Самосовершенствование педагогического мастерства – одно из условий повышения эффективности и качества образования
учебно-методический материал по теме

Самосовершенствование   педагогического   мастерства

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Методическая разработка "Самосовершенствование                                              педагогического  мастерства – одно  из условий  повышения  эффективности   и    качества   образования"

 За последние годы произошла существенная переоценка роли и места предмета «Иностранный язык»  в содержании образования в российской школе. Все более осознается развивающий потенциал этого предмета, его огромная роль в решении задач образования и воспитания личности. В настоящее время он рассматривается как один  из наиболее востребованных предметов  в школе.

Главная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить ученика к самостоятельному приобретению знаний. Для формирования познавательного интереса учащихся имеет значение целый ряд факторов, в том числе поиск методов и форм организации учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что задача учителя состоит в нахождении и развитии таких форм работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один  коллектив, повысила бы роль самостоятельной работы, деятельности учащихся  во всем процессе учебной работы.

Я предлагаю рассмотреть обучение  английскому языку  в сотрудничестве  между  учащимися. Учитывая  специфику  предмета  «Иностранный язык», эта технология  может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности всех учащихся группы, предоставляя каждому из них  возможность осознать, осмыслить  новый языковой  материал,  получить  достаточную устную практику  для  формирования  умений и навыков. Ученики разные: одни быстро усваивают материал, другим требуется значительно больше времени на осмысление материала, дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят  в  группы  и   дать им  одно  общее задание,  оговорив  роль  каждого члена   группы  в  выполнении  этого  задания,  то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что  особенно важно, за  результат  всей группы.  Поэтому  слабые ученики стараются выяснить у более подготовленных непонятные им  вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале (кроме того, сильный школьник будет иметь возможность  проверить  собственное  понимание  вопроса,  дойти до  самой  сути). При этом  необходимо  соблюдение  основных  принципов  сотрудничества:

1. Группы учащихся формируются учителем, с учетом психологической совместимости детей.  При  этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик. Если  группа  работает  слаженно, нет  необходимости  менять  ее  состав.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли распределяют сами ученики, учитель может дать рекомендации).

3. Оценивается  работа  не  одного ученика, а всей группы, важно, что оцениваются не только знания, но и усилия,  вклад  каждого  учащегося. В ряде случаев можно доверить  ребятам  оценивать  результаты собственного труда.

4. Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен  отчитаться за  задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (это могут быть лингвистический, грамматический, лексический аспекты). Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием. 

Таким образом,  можно констатировать, что целенаправленное и систематическое использование представленных выше технологий при обучении иностранному языку способствует совершенствованию умений учащихся в устной и письменной речи, расширению кругозора обучаемых, развитию коммуникативных навыков, умения работать со словарем и другими источниками, стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес, воображение, творческие способности, самостоятельность  и  раскрывает их собственные  потенциальные  возможности.  Данная методика дает возможность учащимся больше работать самостоятельно на уроке и во внеурочное время, развивать их творческие способности.  Это не только интересный метод обучения иностранному языку, но и метод, помогающий обеспечить качественные знания  у  учащихся в сфере коммуникации.



Предварительный просмотр:

  Методическая разработка "Самосовершенствование                                              педагогического  мастерства – одно  из условий  повышения  эффективности   и    качества   образования"

 За последние годы произошла существенная переоценка роли и места предмета «Иностранный язык»  в содержании образования в российской школе. Все более осознается развивающий потенциал этого предмета, его огромная роль в решении задач образования и воспитания личности. В настоящее время он рассматривается как один  из наиболее востребованных предметов  в школе.

Главная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить ученика к самостоятельному приобретению знаний. Для формирования познавательного интереса учащихся имеет значение целый ряд факторов, в том числе поиск методов и форм организации учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что задача учителя состоит в нахождении и развитии таких форм работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один  коллектив, повысила бы роль самостоятельной работы, деятельности учащихся  во всем процессе учебной работы.

Я предлагаю рассмотреть обучение  английскому языку  в сотрудничестве  между  учащимися. Учитывая  специфику  предмета  «Иностранный язык», эта технология  может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности всех учащихся группы, предоставляя каждому из них  возможность осознать, осмыслить  новый языковой  материал,  получить  достаточную устную практику  для  формирования  умений и навыков. Ученики разные: одни быстро усваивают материал, другим требуется значительно больше времени на осмысление материала, дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят  в  группы  и   дать им  одно  общее задание,  оговорив  роль  каждого члена   группы  в  выполнении  этого  задания,  то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что  особенно важно, за  результат  всей группы.  Поэтому  слабые ученики стараются выяснить у более подготовленных непонятные им  вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале (кроме того, сильный школьник будет иметь возможность  проверить  собственное  понимание  вопроса,  дойти до  самой  сути). При этом  необходимо  соблюдение  основных  принципов  сотрудничества:

1. Группы учащихся формируются учителем, с учетом психологической совместимости детей.  При  этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик. Если  группа  работает  слаженно, нет  необходимости  менять  ее  состав.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли распределяют сами ученики, учитель может дать рекомендации).

3. Оценивается  работа  не  одного ученика, а всей группы, важно, что оцениваются не только знания, но и усилия,  вклад  каждого  учащегося. В ряде случаев можно доверить  ребятам  оценивать  результаты собственного труда.

4. Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен  отчитаться за  задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (это могут быть лингвистический, грамматический, лексический аспекты). Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием. 

Таким образом,  можно констатировать, что целенаправленное и систематическое использование представленных выше технологий при обучении иностранному языку способствует совершенствованию умений учащихся в устной и письменной речи, расширению кругозора обучаемых, развитию коммуникативных навыков, умения работать со словарем и другими источниками, стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес, воображение, творческие способности, самостоятельность  и  раскрывает их собственные  потенциальные  возможности.  Данная методика дает возможность учащимся больше работать самостоятельно на уроке и во внеурочное время, развивать их творческие способности.  Это не только интересный метод обучения иностранному языку, но и метод, помогающий обеспечить качественные знания  у  учащихся в сфере коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

Страноведение как одно из условий повышения интереса учащихся к иностранному языку

Средствами иностранного языка обеспечиваются познавательные интересы обучающихся. Программа по иностранным языкам призвана способствовать приобщению обучающихся к чтению по интересам, повышению их не ...

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Исходя из стратегической цели развития Краснодарского края, заключающейся в усилении экономической роли региона, одним из основных условий  обеспечения роста конкурентоспособности Кубани является...

Самостоятельная работа в преподавании гуманитарных дисциплин как одно из условий повышения качества будущего специалиста

Традиционно самостоятельная работа рассматривалась как индивидуальная познавательная деятельность обучающегося. Он должен при этом проявить максимум усилий, ответственности, рассчитывать на собственны...

Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса

Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса...

Статья Участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills Russia – условие повышения профессиональной компетенции

роль конкурсов  профессионального мастерства различного уровня в повышении профессиональной компетенции...

Условия повышения эффективности управления ученическим коллективом

Условия повышения эффективности управления ученическим коллективом...