конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"
план-конспект урока на тему

Ворожинская Валентина Аркадьевна

 Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_po_muzykalnoy_literature.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Тема: « Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской».

                                          Проект   урока.

  1. Цель урока.
  2. Вступительное слово.
  3. Практическая часть.

                                          Цель урока.

  1.  Познакомить учащихся с формой вариаций, её различными типами на примерах из мировой музыкальной культуры.
  2.  Выявить изменение темы в вариациях разных типов.

   

                                       Вступительное слово.

Предмет музыкальной литературы в ДМШ особенный. Учащиеся всех отделений школы изучают этот предмет. В широком смысле слова вся школа занимается музыкальной литературой. На уроках сольфеджио, фортепиано, баяна, хора педагог и ученик общаются с музыкальным произведением, осваивают его. И всё же именно на занятиях по музыкальной литературе находят объяснение многие понятия, причём не только музыкальные, но и литературные, исторические и даже жизненные.   Невозможно изучать произведение композитора, не представляя, в какую эпоху, он жил, какие эмоциональные переживания нашли воплощение в его творениях и так далее.

Программа по музыкальной литературе в ДМШ включает обширный материал. Это художественные произведения различных времён, направлений, стилей, жанров и форм, представляющие культуру разных народов, а также понятия по теории, анализу музыки.  Особое место на уроках занимает слушание и анализ музыкального произведения, процесс его осознания и развития активного восприятия, а также высказывание собственного мнения учащимися о прослушанном произведении.

И главное – урок должен  занимать позицию связующего  звена в ряду дисциплин, изучаемых детьми в музыкальной школе.  

Одной из важных тем в курсе музыкальной литературы является тема – музыкальные формы.  Изучение форм музыкальных произведений играет важную роль   в процессе обучения учащегося в музыкальной школе. Умение правильно определить форму, осмыслить её в связи с тематическим и драматургическим развитием произведения позволит учащемуся профессионально анализировать исполняемый репертуар, научит слушать произведение целиком, а не «выхватывать» отдельные фрагменты и мелодии, как это часто бывает.   Основные отдельные элементы формы – предложение, каденции, период фраза и другие, уже знакомы детям по урокам сольфеджио, это облегчит начальный этап работы.

Любить всю музыку нельзя, но можно научить разбираться в ней, научить слушать музыку, имея при этом собственное мнение. «Кто хочет мыслить, должен спрашивать и отвечать», - убеждает Е.Б. Лисянская. Данная методика основана на вопросах педагога, активизирующих самостоятельное мышление учащегося. Поэтому, с первого музыкального примера педагогу необходимо вызывать активность детей в ответах на вопросы, а не давать им готовые ответы. Хотя сами ответы закладываются в вопросах поставленных учителем. Вопросы учителя не могут быть случайными, не продуманными заранее. Они должны быть связанными с конкретным произведением, конкретной формой, конкретным композитором и так далее, и, подчиняться общей цели урока.

 

                                          Практическая часть.

Содержание урока.

Урок начинается  с «разминки для ума» - это обращение к пройденному материалу с целью его закрепления и повторения.

Задача: закрепить пройденный материал о пройденных музыкальных формах: период, его виды, простая 2х-3х частная форма, рондо, сложная 3-х частная, сонатная форма.

1. По написанным схемам и ключевым словам определить форму.

а+а, а+а1,а+в –  ….

АВА –  …..

АВАСАД…А –  ….

Экспозиция, разработка, реприза – ….

АВ – …

АСА – ….

Главная и побочная партии –….

Предложение - ….

Рефрен - ….

* прослушать раннее пройденный фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки – ария Фарлафа «Близок уж час торжества моего…»

Подвести итог – что в музыке большую роль играет повторность,  которая используется для выделения главного настроения, главной музыкальной мысли. В 3-х частной форме повторяется первая часть, в рондо – рефрен, в секвенции – мотив, тема, в сонатной – реприза. «Реприза – это возвращение на родину после долгих странствий» А.Г. Рубинштейн.

Форма вариаций, двойные вариации.

Работа в тетрадях. Разбор симфонической фантазии «Камаринская» М.И.Глинка.

Записать сведения о композиторе - Ф.И.О., век, страна, годы жизни, название произведения. (Учитель напоминает краткие биографические сведения, акцент – на впечатления детства (оркестр крепостных) и о любви к русской народной музыке.

Перед слушанием поставить задачи уч-ся: выявить характер, жанр, отмечать новые разделы музыки буквами.

  • прослушать фрагмент «Камаринской» М.И.Глинки (1 тема свадебная песня «Из-за гор, гор высоких»)

«Русская симфоническая  школа… выражается в «Камаринской» подобно тому, как весь дуб в жёлуде».

Работа в классе устно:

По записанным буквам  АА1А2А3…– выяснить – форма вариаций.

Разбор: характера (лирическая, медленная, протяжная, широкая), жанр (песенная), развитие темы, какие изменения претерпевала. (записать кратко в тетрадь).

Вывод: Что же такое форма вариаций? (дети отвечают)

  • прослушать следующий фрагмент «Камаринской» (2 тема: ВВ1В2В3…В12 плясовая «Камаринская») – работа аналогичная.

Вывод: симфоническая фантазия «Камаринская» представляет собой вариации на темы двух русских нар. песен – такие вариации называются «двойными».

 «Глинкинские» вариации или вариации сопрано-остинато.

Работа в тетрадях Разбор Персидского хора из оперы «Руслан и Людмила».

Прочитать либретто.

Для характеристики волшебного замка Наины использована народная персидская мелодия, отсюда и название…

  • прослушать Персидский хор «Ложится в поле мрак ночной»

Письменно записать характер темы и Э.М.Р. (мелодия плавная, мягкая, вкрадчивая, светлая, лад – мажор, пунктирный ритм, ритмическое покачивание, динамика – Р, женский хор в унисон, инструменты –струнные, нисходящие секвенции, музыка воссоздаёт образ Востока: ночного, спокойного, манящего, чарующего, усыпляющего, таинственного).

Ответить и записать: Меняется ли сама мелодия, и что меняется? (Мотив неизменен, изменения в оркестровом сопровождении).

После второго слушания, письменно записать тембровые изменения в вариациях:

1 куплет – струнные инструменты звучат в унисон с мелодией хора.

2 куплет – деревянно-духовые инструменты – флейта, гобой, фагот.

3 куплет – деревянно-духовые, соло флейты, струнные.

4 куплет – деревянно-духовые (кларнет, фагот), в басах (низкие струнные), триольный ритм.

 

Вывод: «Глинкинские» вариации – при неизменной вокальной мелодии оркестровое сопровождение обновляется: фактура, инструментальные тембры, гармонические краски.  

«Строгие вариации»

Работа в тетрадях. Разбор вариаций на тему укр.н.п. «Среди долины ровныя» М.И.Глинка. (А А1 А2 А3 А4 А5)

  • прослушать вариации

Выявить, отличие этого типа вариаций от предыдущих (меняется и тема и сопровождение).

Такие вариации появились в 18 веке у венских классиков – Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен. Приёмы, которыми пользовались композиторы в вариациях, связаны с искусством импровизации (сочинение во время исполнения). Каждый исполнитель, выступая в концертах, был обязан уметь импровизировать, то есть фантазировать на предложенную публикой тему. С каждым новым появлением тема, словно «облачается в другую одежду», раскрашивается новыми звуками, орнаментами, таким образом, удивляя искушённую публику.

Письменно разобрать изменения характера и Э.М.Р. каждой вариации.

Итог урока. Уточнить типы вариаций и названия произведений.

Домашнее задание: подумать и вспомнить сказку или сочинить в форме вариаций.

Классная работа

(распечатка для учащихся)

М.И.Глинка

русский композитор н. 19 века

(1805-1860гг)

симфоническая фантазия «Камаринская»

1 тема –  _____________________________________________________________________

Музыкальная форма__________________________________________________________

Характер____________________________________________________________________

Жанр_______________________________________________________________________

2 тема - _____________________________________________________________________

Музыкальная форма_________________________________________________________

Характер____________________________________________________________________

Жанр__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Персидский хор «Ложится в поле мрак ночной..»  из оперы «Руслан и Людмила»

Характер____________________________________________________________________

Мелодия______________________________________; динамика_______; ритмические особенности______________________; инструменты______________; лад___________;

1 куплет (тема)______________________________________________________________

2 куплет (вариация)__________________________________________________________

3 куплет (вариация)__________________________________________________________

4 куплет (вариация)__________________________________________________________

Вывод – «что такое «глинкинские» вариации?»:_________________________________

_____________________________________________________________________________

Вариации на укр.н. песню «Среди долины ровныя»

Э.М.Р.

тема

1 вар.

2 вар.

3 вар.

4 вар.

5 вар.

характер

Динамика

Лад

Фактура

Мелодия

Регистр

Темп

ритм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыкальной литературе 4 класс

Урок музыкальной литературы. 1 год обучения. Тема "Оркестр"...

Конспект урока по музыкальной литературе: С.Прокофьев, кантата "Александр Невский"

Восспитание патриотизма  на уроках музыкальной литературы на примере кантаты "Александр Невский", С.Прокофьева...

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"

Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....

Конспект открытого урока по сольфеджио преподавателя Раменской ДМШ №1 Гапуровой Зухры Амоновны Тема урока: «Музыкальные паузы».

Тема урока: «Музыкальные паузы». Цель урока: Развитие у детей чувства ритма.Задачи:Закрепить понятие о  длительностях;Закрепить понятие о музыкальном размере;научить определять м...

Конспект открытого урока "Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях"

Урок разработан в рамках дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (срок реализации 8 лет). Индивидуальное занятие по учебному предмету &l...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия  у детей старшего дошкольного возраста. Методика  проведения бесед о музыкальном произведении"...

Конспект открытого урока «Этапы работы над музыкальным произведением в классе гармони»

Конспект открытого урока«Этапы работы над музыкальным произведением в классе гармони»...