Методическая разработка обобщающего урока - викторины по учебной дисциплине "Психология " на тему "Психология подростка"
методическая разработка по теме

Шишкова Лидия Ивановна

Обобщающий урок-викторина на тему: «Психология подростка» составлен на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОП.02  «Психология» для специальности 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Содержание урока определено  требованиями  ФГОС СПО к преподаванию психологии. Урок-викторина – это урок с состязательной основой, который  относится к игровой технологии. Викторина - это один из видов нетрадиционных уроков,  проведение которых возможно нечасто, т.к. не всегда содержание материала можно представить в необычной форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_viktoriny.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка обобщающего урока-викторины по учебной дисциплине Психология по теме: «Психология подростка» с использованием активных методов обучения студентов СПО в рамках ФГОС

Пояснительная записка

        Обобщающий урок-викторина на тему: «Психология подростка» составлен на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОП.02  «Психология» для специальности 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Содержание урока определено  требованиями  ФГОС СПО к преподаванию психологии. Урок-викторина – это урок с состязательной основой, который  относится к игровой технологии. Викторина - это один из видов нетрадиционных уроков,  проведение которых возможно нечасто, т.к. не всегда содержание материала можно представить в необычной форме. Эти уроки требуют значительной предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. В то же время уроки-викторины могут быть использованы для промежуточного контроля знаний, при обобщении, систематизации материала по нескольким  темам; они вносят разнообразие в учебную деятельность студентов, снимают излишнее напряжение обычного опроса, развивают интерес к учебной дисциплине, обеспечивают самореализацию обучающихся, воспитывают культуру общения, умение слушать    и        слышать        других.                                                                                                           По новым ФГОС повышены требования к организации самостоятельной деятельности по предмету   на уроках и во внеурочной деятельности. Данный тип урока отвечает этим требованиям, т.к. предусматривает разные виды самостоятельной подготовки к занятию и  активный поиск  ответов на поставленные вопросы по ходу викторины. Викторину можно проводить по разным разделам курса психологии: как по общей, так        и        по        возрастной,        социальной        психологии.                                                                  Данная  методическая разработка  обобщающего урока – викторины представляет собой опыт работы преподавателя по проведению такого  типа уроков. Как и на других  уроках, здесь используются активные  формы и методы обучения: групповая форма деятельности, методы анализа практических ситуаций и решения задач, обыгрывание сюжетов, психологический практикум для болельщиков, «Мультяшная педагогика» по нахождению педагогических и психологических смыслов  в демонстрируемом  мультфильме, брейн-ринг – быстрые и короткие  ответы на вопросы, артистический конкурс с демонстрацией своих талантов  и другие.                                                                      Особенностью организации данного типа урока является разработка требований       к алгоритму выполнения заданий, критериев оценок. Таким образом, урок-викторина как нетрадиционная форма проведения занятия позволяет уйти от шаблонов в организации и проведении  урока, максимально вовлечь обучающихся в активную деятельность на уроке, увлечь занимательностью, повысить мотивацию к изучению учебной дисциплины, обеспечить дифференциацию студентов по их учебным возможностям, интересам и склонностям, использовать оценку в качестве формирующего инструмента.

Тема: «Психология подростка»

Тип урока – обобщающий урок-викторина

Цель: обобщение, систематизация знаний  о закономерностях психического развития подростка, формирование навыков группового взаимодействия.

Задачи:

1. Образовательные: формировать представления у обучающихся о  психологических закономерностях детей среднего школьного возраста.

2. Развивающие: развивать самостоятельность, гибкость мышления в поиске информации, необходимой для решения поставленных задач.

3. Воспитательные: развивать культуру диалога,  умение работать в команде.

Формируемые  компетенции:

Общие: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с партнерами.

Профессиональные: ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

Тип  мероприятия: викторина

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы работы: анализ практических ситуаций, решение задач, выполнение практических упражнений, анализ видеосюжета,  составление рекомендаций для учителей и родителей: «Как правильно общаться  с детьми подросткового возраста», самоанализ.

Дидактический материал: карточки с заданиями, мультфильм «Тигренок на подсолнухе»(«Непослушный медвежонок»),инвентарь для упражнений, презентация с вопросами брейн-ринга и ответами на них.

Структура мероприятия:

1.Организационный момент: приветствие, сообщение темы, цели, установка на активную мыслительную деятельность, деление на команды.

2. Выбор  членов  жюри: 2 преподавателя, 3 человека из числа обучающихся.

3.«Визитка»: приветствие команд, презентация командой своего названия, эмблемы и девиза.

4. Брейн - ринг (быстрые ответы на вопросы преподавателя)

5.Анализ мультфильма «Тигренок на подсолнухе», поиск педагогических и психологических смыслов.

6. Конкурс болельщиков.

7. Педагогическая мастерская – анализ педагогических ситуаций.

8.Домашнее задание:  Упражнение: «Пойми меня»  невербальный показ известной пословицы о воспитании детей.

9.Составление рекомендаций для родителей «Как правильно общаться с детьми подросткового возраста» (работа в малых группах).

10. Конкурс болельщиков.

Сценарий викторины.

Конкурс: «Визитка» (домашнее задание)

Цель: развитие умения работать в команде, проявлять творчество в решении поставленных задач,  воспитывать культуру диалога.

Ведущий:  конкурс называется «Визитка», поскольку вы представляете свою команду: ее название, эмблему и девиз. Можете использовать небольшую презентацию. Длительность «Визитки» - не более 3 минут, но можете уложиться и в более короткое время.   Максимальное количество баллов за этот конкурс – 3 балла.                                                                                                                                                                   Идет представление команд, просмотр презентаций. Жюри выставляет баллы.

Брейн - ринг (быстрые ответы на вопросы преподавателя)

Цель: закрепление знаний о закономерностях психического развития подростков.

Ведущий: сейчас  каждой команде я задам по 5 вопросов. Требование одно: на каждый последующий  вопрос отвечает другой член команды. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Максимальное количество очков  за этот конкурс – 5 баллов.

Вопросы 1 команде:

1.Назовите основное новообразование подросткового возраста («чувство взрослости»);                                                           2.Назовите симптом кризиса 13 лет, который проявляется в отрицании всех требований взрослого и приводит к ссорам, нарушениям дисциплины подростка (негативизм);                             3. Есть данные, что 90% школьников  в возрасте 13-15 лет склонны к этой форме общения. Что это за форма общения? (компании сверстников или «реакция группирования»);                                                                                  4.Назовите суть накопительных увлечений в подростковом возрасте (коллекционирование во        всех        видах);                                                                                                                                                    5. Что включает в себя «кодекс товарищества» в подростковом возрасте? (не предавать, не командовать, помогать в беде, быть самим собой, уважать автономию другого и др.).

Вопросы 2 команде:

1.Назовите ведущую деятельность подросткового возраста (интимно-личностное общение со        сверстниками);                                                                                                                                   2. Подростки очень зависимы от норм поведения, сложившихся в группе и от мнения её лидера. Как называется в психологии это явление? (явление - конформизм, а черта личности–конформность);                                                                                                                                                          3.Назовите явление подросткового возраста, в результате которого происходит ломка старых психологических структур, что приводит к взрыву непослушания, грубости, трудновоспитуемости        ребенка        (кризис13лет);                                                                                       4.Какая «магическая сила» тянет подростков в компании сверстников? (Общение со сверстниками – это способ интересно заполнить время, способ самопознания, способ уйти от одиночества, отстаивание своей свободы и независимости).                                                           5.Как        называются увлечения подростков, связанные с физическим самосовершенствованием? (телесные или мануальные).

Жюри выставляют баллы за конкурс.

Конкурс: «Мультяшная психология».

Цель: развитие межпредметных связей, способности видеть закономерности педагогических и психологических явлений,  связывать теоретический материал с практическим.

Ведущий: вашему        вниманию        предлагается         мультфильм        «Тигренок на подсолнухе»   («Непослушный медвежонок»). Ваша задача найти в нем педагогические и психологические смыслы и записать их  на листочке. Вы это можете делать как по ходу просмотра мультфильма, так и после него, поскольку вам будет дано еще 3 минуты для обобщения выводов. Затем вы представляете свою  групповую работу в жюри, которая оценивает результаты вашей деятельности.  У них уже есть примерные ответы. Высшая оценка этого конкурса – 5 баллов, т.е.  вы должны найти не менее 5 педагогических или психологических идей в этом фильме. За творчество и оригинальность ответа, необычную ее трактовку вы можете получить еще        1-2        балла.                                                                                                                                                          Идет просмотр и анализ мультфильма; по истечении отведенного времени письменные  ответы команд отдаются жюри.

Конкурс болельщиков

Цель: развитие самостоятельности, сообразительности и гибкости ума.

Ведущий: Пока конкурсанты оформляют свои ответы на листочках, мы  проведем интеллектуальную разминку для болельщиков. Я предлагаю вашему вниманию небольшой психологический практикум: «Случай в отеле».

        Если студенты затрудняются в нахождении правильного ответа, то предлагается обыграть сюжет, пригласив «полицейского», «потерпевшую», студента-мальчика из числа болельщиков в качестве «почтальона» и  трех девочек - «работников отеля» (В этом случае задача  решается быстро).

Конкурс: «Педагогическая мастерская»

Цель: закрепление и обобщение знаний по теме викторины, развитие умения связывать теорию с практикой, развитие культуры диалога.

Преподаватель: сейчас  вашему вниманию будут представлены  ситуации, связанные с психологическими особенностями подростков. Ваша задача  ответить на вопросы данных ситуаций. Задания  будут даваться поочередно. На каждый следующий вопрос отвечает новый член команды. За каждую правильно проанализированную ситуацию вы можете получить  -  3  балла.  Командам раздаются карточки-задания педагогических ситуаций.

Задания для команды №1

Ситуация №1. Многие подростки проявляют довольно странное поведение, ставящее в тупик взрослых: подвергают себя бессмысленным, на первый взгляд совершенно неоправданным опасностям. Например, занимаются экстремальными видами спорта, Для чего они это делают? (Ответ: подросток вопреки чувству страха пытается доказать себе и другим, что он может преодолеть невозможное. Он это делает для самоутверждения перед сверстниками: «Посмотрите, какой я крутой!» Преодоленный страх способствует росту самоуважения: «Я смог!» Его тянет на подвиги любопытство: «Смогу я или не смогу»).

Ситуация №2. Марк Твен как-то говорил, что когда ему было 14 лет, он считал своего отца настолько  глупым, что он с трудом его переносил. Но когда ему исполнился 21 год,  он был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет.  Объясните  причину такого быстрого и разительного изменения интеллекта отца Марка Твена. (Ответ: за эти годы  разительно поумнел не отец, а сам подросток, он стал объективно оценивать окружающих людей, чего не было в подростковом возрасте.).

Задания для команды №2

 Ситуация №1. Некоторые подростки в компании друзей любят приписывать какие-либо выдающиеся черты своему окружению. Их родственники или друзья сплошь «чемпионы», «бойцы спецназа». Для чего они это делают? ( Ответ: так подростки  повышают свой статус в глазах окружающих).

Ситуация №2. Почему подростки предпочитают не «живое» общение, а разговор по телефону, а те, кто имеет доступ к Интернету –  часами переписываются с помощью компьютера даже в том случае, когда друг живет в соседнем подъезде (Ответ: телефон и компьютер смягчают многие проблемы, например, застенчивость, тревожность, скованность. Нет нужды думать о том, как выглядишь. Можно прекратить общение в любой момент).

        Каждая команда выступает с анализом ситуации. Жюри выслушивает ответы и выставляет баллы.

Артистический конкурс: «Пойми меня» (домашнее задание)

Цель: развитие творчества, способности находить нужную информацию и работать в команде.                                                                                                                                              Ведущий: «Каждая команда подготовила по две  известные пословицы о воспитании детей, которые они представят на суд зрителей. Их задача: невербально показать содержание данной пословицы, т.е. разыграть небольшую сценку. Задача второй команды – отгадать пословицу. Просьба к болельщикам: не подсказывать, т.к. подсказанный ответ  не будет засчитан. Жюри оценивает творчество участников и эффективные способы демонстрации, которые помогли раскрыть смысл пословиц. За удачное решение задачи  максимально выставляется 3 балла».

Конкурс: «Как правильно общаться с подростком?»

Цель: обобщении знаний  о психологических особенностях подростка, и их взаимоотношениях  со взрослыми.  

Ведущий: «Каждая команда в течение 3-х минут составляет рекомендации  для учителей и родителей о том, «Как правильно общаться с подростком?». Рекомендации должны быть конкретными, учитывать интересы, как взрослых, так и самих подростков. За отличное выполнение данного задания команды получают по 3 балла. На столах есть все необходимое: листочки, ручки. Оценивает конкурс  жюри».

Конкурс болельщиков: «Логические задачи»

Цель: развитие сообразительности и гибкости ума.

Ведущий: «Пока команды выполняют последнее задание, я хочу предложить вам    задачи на  нестандартную логику. Условия задач: при поиске ответа вы можете задавать мне только такие конкретные  вопросы, на которые я могу ответить односложно: «Да», «Нет», «Не имеет значения».

Задача 1: «Лазающий медведь». Было замечено, что медведи часто забираются на телеграфные столбы. Почему они это делают?» (Ответ: медведь слышит жужжание телеграфных проводов и думает, что это жужжат пчелы. Взбираясь на столб, он надеется отведать меда в улье).

Задача 2: «Пища для размышлений». Датское правительство каждое утро выдает всему персоналу  одного из своих департаментов печенье совершенно бесплатно. Почему?                          (Ответ: Датское правительство всем почтальонам давало собачье печенье, чтобы ими можно было отвлечь дворовых собак).

Задача 3: «Завяжи узел»

Ведущий: «Приглашаю выйти сюда  по одному человеку от команд болельщиков                         (студенты выходят).  Я даю вам по одной одинаковой веревке. Задача: взяв веревку за концы,  не отрывая рук, завязать узел в середине веревки» (Решение: прежде чем  взяться за концы веревки, нужно  принять «позу Наполеона», затем в этой позе одной рукой взять  один конец веревки, другой рукой – второй конец, а потом выпрямить руки. Узел завяжется сам собой. Секрет задачи в том, что в условиях не сказано, каким образом взяться за концы веревки, поэтому можно это сделать из «позы Наполеона»).

        Преподаватель следит, чтобы студенты не размыкали рук, взявшись за концы веревки. Можно в помощь приглашать желающих болельщиков.

           Количество задач для болельщиков можно сократить.

Подведение итогов викторины жюри. Рефлексия. Выставление оценок  студентам   преподавателем.

Литература

1.Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей.- СПб.:Питер,2008.- 224 с.

2.Пол Стоун Задачи на нестандартную логику; пер. С англ. В.С.Фролова.- М.: АСТ: Астрель, 2007. – 95 с.

                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока-практикума с использованием методов активного обучения в группе профподготовки по профессии «Обувщик по ремонту обуви»

В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов при проведении современного урока - практикума в форме деловой игры, построенного на основе игрового замысла, моде...

Методическая разработка внеклассного урока-викторины по теме "Что ты знаешь о Великобритании?"

Данный урок поможет сделать внеклассное занятие интересным, а также расширит кругозор студентов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...

методическая разработка интегрированного урока - аукциона по учебным дисциплинам ОУД.12 Химия ОП.03 Техническое оснащение и организация рабочего места

Программы изучения учебных дисциплин ОУД.12 «Химия» и ОП.03 «Техническое оснащение и организация рабочего места» реализуются в соответствии ФГОС по программе подготовки квалифи...

Методическая разработка открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности»

Методическая разработка дополнительного учебного занятия по дисциплине: «Обществознание включая экономику и право» на первом курсе...

Методическая разработка "Обобщающий урок-игра "Компьютер от А до Я"

Данная разработка урока имеет своей целью совершенствовать, обобщить и закрепить знания обучающихся по дисциплинам «Информатика», «Информатика и информационно-коммуникационные технол...

Методическая разработка для уроков практической подготовки (учебная практика) по профессии 13249 "Кухонный рабочий" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по теме "Безопасное использование моющих средств в пищевой промышленности.

Методическая разработка разработана для уроков практической подготовки (учебная практика) по профессии 13249 "Кухонный рабочий" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данная...