Активные и интерактивные технологии на занятиях. Технология – «Дебаты».
статья на тему

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя с обучающимися (студентами). Методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в решении учебных и практических задач-  активные и интерактивные методы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ВО «Муромский медицинский колледж»

 Тушина Оксана Николаевна

Активные и интерактивные технологии на занятиях.

Технология – «Дебаты».

Для государства на сегодняшний день важнейшей задачей является воспитание эрудированных, высококультурных, толерантных и мобильных, целеустремленных, уверенных, свободных от стереотипов граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в обществе. Сегодня важно, чтобы обучающийся не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме, находить аргументы и контраргументы, выполнять разнообразные роли. [1,с.69]

В настоящее время среднее профессиональное образование ориентировано на работодателя, который оценивает подготовленность специалистов по уровню компетентности. Поэтому профессиональное образование должно быть ориентировано на подготовку компетентного специалиста, способного применять полученные знания и умения, быть готовым к осуществлению определенного вида деятельности в конкретных ситуациях. ФГОС нового поколения позволяет формировать определенный уровень профессиональной компетентности, чтобы стать востребованным специалистом на рынке труда. [4,с.9]

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя с обучающимися (студентами). Методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в решении учебных и практических задач-  активные и интерактивные методы.

В медицинском колледже применение активных и интерактивных технологий на  дисциплине «Семейная психология», «Деловое общение» повышает интерес к изучаемым предметам, способствует повышению качества обучения, позволяет использовать обучающимся различные источники информации (в том числе и Интернет).

 Формы воплощения активных методов обучения разнообразны: круглые столы, дискуссии, «мозговые штурмы», различные беседы; к интерактивным методам можно отнести проектную деятельность, ролевые и деловые игры, дебаты. [4, с.39]

Остановимся подробнее на использовании интерактивного метода «Дебаты».

 Педагогическая интерактивная образовательная технология “Дебаты” базируется на следующих принципах: целостность, универсальность, вариативность, ориентация на демократизацию учебного процесса, личностная ориентированность обучения, ориентация на подготовку обучающихся к самообразованию, добыванию знаний.

Наибольшие возможности методики дебатов связаны с использованием их как элемента занятия: в процессе актуализации знаний, систематизации и закрепления материала, обеспечения “обратной связи” или организации самостоятельной работы обучающихся. Использование дебатов как формы занятия требуют большой предварительной подготовки и включение всех обучающихся в ходе занятия. В начале изучения дисциплин, обучающиеся получают методические указания к подготовке и проведению дебатов и темы дебатов.

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте и опыте риторики. Количество участников в команде от 2х до 4-х человек; выбираются судьи, которые решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его. Выбирается таймкипер – это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры. Состав команд  и количество участников может меняться [3,с. 14].

Тема дебатов  должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы. Например:

  1. Обучение девочек и мальчиков должно быть раздельным.
  2. Школьная форма должны быть обязательной.
  3. Детские организации – лучший путь воспитать личность.
  4. Социальное неравенство между подростками существует.
  5. Проблема взаимоотношений между детьми и родителями разрешима.
  6. Государство должно обучать каждого ребенка бесплатно.
  7. Служба в армии должна быть контрактной.

 Дебаты учат многому и не просто учат, а развивают. Они способствуют: расширению общекультурного кругозора; развитию интеллектуальных способностей, исследовательских и организационных навыков; развитию творческих качеств; развитию коммуникативных умений; развитию ораторских способностей. Студенты принимают эту технологию с удовольствием

Как известно, качество знаний определяется такими характеристиками, как прочность, действенность, системность знаний. Благодаря использованию методики дебатов по ходу урока можно ненавязчиво и эффективно способствовать повышению качества знаний обучающихся.

Список литературы:

  1. Ахметвалиева Т.М. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе. Игровая технология // Новые образовательные технологии: материалы II Международной заочной научно-практической конференции.- 2013.
  2. Дебаты: Учебно-методический комплект.- М.: изд-во «Бонфи», 2001 .- 296 с.
  3. Никитина Н.Н., Утяшева А.Г. Современные образовательные технологии // Новые образовательные технологии: материалы II Международной заочной научно-практической конференции.- 2013.
  4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений/ Т.С.Панина.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для студентов медицинских колледжей по теме"Проценты в нашей жизни". В данной методической разработке связаны такая тема математики как "...

Активные и интерактивные формы работы

это небольшая статья, в которой я делюсь опытом своей работы по использованию активных и интерактивных форм работы на уроках истории, обществознания, экономики......

Активные и интерактивные технологии на занятиях в СПО. Технология- «Дебаты»

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя ...

Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов

В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе  по  активизации инновационной деятельности педагогов....

Технология урока по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D» занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме

Технология урока   по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D»занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме Этапы учебного занятияВремяЗ...

«Современные активные и интерактивные технологии и методики обучения»

Формирование профессиональной компетентности - сложный процесс, который осуществляется поэтапно в системе непрерывного профессионального образования. В этом процессе немаловажную роль играют общеобраз...