Учебно-исследовательская работа как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа
статья на тему

Стависская Наталья Владимировна

Профессиональное самоопределение - важнейшая составляющая компетентного  специалиста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа.

Профессиональное самоопределение – это выбор молодёжью своего профессионального пути, а именно профессии, образовательной организации, места работы. Необходимым условием успешного профессионального самоопределения является сознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь.

Приоритетными целями повышения качества профессионального образования, обозначенными в Концепции модернизации Российского образования, являются формирование у выпускников готовности к профессиональному самоопределению, подготовка компетентного квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту.

Реализация поставленных перед средним профессиональным образованием целей предполагает  выполнение социального заказа на подготовку высококвалифицированного специалиста, обладающего не только готовым набором профессионально-технических навыков, но и деятельностно-организационной способностью «расти» в профессии, умением анализировать свой профессиональный уровень, обнаруживать и осваивать новые знания и профессиональные сферы в соответствии с меняющимися требованиями рыночной ситуации. Формирование таких качеств возможно через развитие его личностных особенностей, способностей, характера, учета особенностей психо-физиологического развития, интеллекта, объема знаний, навыков и умений, необходимых в будущей самостоятельной деятельности.

Важной задачей, стоящей перед профессиональной образовательной организацией в новых условиях, является создание необходимых организационно-педагогических условий для успешной профессиональной подготовки специалистов. Организационно-педагогические условия обучения должны учитывать особенности личностного саморазвития и профессионального самоопределения каждого студента,  определять цели  и пути реализации подготовки высококвалифицированного специалиста, заинтересованного в своем  карьерном росте.

Реализация процесса подготовки специалистов предполагает развитие учебно-профессиональной мотивации; направленность на саморазвитие и самосовершенствование; ориентацию на самостоятельный выбор студентом определенной области для более глубокого изучения; связь с реальным производством; использование современных образовательных технологий; активизацию учебно-исследовательской работы и проектной деятельности студентов.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность студентов играет значительную роль в формировании общих и профессиональных компетенций будущего специалиста, позволяет формировать личностно-индивидуальную образовательную траекторию  обучающегося, дает студенту возможность продемонстрировать свою инициативность, интеллектуальные возможности,  поверить в собственные способности, приобрести организаторские и ораторские навыки.

В нашем колледже реализуются следующие виды учебно-исследовательской деятельности студентов:

1) проблемно-реферативный - аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

2) аналитико-систематизирующий - наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

3) изобретательско-рационализаторский  - усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

4) экспериментально-исследовательский - проверка предложений и подтверждений или опровержений гипотезы;

5)  проектно-поисковый - поиск, разработка и защита проекта.

Выполнение учебно-исследовательской работы, независимо от ее вида, обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций, т.к. студенты в процессе работы:

1. Осуществляют поиск и использование необходимой информации для решения учебных или профессиональных задач (ОК 4).

2. Организуют собственную деятельность, выбирают методы и способы выполнения профессиональных задач (ОК 2).

3. Принимают решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несут за них ответственность (ОК 3).

4. Используют ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в профессиональной деятельности (ОК 5).

5. Учатся работать в коллективе и команде (ОК 6).

6. Берут на себя ответственность за работу членов команды и за результат (ОК 7) и т.д.

Важной составляющей мотивации студентов к участию в учебно-исследовательской работе являются реальные положительные результаты. Учебно-исследовательские работы студентов обязательно представляются авторами на различных конкурсах, научно-практических конференциях, круглых столах. Учебно-исследовательские работы студентов публикуются в различных сборниках конференций и на сайтах в сети Интернет.

Ежегодно наши студенты принимают участие в конференциях и конкурсах  различного уровня  и занимают призовые места (от уровня колледжа до регионального, всероссийского и международного уровней).

Среди лучших проектно-исследовательских работ можно отметить следующие: учебно-исследовательская работа «Проблема питьевой воды на планете» получила диплом 5 ступени на Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских проектов «Человек на Земле»; учебно-исследовательская работа «Сравнение способности снижения жесткости воды различных видов бытовых фильтров» получила диплом 3 ступени на Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских проектов «Человек на Земле» и заняла 3 место в конкурсе исследовательских работ на 1 международной научно-практической конференции «Глобальные проблемы современности»; учебно-исследовательская работа «Минеральные воды России» заняла 2 место в конкурсе исследовательских работ на 2 международной научно-практической конференции «Глобальные проблемы современности»; учебно-исследовательская работа «Шоколад и наше здоровье» заняла 3 место в конкурсе исследовательских работ на 3 международной научно-практической конференции «Глобальные проблемы современности» - эти работы выполнены студентами специальности Технология пиротехнических составов и изделий. Проблемно-реферативная работа «Проблемы автомобилестроения России в условиях экономического кризиса», выполненная студентами специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта получила диплом в номинации «Актуальность исследования» на 5 Всероссийской научно-практической конференции «Глобальные проблемы современности». Экспериментально-исследовательский проект «Поиск оптимальных форм обучения при прохождении учебной механической практики» занял 1 место в Международном конкурсе «Математика и проектирование», проект подготовлен студентами специальностей Автоматизация технологических процессов и производств и Экономика и бухгалтерский учет. Учебно-исследовательская работа «Построение математической модели объемов продаж в столовой колледжа» награждена дипломом 3 степени Федерального окружного соревнования молодых исследователей Центрального Федерального округа «Шаг в будущее. Центральная Россия», работа выполнена студентом специальности Автоматизация технологических процессов и производств. Работа «…» заняла 2 место в районной научно-практической конференции, посвященной 700-летию Сергия Радонежского, работа выполнена студентами специальности  Экономика и бухгалтерский учет. Студенты нашего колледжа являются постоянными участниками конкурса проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей МФЮА». Ежегодно на конкурс представляется до 5 различных работ и проектов, которые неизменно занимают призовые места.

Итоги участия студентов в различных мероприятиях находят свое отражение в портфолио индивидуальных достижений студентов, которое является суммой «образовательных и исследовательских продуктов» студента, позволяющей ему планировать и организовывать собственную учебно-профессиональную деятельность.

Анализ учебных и профессиональных достижений студентов, которые являются активными участниками проектно-исследовательской деятельности,  показывает, что они проявляют большую заинтересованность в учебе и внеурочной деятельности, более высокое качество знаний по результатам промежуточных и итоговых аттестаций, обладают более высокой информационно-коммуникативной культурой, более высокой самооценкой и другими личностными и профессионально значимыми качествами, имеющими определяющее значение для профессионального самоопределения студентов.

Таким образом, организованная учебно-исследовательская работа как целостная система является эффективным средством формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся и одним из определяющих факторов профессионального самоопределения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Роль преподавателя в профессиональном самоопределении студентов"

Статья посвещена  всестареннему воздействию педагога на личность студента, для формирования последующего профессионального самоопределения  будущего среднего медицинского персонала....

Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента педагогического колледжа

В статье раскрыты особенности, условия и содержание организации научно-исследовательской деятельности студентов ГПОУ "Читинский педагогический колледж"...

Учебно-исследовательская деятельность как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа

Профессиональное самоопределение – это выбор молодёжью своего профессионального пути, а именно профессии, образовательной организации, места работы. Необходимым условием успешного профессиональн...

Специфика развития профессионального самоопределения студентов Тульского региона

Профессиональная ориентация динамична, изменчива и представляет непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов мож...

Доклад "Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности 08.02.01"

Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»...

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

Сегодня в системе среднего и высшего образования реализуется новая образовательная модель, особенностью которой является личностно- ориентированный характер. Изменения, происходящие в системе образова...

Статья - "Стрессоустойчивость как фактор профессионального становления студента", г. Братск, межрегиональная студенческая конференция

На современном этапе развития отечественной системы среднего специального образования главной задачей является обеспечение его качества, направленного на формирование активной, здоровой, успешной, кон...