Адаптивная образовательная среда как условие успешной социализации школьников с интеллектуальной недостаточностью
статья на тему

Воронова Анна Валентиновна

Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве : материалы VI Международ-ной научно-практической конференции (г. Москва, 12 марта 2015 г.) / отв. ред. Л.А. Рапацкая. - Москва : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. – 305 с. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voronova_a.v.statya.doc63.5 КБ
Microsoft Office document icon statya_voronovoy.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      А.В.Воронова (Москва)

Адаптивная образовательная среда как условие успешной социализации школьников с интеллектуальной недостаточностью.

   Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения и молодежи имеет общенациональное и государственное значение, поскольку от уровня здоровья выпускников школ зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал, благосостояние ее граждан и их социально психологическая защищенность. Ухудшение здоровья детей  имеет социальное обоснование, и зависит от многих негативных факторов. В последнее время наблюдается тенденция роста детей с  осложнёнными формами развития. Такие дети составляют основной контингент обучающихся специальных (коррекционных) школ и нашей школы, в частности. Коррекционно - развивающая работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью в первую очередь направлена на формирование адаптивной избыточной образовательной среды, где осуществляется комфортное для ребёнка развитие его способностей, социальных компетенций. Современный педагогический опыт работы в специальных  коррекционных  общеобразовательных учреждениях направлен на решение вопросов интеграции детей с особенностями в развитии в естественную социальную среду. Особое внимание мы обращаем на интеграцию трёх  процессов, составляющих суть образования - воспитание, обучение и развитие.

Предназначение системы образования:

Создание условий для свободного развития личности ребенка в границах культурных достижений человеческой цивилизации. Гармоничное развитие во всех сферах:

  • физической
  •  интеллектуальной
  • эмоциональной
  • ценностной
  • морально-волевой

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования.

Сегодня мы наблюдаем мощное размывание границ контингента детей общего и специального образования: практически в каждой из школ, входящих в состав как нашего, так и любого другого комплекса,  есть «инклюзированные» дети, имеющие рекомендации комиссии по обучению по программам для детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития. Но стойкое нежелание родителей признать очевидное мешает специалистам образовательных учреждений определить необходимый и оптимальный для ребенка образовательный маршрут, создание социально-психологических условий для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Процесс обучения таких  детей характеризует низкий уровень работоспособности, повышенная утомляемость, быстрая истощаемость учебной деятельности. В случае выстраивания процесса обучения без учёта особенностей детей формируются состояния риска адаптационных процессов, а в последующем и школьная дезадаптация, что влечет за собой резкое снижение успеваемости, как наиболее яркое ее проявление. Ребёнок реагирует на такую ситуацию сначала в форме защиты (утрата учебной мотивации, поиск и утверждение себя в различной замещающей учение деятельности), а затем и протеста (активного или пассивного).

 Первый, от кого зависит успех работы с детьми, это учитель. И не просто учитель, а человек с высоким уровнем профессиональной подготовки. Главный принцип работы педагога, как и врача: «Не навреди!». При обеспечении государственных гарантий доступности и равных возможностей для получения полноценного образования для каждого учащегося школы, перед обществом в целом и системой образования, в частности, встаёт вопрос о взаимной адаптации ребёнка к требованиям социума и социума к индивидуальным возможностям ребёнка.

Современное образование нацелено на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Помочь школе организовать образовательный процесс так, чтобы все перечисленные категории детей  были успешными в обучении, и призван школьный ПМПк.

Консилиум – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процессы развития, обучения и адаптации детей с особенностями развития по разным направлениям, оказывающих специализированную помощь как учащимся, так учителям  и родителям, которая проводится   только с добровольного  их согласия

Оценить особенности и уровень развития ребенка, возможности на настоящем этапе развития (состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение невозможно без взаимодействия со школьным психолого-педагогическим консилиумом. Психолого-медико-педагогический  консилиум школы  является структурой  диагностико-коррекционного  типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной  дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам). Консилиум призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий. Наш школьный консилиум является объединением специалистов  различных профилей их всех структурных подразделений нашего комплекса: это и педагоги-дефектологи, логопеды как школьные, так и дошкольные, психологи, социальные педагоги. То есть специалисты, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения. Необходимость комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям нашего образовательного учреждения очевидна.

Целью организации Консилиума является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Организация условий для индивидуально-ориентированного подхода к учащимся в процессе воспитания и образования, определение индивидуальной траектории обучения и воспитания. Совершенствование системы и механизма комплектования классов, перевода учащихся в соответствии с актуальными и потенциальными возможностями в рамках образовательного учреждения.

ПМПк решает важные задачи по определению и конкретизации специальных условий, содержанию и способов организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; разработке индивидуальных программ психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также их корректировке на основе анализа эффективности; консультированию родителей (законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка; участию в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры педагогов, родителей, детей. Цель сопровождения – создание «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения», то есть активное направленное воздействие на социальные условия, в которых живет ребенок. Сфера нашей ответственности не ограничена рамками задач преодоления трудностей обучения.

Слаженная работа специалистов в составе ПМПк позволяет выработать и реализовать единую стратегию развития ребенка с проблемами и организацию поддержки его семье, решать «горячие» вопросы инклюзивной практики и повысить ответственность за результаты общей работы. Такой подход позволяет комплексно и эффективно решать проблемы ребенка и его семьи, оптимально используя ресурсы специалистов, участвующих в командной работе, на всех этапах психолого-педагогического сопровождения. Одной из концептуальных задач нашего  школьного ПМПк является создание условий для качественного вариативного образования в соответствии с различными потенциальными возможностями и образовательными запросами учащихся.

 Повышенная уязвимость указанной категории детей требует совершенствования образовательного процесса с учётом необходимости применения специальных методик, приемов, методов, организации специальной помощи (педагог, логопед, психолог).Наш  ПМПк в данном случае выступает одним из координаторов осуществления взаимодействия всех участников образовательных отношений.Мы стараемся учитывать все тонкости в развитии нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальные возможности продвижения конкретного ребенка.

 В современных ПМПк на первый план выходит задача своевременной диагностики и преодоления отклонений в развитии детей и подростков в адекватных для них условиях (обучения, воспитания, лечения), то есть задача определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными; вынесение заключения о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми;  организация сопровождения с учетом выработанных рекомендаций. Изучение ребенка на психолого-медико-педагогической консультации не сводится только к накоплению данных о ребенке и разработке системы коррекционно-развивающих мероприятий. Вместе с этим мы уделяем большое внимание  также психотерапевтически  ориентированной работе  с родителями и близкими ребенка. Участие родителей в реабилитационных мероприятиях является одним из решающих факторов эффективной развивающей и, тем более, коррекционной работы. Поэтому без привлечения родителей к коррекционному развитию собственного ребенка, без тесного и эффективного контакта со специалистами, постоянного взаимодействия не только с учителем, но и с другими специалистами школьного консилиума,  эффективная реабилитация невозможна.

 Таким образом, исходя из главной идеи психолого-медико-педагогического сопровождения — создания  целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, можно сформулировать основные задачи деятельности психолого-медико-педагогического консилиума как  определение путей и средств коррекционно-развивающей работы, учитывающей возможности ребенка получить более высокий образовательный результат каждого обучающегося на основе выявления у него несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах и поведении. Мы в своей работе стараемся делать всё возможное, чтобы выполнить эту задачу, чтобы в нашем образовательном учреждении не было неуспешных учеников, чтобы все дети шли в школу с удовольствием, зная, что никаких негативных эмоций они здесь не получат.

Мы убеждены, что школа должна быть местом радости, спокойствия и сотрудничества.

Мы понимаем, что успешная социализация наших выпускников предполагает эффективную адаптацию их  в обществе, способность противостоять трудностям в том случае, если они мешают их саморазвитию, самореализации. Главной задачей обучения и воспитания наших детей мы видим в развитии их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение  умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирование умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. В нашей школе обучаются дети с интеллектуальными нарушениями.     Современный педагогический опыт работы в специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях направлен на решение вопросов интеграции детей с особенностями в развитии в естественную социальную среду. Педагоги нашей школы осознают свою миссию в создании условий для формирования духовно и нравственно развитого человека, социально адаптированного, способного жить и трудиться в обществе, выбирающего здоровый образ жизни. Мы в своей работе стараемся использовать все возможные ресурсы и резервы школы и социума.

Вся воспитательная деятельность  осуществляется через следующие формы работы:

  • Коллективные  творческие дела  
  • Проектная деятельность  (индивидуальная и групповая):

         учитель- ученик; ученик-ученик; ученик-родитель

  • Социально-значимые мероприятия.
  • Спортивные мероприятия
  • Классные воспитательные часы
  • Экскурсионная деятельность  (посещение музеев и    

         выставочных залов  Москвы и  Подмосковья)

  • Система дополнительного образования.
  • Работа с семьей обучающихся

  Все мероприятия, проводимые как в школе, так и за её пределами, имеют коррекционную направленность и оказывают корригирующее воздействие на личность учеников. В процессе воспитательной работы происходит развитие различных сторон личности умственно отсталого ребёнка, формируется умение работать и жить в коллективе.

Учащимся специальных коррекционных школ сложно участвовать на равных со своими сверстниками из массовых школ в фестивалях, конкурсах, соревнованиях в силу особенностей своего развития, но педагоги нашей школы находят возможности  для участия  наших детей в реализации окружных и городских конкурсных, фестивальных и т.д. программ. Ученики нашей школы не только участвуют, но и занимают призовые места.                                   

Воспитательная  деятельность  школы направлена на формирование у детей навыков адаптивного поведения каждой возрастной  группы с одновременной корригирующей сверкой их поведения с разработанными нормами.  

Неоценимым в реализации этой задачи является работа по созданию, пополнению и сохранению школьного музея. В процессе этой работы происходит развитие различных сторон личности ребёнка с нарушением интеллекта, формируется умение работать и жить в коллективе.

Гражданско-патриотическое воспитание в рамках музейной педагогики - неотъемлемая часть работы на уроках истории, русского языка, чтения, рисования (плакаты, газеты, поздравления). Hа своих уроках учителя и учащиеся-экскурсоводы используют музейные материалы: видеофильмы, аудиозаписи, книги, фотографии, портреты, экспонаты военного времени, символику России и Москвы. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся глубже узнать историю Отечества. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения проектно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: учатся описывать исторические источники, работать с историческими документами, сопоставлять факты и др.

В нашей школе создан «Отряд особого назначения», участники которого постоянно участвуют в акциях, посвященных памятным датам отечественной истории, проводят встречи с ветеранами войны, труда и делают запись на видео их воспоминаний о пережитом, о военных и трудовых подвигах. Работа таких отрядов оказывает огромное воспитательное влияние на поведение юных активистов. Выполняемые дела «Отряда особого назначения» - это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых. На сегодняшний день деятельность подобных отрядов необходима и значима.

История Великой Победы сегодня живёт не только на страницах учебников, но и в макетах, которые создаются на занятиях объединений дополнительного образования. Все макеты являются экспонатами музея. Работа в рамках дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся с нарушениями интеллекта, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

Привлечение к работе в музее учителей, родителей учащихся позволяет расширить сферу поиска новых экспонатов и разнообразить формы и методы работы музея. На уроках и классных часах используются материалы из личных архивов семей учащихся. Школьники с интересом делятся историями о подвигах своих родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Учащиеся школы организовывают поздравительные концерты, на которых читают стихи, поют, танцуют для ветеранов, а младшие школьники на уроках труда готовят поздравительные открытки и сувениры.

Особенно торжественно проводится празднование Дня Победы. Учащиеся с нетерпением ждут возможности выразить слова благодарности и отдать дань подвигу, который совершили участники Великой Отечественной войны.

В нашей школе каждый год проводятся мероприятия в честь воинов-интернационалистов. Школьники охотно принимают участие в митингах и возложении цветов, проводимых Управой района и Советом ветеранов в памятные даты у памятников М.С. Бабушкина и Е.М. Рудневой.

Школьный музей является местом, где проводятся награждения учащихся за достигнутые ими достижения в различных мероприятиях.

В процессе работы в школьном музее происходит развитие различных сторон личности ребёнка с нарушением интеллекта, формируется умение работать и жить в коллективе.

   Мы стараемся сделать так, чтобы в будущем наши дети имели свой заработанный кусок хлеба, поэтому профориентационная работа  в нашей школе является очень значимой. Она проводится с обязательным учётом способностей учеников к тому или иному виду труда, их возможностей и интересов. Определение профессиональной пригодности и профориентация осуществляется комплексно и начинается уже в начальной школе.

 В большинстве своём наши выпускники  интегрируются в обществе и адаптируются на своём уровне. Одни работают и получают зарплату за свой труд, другие, хоть и не могут работать, но являются помощниками по хозяйству в своих семьях, становятся достаточно независимыми и самостоятельными в быту. Наши выпускники создают семьи, у них появляются дети. Большинство из этих детей обучаются в условиях коррекционных школ. Мы делаем всё возможное, чтобы помочь им стать полноценными членами общества.

     Терпение и настойчивость, любовь к ребёнку, многолетние упорные усилия педагогов и родителей сглаживают последствия ошибок природы и способствуют реализации права каждого человека на свою долю счастья и благополучия.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА

Институт искусств и креативных технологий

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

материалы VI Международной научно-практической конференции

12 марта 2015 года, г. Москва

                                                          Москва

                                Редакционно-издательский центр

                                                              2015

УДК 08

ББК 74

Т65

Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве : материалы VI Международ-ной научно-практической конференции (г. Москва, 12 марта 2015 г.) / отв. ред. Л.А. Рапацкая. - Москва : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. – 305 с.

А.В. Воронова

АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ     (стр. 30-36)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая образовательная среда в условиях СПО.

Одним  из важнейших направлений развития современного образования, является процесс гумманизации. Он подразумевает ориентацию образовательного процесса на сотрудничество учащихся и педагого...

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА УРОКАХ ХИМИИ

Рассмотрены концепции модернизации образования и тенденции совершенствования системы профессиональной подготовки будущих  специалистов и разносторонне развитых личностей в СПО  на примере Ка...

Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.

Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...

Проблема формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Приводятся экспериментальные данные, характеризующие особенности пред...

Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса

Доклад "Создание  информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса" освещает вопросы модернизации российского образования на совр...