихся. Педагог может выступать в роли консультанта, координатора, эксперта.

Критерии оценки проекта должны быть понятны. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы над проектом в целом, а не только презентация. 

Практическая часть методического дня.

1. Работа методических комиссий по разработке учебного проекта и презентация

 

Сегодня в практической части методического дня мы предлагаем вам поучаствовать в разработке учебного проекта по профессии «Кондитер», теме «Торты».

Данный вид учебного проекта используется на заключительном этапе обучения (когда обучающиеся уже овладели знаниями и умениями, предусмотренными междисциплинарным курсом) и может являться зачетной работой.

(Слайд 14, 15) Предлагаем изучить систему действий преподавателя и обучающихся на разных стадиях работы над проектом

Обратите внимание, у нас с вами нет возможности продемонстрировать выполнение долгосрочного проекта, поэтому предлагаем вам такие стадии разработки, как выбор темы проекта, выделение подтем проекта, формирование творческих групп опустить.

(Слайд 16) На разработку и оформление результатов отводится 2 часа. Форма выражения итогов проектной деятельности принимается различная.

На этапах презентации учебных проектов будут присутствовать специалисты (мастера п/о), которые смогут оценить практическую значимость ваших работ.

Членами МК была проведена подготовка материалов к работе. Задания для методических комиссий, вопросы, на которые нужно ответить, список литературы и интернет-источников находятся в конвертах случайного выбора.

         (Слайд 17) Мы уверены, что ваш жизненный опыт и профессионализм позволит нам познакомиться с прекрасными творческими проектами.

На этапе рефлексии будет проведен анализ работы педагогического совета в рамках методического дня, проведена дискуссия по обозначенной теме  с предложением методик индивидуальной работы с обучающимися  в 2013-2014 учебном году, с целью подбора необходимых способов освоения общеучебных компетенций.

 Система действий преподавателя и обучающихся  на разных стадиях работы над проектом

Стадии

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Разработка проектного задания 

1.1. Выбор темы проекта 

Преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их обучающимся 

Обучающиеся обсуждают и принимают общее решение по теме 

Преподаватель предлагает обучающимся совместно отобрать тему проекта 

Группа обучающихся совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения 

Преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных обучающимися

Обучающиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения 

1.2. Выделение подтем и тем проекта 

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает обучающимся для выбора 

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую 

Преподаватель принимает участие в обсуждении с обучающимися подтем проекта 

Обучающиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) 

1.3. Формирование творческих групп 

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности 

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды 

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы 

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу 

Отдельные учащиеся   принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением группой 

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности 

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Обучающиеся в творческих группах, а затем в аудитории обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, презентация, натуральные объекты, литературная гостиная

2. Разработка проекта 

Преподаватель консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность 

Обучающиеся осуществляют поисковую деятельность 

3. Оформление результатов 

Преподаватель консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность 

Обучающиеся  вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами 

4. Презентация 

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старшекурсников, педагогов, специалистов, родителей и др). 

Докладывают о результатах своей работы 

5. Рефлексия 

Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности обучающихся

Обучающиеся подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу 

  

Рефлексия:

1. Вопросы методическим комиссиям:

  • Какие теоретические вопросы, на ваш взгляд были наиболее важные?
  • Какие трудности при выполнении проекта вы испытали? 
  • Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

2. Вопросы аудитории:

  • Соответствует ли выбранная идея первоначально выдвинутым требованиям? 
  • Правильно ли сформулировали задачу разработчики? 
  • Обосновали ли разработчики каждый из критериев?
  • Была ли достаточна полной проработка выбранной идеи?

3. Комментарии специалистов (мастеров п/о), которые будут использовать предложенные проекты в своей работе

  • Разнообразны ли были идеи? Учитывали ли они местные условия?
  •  Как улучшить проект и (или) каковы направления для дальнейшего исследования?
  •  Предусматривает ли реализация  проекта решение экономических и экологических проблем?

4. Вопросы для проведения дискуссии

  • Удавалось ли при разработке проекта донести свои мысли до других?
  • Трудно ли  было принимать позиции других, договариваться с коллегами?
  • Проявили ли свои скрытые таланты, умения при работе в коллективе?
  • Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
  • Удачно ли была выбрана  форма изучения проектной технологии (разработка учебного проекта в роли обучающихся)?
  • Какие методики можете предложить для более качественного освоения  общеучебных (базовых) компетенций?

Выводы: Работая в составе мини-группы по созданию учебного проекта, обучающийся приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников. Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности.

Однако, следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно, так как это может пойти  в ущерб другим методам обучения.

ЛИТЕРАТУРА.  
1.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000 
2.  Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42. 
3.  Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М., 2004. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"

Самостоятельная работа– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая деятельность обучающихся, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляет...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Основная задача СПО  заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно...

Презентация "Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"

презентация к выступлению "Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны с целью оказания помощи обучающимся при освоении МДК.01.03 темы 3.9-3.16. «Организация секретарского обслужива...

РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии: станочник (металлообработка)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическо...

РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии: «Наладчик станков и оборудования в механообработке» по учебной дисциплине "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках"

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическо...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОДБ.03.ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ)

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.0...