Обучение диалогической речи студентов
статья на тему

Архитекторова Анна Алексеевна

                 Необходимо заметить, что обучение диалогической речи является одним из сложных видов речевой деятельности,  так как диалог невозможно запрограммировать. Диалог – это спонтанная речь, составленная из вопросов и ответов, направленных на поддержание общения, и очень часто нельзя предугадать, какую реплику скажет собеседник. Для того чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно, не боялись говорить и практиковаться, пробовать свои силы, учителю необходимо начать с легкого материала постепенно усложняя его, то есть идя от простого к сложному. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение диалогической речи студентов.

На старшем этапе обучения должны быть достигнуты конечные цели преподавания иностранного языка, предусмотренные программой. Основной задачей старшей ступени является дальнейшее развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности. В области говорения предполагается развитие умения студентов удовлетворять свои актуальные коммуникативные потребности в ситуациях социально-бытовой и социально-культурных сфер общения.

Цель: 

а)  передача и получение информации (о себе, об окружающей действительности, о покупках, об организации отдыха, путешествиях, погоде, в выборе профессии и т.д.);

б) установление социальных контактов (знакомство, обмен формулами речевого этикета, выражения эмоций, чувств).

Для реализации своих коммуникативных потребностей студент должен быть в состоянии выбирать нужную языковую форму и использовать определенную тактику речевого поведения в зависимости от условий общения (от коммуникативной задачи, характера взаимоотношений между коммуникантами и т.д.)

Речь говорящего ограничивается знакомой тематикой, характеризуется подстраиванием содержания под имеющиеся языковые и коммуникативные возможности. В процессе общения допустимы паузы неуверенности.

Обязательный минимум содержания образования для средней (полной) школы по иностранным языкам предусматривает дальнейшее обучение учащихся следующим видам диалога:

  1. диалогу этикетного характера;
  2. диалогу – расспросу;
  3. диалогу – побуждению к действию;
  4. диалогу – обмену мнениями, информацией.

Акцент делается на их комбинировании и переходе к более свободной беседе со сменой тем в обучении студентов. При этом решаются в основном те же коммуникативные задачи, что и в базовом курсе, однако могут использоваться более вариативные речевые средства.

Итак, под диалогическими речевыми умениями понимаются следующие умения:

  1. формулировать запрос информации (ставить коммуникативно мотивированные, информативно ценные вопросы);
  2. умение коммуникативно и ситуативно обоснованно отвечать на вопросы, т.е. удовлетворять запрос информации;
  3. уметь сообщать информацию в целях ее последующего обсуждения (формулировать реплики утверждения, констатации, сообщения);
  4. умение выражать оценочные суждения по поводу полученной информации (реплики согласия, несогласия, сомнения, подтверждения в ее истинности и т.д.)

Эти умения выражаются во владении соответствующими диалогическими единствами в динамике их порождения в речи в соответствии с информативно – коммуникативными задачами общения в определенных пределах, обусловленных условиями обучения.

1. Коммуникативные задачи для ведения диалогов этикетного характера предполагают совершенствование следующих речевых умений:

  • приветствовать и ответить на приветствие;
  • познакомиться, представиться и соответственно отреагировать на представление собеседника;
  • осведомиться о делах, самочувствии, выразить свое отношение к услышанному, погоде;
  • попрощаться;
  • поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
  • выразить благодарность и ответить на нее;
  • извиниться и отреагировать на извинение;
  • начать, поддержать и закончить разговор;
  • вежливо переспросить, отказать, согласиться и соответственно отреагировать.

2. Коммуникативные задачи для ведения диалога – расспроса предполагают совершенствование следующих речевых умений:

  • инициативно и целенаправленно запрашивать фактическую информацию (кто? что?  как? где? куда? зачем? почему? и т.д.) и соответственно отвечать на нее.
  1. Коммуникативные задачи для ведения побудительных диалогов предусматривают следующие умения:
  • обратиться с просьбой и выразить готовность/ отказ ее выполнить его;
  • дать совет и принять/ не принять его;
  • пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/ не согласиться принять в нем участие;
  • высказать предположение и выразить согласие/ несогласие с ним.
  1. Ведение диалога – обмена сообщениями, мнениями предполагает совершенствование следующих умений:
  • умение обмениваться информацией и адекватно реагировать на нее, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;
  • умение выразить точку зрения и согласиться/ не согласиться с ней;
  • умение высказать одобрение/ неодобрение и отреагировать на него;
  • умение выразить сомнение и отреагировать на него;
  • умение выразить эмоциональную оценку (радость/ огорчение, желание/ нежелание) и отреагировать на нее.

В обучении речевым умениям можно выделить два этапа:

  1. этап формирования основных умений реплицирования,
  2. этап совершенствования этих диалогических умений в сложном речевом общении – групповом, неподготовленном диалоге, тематической беседе.

Овладение студентами диалогической речью является крайне важным и актуальным на современном этапе получения образования. Умение вести диалог на различные темы не только является показателем хорошего, уверенного владения иностранным языком, но и неотъемлемым требованием современного мира в развитии и становлении дальнейшей карьеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Теоретические основы коммуникативного обучения диалогической речи»

В данной работе рассматривается методическая система использования метода коммуникативного обучения в процессе изучения иностранного языка...

Теоретические основы коммуникативного обучения диалогической речи

В данной работе рассматривается методическая система использование метода коммуникативного обучения в процессе изучения иностранного языка....

Развитие диалогической речи на старшем этапе обучения

Диалогическая речь  развивает не только умение общаться на иностранном языке, но умение слушать и слышать партнёра, умение выходить из затруднительных речевых ситуаций.  И так, чтобы у...

Обучение диалогической речи посредством использования интерактивных упражнений.

Разработка урока с использованием комплекса интерактивных заданий с элементами мультимедиа, созданных в универсальной программе-оболочке "Hot Potatoes"...

Обучение диалогической речи на занятиях по французскому языку

Статья об особенностях обучения диалогической речи на занятиях по французскому языку...

Использование видеоматериалов при обучении диалогической речи

Формирование умений диалогической речи – приоритетное направление в обучении иностранному языку, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей учащихся, имеющее конечной целью заложить основ...