методическая разработка практического занятия "Сердечно-легочная реанимация"
учебно-методическое пособие на тему

Ивановская Анна Александровна

В основе учебно-методической разработки взято практическое занятие по теме:

«Сердечно-легочная реанимация».

Данная тема входит в Междисциплинарный курс - «Технология

оказания медицинских услуг» ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» . Большое внимание при изучении данной темы уделяется не только овладению манипуляционной техники, но и мастерству быстрого реагирования медицинского персонала при обнаружении пострадавшего без признаков жизни: осмотр места происшествия, определение наличия признаков жизни признаки клинической и биологической смерти;

- причины обструкции дыхательных путей;

- признаки обструкции (полной, частичной);

- причины и признаки остановки сердца;

- этапы сердечно-легочной реанимации;

- универсальные меры предосторожности при проведении ИВЛ;

- особенности проведения ИВЛ у пациента с трахеостомой, зубными протезами, повреждением головы, шеи, позвоночника;

- возможные осложнения СЛР;

- критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий;

- критерии прекращения СЛР.

Изучение  принципов организации сердечно-легочной реанимации имеет огромное значение в практическом здравоохранении и способствует выработке у  студентов чёткого практического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slr.docx135.06 КБ
Файл soderzhanie.docx17.69 КБ
Microsoft Office document icon umk.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно - методический разработка

«Сердечно-легочная реанимация».

Аннотация

В основе учебно-методической разработки взято практическое занятие по теме:

«Сердечно-легочная реанимация».

Данная тема входит в Междисциплинарный курс - «Технология

оказания медицинских услуг» ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» . Большое внимание при изучении данной темы уделяется не только овладению манипуляционной техники, но и мастерству быстрого реагирования медицинского персонала при обнаружении пострадавшего без признаков жизни: осмотр места происшествия, определение наличия признаков жизни признаки клинической и биологической смерти;

- причины обструкции дыхательных путей;

- признаки обструкции (полной, частичной);

- причины и признаки остановки сердца;

- этапы сердечно-легочной реанимации;

- универсальные меры предосторожности при проведении ИВЛ;

- особенности проведения ИВЛ у пациента с трахеостомой, зубными протезами, повреждением головы, шеи, позвоночника;

- возможные осложнения СЛР;

- критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий;

- критерии прекращения СЛР.

Изучение  принципов организации сердечно-легочной реанимации имеет огромное значение в практическом здравоохранении и способствует выработке у  студентов чёткого практического опыта.

Пояснительная записка

Данная работа представляет собой методическую разработку по теме: «Сердечно-легочная реанимация». Тема соответствует программе профессионального модуля  для студентов I-го года обучения отделений «Сестринское дело», «Лечебное дело»,«Акушерское дело»  изучение темы базируется на знании:

  • анатомии и физиологии «Дыхательная  система»;
  • основы патологии;
  • латинский язык;
  • фармакология.

 Изучение данной темы создаёт базу для дальнейшего усвоения клинических дисциплин.   Методическая разработка продумана таким образом, что все необходимые сведения изложены последовательно в достаточно простом виде. Методическая разработка может использоваться как при самостоятельной подготовке студента к уроку, так и при работе на самом занятии, так как содержит полный теоретический и разнообразный материал.

В последние годы повысилась потребность общества в высококвалифицированной медицинской помощи, в медицинских сёстрах, фельдшерах, акушерках, владеющих методами как ухода, так и оказания неотложной помощи. Роль средних медицинских работников в проведении всего комплекса сердечно-легочной реанимации чрезвычайно велика. Они чаще всего первыми отмечают резкое ухудшение состояния пациентов и приступают к проведению реанимационных мероприятий. От их знаний и чёткости в организации работы нередко зависит исход реанимации. Поэтому столь важное знание основ реанимации для средних медицинских работников любого профиля.

В данной теме рассматриваются приёмы сердечно-легочной реанимации вне реанимационного отделения, оказание помощи пострадавшему и самопомощь при обструкции дыхательных путей инородным телом, признаки клинической и биологической смерти.

        

ПМ 04, ПМ 05, ПМ 07 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

МДК 04.03, МДК 05.03,  МДК 07.03 «Технология оказания медицинских услуг»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Практическое занятие № 23

Дата «___»        20__г.

Тема: «Сердечно-легочная реанимация»

  1. Цели занятия         

Учебная:

  1. Познакомить с признаками клинической и биологической смерти и удушения; причинами обструкции дыхательных путей; особенностями проведения ИВЛ у пациентов с различными повреждениями; мерами предосторожности и возможными осложнениями при проведении ИВЛ; критериями эффективности и прекращения проводимых реанимационных мероприятий
  2. Сформировать профессиональные компетенции: ПК 1- ПК 11, ОК 1-8.
  3. Сформировать практический опыт:
  • Определение наличия обструкции
  • Помощь при обструкции дыхательных путей инородным телом:
  • пострадавшему в сознании и без сознания
  • беременным
  • детям различного возраста
  • Самопомощь, обучение окружающих приемам самопомощи при обструкции дыхательных путей
  • Сердечно-лёгочная реанимация взрослого и ребенка одним или двумя спасателями
  1. Закрепить практический опыт:
  • Дезинфекция использованного оборудования и инструментария;
  •  Подготовка одноразового инструментария к утилизации.

Воспитательная:

Стремиться воспитать умение терпеливого общения с пациентом и его родственниками. Подвести студента к глубокому пониманию ответственности за жизнь и здоровье пациента. Воспитывать ответственное отношение к выполнению профессиональных обязанностей, заботиться о безопасности своего здоровья и здоровья пациентов.

Развивающая:

 Способствовать развитию личностных качеств, необходимых в деятельности медицинской сестры, трудолюбия, развивать мыслительные способности, привить любовь к данной деятельности, активизировать познавательную   деятельность студента.

  1. Интеграционные связи

внутрипредметные МДК 04.01, МДК 05.01,  МДК 07.01 «Теория и практика сестринского дела»,  МДК 04.02, МДК 05.02,  МДК 07.02 «Безопасная среда для пациента и персонала».

 межпредметные  анатомия, фармакология, латинский язык.

  1. Оснащение:

1. ТСО – видеофильм «Сердечно-лёгочная реанимация», фантом для ИВЛ, СЛР, салфетки.

2. Дидактический   материал:   стандарты (технологии)  действий   медсестры,   тесты, ситуационные задачи, графический диктант, тестовые задания, методические указания для самостоятельной работы на занятии.

  1. Место проведения занятия: кабинет доклинической практики.
  2. Основные  этапы  занятия:

Организация занятия - 5 минут.

Изложение плана и методики проведения занятия - 5 минут.

Проверка готовности учащихся по данной теме - 40 минут.

Демонстрационная часть -20 минут.

Самостоятельная работа учащихся -155 минут.

Закрепление —25 минут.

Подведение итога занятия - 15 минут.

Задание на дом - 5 минут        

  1.  Ход занятия:
  • Методика проведения занятия и его содержание: практическое
  • Организационный момент:  отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации и реализации профильности.
  • Проверка готовности студентов по теме данного практического занятия:  

Контроль уровня знаний:

  1. Графический диктант.
  2. Фронтальный опрос.

Демонстрационная часть: продемонстрировать на фантоме приемы оказания помощи при обструкции дыхательных путей; проведение СЛР одним и двумя спасателями.

  • Самостоятельная работа студентов:
  • Оформляют папки стандартов (технологий),  аудиторную самостоятельную работу в дневники.
  • Отрабатывают навыки первой помощи при обструкции дыхательных путей, проведения СЛР.
  • Закрепление.
  1. Тестирование.
  2. Решение ситуационных задач.
  • Подведение  итогов  занятия:

Проведение анализа допущенных ошибок, выставление оценок с комментированием.

  • Домашнее задание: «Потеря, горе, смерть».

Знать: стадии терминального состояния, их основные клинические проявления; посмертный уход в условиях ЛПУ и на дому; оценить реакцию пациента на потерю; оказать психологическую  помощь пациенту; семье; переживающим  потерю; оценить интенсивность боли; подготовить тело умершего к переводу в патологоанатомическое отделение.

Литература:

  1. Т. П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела».
  2. Т.П,Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум».
  3. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела».
  4. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела».                                

                                                     

________ Преподаватель  ПМ                          

                                                                                                                 ________ Председатель ЦМК                    

Фронтальный опрос

Контрольные вопросы

  1. Что такое «клиническая смерть»?
  2. Перечислите признаки клинической смерти.
  3. Назовите основные принципы оказания помощи (последовательность СЛР).
  4. Какими методами проводят ИВЛ, и от чего зависит выбор методики?
  5. Каково соотношение компрессий и вдохов при проведении СЛР одним и двумя спасателями?  
  6. Какие осложнения могут возникнуть при проведении непрямого массажа сердца?
  7. Как оценивают эффективность проводимых мероприятий?
  8. Назовите признаки эффективности реанимационных мероприятий.
  9. Расскажите об особенностях проведения СЛР у детей.
  10. Как долго проводят СЛР?
  11. Что такое биологическая смерть?
  12. Назовите признаки биологической смерти.
  13. Назовите признаки обструкции дыхательных путей.
  14. Как оказать помощь пострадавшему в сознании?
  15. Без сознания?
  16. Оказание помощи беременным и пострадавшим с избыточной массой тела.
  17. Оказание самопомощи при обструкции дыхательных путей.

Графический диктант

тема «Сердечно-легочная реанимация»

Вариант 1.

Отметьте ответы на графической шкале: «ДА» или «НЕТ»,

  1. Сильный кашель с откашливанием свидетельствует о полной обструкции дыхательных путей.
  2. О нарушении потребности «дышать» говорят жалобы на одышку, боли в грудной клетке.
  3. Трупные пятна появляются через 15 минут после прекращения жизнедеятельности организма.
  4. Продолжительность клинической смерти составляет 3-6 минут.
  5. Прием Хеймлиха у беременных и тучных людей применяют в виде абдоминальных толчков.
  6. Необратимым этапом умирания организма является агония.
  7. Для биологической смерти характерно сужение зрачка.
  8. К признакам жизни относят наличие пульса, дыхания, реакции зрачков на свет.
  9. К нарушению потребности «дышать» можно отнести клиническую смерть.
  10. Жалобы        на цианоз лица, судорожный кашель, осиплость голоса, боль в гортани, нехватка воздуха могут свидетельствовать о частичной обструкции дыхательных путей.

Графический диктант

тема «Сердечно-легочная реанимация»

Вариант 2.

Отметьте ответы на графической шкале: «ДА» или «НЕТ».

  1. К признакам клинической смерти относят снижение температуры тела до температуры окружающей среды.
  2. Трупное окоченение возникает после 2-4 часов после смерти.
  3. Выполнение приема Хеймлиха заключается в вызывании рвотного рефлекса.
  4. Жалобы на цианоз лица, судорожный кашель, осиплость голоса, боль в гортани, нехватка воздуха можно отнести к нарушению потребности «быть чистым».
  5. К методу самопомощи при обструкции дыхательных путей можно отнести повышение эффективности кашлевого толчка.
  6. Под понятием «основная человеческая потребность» понимают дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия.
  7. Причиной обструкции дыхательных путей у людей в бессознательном состоянии может являться язык.
  8. Отсутствие реакции зрачков на свет относится к биологической смерти.
  9. При клинической смерти пульс определяется только на магистральных артериях. 10.Прием Хеймлиха у беременных и тучных людей применяют в виде грудных

толчков.

Эталон ответов к графическому диктанту

«Сердечно-легочная реанимация»

 

ВАРИАНТ 1: 1 -; 2+; 3 -; 4+; 5-; 6 -; 7-; 8+; 9+; 10+.

Да    _________________________________________________________

Нет  _________________________________________________________

             1         2         3          4        5          6          7           8          9          10

ВАРИАНТ 2: 1 -; 2+; 3-; 4-; 5+; 6+; 7+; 8+ 9 -10+.

Да    _________________________________________________________

Нет  _________________________________________________________

             1        2          3          4         5          6          7           8          9         10

Тестовый контроль

«Сердечно-легочная реанимация»

ВАРИАНТ I

«Четвертый лишний». Из предложенных вариантов ответов выберите неправильный ответ.

  1. Признаки клинической смерти:

А. Отсутствие дыхания  

Б. Отсутствие пульса

В. Отсутствие зрачкового рефлекса        

 Г. Трупные пятна

  1. Достоверные признаки биологической смерти

А. Трупное окоченение

Б. Отсутствие дыхания

В. Высыхание роговицы

Г. Симптом «кошачьего глаза»

  1. Признаки частичной обструкции верхних дыхательных путей

А. Сильный кашель              

  Б. Свистящее дыхание

В. Афония

Г. Потеря сознания

  1. Абдоминальные толчки выполняют пострадавшему до момента

А. Сохранения сознания

Б. Потери сознания

В. Появления кашля        

Г. Эвакуации инородного тела

  1. Показатели проходимости дыхательных путей у пострадавшего без сознания

А. Наличие пульса

 Б. Свистящее дыхание        

В. Экскурсия грудной клетки

Г. Запотевание зеркала у рта

  1. Прием Хеймлиха проводят с целью обеспечения

А. Смещения языка  

Б. Проходимости дыхательных путей

В. Повышения давления в легких/бронхах

Г. Смещения инородного тела в дыхательных путях

  1. Клетки головного мозга функционируют в состоянии тканевой гипоксии, в минутах.

А. 10-15

Б.  4-6        

В. 3-4        

Г. 1-2

  1. Обструкцию дыхательных путей вызывают

А. Рвотные массы

Б. Кусочки пищи

В. Эмоциональная лабильность

Г. Мелкие предметы

  1. Грудные толчки выполняют

А. Беременным женщинам

Б. Тучным людям

В. Оперированным абдоминальным пациентам        

Г. Пациентам с трахеостомой

  1. К терминальным состояниям относят:

А. Клиническая смерть

Б. Обструкция дыхательных путей        

В. Преагония

 Г. Агония


Тестовый контроль

«Сердечно-легочная реанимация»

ВАРИАНТ II

«Четвертый лишний».Из предложенных вариантов ответов выберите неправильный ответ.

  1. Купировать обструкцию дыхательных путей помогут

А. Грудные толчки

Б. Брюшные толчки        

В. Подручные предметы         

Г. Прием воды

  1. Причины обструкции дыхательных путей

А. Быстрая еда

Б. Употребление алкоголя        

В. Наличие зубных протезов

Г. Наложение трахеостомы

  1. Абдоминальные толчки выполняют пострадавшему до момента

А. Появления кашля.

Б. Потери сознания        

В. Сохранения сознания         

Г. Эвакуации инородного тела

  1. Показатели проходимости дыхательных путей у пострадавшего без сознания

А. Свистящее дыхание  

Б. Наличие пульса  

В. Экскурсия грудной клетки        

Г. Запотевание зеркала у рта

  1. Прием Хеймлиха (абдоминальные толчки) проводят:

А. Взрослому в сознании

Б. Взрослому без сознания

В. Тучным людям

Г. При самопомощи

  1. Признаки частичной обструкции верхних дыхательных путей

А. Потеря сознания

Б. Свистящее дыхание

В. Сильный кашель

Г. Афония

  1. Признаки клинической смерти:

А. Отсутствие пульсации

Б. Наличие «кошачьего зрачка»        

В. Отсутствие дыхания

Г. Зрачки не реагируют на свет

  1. Признаки биологической смерти:

А. Трупное окоченение

Б. Трупные пятна

В. Высыхание роговицы        

Г. Отсутствие пульса

  1. К терминальным состояниям относят:

А. Обструкция дыхательных путей  

Б. Преагония  

В Клиническая смерть

Г. Агония

  1. Оказание самопомощи при обструкции дыхательных путей:

А. Проводить кашлевые толчки  

Б. Надавить на эпигастральную область        

В. Перевеситься животом через спинку стула  

Г.Выпить воды.


Эталон ответов к тестовому контролю

«Сердечно-легочная реанимация»

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

1. Г

1. Г

2. Б

2. Г

3. Г

3. В

4. А

4. Б

5. А

5. В

6. А.

6. А

7. А

7. Б

8. В

8. Г

9. Г

9. А

10. Б

10. Г

Министерство здравоохранения Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

 «Будённовский медицинский колледж»

Методическое пособие  

для самостоятельной аудиторной работы

 студентов

на практическом занятии

                   «Сердечно-легочная реанимация»

Дисциплина  

ПМ. 05 МДК 05.03  Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

ПМ.07  МДК 07.03  Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

ПМ 04 МДК 04.03. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 

г. Будённовск 2015

Методическое пособие  для самостоятельной аудиторной работы

 студентов на практическом занятии

по теме «Сердечно-легочная реанимация».

Цель занятия:

  1. Закрепить знания:
  • о признаках клинической и биологической смерти.        
  • о причинах обструкции дыхательных путей.
  • о понятии частичной и полной обструкции дыхательных путей.
  • о признаках удушения;
  1. Приобрести и закрепить на занятии практический опыт:
  • определить наличие обструкции дыхательных путей;
  • оказать помощь при обструкции дыхательных путей инородным телом у пострадавшего в сознании и без сознания, с избыточной массой тела, беременным (прием Хеймлиха), детям различного возраста.
  • оказать самопомощь при обструкции дыхательных путей;
  • обучить окружающих приемам самопомощи при обструкции дыхательных путей.

Время: 155 минут

image35

Глоссарий

Термин/понятие

Определение

Реанимация

«Оживление»- восстановление утраченных жизненно важных функций организма при остановке дыхания и кровообращения.

Терминальное состояние

Обратимое состояние, конечная стадия угасания жизни, предшествует биологической смерти, включает несколько стадий

Обструкция

(лат. obstruction- преграда, закупорка)- наличие препятствия в полом органе

Клиническая смерть

Пограничное состояние между угасанием жизни и биологической смертью, продолжительностью 3-6 минут.

Биологическая смерть

Необратимые прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.

Регургитаиия

Пассивное затекание желудочного содержимого в дыхательные пути

Приём Хеймлиха

Метод устранения обструкции дыхательных путей путем выталкивания инородного тела серией толчков между пупком и грудной клеткой (эпигастральной области)

Конспект по теме

«Сердечно-легочная реанимация»

Наступление смерти проявляется в необратимом нарушении основных жизненных функций организма с последующим прекращением жизнедеятельности отдельных тканей и органов. Частая причина смерти - заболевание или воздействие на организм разных факторов.

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ - (относящийся к концу, пограничный) - состояния пограничные между жизнью и смертью, критический уровень расстройства жизнедеятельности с катастрофическим падением АД, глубоким нарушением газообмена и метаболизма.

image1

Предагональное состояние: общая заторможенность, сознание спутанное, АД не определяется, пульс на периферических артериях отсутствует, но пальпируется на сонных и бедренных артериях; дыхательные нарушения проявляются выраженной одышкой, цианозом и бледностью кожных покровов и слизистых оболочек.

Агональное состояние: отсутствие сознания и глазных рефлексов, неопределяемое АД, отсутствие пульса на периферических и резкое ослабление на крупных артериях; при аускультации определяются глухие сердечные тоны; на ЭКГ регистрируются выраженные признаки гипоксии и нарушения сердечного ритма.

Клиническая смерть - это обратимое состояние, продолжающееся с момента прекращения витальных функций (кровообращения, дыхания) до наступления необратимых изменений в коре большого мозга. В этот период еще не развились необратимые изменения в организме. Различные органы умирают с различной скоростью. Чем выше уровень организации ткани, тем более она чувствительна к недостатку кислорода и тем более быстро эта ткань умирает. Кора больших полушарий головного мозга умирает максимально быстро, через 4-6 минут. Период, пока жива кора больших полушарий, называется клинической смертью. В этот период времени возможно восстановление функции нервных клеток и центральной нервной системы.

Биологическая смерть характеризуется наступлением необратимых процессов в тканях и органах.

Признаки жизни

  1. Сердцебиение.
  2. Пульс на лучевой, сонной и бедренной артериях.
  3. Дыхание. При очень слабом поверхностном дыхании поднести

ко рту или носу пострадавшего зеркало или любой блестящий холодный предмет (часы, очки, лезвие ножа, осколок стекла и др.), которое от дыхания запотевает. Можно использовать нитку или вату, которая будет колебаться в такт дыханию.

  1. Реакция роговицы глаза на раздражение. Роговица глаза богата нервными окончаниями, и при минимальном ее раздражении возникает моргательный рефлекс. К глазу аккуратно прикасаются кончиком носового платка (не пальцем!), если человек жив - веки моргнут.
  2. Реакция зрачков на свет. Если глаза закрыты, то  поднимая веки - зрачки сузятся; если - открыты, то закрывают глаза ладонью на 5-10 секунд, убирают ладонь - зрачки сузятся. В темное время суток глаз освещают источником света (фонариком). Реакцию зрачков на свет необходимо проверять на обоих глазах.

Признаки клинической смерти

  1. Отсутствие признаков жизни (сознания, дыхания, пульса).
  2. Бледность (землисто-серый цвет), цианоз.
  3. Отсутствие рефлексов.

Признаки биологической смерти

Признаки биологической смерти проявляются не сразу после окончания стадии клинической смерти, а некоторое время спустя. Причем каждый из признаков проявляется в разное время, а не все одновременно.

1. "Кошачий глаз" (симптом Белоглазова). 

Появляется через 25-30 минут после смерти. У человека зрачок круглой формы, а у кошки - вытянутый. После смерти ткани человека теряют свою эластичность и упругость, и, если сдавить с двух сторон глаз мертвого человека, он деформируется, и вместе с глазным яблоком деформируется и зрачок, принимая вытянутую форму, как у кошки. У живого человека деформировать глазное яблоко если не невозможно, то очень трудно.

2. Высыхание роговицы глаза и слизистых оболочек. Появляется через 1,5-2 часа после смерти, т.к. перестают функционировать слезные железы, которые вырабатывают слезную жидкость, которая, в свою очередь, служит для увлажнения р| глазного яблока. Роговица теряет естественный блеск, становится мутной, иногда появляется серовато-желтоватый налет. Быстро высыхают слизистые оболочки, которые при жизни были более увлажнены. Например, губы становятся темно-бурого цвета, морщинистые, плотные.

З.Трупные пятна. После остановки сердца прекращается движение крови по сосудам, и кровь, из-за своей тяжести, постепенно перетекает в более низко расположенные части трупа, переполняя и расширяя капилляры и небольшие венозные сосуды, которые просвечиваются через кожу в виде синюшно-багровых пятен. Окраска трупных пятен не равномерная, имеет так называемый "мраморный" рисунок. Возникают через 1,5-3 часа (иногда через 20-30 минут) после смерти. При положении трупа на спине, трупные пятна расположены на задней и заднее - боковых поверхностях тела, на животе - на передней поверхности тела, лице, при вертикальном положении трупа (повешение) - на нижних конечностях и нижней части живота.

  1. Трупное        окоченение. После наступления смерти в трупе происходят биохимические процессы, приводящие вначале к расслаблению мышц, а затем к сокращению и затвердению - трупному окоченению. Развивается трупное окоченение в течение 2-4 часов после смерти. Развивается трупное окоченение не во всех группах мышц одновременно, а постепенно, от центра к периферии (мышцы лица, затем шеи, грудной клетки, спины, живота, конечностей). Спустя 1,5-3 суток окоченение исчезает (разрешается), что выражается в расслаблении мышц. Окоченение ускоряется в условиях высокой температуры, при низкой - отмечается его задержка.
  2. Трупное        охлаждение. Температура трупа вследствие прекращения обменных процессов и выработки энергии в организме постепенно понижается до температуры окружающей среды. Наступление смерти можно считать достоверным при понижении температуры тела ниже 25 градусов (по данным ряда авторов - ниже 20). Определять температуру трупа лучше на участках, закрытых от воздействия окружающей среды (подмышечная впадина, полость рта), так как температура кожи полностью зависит от температуры окружающего воздуха, наличия одежды и т.п. Скорость остывания тела может изменяться в зависимости от температуры окружающего воздуха, но в среднем составляет 1 градус/час.

Обструкция верхних дыхательных путей инородным телом

Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, обструкция верхних дыхательных путей инородным телом приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения фундаментальной потребности ДЫШАТЬ, что в данном случае может привести к нарушению всех потребностей организма и даже его смерти.


\

Причины, вызывающие обструкцию дыхательных путей 

Обструкция дыхательных путей может возникнуть при западении языка или отеке тканей ротовой полости и горла вследствие травмы или тяжелой формы аллергической реакции. У людей в бессознательном состоянии глубоко наиболее распространенной причиной непроходимости является язык, который западает в горло и блокирует доступ воздуха в легкие.

Обструкция дыхательных путей может также быть вызвана попаданием в них инородного тела, например, пищи, небольшой игрушки или жидких субстанций, вроде рвотных масс, слизи, крови или слюны. Это состояние называется удушением. Инородное тело может застрять в любом месте дыхательных путей от горла до легких.

Наиболее распространенными причинами удушения являются:

  • попытка проглотить большие куски пищи без тщательного их пережевывания.
  • чрезмерное употребление спиртных напитков до или во время принятия пищи. Алкоголь притупляет рвотный рефлекс, что делает риск подавиться при еде более вероятным.
  • зубные протезы мешают ощутить, хорошо ли пережевана пища перед глотанием.
  • оживленный разговор и смех во время еды или принятие пищи второпях, ходьба, игра или бег, когда во рту находится пища или посторонний предмет.

Признаки и симптомы удушения

Характер нарушения

Признаки и симптомы

Частичная обтурация (сознание сохранено)

Сильный кашель с откашливанием.

Пострадавший в состоянии дышать и говорить.

Пострадавший хрипит или натужно кашляет, руками хватается за горло

Полная обструкция (сознание сохранено)

Пострадавший не в состоянии ни говорить, ни дышать, руками хватается за горло, лицо синеет

Удушение, потеря сознания

Пострадавший не реагирует и не дышит. Воздух не поступает в легкие, лицо посинело.

Первая помощь при обструкции дыхательных путей

При обструкции верхних дыхательных путей  инородным телом необходимо открыть рот пострадавшего пальцами и попытаться удалить инородное тело указательным пальцем.

Прием Хеймлиха

Если пострадавший подавился инородным телом, застрявшим в горле, и находится в сознании, следует  выполнить поддиафрагмально- абдоминальные  толчки.

Подобные, мероприятия именуются также мануальными толчками, метод пневматического удара, или приемом Хеймлиха.

 Пострадавший в сознании

  1. Пострадавший в положении сидя или тоя.
  2. Встаньте позади пострадавшего и поставьте свою стопу между стоп пострадавшего.
  3. Обхватите его руками за талию.
  1. Сожмите кисть одной руки в кулак, прижмите ее большим пальцем к животу пострадавшего на средней линии чуть выше пупочной ямки и значительно ниже конца мечевидного отростка (реберного угла).
  1. Обхватите сжатую в кулак руку кистью другой руки и быстрым толчкообразным движением, направленным кверху, нажмите на живот пострадавшего.
  1. Толчки следует выполнять раздельно и отчетливо до тех пор, пока инородное тело не будет удалено, или пока пострадавший не сможет дышать и говорить, или пока пострадавший не потеряет сознание.
  2. Если пострадавший потерял сознание, спустите его на пол по ноге и выполняйте следующую манипуляцию.        

Пострадавший без сознания

  1. Уложите пострадавшего на спину.
  2. Сядьте верхом поперек бедер пострадавшего, упираясь коленями в пол, и наложите одну руку основанием ладони на его живот вдоль средней линии, чуть выше пупочной ямки, достаточно далеко от конца мечевидного отростка.
  3. Сверху наложите кисть другой руки и надавливайте на живот резкими толчкообразными движениями, направленными к голове, 5 раз. Содержимое желудка может попасть в рот и далее в дыхательные пути, что приводит к тяжелой пневмонии. Чтобы этого не допустить, после каждых надавливаний проверяйте полость рта на наличие рвотных масс и удалите их.

Второй прием (если не помогает или если вы ниже ростом, чем пострадавший): наклонить человека вперед, 3-4 отрывистых удара основании ладони по позвоночнику на уровне верхнего края лопаток.

Если человек без сознания: Повернуть на бок, нанести 3-4- отрывистых удара по позвоночнику на уровне верхнего края лопаток.

Обструкция верхних дыхательных путей инородным телом у тучного пострадавшего или беременной

Данной категории лиц НЕЛЬЗЯ проводить абдоминальные толчки!

Техника толчкообразных надавливаний на грудную клетку в положении стоя или

сидя:

  • встаньте позади пострадавшего, поставьте свою стопу между его стоп, обхватите его грудную клетку на уровне подмышечных впадин;
  • кисть одной руки, сжатую в кулак, поместите большим пальцем на середину грудины, обхватите ее кистью второй руки;
  • выполняйте толчкообразные движения по грудине на себя до тех пор, пока инородное тело не выйдет наружу или пострадавший не потеряет сознание;
  • если пострадавший потерял сознание, немедленно начинайте базовый реанимационный комплекс.

ОКАЗАНИЕ САМОПОМОЩИ ПРИ ОБСТРУКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

ИНОРОДНЫМ ТЕЛОМ

Инородное тело небольших размеров может выйти с кашлем. Для повышения эффективности кашля пострадавший перед кашлевым толчком должен глубоко вдохнуть. В этом случае выдох начинается - (независимо от человека) при закрытой голосовой щели. Давление в голосовых путях резко повышается, затем голосовая щель

открывается и струя воздуха, идущая из легких, выталкивает инородное тело. Если инородное тело расположено в области голосовой щели, глубокий вдох перед кашлем невозможен. При этом кашлевые толчки нужно производить за счет воздуха, всегда остающегося в легких после обычного вдоха. При этом нельзя разговаривать, пытаться сделать глубокий вдох.

Если описанные способы не помогли, необходимо поступить следующим образом. Обеими руками отрывистыми толчками надавить на эпигастралъную область или резко наклониться вперед, упираясь животом в спинку стула и перевешиваясь через нее.  Повышенное давление, созданное в брюшной полости при выполнении этих приемов, передается через диафрагму на грудную полость, что способствует выталкиванию инородного тела из дыхательных путей.

Восстановление проходимости дыхательных путей у ребенка до года 

  1. Проверить проходимость дыхательных путей, дыхание, кровообращение.
  1. Выполните манипуляцию пальцем. Для этого используйте мизинец.
  2. Уложите ребенка лицом вверх на правое предплечье, чтобы оно служило основанием и опорой для спины, а голова находилась на ладони.
  3. Наложите левую руку на переднюю грудную стенку так, чтобы большой и средний пальцы обжимали лицо, а указательный палец был в преддверии рта.
  4. Переверните ребенка так, чтобы левая рука стала опорной, а правая высвободилась. Если тяжело, то положите левую руку на колено.
  5. Сделайте 5 похлопывающих движений по спине между лопаток ребенка ладонью правой руки.
  6. Переверните ребенка в исходное положение на правую руку.
  7. Оцените АВС (проходимость дыхательных путей, дыхание, кровообращение).
  8. При отсутствии дыхания выполните манипуляцию пальцем и повторите прием заново.
  9. При отсутствии дыхания выполняем нажатие на грудину по межсосковой линии 5 раз.

11 .Выполните манипуляцию пальцем.

Вопросы для самоконтроля

image23

  1. Используя атлас по анатомии и физиологии человека, вспомните АФО дыхательной системы.
  2. Назовите причины обструкции дыхательных путей.
  3. Назовите признаки и симптомы удушения.
  4. В чем заключается смысл использования приема Хеймлика?
  5. В чем отличие применение приема Хеймлика у тучных и беременных.
  1. Как осуществить самопомощь при обструкции дыхательных путей инородным телом?
  2. В чем заключается помощь при обструкции дыхательных путей у детей первого года жизни?

  1. Используя конспект лекции «Потребности человека в здоровье и болезни » охарактеризуйте, какие потребности нарушены при обструкции дыхательных путей инородным телом?

СТАНДАРТ ДЕЙСТВИЙ МЕДСЕСТРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ: обструкция дыхательных путей инородным телом

План сестринских вмешательств:

Цель: восстановить проходимость дыхательных путей за 3-4 минуты.

  1. Встать позади пациента, и расположить свои руки у него под мышками и вокруг грудной клетки.
  2. Пальцы левой кисти сжать в кулак и поместить кулак в области средней трети грудины
  3. Охватить свой кулак другой рукой.
  4. Делать толчки грудной клетки до тех пор пока не восстановится проходимость дыхательных путей или пока пострадавший не потеряет сознание.

Клиническая смерть

  1. Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние

1.1. Отсутствует сознание дыхание и пульсация на сонных артериях. Зрачки расширены. Кожные покровы бледные.

  1. Действия медсестры

Действия

Обоснование

  1. Попросить окружающих вызвать скорую помощь
  2. Определить нарушение сознания.
  3. Определить наличие дыхания и пульса на сонных артериях.
  4. Восстановить проходимость дыхательных путей.
  5. Произвести 1 прекардиальный удар.
  6. Приступить к закрытому массажу сердца и искусственной вентиляции лёгких по способу «рот в рот».
  7. Проводит реанимацию 1 человек на 15 компрессии 2 вдоха, если 2 человека - на 5 компрессии - 1 вдох.
  8. Каждые 2 мин. проверять пульс на сонных артериях

Пострадавший нуждается в срочной врачебной помощи

Оценка состояния пострадавшего

Устранение гипоксии

Восстановление кровообращения и дыхания

Контроль состояния

3. Подготовить аппаратуру и инструментарий:

3.1. Кислород мешок Амбу

3.2 Набор для интубации, дефибриллятор, систему для в/в вливания шприц и иглы для инъекции.

Состояние улучшилось: кожные покровы порозовели, появился пульс на сонных артериях, самостоятельное дыхание, зрачки сузились. Реанимацию прекратить, дать кислород, уложить в безопасное положение.

Состояние без перемен. Реанимацию продолжить до приезда скорой помощи или в течение 30 минут, по истечении этого срока в случае отсутствия эффекта реанимацию можно прекратить

СТАНДАРТ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ ПРИ ЗАКУПОРКЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ (ПОСТРАДАВШИЙ В СОЗНАНИИ)

Последовательность действий

Взрослые и дети с одного года

Дети до одного года

  1. Определить проходимость дыхательных путей (есть ли затруднение дыхания)

Пострадавший подаёт «универсальный сигнал беды»: хватается руками за горло.

Спросить пострадавшего. «Вы что подавились?» Определить наличие полной закупорки дыхательных путей (пострадавший не может говорить, кашлять, дышать) или частичной (неэффективный кашель, свистящее, затруднительное дыхание)

Внезапное затруднение дыхания с невозможностью кашлять, кричать

  1. Освободить дыхательные пути от инородного тела

Стоя сзади, обхватить руками талию пострадавшего. Сложить пальцы одной кисти в кулак и крепко прижать его к животу пострадавшего в эпигастральной области. Захватить кулак другой рукой. Вдавить кулак в эпигастральную область быстрым толчком вверх (приём Хеймлиха). Повторять толчки до тех пор, пока дыхательные пути не освободятся или пострадавший не потеряет сознание

Положить малыша на своё левое предплечье лицом вниз (голова «свешивается») с руки спасателя.

Сделать 4 хлопка по спине основанием ладони. Переложить малыша лицом вверх на другое предплечье. Сделать 4 нажатия на грудную клетку так же, как при непрямом массаже. Продолжать хлопки и нажатия до тех пор,  пока не восстановится проходимость дыхательных путей или малыш не потеряет сознание.

СТАНДАРТ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ ПРИ ЗАКУПОРКЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ (ПОСТРАДАВШИЙ БЕЗ СОЗНАНИЯ)

Последовательность

действий

Взрослые

Дети (от 1 года до 8 лет)

Младенцы до I года

I. Придать

пострадавшему

правильное

положение.

Попытаться

удалить инородное тело.

Сесть «верхом» на

колени

пострадавшею.

расставить

ноги вокруг его

бёдер.

Поместить ладонь

левой руки

на эпигастральную

область.

Обследовать

пальцем рот и

попытаться

захватить

инородное тело.

Продолжить

приём Хеймлиха

при

невозможности

Удалить

 инородное тело.

Сделать ИВЛ

(2 вдувания).

Уложить пациента на

спину. Сесть «верхом»

коленями на уровне

ступней ребёнка и

произвести приём Хеймлиха. Избегать очистки рта пальцами, вслепую. Удалить инородное тело, если оно видно. Продолжать приём

Хеймлиха при невозможности удалить

инородное тело. Сделать ИВЛ (2 вдувания).

Положить малыша на своё левое предплечье

лицом вниз(голова

«свешивается») с руки спасателя. Сделать 4 хлопка по спине основанием ладони. Переложить малыша лицом вверх на другое предплечье. Сделать 4 нажатия на грудную клетку так же, как при

непрямом массаже.

Удалять инородное тело вслепую недопустимо.

Удалить инородное тело если оно видно. Сделать ИВЛ (2 вдувания). Продолжать хлопки по спине и толчки на

грудину, осмотр рта и ИВЛ до тех пор, пока грудь малыша не поднимется.

 2.Провести

сердечно-лёгочную

реанимацию (СЛР)

после удаления инородного тела

Проверить пульс на

сонной артерии.

Разогнуть голову

 пострадавшего.

Провести полный

цикл СЛР

Проверить пульс на

сонной артерии.

Разогнуть голову

пострадавшего.

Провести полный цикл СЛР

Проверить пульс на

плечевой артерии.

Слегка разогнуть голову малыша. Провести

полный цикл СЛР.


Заключение

Роль медицинской сестры сильно изменилась по сравнению с первыми днями существования этой профессии, она переосмысливается и в здравоохранении, и в обществе, расширяются полномочия сестринского персонала.

Медицинская сестра должна обладать необходимым уровнем теоретических знаний, иметь навыки профессионального общения и обучения пациентов, выполнять сестринские манипуляции, используя современные технологии, должна хорошо знать и уметь применять методы неотложной помощи.

Как говорила Вирджиния Хендерсон: « ... Медсестра это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить».

image27


Ход самостоятельной работы

Цель

Что делать?

Как делать?

1 .Закрепить знания

Повторить конспект темы

  1. Ответьте на вопросы:
  1. Что такое терминальные состояния?
  2. Перечислите терминальные состояния.
  3. Чем отличается клиническая смерть от биологической?
  4. Перечислите признаки клинической смерти.
  5. Перечислите признаки биологической смерти.
  6. Что такое «обструкция дыхательных путей»?
  7. Назовите причины дыхательной непроходимости.
  8. Как проводят прием Хеймлиха у беременных и тучных людей?
  9. Каковы особенности проведения помощи при обструкции дыхательных путей у детей первого года жизни?
  10. Удовлетворение, каких потребностей нарушено при обструкции дыхательных путей у человека?
  11. Как осуществить обучение методам самопомощи и помощи окружающим при обструкции дыхательных путей?
  12. . Какова профилактика обструкции дыхательных путей?
  1. Опишите в дневниках характеристику основной жизненной потребности: «дышать».

2.Закрепить практический опыт

1.Определить наличие обструкции дыхательных путей. Оказать самопомощь и помощь пострадавшему  в сознании и без сознания, с избыточной массой тела,   беременным (прием Хеймлиха), детям 1 года жизни

1. Отработка манипуляций, используя фантом и в мини-группах.

2.Работа в парах: отработка практических манипуляций по заданной клинической ситуации (работа по карточкам). Результаты оформить в дневнике.

2.Оказать самопомощь при обструкции дыхательных путей; обучить окружающих приёмам самопомощи при обструкции дыхательных путей

Отработать практические умения по оказанию самопомощи при обструкции дыхательных путей.

Составить        инструкцию по обучению окружающих приемам самопомощи при обструкции дыхательных путей (оформить в дневнике).

3.Решить ситуационные задачи

Решите и оформите в дневнике задачи

Задача № 1.

Дежурную медсестру пригласили в палату. Со слов матери ребенок во время еды (ел сало) начал кашлять и "давиться". Ребенок беспокоится, кашляет, позывы на рвоту. Кожные покровы гиперемированные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, принимает участие вспомогательная мускулатура: ЧДД - 36 в минуту, пульс до 150 в минуту, в области шеи западает яремная вырезка.

Задания

  1. Определите и обоснуйте причину ухудшения состояния пациента.
  2. Какая потребность нарушена.
  3. Сформулируйте сестринский диагноз.

Задача № 2.

Во время обеда пациент неожиданно закашлял, издал звук в виде "петушиного крика", перестал дышать и говорить. Объективно: сознание не нарушено лицо красное, влажное,  дыхания нет

пульс до 100 уд. в минуту на вопросы не отвечает Задания

  1. Определите и обоснуйте причину ухудшения состояния пациента.
  2. Какая потребность нарушена.
  3. Сформулируйте сестринский диагноз
  4. Оказать самопомощь при обструкции дыхательных путей; обучить окружающих приемам самопомощи при обструкции дыхательных путей.

Карточки с ситуационными задачами

для самостоятельной работы студентов

«Сердечно-легочная реанимация»

Карточка №1 (Работа в парах)

Вы оказались на месте автокатастрофы, где пострадала молодая женщина, приблизительно, по словам очевидцев, 30 минут назад. Присутствующие решили, что женщина умерла, так как отсутствовал пульс на сонной артерии и сочли нецелесообразным проводить реанимационные мероприятия. Ваша тактика?

Карточка №2 (Работа в парах)

Во время физических упражнений подросток жевал жевательную резинку, поперхнулся и стал задыхаться: он в сознании, хватается за горло, не может вдохнуть. Охарактеризуйте состояние пострадавшего. Продемонстрируйте Вашу тактику.

Карточка №3 (Работа в парах)

Во время еды пожилая женщина внезапно потеряла сознание. При осмотре: кожные покровы резко бледные, дыхание отсутствует. Есть зубные протезы. Охарактеризуйте состояние пострадавшего и продемонстрируйте Вашу тактику.

Карточка №4 (Работа в парах)

Во время бурного обсуждения текущих событий в стране за праздничным столом один из присутствующих гостей внезапно закашлялся, схватился руками за горло. При разговоре появилась охриплость голоса. Отмечает чувство нехватки воздуха, боли в горло при разговоре. Охарактеризуйте состояние пострадавшего и продемонстрируйте Вашу тактику.

Карточка №5 (Индивидуальная работа)

К Вам обратилась соседка, которая просит помочь ее годовалому сыну. Минуту назад у ребенка во время игры появился сильный кашель, при попытке кричать, плакать звуков не слышно. Ребенок возбужден, появилась одышка, цианоз носогубного треугольника, позывы на рвоту. Мать отмечает, что вокруг ребенка были рассыпаны пуговицы. Охарактеризуйте состояние пострадавшего и продемонстрируйте Вашу тактику.


image31Увлекательные задания

  1. Загадки

  1. ЕЩЕ ОБРАТИМОЕ СОСТОЯНИЕ,

3-6 МИНУТ ПРАКТИЧЕСКИ.

ПУЛЬС ОТСУТСТВУЕТ,

НЕТ ДЫХАНИЯ - У ЧЕЛОВЕКА СМЕРТЬ______________.

  1. ПРИЕМ ТОЛЧКОВ АБДОМИНАЛЬНЫХ

СОВЕТУЕТ НАМ ИНСТРУКЦИЯ,

ЧТОБ НЕ РАЗВИЛАСЬ МОМЕНТАЛЬНО

ПУТЕЙ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ______________.

  1. ПОТРЕБНОСТЬ Я ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ.

ПРИ АСФИКСИИ ВАЖНО ЗНАТЬ:

ВОССТАНОВИТЬ МЕНЯ - ВОТ ГЛАВНОЕ!

ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Я - «___________».

  1. ВОТ ПОСТРАДАВШИЙ НА ЗЕМЛЕ ЛЕЖИТ

НАД НИМ СКЛОНИЛАСЬ МЕДСЕСТРА :

«ЕСТЬ ПУЛЬС, ДЫХАНИЕ, ОН ЖИВ» -

ОПРЕДЕЛИЛА ЧТО ОНА?___________.

  1. Угадай слово

1. ОБРАТИМОЕ СОСТОЯНИЕ, КОТОРОЕ ПЕРЕЖИВАЕТ ОРГАНИЗМ В ТЕЧЕНИЕ 3-6 МИНУТ ПОСЛЕ ОСТАНОВКИ СЕРДЦА И ДЫХАНИЯ

И

А

К

Н

И

Я

С

Е

Л

К

Ч

Т

Р

Ь

Е

С

М

  1. ОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ

Н

Э

А

О

П

  1. ПРОНИКНОВЕНИЕ В ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ ПРИ ВДОХЕ ЖИДКИХ ИЛИ ТВЕРДЫХ ВЕЩЕСТВ

Я

П

С

Р

И

Ц

А

И

А

4. ПОЛНАЯ ИЛИ ЧАСТИЧНАЯ НЕПРОХОДИМОСТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

И

С

Б

Р

Т

У

К

О

Я

Ц

5. ПРИЕМ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ОБСТРУКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Й

И

Л

Х

Х

Е

М

А

Эталон ответа к ситуационным задачам

по теме «Сердечно- легочная реанимация»

Эталон ответа к задаче 1.

Дежурную медсестру пригласили в палату. Со слов матери ребенок во время еды (ел сало) начал кашлять и "давиться". Ребенок беспокоится, кашляет, позывы на рвоту. Кожные покровы гиперемированные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, принимает участие вспомогательная мускулатура: ЧДД-36 в минуту, пульс до 150 в минуту, в области шеи западает яремная вырезка.

Задания:

  1. Определите и обоснуйте причину ухудшения состояния пациента.
  2. Какая потребность нарушена.
  3. Сформулируйте сестринский диагноз.

Ответ 2. У ребенка нарушено удовлетворение потребности: «дышать»

Ответ 3. Сестринские диагнозы:

Настоящий - обструкция дыхательных путей инородным телом.

Потенциальный - риск жизнедеятельности в связи с обструкцией дыхательных путей

Приоритетный - обструкция дыхательных путей инородным телом

Эталон ответа к задаче 2.

Во время обеда пациент неожиданно закашлял, издал звук в виде "петушиного крика", перестал дышать и говорить Объективно: сознание не нарушено, лицо красное, влажное дыхания нет, пульс до 100 уд. в минуту, на вопросы не отвечает.

 Задания:

  1. Определите и обоснуйте причину ухудшения состояния пациента.
  2. Какая потребность нарушена.
  3. Сформулируйте сестринский диагноз
  4. Оказать самопомощь при обструкции дыхательных путей; обучить окружающих приемам самопомощи при обструкции дыхательных путей.

Ответ 2. Нарушено удовлетворение потребности - «дышать» из-за попадания инородного тела (пищи) в дыхательные пути, «избегать опасности».

Ответ 3. Сестринские диагнозы;

Настоящий - обструкция дыхательных путей инородным телом.

Потенциальный - риск жизнедеятельности в связи с обструкцией дыхательных путей Приоритетный - обструкция дыхательных путей инородным телом

Ответ 4.

План сестринских вмешательств:

Цель: восстановить проходимость дыхательных путей за 3-4 минуты.

Встать позади пациента, и расположить свои руки у него под мышками и вокруг грудной клетки.

Пальцы левой кисти сжать в кулак и поместить кулак в области средней трети грудины.

Охватить свой кулак другой рукой.

Делать толчки грудной клетки до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или пока пострадавший не потеряет сознание.



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Учебно - методический разработка «Сердечно-легочная реанимация».….…...

3

Аннотация………………………………..………………………………………………

3

Пояснительная записка.....………………………………………………….…...…….

4

Технологическая карта……….…………………………….…………..…….………..

5

Фронтальный опрос….……………………………………………………….………..

8

Графический диктант………….………………………………………………………

9

Вариант 1…………...……………………………………………………………………

9

Вариант 2…………..…………………………………………………………….……...

10

Эталон ответов к графическому диктанту «Сердечно-легочная реанимация»………………………………………………………………………….….

11

Тестовый контроль.…………………………………..…………………………....…..

12

Эталон ответов к тестовому контролю…….…………..………………………….…

14

Методическое пособие  для самостоятельной аудиторной работы  студентов на практическом занятии……………………………………………………………...

15

Цель……………………………………………………………………………………….

Глоссарий………………………………………………………………………………...

Конспект по теме………………………………………………………………………..

Вопросы для самоконтроля..…………………………………………………………..

СТАНДАРТ ДЕЙСТВИЙ МЕДСЕСТРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ: обструкция дыхательных путей инородным телом………………………………………………

СТАНДАРТ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ ПРИ ЗАКУПОРКЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ (ПОСТРАДАВШИЙ В СОЗНАНИИ)..................................................................................................................

СТАНДАРТ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ ПРИ ЗАКУПОРКЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ (ПОСТРАДАВШИЙ БЕЗ СОЗНАНИЯ)……………………………………………………………………...……..

16

17

18

24

25

27

28

Заключение…………………………………………………………….………..…..…...

29

Ход самостоятельной работы…………………..…………………….………

30

Карточки с ситуационными задачами для самостоятельной работы студентов «Сердечно-легочная реанимация»…………………………………………………...

32

Увлекательные задания…………………………………………………….…………

33

Загадки…………………………………………………………………………………....

33

Угадай слово……………………………………………………………………………..

34

Эталон ответа к ситуационным задачам…………………………………………….

35



Предварительный просмотр:

Учебно–методическая карта занятия

№ п/п

Название этапа занятия

Краткое описание деятельности

Цель

Время

Оснащение

Преподавателя

Студентов

Организация занятия

Проверяет присутствующих, внешний вид, готовность кабинета

Готовят рабочие места, дневники, авторучки

Мобилизация внимания студентов на работу

5 минут

Оборудование кабинета

Формирование темы и её обоснование, связь новой темы с предыдущей

Определение целей занятия

Сообщает тему занятия, поясняет её значимость, организует краткое обсуждение

Определение цели занятия, перечень теоретических и практических навыков, которые должны овладеть студенты

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы, активизировать, познавательную деятельность

Сформировать конечные цели занятия, активизировать познавательную деятельности

5 минут

Календарно-тематический план, дневники студентов

Предварительный контроль знаний. Фронтальный опрос

Задаёт вопросы по теме: «Сердечно-легочная реанимация».

Подготовка рабочего места к работе, запись графического диктанта

Отвечают на поставленные вопросы, друг, друга, пишут диктант

Определение уровня усвоения нового материала, развитие речи, мышления

40 минут

Контрольные вопросы, графический диктант

Демонстрационная часть

Демонстрирует технологию:

на фантоме приемы оказания помощи при обструкции дыхательных путей; проведение СЛР одним и двумя спасателями.

Слушают, задают вопросы

Развитие наглядно-образного мышления, конкретизация наглядных представлений, зрительное усвоение, даёт объёмное представление

20 минут

1. ТСО – видеофильм «Сердечно-лёгочная реанимация», фантом для ИВЛ, СЛР, салфетки.

2. Дидактический   материал:   стандарты (технологии)  действий   медсестры,   тесты, ситуационные задачи, графический диктант, тестовые задания, методические указания для самостоятельной работы на занятии.

Самостоятельная работа студентов

Даёт задание, объясняет, что необходимо освоить студентам при выполнении самостоятельной работы. Проверяет правильность выполнения заданий данных в методической разработке.

Выполняют задания, отрабатывают технологии на фантоме

Овладение умениями и навыками выполнения технологий. Развитие наглядно-действующего мышления. Развитие самостоятельности мышления

155 минут

Методическая разработка для самостоятельной работы. Оснащение кабинета.

Закрепление материала

Правильность выполнения технологий на фантоме. Раздаёт тесты, задаёт контрольные вопросы, решают ситуационные задачи

Выполняют тестовый материал, дают полные ответы на поставленные вопросы.

Проверка освоения навыками и умениями в изучении материала данной темы.

25 минут

Контрольные вопросы

Подведение итогов

Выставляет рейтинговый балл за работу на данном занятии, обосновывая оценку для каждого студента.

Слушают

Стимулирующая роль в процессе обучения, стремление к самосовершенствованию, к приобретению практического опыта, к выработке у себя ценных положительных качеств личности.  

15 минут

Задание на дом

«Потеря, горе, смерть».

Знать: стадии терминального состояния, их основные клинические проявления; посмертный уход в условиях ЛПУ и на дому; оценить реакцию пациента на потерю; оказать психологическую  помощь пациенту; семье; переживающим  потерю; оценить интенсивность боли; подготовить тело умершего к переводу в патологоанатомическое отделение.

».

Объясняет домашнее задание, диктует перечень теоретических и практических навыков, которыми должны владеть студенты. Называет литературу и указывает страницы.

Слушают и записывают домашнее задание

5 минут

  1.  Т. П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела».
  2. Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум».
  3. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела».
  4. С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела».
  5. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы – Интернет ресурсы, в том числе ------

http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

http://www.consultant.ru/- нормативные документы;

http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;

www.med-pravo.ru – нормативные документы и др


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия "СП при нервно-артрическом диатезе у детей"

Методическая разработка содержит методический и информационный блоки, контролирующий материал с эталонами ответов....

Методическая разработка практической работы по теме "Разработка и координация программ муниципального управления"

Профессиональный модуль ПМ.02. «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» направлена на изучение правовых основ местного самоуправ...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сердечно легочная реанимация»

Методическая разработка   предназначена для проведения практического занятия по МДК 0302 «Реаниматология» для специальности 31. 02.01 «Лечебное дело». В разработке пр...

Методическая разработка практического занятия "Обучение сердечно-легочной реанимации"

Данная методическая разработка может использоваться преподавателями для практического занятия по теме: "Обучение сердечно-легочной реанимации"...