Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
учебно-методический материал на тему

Планирование и организация внеаудиторной самостоятельной работы студунтов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ        

по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

 

1. Нормативные требования к организации самостоятельной работы (СР) при реализации ФГОС нового поколения.

С введением ФГОС нового поколения значение СР существенно возрастает.

Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.

Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения СР, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы.

В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося.

Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобретения студентом ОК и ПК, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности;

Роль студента заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Задачи организации СР состоят в том, чтобы:

  • мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
  • повысить ответственность обучающихся за свое обучение;
  • способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;
  • создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию,

самоуправлению и саморазвитию.

Анализ и обобщение современных практик организации СР свидетельствует о многообразие видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.

АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В лекциях – вопросы для самостоятельной работы студентов, указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного изученияфрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.). Важнейшим средством активизации стремления к самостоятельной деятельности являются активные технологии обучения. В этом плане эффективной формой обучения являются проблемные лекции.

Основная задача лектора в этом случае – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Функция студента – не только переработать информацию, но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

2. Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Студент учится выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

«Мозговая атака». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время студенты предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление студентам на занятии возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает степень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».

Игровая форма проведения занятия («Что? Где? Когда?»). Студенты заранее разделены на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.

3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ.

4. Игра «Что? Где? Когда?».

5. Подведение итогов.

6. Заключительное слово преподавателя.

Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы.Группа разбивается на команды (2–3). Каждая команда получает задание и затем озвучивает их решение. Проводится обмен задачами.

Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы.

Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для студента, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности.

Технология создания шпаргалки. Данная технология является нетрадиционной и вызывает повышенный интерес студенческой аудитории к возможности поучаствовать в создании подобного «творческого продукта». Она позволяет развивать и формировать у студента ряд важных умений, таких как:

  • мыслить нешаблонно, оригинально;
  • обобщать информацию в микроблоки;
  • глубоко прорабатывать материал, акцентируя внимание на  основной, главной, стержневой информации;
  • выбирать и систематизировать ключевые понятия, термины,  формулы.

Механизм реализации данной технологии заключается в следующем. На первом этапе студенты создают свой «именной» пакет шпаргалок на все вопросы, которые выносятся на экзамен или зачёт (участие добровольное). Перед экзаменом студенты сдают шпаргалки преподавателю (преподаватель проверяет данный продукт на соответствие технологическим требованиям).

Использовать «шпаргалку» на экзамене можно в следующих случаях:

  • личная просьба студента при затруднениях;
  • только при ответе за столом преподавателя;
  • время просмотра не более 2 минут (если студент материал  знает, то этого времени достаточно).

Использование словаря-шпаргалки – это умение студента показать, как из минимума зашифрованной информации реально получить продуманный и развернутый ответ на поставленный вопрос.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Конспектирование. Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное.

Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным, так как и то и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не имеете возможности ни забежать в конец лекции, ни по несколько раз «переслушивать» ее.

Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно – перечитывания) всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Сам же конспект необходимо вести не в порядке его изложения, а в последовательности этих взаимосвязей: они часто не совпадают, а уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности. Естественно, логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание.

При такой работе станет ясно, что в каждом месте для вас существенно, что будет заведомо перекрыто содержанием другого пассажа, а что можно вообще опустить. Естественно, что при подобном конспектировании придется компенсировать нарушение порядка изложения текста всякого рода пометками, перекрестными ссылками и уточнениями. Но в этом нет ничего плохого, потому что именно перекрестные ссылки наиболее полно фиксируют внутренние взаимосвязи темы.

Опосредованное конспектирование возможно применять и на лекции, если перед началом лекции преподаватель будет раздавать студентам схему лекции (табличка, краткий конспект в виде основных понятий, алгоритмы и т. д.).

2. Реферирование литературы. Реферирование отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения (документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение науки, знания).

3. Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится в особенности для поверхностной подготовки к коллоквиумам и семинарам, к которым задано проработать определенную литературу. Так же подходит для предварительных библиографических заметок «самому себе». Строится на основе конспекта, только очень краткого. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о её тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); поглавная структура труда (или, то же самое, «краткое изложение оглавления»); подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде.

Аннотация включает: характеристику типа произведения, основной темы (проблемы, объекта), цели работы и ее результаты; указывает, что нового несёт в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению (при переиздании – что отличает данное издание от предыдущего). Иногда приводятся сведения об авторе (национальная принадлежность, страна, период, к которому относится творчество  автора, литературный жанр), основные проблемы и темы произведения, место и время действия описываемых событий. В аннотации указывается читательское назначение произведения печати.

4. Доклад, реферат, контрольная работа.

Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В учебных заведениях доклады содержательно практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачётной работой.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:

  • Титульный лист.
  • Оглавление.
  • Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).
  • Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).
  • Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
  • Список литературы.

В списке литературы должно быть не менее 8–10 различных источников. Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Критерии оценки реферата:

  • соответствие теме;
  • глубина проработки материала;
  • правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи;
  • оформление реферата.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах в виде

выступлений.

Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Отличительной чертой письменной контрольной работы является большая степень объективности по сравнению с устным опросом.

Для письменных контрольных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и умения.

При выполнении таких контрольных работ следует использовать предложенную основную литературу и подбирать дополнительные источники.

Темы контрольных работ разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину.

Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, соответствовать теме, содержать выводы, обобщения и показывать собственное отношение к проблеме, где это уместно.

Самостоятельная работа в Интернете

Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:

  • поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;
  • организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций;
  • создания тематических web-страниц и web-квестов – использование html- редакторов, web-браузеров, графических редакторов.

Возможности новых информационных технологий.

Формы организации учебных занятий

1. Поиск и обработка информации

  • написание реферата-обзора
  • рецензия на сайт по теме
  • анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание
  • написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента
  • составление библиографического списка
  • подготовка фрагмента практического занятия
  • подготовка доклада по теме
  • подготовка дискуссии по теме
  • работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети

2. Диалог в сети

  • обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы
  • общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп или вузов, изучающих данную тему
  • обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции
  • консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную телеконференцию

3. Создание web-страниц и web-квестов

  • размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки курса, создание
  • рейтинга студенческих работ по данной теме  публикация библиографий по теме
  • создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах
  • создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сайте курса

Web-квестом называется специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам. Они создаются для того, чтобы лучше использовать время студентов, чтобы использовать полученную информацию в практических целях и развивать умения критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации.

Данный вид деятельности разработали в 1995 году в государственном университете Сан- Диего исследователи Берни Додж и Том Марч.

Чтобы данная работа была максимально эффективной, web-квест (специальным образом организованная web-страница) должен содержать следующие части:

1. Введение, в котором описываются сроки проведения и задается исходная ситуация.

2. Интересное задание, которое можно реально выполнить.

3. Набор ссылок на ресурсы сети, необходимые для выполнения задания. Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного web-квеста, чтобы облегчить студентам скачивание материалов. Указанные ресурсы должны содержать ссылки на web- страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или другие материалы, имеющиеся в библиотеке или у преподавателя. Благодаря указанию точных адресов при выполнении заданий студенты не будут терять времени.

4. Описание процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с указанием конкретных сроков.

5. Некоторые пояснения по переработке полученной информации: направляющие вопросы, дерево понятий, причинно-следственные диаграммы.

6. Заключение, напоминающее учащимся, чему они научились, выполняя данное задание; возможно, пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или описание того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область. Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трёх сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом студент должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных студентов. Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив студентам выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т. п.), и действовать в соответствии с ними:

например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединённых Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль Президента России, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта.

Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным.

Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.

Формы web-квеста также могут быть различными. Наиболее популярные из них:

1. Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят студенты. Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство. Написание интерактивной истории (студенты могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот приём напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).

Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающего студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов.

2. Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются студентами, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т. п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным студентам, а мини- группе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и преподаватель) за свою работу. Самостоятельная работа как форма организации обучения, возможна и необходима для получения любого образовательного результата1. Однако ее виды для получения разных образовательных результатов будут различными:

для овладения знаниями: работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; работа с конспектами лекций;

работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, статьи, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет); конспектирование текстов; ответы на контрольные вопросы; подготовка тезисов для выступления на семинаре, конференции; подготовка рефератов и т.д.;

– для формирования умений и владений: решение типовых задач и упражнений;

решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчётно-графических работ; решение производственных ситуационных (профессиональных) задач;

проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ;

экспериментальная и конструкторская работа; упражнения на ПК и тренажёре и т.д .

В соответствии с уровнями освоения учебного материала различают следующие виды СР:

1. – ознакомительный - конспектирование литературы;

2. – репродуктивный - написание контрольной работы

3. – продуктивный - подготовка эссе

По охвату обучающихся формы самостоятельной деятельности можно разделить на дифференцированные (индивидуальные или в составе малых групп) и фронтальные формы.

Самостоятельная работа в учебном учрездении может быть организована индивидуально с каждым обучающимся, с несколькими обучающимися (например, проектными командами) и для учебной группы (лекционного потока), в целом.

В значительной степени выбор конкретных форм организации самостоятельной деятельности обучающихся зависит от профиля обучения, изучаемой дисциплины, уровня профессионального образования.

Среди методов организации СР при обучении общеобразовательных предметов, например, более всего распространены:

  • домашнее чтение, перевод, написание эссе;
  • диалог в Интернет-сети;
  • создание web-страниц и web-квестов;
  • работа с электронной почтой;
  • просмотр видеофильмов с субтитрами и караоке;
  • кейс-стади;
  • рецензирование и реферирование текстов и т.д.

В технических дисциплинах часто используются следующие формы организации СР:

  • выполнение чертежей, схем;
  • выполнение расчетно-графических работ;
  • решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
  • подготовка к деловым играм;
  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
  • экспериментально-конструкторская работа;
  • опытно-экспериментальная работа.

Самостоятельная работа, не предусмотренная образовательной программой, учебным планом и учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими их содержание, может осуществляться обучающимися в инициативном порядке, с целью реализации собственных учебных и профессиональных интересов.

Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающихся, как правило, не регламентируется расписанием.

2. Планирование самостоятельной внеаудиторной работы

 2.1. При разработке рабочих учебных планов образовательным учреждением (далее – ОУ) определяется:

- общий объем времени, отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу в целом по теоретическому обучению (как разница между максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое обучение в целом и объемами времени, отведенными на обязательную учебную нагрузку, факультативные дисциплины, консультации по теоретическому обучению);

- объем времени отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки студентов, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл;

- объем времени, отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов (иметь представление, знать, владеть умениями).

2.2. При разработке рабочей программы по учебной дисциплине, при планировании содержания самостоятельной внеаудиторной работы преподавателем устанавливается содержание, объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, где предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, определяются формы и методы контроля результатов.

2.3. Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины.

2.4. Распределение объема времени на самостоятельную внеаудиторную работу в режиме для студента не регламентируется расписанием.

2.5. Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы могут быть:

2.5.1. для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры теста,

- конспектирование текста,

- работа со словарями и справочниками,

- работа с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио - и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет и др.;

2.5.2. для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекций (обработка текста),

- повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана и тезисов ответа;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

- изучение нормативных материалов,

- ответы на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.),

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции,

- подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; тестирование и др.;

2.5.3.для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариантных задач и упражнений,

- выполнение чертежей, схем,

- выполнение расчетно-графических работ,

- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач,

- подготовка к деловым играм,

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности,

- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов),

- экспериментально-конструкторская работа,

- опытно-экспериментальная работа,

- упражнения на тренажере,

- упражнения спортивно-оздоровительного характера,

- рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио и видеотехники и др.

2.6. Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы, их содержание и характер могут иметь вариантный и дифференцированный характер, должны учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.

3. Этапы самостоятельной работы студента

 3.1. Для выполнения любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие этапы:

3.1.1. определение цели самостоятельной работы;

3.1.2. конкретизация познавательной деятельности (проблемной или практической) задачи;

3.1.3. самооценка готовности к самостоятельной работе;

3.1.4. выбор адекватного способа действия, ведущего к решению задачи;

3.1.5. планирование работы (самостоятельной или с помощью преподавателя) над заданием;

3.1.6. осуществление студентом в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов:

- слежение за ходом самой работы,

- самоконтроль промежуточного и конечного результата работы,

- корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы.

4. Организация и руководство самостоятельной внеаудиторной работой студентов

 4.1. При выдаче заданий на самостоятельную внеаудиторную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам.

Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

4.2. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

4.3. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

4.4. Контроль результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов

-может осуществляться в пределах отведенного времени на обязательные учебные занятия по дисциплине и самостоятельную внеаудиторную работу студентов по дисциплине,

- может проходить в письменной, устной или смешенной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

4.5. В качестве форм и методов контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

4.6. Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентами являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированности общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Во время выполнения студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени.

5. Уровни самостоятельной работы студентов

 5.1. Следует выделить пять уровней самостоятельной работы студентов. За основу каждого уровня взято соотношение воспроизводящих и творческих процессов в деятельности студентов.

Студенту предоставляется работать на том уровне, который для него приемлем в настоящее время.

Иными словами, создаются условия для положительной мотивации процесса учения и развития способностей.

5.2. Каждый из уровней должен быть обеспечен как можно большим набором самостоятельных заданий различных форм. Это позволяет избежать монотонности в работе, делает студенческие работы оригинальными.

5.2.1. Первый уровень самостоятельных работ – дословное и преобразующее воспроизведение информации.

5.2.2. Второй уровень – самостоятельные работы по образцу. Это составление вопросов к текстам лекций по предложенным образцам. Разные по сложности, разнообразные по характеру и форме образцы вопросов направляют мышление студентов на поиски ответов, а затем и на самостоятельную формулировку вопросов, что является приобщением к умственному труду.

Другая форма самостоятельных заданий этого уровня – составление тестовых заданий по предложенным правилам.

5.2.3. Третий уровень – реконструктивные самостоятельные работы: преобразование тестовой информации в структурно-логические графы, составление кроссвордов, интервью, анкет, рассказов, преобразования типовых задач.

Работы этого типа учат обобщать явления.

5.2.4. Четвертый уровень – эвристические самостоятельные работы. Такие задания направлены на разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем.

5.2.5. Пятый уровень – творческие (исследовательские) самостоятельные работы: написание работы с включением в нее форм заданий второго, третьего и четвертого уровней.

6. Типы самостоятельной работы

 5.1. В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности студентов можно выделить четыре типа самостоятельной работы.

5.1.1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности студента. Роль педагога в том, чтобы для каждого студента определить оптимальный объем работы.

5.2. Реконструктивно-вариантные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, способствуют развитию внутренних мотивов к познаванию.

5.3. Эвристические – формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Студент сам определяет пути решения задачи и находит их.

5.4. Творческие – являющиеся венцом системы самостоятельной деятельности студентов.

7. Рекомендации для студентов по выработке умений самостоятельной работы

 Студент!

Учись слушать и записывать лекцию:

1.Прими удобную позу.

2.Сосредоточься, внимательно слушай.

3.Познакомься с планом лекций, выдели основные вопросы темы.

4.Обрати внимание! Главные мысли выделяют голосом, сложные вопросы повторяют несколько раз.

5.Старайся представить услышанное.

6.Учись кратко излагать свои мысли.

7.Записывай быстро, пользуясь сокращениями.

8.Используя общие правила написания конспекта.

Учись задавать вопросы:

1.Прочитай абзац и постарайся задать вопрос студенту, преподавателю.

2.Из перечня вопросов выбери те, которые необходимы в данной ситуации.

3.Оцени, насколько правильно понято содержание материала, для этого придумай вопрос, направленный на уяснение материала.

4.Задай вопрос с целью устранения логических, фактических и других ошибок.

5.Задай вопрос с целью развития содержания материала.

8. Программа действий преподавателя по организации самостоятельной работы студентов

 8.1. Программа действий преподавателя по созданию необходимых и достаточных условий для самостоятельной деятельности студентов:

- изучение квалификационной характеристики специалиста;

- анализ учебного плана, Государственного образовательного стандарта;

- подготовка перечня умений (компетенций), которые должны быть сформулированы у студентов после изучения дисциплины;

- подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля;

- разработка бланка профессионально-ориентированных задач для самостоятельной деятельности;

- группировка задач в блоке заданий на семестр;

- определение качественно-количественных критериев выполнения задания;

- определения периодичности контроля;

- разработка вариантов контрольных работ;

- выработка системы информирования студентов об их достижениях;

- создание необходимого информационно-методического обеспечения;

- определение системы индивидуальной работы;

- внедрение модульной системы обучения с рейтинговой оценкой учебной деятельности студентов.

Вовлекая студентов в самостоятельную деятельность, необходимо учитывать психологические особенности каждого студента и создавать учебно-методические комплексы, содержащие:

- методические рекомендации для самостоятельной работы студентов (пояснить, что такое реферат, конспект, как составить аннотацию, сценарий, как выполнить требования к записи лекций преподавателя и.д.);

- учебную и методическую литературу;

- учебные пособия и программы дисциплин;

- тематические словари;

- лекции, консультации (текст, фонозапись, видеозапись);

- разработка лабораторно-практических заданий (работ), планы семинарских занятий;

- видеофильмы и ТСО;

- тестовые задания, контрольные вопросы для проверки знаний студентов.

Вывод: Самостоятельная деятельность студентов – задача, которую решает преподавательский коллектив.

Задача сложная, интенсивная, не новая, но с новыми проблемами:

-воспитание культуры самостоятельной деятельности студентов;

- развитие профессиональной деятельности преподавателя.

Здесь важно уяснить, что самостоятельная деятельность студентов опосредована профессионализмом преподавателей.

Поэтому, говоря о высоком профессионализме выпускников, необходимо одновременно решать задачи по научно-методическому самосовершенствованию преподавателей:

-постоянно обновлять терминологический словарь изучаемых дисциплин, осмысливать и осваивать терминологический аппарат и профессиональный язык общения со студентами;

- накапливать и обобщать индивидуальный опыт по руководству самостоятельной деятельностью студентов;

- вести методическую работу и методический обмен с коллегами;

- заниматься научно-педагогическим самообразованием (читать научную литературу, монографии, диссертации);

- использовать педагогику сотрудничества со студентами, вдумчиво и бережно относиться к их потребностям и созданию условий для самостоятельной деятельности.

9. Технология разработки заданий для организации СР

Одним из наиболее трудоемких видов деятельности при планировании и проектировании СР выступает конструирование учебно-познавательных и практических заданий В рамках компетентностной модели образовании задания на самостоятельную работу должны носить деятельностный характер. Обучающимся в качестве домашнего задания следует предлагать не просто прочитать и пересказать учебный материал. Целесообразно, предложив новое учебное содержание как исходный материал, дать задание переработать, трансформировать его в определенного рода продукт с помощью тех или иных средств и операций, при опоре на некоторые знания и когнитивные умения.

Усвоение знаний при этом становится необходимым условием (средством) решения конкретной учебно-профессиональной задачи (проблемы).

При составлении фонда заданий можно воспользоваться «Конструктором учебно-познавательных заданий»

Конструктор познавательных заданий для СР

Ознакомиельн

ый

Репродуктивный

Продуктивный

Знакомство

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Назовите основные части….

Объясните причины того, что…

Изобразите информацию о … графически

Раскройте особенности…

Предложите новый (иной) вариант…

Ранжируй те … и обоснуйте …

Сгруппируйте вместе все …

Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы….

Предложите способ, позволяющий…

Проанализируй те структуру… с точки зрения…

Разработайте

план, позволяющий

(препятствую

щий)…

Определите, какое из решений оптимально для …. С точки зрения….

Составьте список  понятий, касающихся …

Покажите связи, которые на ваш взгляд, существуют между.. и …

Сделайте эскиз

Рисунка (схемы),

который показывает …

Составьте перечень основных

свойств…, характеризующ

их … с точки

зрения….

Найдите необычный способ, позволяющий

Оцените значимость для …

Расположите в определенном порядке….

Постройте прогноз развития…..

Проведите

(спланируйте)

эксперимент,

подтверждающ

ий, что…

Найдите в

тексте (модели,

схеме и т.п.) то,

что …

Предложите

новую (свою)

классификацию

 …

Выскажите

критические

суждения о …

Изложите в форме текста (реферата)…

Прокомментируйте  положение о  том что ….

Проведите

(спланируйте)

эксперимент,

подтверждающ

ий, что…

Найдите в

тексте (модели,

схеме и т.п.) то,

что …

Предложите

новую (свою)

классификацию

ю …

Выскажите

критические

суждения о …

Вспомните и напишите…

Изложите иначе (переформулируй те) идею о том, что

Проведите

презентацию…

Сравните точки

зрения … и …

на ….

Опишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий

развития …

Оцените возможности для …

Прочитайте самостоятельно ….

Приведите пример того, что (как, где) …

Рассчитайте на

основании

данных о …

Выявите принципы, лежащие в основе …

Изложите в

форме … свое мнение (понимание) …

Проведите

экспертиз

у состояния

Как убедительно доказано в психолого-педагогических исследованиях, наибольшую дидактическую ценность имеют учебно-познавательные задания:

  • с недостаточным условиями, когда часть информации необходимо найти в справочной литературе, сети Интернет, путем анкетирования, интервьюирования и т.д.;
  • с избыточными условиями, в которых (как и в реальной жизни) много ненужной информации, и требуется отделить значимую информацию от «шума» (выбрать только то, что нужно для выполнения задания);
  • с несколькими вариантами решения (оптимальный вариант выбирается по заданному или самостоятельно сформулированному обучающимся основанию / критерию).

Такие общие компетенцию как «Осуществлять поиск информации, необходимой для  эффективного выполнения профессиональных задач» и «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» формируются в условиях  работы с заданиями на обработку информации. К ним можно отнести:

  • задания на передачу информации (подготовка докладов, сообщений по теме, плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу, учебных пособий по теме и т.д.);
  • задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование, рейтингование);
  • задания на перекодировку информации (составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту и наоборот);
  • задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
  • задания на обобщение и / или оценку (рецензирование) материалов дискуссии, обсуждения, состоявшихся на аудиторном занятии.

В современной практике профессионального образования для организации СР широко используются телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте. Распространен такой вид самостоятельных занятий как учебно-исследовательская работа, в рамках которой отрабатываются различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент, опросы, использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного текста, оформления выводов и т.д.

Достаточно распространены также такие формы организации СР как решение ситуационных задач и работа с учебными кейсами.

Собственно учебный кейс представляет собой описание конкретной ситуации из определенной сферы профессиональной деятельности, составленное в занимательном (популярно-публицистическом) стиле. В нем присутствует сюжет с определенной интригой, содержащий скрытый или явный конфликт (интересов, позиций, действий различных субъектов  деятельности и / или их последствий). В описание кейсов часто включается прямая речь действующих лиц сюжета (для персонификации позиций и смыслов), описание их действий и поведения, а также, если необходимо, небольшие таблицы и схемы, иллюстрирующие сюжет и т.д. Иногда описание ситуации учебного кейса сопровождается многостраничными приложениями, из которых отбирается информация для решения проблемы. Ознакомившись с содержанием учебного кейса, обучающиеся формулируют проблему, диагностируют причины ее возникновения и описывают (обосновывают) способы разрешения противоречий.

В последнее время все популярнее становится представление кейсов на электронных носителях (мультимедиа-презентации) или в виде WEB-публикации в Интернете. Очевидно, что в определенных профессиональных областях невозможно обойтись без образно-наглядного представления информации.

Рассмотренные выше задания на самостоятельную работу пригодны для достижения таких промежуточных образовательных результатов как знания и умения. Чаше всего они используются в составе учебно-методических комплексов междисциплинарных курсов и учебных дисциплин.

Результаты более высокого порядка (опыт практической деятельности, субкомпетенции, общие и профессиональные компетенции) также могут формироваться в процессе СР обучающихся. В этом случае задания на самостоятельную работу должны быть оформлены как практические (в том числе - проектные) задания.

Практическое задание представляет собой набор организованных определенным образом требований (задач) по выполнению трудовых операций и действий, соответствующих содержанию трудовых функций и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Практические задания, которые используются на практических занятиях, учебной практике, могут быть связаны с изготовлением какого-либо изделия или другого материального продукта, что особенно ценно в профессиях НПО, поскольку в них большая часть профессиональных компетенций имеет прикладной характер. Однако для таких компетенций, как правило, важны не только параметры изготовленного продукта, но и характеристики процесса практической деятельности (например, соблюдение правил техники безопасности). Поэтому для СР практические задания такого рода используются только для отдельных профессий и специальностей.

Проектное задание - это связанная общей профессионально-трудовой ситуацией и «сюжетной линией» серия требований (профессионально-трудовых задач), соответствующих содержанию трудовых функций и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Специфика разработки проектных заданий как одного из вида практических заданий заключается в конструировании интегрирующей «сюжетной линии», объединяющей различные профессиональные задачи. При этом формулировке задач предшествует описание профессионально-трудовой ситуации. Часто в описании представлена не вся необходимая информация, ее необходимо найти в справочниках, использовать Интернет-поиск, сделать информационные запросы и т.д.

Одним из традиционных видов проектных заданий являются курсовые работы (проекты) - самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного семестра (курса) под руководством преподавателя и направленная на решение частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых в профессиональном модуле (учебной дисциплине). Она представляет собой одну из форм учебно-исследовательской работы, ее выполнение является обязательным для всех обучающихся.

Примерная тематика курсовых работ для выбора обучающимися формируется, исходя из планируемых образовательных результатов профессионального модуля, и также должна иметь «задачную» формулировку (в отличие от реферата). Структура, оформление, регламенты подготовки и защиты определяются согласованным с работодателями Положением о курсовой работе (курсовом проектировании), входящим в учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию соответствующей ОПОП образовательного учреждения. Для организации защиты курсовых работ необходимо разработать критерии оценки, включающие в себя показатели, сформированные на основе планируемых образовательных результатов (общих и профессиональных компетенций).

Распределение заданий на самостоятельную работу должно сопровождаться инструктажем преподавателя (мастера производственного обучения). В отдельных случаях инструкцию для обучающегося по выполнению задания целесообразно приложить к материалам задания в письменном виде. Как правило, инструктаж включает обозначение цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы и критериев, по которым будут оцениваться полученные продукты деятельности. Преподаватель может информировать обучающихся о типичных ошибках, которые встречаются при выполнении подобных заданий. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины. Для сложных, комплексных практических заданий и проектов также предусматривается промежуточное консультирование (плановое или по запросу обучающихся). 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Совершенствование методики обучения предполагает внедрение в учебных процесс так называемых рабочих тетрадей, повышающих продуктивность обучения и способствующих решению развивающий образовательный процесс задач.

Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

- содержанием обучаемого предмета, степенью его сложности;

- характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов;

- исходным уровнем подготовленности аудитории;

- возрастными особенностями слушателей;

- условиями обучения;

- творческими способностями преподавателя.

Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) в один факультативный.

Первый блок («Актуализация опорных занятий») представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предполагает излагать вербальным способом.

Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.

Структурированный конспект – своеобразный трафарет лекций, содержащий новые рисунки, схемы, таблицы, пустые кадры, заполнение которых происходит во время лекций. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного.

Использование такой модели (структурированный конспект) не только экономит учебное время, но и прививает навыки конспектирования (еще отсутствующее у большинства студентов), позволяет нацелить внимание на основные вопросы темы, воспитывает актуальность и эстетичность качества, (рисунки в тетрадях имеют одинаковые размеры; типография и черты строения органов будут изображены отчетливо и правильно).

Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов. Выполнение тренировочных упражнений способствует:

- совершенствованию умений у студентов самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;

- развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;

- воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы студентов не создает перегрузки, а наоборот, вызывает у студентов повышенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает ее усвоению и закреплению.

При подборе вопросов и заданий реализует дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной порции известной информации, до заданий, требующих установления межпредметных связей, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами: (в той же тетради):

- изобрази схематично….

- сделай соответствующие обозначения…

- воспроизведи схемы…

- обозначать основные элементы…

- выдели отличительные особенности…

Четвертый блок (факультативный) включает перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятельной работой студентов, определенной рабочей программой дисциплины.

Предполагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Возможно, что после первого этапа самостоятельной работы с тетрадь студент узнает, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь – определенно к сильным.

Рабочая тетрадь – тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.

В целом повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения студентов к самостоятельной работе, включения в процессе анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.

10. Контроль и оценка результатов СР

Современные системы оценивания в профессиональном образовании требуют изменения позиции преподавателя, который перед изучением профессионального модуля, учебной дисциплины предъявляет обучающимся систему оценивания результатов его освоения, в том числе - в рамках СР. Меняется и позиции студента, который становится активным участником процессов оценивания, что способствует осознанию получаемого опыта учебно- профессиональной деятельности и интеграции знаний и умений в компетенции.

Контроль СР включает в себя оценку хода и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия планируемым. Результаты СР оцениваются в ходе текущего контроля и учитываются в процессе промежуточной аттестации обучающихся по профессиональному модулю, учебной дисциплине. Контроль результатов внеаудиторной СР обучающихся осуществляется на семинарских, практических, лабораторных занятиях по профессиональному модулю, учебной дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен).

Одним из инструментов оценивания и учета продуктов самостоятельной деятельности обучающихся является формирование «портфолио». В практике учреждений профессионального образования представлены три типа портфолио:

  • портфолио достижений,
  • портфолио-отчет,
  • портфолио-самооценка.

Портфолио достижений представляет собой личный выбор работ обучающимся, который сам отбирает и формирует свой «портфель». Собираются учебные продукты, выполненные в процессе СР, за определенный промежуток времени, которые обучающийся рассматривает как собственное достижение.

Портфолио-отчет содержит индивидуальные текущие работы: тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т.д. Это своеобразный дневник самостоятельной деятельности.

Портфолио-самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями, а также самоценки обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" в СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами, грамма...

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. "Сестринское дело"

Методические указания разработаны с учетом требований ФГОС СПО, локально-нормативными актами КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж», рабочей программой дисциплины   и содержат переч...

Методические указания для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов-заочников приосвоении профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии Оператор машинного доения

Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ студентами заочной формы обучения по специальности 36.02.02 Зоотехния  разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы...

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Методическая разработка по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработана на основе Положения областного государственного автономного профессионального образовательного учрежде...

Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ 02. "Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации"

Цель внеаудиторной самостоятельной работы - формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ»

Организация самостоятельной работы студентов имеет важное значение для успешного освоения курса «Организация бухгалтерского учета в банках» и формирования у обучающихся необходимых знаний,...