Кл/час "И пролегла железная дорога..." (профориентация)
классный час по теме

Прыткова Татьяна Станиславовна

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ

140-летию станции Грязи,
125-летию вокзала
и 70-летию присвоения рабочему посёлку Грязи статуса города.
посвящается

ПрезентациюСкачать►

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_kl_chasa_i_prol_zhel.dor_.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГООУНПО Профессиональное училище 14



Утверждаю

Зам директора по УВР

_________________Тюнин А.Н.


План

открытого воспитательного часа


Тема: И пролегла железная дорога

Цель:

  1. Познакомить учащихся с историей строительства железнодорожного узла ГРЯЗИ, получение статуса ГОРОД.
  2. Привитие интереса к выбранной профессии «Помощник машиниста локомотива»
  3. Воспитание любви к малой родине, чувства патриотизма и гражданственности.


Методическая цель: урок с мультимедийной поддержкой

Форма урока: конференция

Участники: группы ПМЛ – 1, 10, 22

Место проведения: Актовый зал.

Материально техническое оснащение: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.


Ход урока:

  1. Оргмомент
  1. Рассаживание в зале по местам
  1. Ход урока:
  1. Вступительное слово: (звучит музыкальная композиция «Стук колес»)


(Стихотворение)

Алексей Попов

Мне мила железная дорога


Мне знакомы вокзалов пороги.

В расписаньях ищу поезда.

Давний друг я железной дороги,

И дорога мила мне всегда.

Без поездок я сильно скучаю,

Серой жизнь называю свою.

 При поездках дорожному чаю

Предпочтение я отдаю.

Обожаю в пути разговоры

О политике, книгах, кино.

А за окнами лес или горы,

Мне они интересны давно.

Проводницы внимательны очень.

Чай несут и постельный комплект,

 И хранят пассажирские ночи,

Ожидая бессонно рассвет.

Пассажиры понятливы тоже,

Уважают нелёгкий их труд.

И поездка такая похожа

 На приятный домашний уют.

 Самолёты курсируют в небе,

Сократить хочешь время - лети

Мне же транспорт наземный потребен

И земные пейзажи в пути.

Заоконные песенки ветров

Устремляются следом за мной...

Интересно, сколь тыщ километров

 За моей пассажирской спиной?!


  1. Ведущий: Нашу встречу сегодня мы посвящаем юбилейным событиям 2008 года: 140-летию станции Грязи, 125-летию нашего вокзала и 70-летию присвоения рабочему посёлку Грязи статуса города.  
  2. Чулкова Н.Ю.
  1. До 60-х гг. XIX века Грязям не везло с дорогами. Почтовые тракты обходили населённый пункт стороной, не доходили до Грязей и обычные транспортные дороги. Как результат – здесь не было даже базара. А между тем промышленность уже складывалась. Наконец, в 1866 г. был разработан проект строительства железной дороги от Козлова до Воронежа и от Грязей  до Ельца. Именно стальная магистраль оказала наибольшее влияние на быстрый рост промышленности. Так продолжается и по сей день.… Но давайте всё по порядку.


  1. Учащийся 1.Общая длина  дороги от Козлова до Воронежа составляла 167,2 версты (178,3 км). В начале сентября 1866 г. был заложен первый символический камень на строительстве будущей станции Грязи-Воронежские (Центральные). Это и  было началом строительства нашего железнодорожного узла. Непосредственное руководство строительством осуществляли главный инженер капитан М.А. Данилов и инспектор  работ инженер-подполковник В.И. Кислаковский.


  1. Прыткова – железной дороге быть! (об истории создания)


  1. Учащийся 2.

В XIX столетии на русских железных дорогах паровозам присваивались названия, как сегодня это принято, например, для пароходов. 4 паровоза было получено в 1866г., 5 – в 1868 г. В  начале 1870 г. поступило ещё 12 локомотивов. Все паровозы были изготовлены в Вене. Все однотипные, 6-колёсные. И обошлись казне по 18 163 рубля. Паровозы назывались: «князь Трубецкой», «Воронеж», «Козлов», «Дон», «Толстой», «Сомово», «Земство» и др.

  1. Чулкова Н.Ю. ( с демонстрацией слайдов)

Что же представляли из себя главные строения и сооружения на станции Грязи?

  1. Локомотивное здание. Двухэтажный деревянный дом. Это здание тогда располагалось против нынешней улицы Советской к югу от станционных путей. Этому зданию суждено было простоять около двух лет.
  2. Локомотивный сарай (паровозное депо). Массивное каменное здание на 9 стойл. Здание было разрушено при налёте немецкой авиации в голы войны.
  3. Мост через реку Матыра. Цельнометаллический, однопролетный, изготовлялся за границей, а собирался на месте. Простоял 4 десятка лет, был заменён на новый, большей грузоподъёмности. Он был взорван мамонтовцами в 1919г. До наших дней пролётные строения менялись ещё несколько раз.
  4. Разъездные пути на станции. Фактически было уложено 1650 сажень.


  1. Учащийся 3.

Фактически на дороге постоянное движение началось с 1февраля 1868года – грузовых поездов и с 1 июля 1868 года – пассажирских. С радостью и ликованием встречали и провожали первые поезда на станции Грязи. Посмотреть на такое «чудо» собирались толпы людей. Но и после этого события в истории быстро растущего посёлка Грязи не убавилось деловой сутолоки. Ведь в разгаре было строительство дороги от Грязей до Ельца.





  1. Учащийся 4

30 августа 1868 г. первый поезд прибыл со станции Грязи на станцию Елец. Козлово-Воронежская и Елецко-Грязская дороги встретились в Грязях, образовав новый узел железных дорог. Одновременно с продолжением Елецко-Грязинской дороги до Орла началось строительство ещё одной ветки на Борисоглебск.   Движение тут было открыто 4 декабря 1869 г. для пассажирских поездов, а с 12 декабря – для товарных. Было получено разрешение на строительство 2-го отделения дороги от Борисоглебска до Царицына. Движение по всей Грязи-Царицынской дороге началось 25 июля 1871г.


  1. Чулкова Н.Ю.

При проектировании станции Грязи-Воронежские была допущена ошибка. Площадка, на которой велось строительство, оказалась очень короткой и малопригодной для устройства узловой станции, т.к. была зажата с обеих сторон уклонами, а в ширину нельзя было уложить  более 6 путей. После долгих поисков выхода было решено для новых дорог строить отдельные товарные станции. Станцию Грязи-Воронежские (Центральные) предполагалось использовать только для отправления и приёма пассажирских поездов.


  1. Прыткова Т.С.
  1. А теперь об истории нашего вокзала, построенного 125 лет тому назад. Грязи были станцией II класса, но, несмотря на это, для неё разрабатывался специальный проект грандиозного по тем временам пассажирского здания. В столице проекты для строительства грязинского вокзала были разработаны  в нескольких вариантах. Выбор проекта окончательно был сделан самим государем императором Александром II. Основные работы по устройству самого пассажирского здания были завершены в начале 1883г.


  1. Чулкова Н.Ю.

В конце XIX века вышла книга И.А. Родзевича «Спутник пассажира по Юго-Восточным железным дорогам». Это одно из лучших справочных изданий по железнодорожному транспорту нашего края. Книга вышла в Москве и сейчас считается очень редкой. В ней мы можем почесть:

«…Грязи- Воронежские, хотя правильнее было бы назвать этот вокзал Грязи-Центральный, т.к. одновременно вокзал этот служит… для трёх линий и 4-х направлений… вокзал второго класса. Грандиозные залы для пассажиров I и II классов и отдельно для пассажиров III класса. В зале I и II классов роскошный буфет. Киоск для страхования пассажиров от несчастных случаев в пути, книжный и газетный шкаф и витрина с продажей мелких вещей, необходимых для пассажиров в пути, дополняют собою удобства этого зала. Кроме того, в пассажирском здании помещается телеграф и почтовое отделение.


Вокзал Грязи – одно из лучших пассажирских зданий в России. Прибытие и отправление 18 пассажирских поездов со станции Грязи на Козлов, Ростов, Орёл и Царицын делают то, что пассажирская сутолока не прекращается на вокзале ни на минуту в сутки. Здесь вы встретите представителей того многомиллионного конгломерата племён, наречий, сословий, именуемого «матушка Русь».


  1. Прыткова Т.С.


Вот несколько эпизодов  из жизни известных русских писателей.


  1. Учащийся 5 (1). Осенью 1888 г. на станцию Грязи в поисках работы прибыл молодой А.М. Горький. Получить работу ему здесь не удалось. И он покинул негостеприимную станцию.  


  1. Учащийся 6(1)

Великий русский писатель Л.Н. Толстой не раз бывал на нашей станции. Известен случай, когда граф Толстой при возвращении из Воронежа в Ясную Поляну весной 1894 года воспользовался услугами станционного ресторана. Ресторан имел хорошую репутацию на Юго-Восточной железной дороге.


  1. Учащийся 5(2).

Отправляясь в поездки сам, встречая или провожая своих сестёр, довольно часто в Грязях бывал наш земляк Г.В. Плеханов.



  1. Учащийся 6(2)


В 1906-1907 гг. грязинский вокзал  неоднократно встречал и провожал великого русского писателя И.А. Бунина. В Грязи будущий лауреат Нобелевской премии приезжал к своей младшей сестре, которая была замужем за помощником машиниста станции Грязи.

  1. Чулкова Н.Ю.


В любом городе есть здания, которые олицетворяют данный город, придают ему значимость. Для грязинцев таким зданием является вокзал - самый старый и самый ценный с исторической точки зрения. У нас железные дороги пересеклись в чистом поле. Они и породили один из крупнейших железнодорожных узлов России, при котором вырос посёлок, а затем и современный город Грязи.



  1. Прыткова Т.С.
  1. В советское время Грязи значительно выросли и благоустроились. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 4 декабря 1938 г. рабочий посёлок Грязи Грязинского района  Воронежской области был переименован в город с сохранением за ним прежнего названия.


  1. Чулкова Н.Ю.

Город Грязи – город железнодорожников. Символом нашего города является Тепловоз. Он  был настоящим тружеником в годы Гражданской войны, Великой отечественной войны, помогал поднимать страну из руин. Зв все его «труды» возведен на постамент. Это визитная карточка города.


Липецкий писатель и поэт Б.Н. Цветаев в своём стихотворении «Город Грязи» решил сегодняшний город сделать краше, делая акцент на старых Грязях:


  1. Прыткова Т.С

Я помню город давних лет:

Полуразбитые дороги,

Откуда к каждому порогу

Тянулся липкой грязи след.

Но отступила грязь с годами.

Закрыты в город ей пути.

Теперь хоть в тапочках иди-

Асфальт упругий под ногами.

 

По итогам конкурса 2006 года наш город занял 1 место по благоустройству в Липецкой области, и 2 место наряду с Армавиром в России.

Потом тоже наш город занимал призовое место в конкурсе по благоустройству.


(фильм о Грязях под аккомпанемент Мурушкина В.)


  1.   Прыткова Т.С(Любовь Гордеева)

Признаваясь тебе

         в своих чувствах

Я не раз и не два                              

                       повторю,                                            

Как мне искренне                              

             трепетно дорог,                              

Милый город,

           который люблю.

Пусть мелькают

            года и столетья,

Я на волю твою отдаю

Всё, о чём я когда-то                        

                        мечтала,                                        

Мою жизнь,

       и любовь и судьбу.

Несмотря на дожди

                        и метели,

Я вниманьем                  

            своим одарю

Очень чистый,

        как будто умытый,

Добрый город,

            который люблю.

Широта площадей

                     и фонтаны,

Золотые огни фонарей,

И палитра цветов

                  на «Арбате»,

Стук вагонных

              колёс на заре…

В парках наши

          деревья взрослеют.

  Вновь с пристрастьем

                я всё осмотрю.      

И улыбки прохожих

                согреют

Славный город,

                который люблю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что вы думаете об обычном  железном гвоздике ?

Самый драгоценный для человека металл   железо....

Типовая учебная программа практики по "Техническим средствам железных дорог"

Настоящая типовая учебная программа практики разработана в соответствии с Государственным  общеобязательным стандартом Республики Казахстан по специальности: 1203000 «Организация перевозок и упра...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

В настоящей работе рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов специальности 270835 (08.02.10) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, в ходе выполнения лабор...

"Арион железного века". Н.А.Некрасов

Сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству  поэта...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия на тему: «ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»

Методическая разработка  внеклассного  мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.Перед мастерами производственного обучения...

тема классного часа Железная воля, стальной характер

кл. час железная воля, стальной характер...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"...