"Арион железного века". Н.А.Некрасов
классный час на тему

Воронина Ольга Ивановна
Сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству  поэта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arion_zheleznogo_veka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Арион железного века

Слово преподавателя: Именем Некрасова может быть обозначена целая эпоха в художественном развитии нашей страны. Он отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье. Взволнованное слово поэта морем разливалось по всей стране, внушало ненависть к угнетению, веру в свободу человека.

1-ый студент: Первый народный поэт, он писал о народе и для народа, зная его думы, нужды, заботы и надежды. Связь с народом наполняла особым смыслом жизнь Некрасова и составляла главное содержание его поэзии.

“Умру я скоро. Жалкое наследство...”

2-ой студент: Сороковые годы становятся для поэта временем перелома, знаменуют поиски новых путей и своего места в литературе.

   В эти годы он печатал мало стихотворений, но много работал над ними, пытаясь овладеть складом народной речи, чтобы потом ввести слова, обороты, конструкции простонародного языка в язык поэтический. В середине 40-х годов появляется один из первых его опытов в этом роде – стихотворение “В дороге”, посвященное доле русской крестьянки. С этого стихотворения начался новый период жизни и творчества Н. А. Некрасова: настоящая литературная работа среди людей, духовно близких ему и понимающих его.

 «В дороге»

3-ий студент: Так вошел в стихи Некрасова народ, а сам он заговорил с народом на доступном и привычном для него языке.

     Ему казалось, что строгое разграничение “высокой” поэзии и “низкой” прозы, которое бытовало в литературе до него, было искусственным, и он искал синтеза, сочетая несочетаемое – поэтическую речь с языком публицистики и даже газетного очерка и фельетона. А само поэтическое слово становилось у него простым и ясным – без “второсмыслов” – и выражало только свое непосредственное, конкретное значение, как в словаре. Только такое слово и могло нести народу представление о сложных социальных и нравственных проблемах. Но этим простым словом управляло сильное чувство.

4-ый студент: Он умел видеть и изображал увиденное с поразительной простотой. Его стихи не исторгали слез, но заставляли содрогнуться от ужаса:

“Гробок”

1: Жизнь в его стихах была печальна и радостна, отвратительна и прекрасна, смешна и возвышенна. Нередко он видел трагическое в обыденном и сам признавался в одном из писем: “Каждая мелочь вырастает в моих глазах до трагедии” А в стихах писал: “Мерещится мне всюду драма” (“Ванька”).

2: Горячо сострадая, поэт не менее остро испытывал чувство протеста. Поэтому так уничтожающе безжалостны сатиры молодого Некрасова. За исключением лирических стихов, каждое его стихотворение обличало буржуазный строй, лживость царской политики, цензуру, отношение к народу. Обличение рождалось из сострадания, но наиболее завершенной и цельной формой его обличений были сатиры:

“Современная ода”

“Нравственный человек”.

3: Он много думал о назначении поэта, но эти мысли никогда еще не просились у него на бумагу с такой силой, как в день смерти Гоголя. Этот день, 21 февраля 1852 года, стал днем траура для русской литературы, и смерть Гоголя была осмыслена ею как событие историческое.

4: В этот день Некрасов написал стихотворение “Блажен незлобивый поэт...” – свою первую поэтическую декларацию. На полюсах своей системы ценностей он обозначил внешне противоположные и внутренне враждебные понятия – “спокойного искусства” и “карающей лиры”. Свой же “тернистый путь” – путь “обличителя толпы, ее страстей и заблуждений” Некрасов избрал давно.

3: Много позднее, в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, он скажет об этом так: “Иди к униженным, иди к обиженным,– там нужен ты”. “Польза” стала целью его поэзии, а любовь-вражда, любовь-ненависть– источниками, питающими ее.

“Муза”

1: Его “кнутом иссеченная Муза” пела совсем другие, не сладкогласные, песни. И порывы этой “печальной спутницы печальных бедняков” были тоже другими.

     Муза вошла в его поэзию как-то внезапно и незаметно. Казалось, что для ее появления не было предпосылок. Но, появившись, она сразу же утвердила себя как Муза с большой буквы. Позднее он сам определил ее место в мире: “Сестра народа – и моя!” (“Музе”).

2: Она не была похожа на классическую богиню. На ее лице то и дело сменялись выражения скорби и боли, унижения и гнева, тоски и ярости, любви и мщения. “Муза мести и печали”, она была неизменной спутницей поэта, н так же, как некогда Вергилий провел Данте по кругам ада небесного, Муза показала Некрасову ад земной:

“Муза”

3: Чувствуя веление времени, поэт перефразирует емкую формулу К.Ф. Рылеева “Я не поэт, а гражданин”. Некрасов делает эту формулу властно-императивной: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.

4: Герои стихотворений Некрасова огородник и простая девушка, с тоской глядящая вслед промчавшейся тройке, и ямщик, которого женили на крестьянской девушке, забавы ради воспитанной в господском доме, и пьяница, и падшая женщина (“Когда из мрака заблужденья...”). Это крестьяне и интеллигенция, духовенство и дворяне – все сословия тогдашней России.

3: Он умел писать для простых людей и говорить за них, никогда не фальшивя. Поэт почти не касался в своих стихах “вечных” тем, потому что народ был занят насущным и злободневным. Стихи Некрасова почти всегда сюжетны и нередко остропублицистичны. За частным случаем, вырванным из гущи народной жизни, встает в его стихах и поэмах жизнь крепостной России со всеми страшными и уродливыми ее подробностями.

4: С первых шагов в литературе поэт начал широко вводить в свои стихи прямую речь; почти всегда это речь людей из народа. Впервые в истории русской поэзии она зазвучала так естественно и органично

“B деревне”

1: Поэт постоянно взывал к самосознанию народа, объясняя, как постыдно терпение. И все же он неустанно искал в народной среде силы, способные к действию, сопротивлению, возмущению. Он верил, что найдет их, – свидетельство тому его поэма “Кому на Руси жить хорошо”.

2: В выносливости простого человека, в его любви к работе видит Некрасов залог будущего России и мечтает о том дне, когда труд станет для народа радостным. Его “Железная дорога” – реквием труженикам, а “Песня о труде”, простая как заповедь,– гимн человеческой деятельности:

“Песня о труде”

3: Смерть двадцатипятилетнего Добролюбова потрясла Некрасова. Он лишился незаменимого сотрудника и друга, одного из тех немногих, кто, по его меткому слову (сказанному, правда, о другом человеке), “поощрял людей быть честными”. В 1864 году поэт написал стихотворение, посвященное памяти Добролюбова. В созданном им образе были явственно различимы черты борца за народное благо, сурового аскета, подчинившего свою жизнь общему делу. Это был тип “нового человека”; таких людей незадолго до этого показал Чернышевский в своем романе “Что делать?”. Сам он позднее написал в примечании к этому стихотворению: “Я хлопотал не о верности факта, а старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов”.

4: Эта тема, высокий строй души того, о ком он писал, заставили Некрасова найти для этого стихотворения совсем новую форму, с особой лексикой и интонацией. В стихотворении появился одический пафос, столь несвойственный поэзии Некрасова.

“Памяти Добролюбова”

1: Добролюбов был первым, о ком он писал словно от имени Истории, а она, как он хорошо знал по опыту, таких-то и обрекала на гибель. Но она же впоследствии и возводила их на пьедестал.

2: Между тем та жизнь, которой поэт жил изо дня в день и в которой так редко встречались герои, предъявляла к нему свои требования, в том числе и творческие, подсказывала темы самые будничные и незаметные, заставляла писать о себе, своем внутреннем мире, о любви к женщине и о русской женщине вообще – о ее характере и беспримерно трудной судьбе.

1: Его прекрасные стихи о любви были мужественны и полны глубокого чувства. Эти стихи принято называть “панаевским циклом”, потому что почти все они были обращены к Авдотье Яковлевне Панаевой – той женщине, с которой его связали долгие годы любви. У них были общие творческие интересы, и они вместе работали, печатая в “Современнике” совместно написанные романы. Ей посвятил Некрасов такие прекрасные строки:

“Прости”

4: Почти одновременно со стихами о любви появились стихи о женской доле. Видимо, это было внутренне связано. В этих стихах тоже были “она” и “он”, только по-другому связанные, тоже разыгрывалась драма, но не просто любовная, а обусловленная всем строем жизни, “социумом”. Здесь были и любовь, и психологическое развитие чувства, и неизбежный крах: “Бедная! Лучше вперед не гляди!”

3: И еще в этих стихах была судьба женщины, ее биография, которая легко прочитывалась в двух-трех строках: “С детства судьба невзлюбила тебя: Беден и зол был отец твой угрюмый, Замуж пошла ты – другого любя”.

«Свадьба»

1: Высокого драматизма полны были и его собственные лирические исповеди. Он не раз исповедовался и каялся в стихах – в том, что мало сделал, что слово его прозвучало недостаточно громко, каялся в минутах слабости и неуверенности в себе.

2: Поэт подводил итоги и в “Элегии” 1874 года, но уже несколько по-иному. Его “Элегия” была своеобразной вариацией на темы державинского и пушкинского “Памятников”. Однако в отличие от своих предшественников он говорил не только о том, чем будет “любезен народу”, не только о посмертной славе, но прежде всего о гражданском идеале поэта, о высоком назначении его Музы.

“Элегия”

1: Для его Поэта не так уж важна посмертная слава, главное для него – сознание исполненного долга и вера в то, что семя, брошенное им на ниву народную, со временем даст всходы.

2: В 1876–1877 годах, преодолевая боль, Некрасов создавал свои предсмертные стихи – “Последние песни”. Он знал, что умирает, и торопился подвести итоги, высказать то, что сейчас было бесконечно важно для него. Боль и предсмертная тоска давали знать о себе и потому наряду с философскими и лирически-проникновенными стихами в этот цикл ворвались поты отчаяния: “О небо! смерть пошли скорей!”

1: Вся его жизнь была поглощена трудом, любовью и ненавистью, азартом борьбы, и сейчас, прикованный к постели, выбитый из привычной колеи, он ощущал страх перед внутренним угасанием. Стихи были единственным, что наполняло его теперешнее существование. Поэтому поэт страстно молил свою Музу: “Могучей силой вдохновенья Страданья тела победи, Любви, негодованья, мщенья Зажги огонь в моей груди!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл/час "И пролегла железная дорога..." (профориентация)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию станции Грязи,125-летию вокзалаи 70-летию присвоения рабочему посёлку Грязи статуса города.посвящаетсяПрезентацию◄Скачать►...

Что вы думаете об обычном  железном гвоздике ?

Самый драгоценный для человека металл   железо....

Типовая учебная программа практики по "Техническим средствам железных дорог"

Настоящая типовая учебная программа практики разработана в соответствии с Государственным  общеобязательным стандартом Республики Казахстан по специальности: 1203000 «Организация перевозок и упра...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

В настоящей работе рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов специальности 270835 (08.02.10) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, в ходе выполнения лабор...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия на тему: «ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»

Методическая разработка  внеклассного  мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.Перед мастерами производственного обучения...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"...

Мастер - класс «Петербург серебряного века» (Образ Петербурга в творчестве поэтов серебряного века, 11 класс).

Урок-мастерская—это не только технология, не толькометодология, но и новая философия, с мастерской связанаиная система отношений учителя и ученикаВ работе мастерской важен не только результат тв...