Научно - исследовательский доклад "Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокального–хорового искусства"
статья по теме

Богатова Екатерина Дмитриевна

Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки на лучших  образцах вокально - хорового искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bogatova_k.docx24.79 КБ
Файл zashchita_doklada_.pptx1.36 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   Е.Д. Богатова,

Челябинский педагогический колледж № 1

К вопросу воспитания эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки  посредством вокально-хорового искусства

 

Необходимыми условиями формирования и развития современного человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Анализируя современные требования к формированию и развитию личности младшего школьника можно констатировать, что постановка и исследование проблемы воспитания эмоциональной культуры младших школьников обусловлено глубокими социально-культурными изменениями в жизни российского общества, переосмыслением существующей системы общечеловеческих ценностей, современными достижениями педагогической науки в области музыкального образования и практики.

В младшем  школьном возрасте, по утверждению А.Н.Зиминой, у ребенка еще не сформировались принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления, и понимание своих эмоций и чувств является  важным моментом в становлении личности растущего человека [2]. Поэтому так важно воспитывать детей  на шедеврах мирового искусства, в том числе  вокально-хорового, так как оно по своей природе  обладает музыкально-эстетическим  потенциалом, формирующим личность ребёнка. По нашему мнению, воспитание эмоциональной культуры младшего школьника представляет собой одну из актуальных и важных социально-психологических и  музыкально-педагогических задач.

Принимая во внимание позицию основоположников российской вокально-хоровой школы, а также современных исследователей природы музыкального творчества, вокального и хорового исполнительства Э.Б.Абуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Н.Б.Гонтаренко, Л.Б.Дмитриева,  Н.М.Малышевой,  А.Г.Менабени, В.П.Морозова, Г.П.Стуловой и др., можно определить, что обращение, в первую очередь, к огромному пласту отечественной музыкальной культуры, классической музыке, традициям вокально-хоровой исполнительской школы России может оказаться одним из основополагающих факторов становления художественного мира и эмоциональной  культуры обучающихся.

Уроки  вокально-хорового искусства по мнению ученых,  хорошая психо-физиологическая релаксация организма, снятие внутреннего напряжения, зажатости, усталости, возможность творческого самовыражения личности. Следует подчеркнуть, что специфика вокально-хорового искусства как коллективной формы исполнительства способствует развитию позитивных человеческих качеств: уверенности в себе, раскованности, коммуникабельности, дружелюбия, ответственности, справедливости, эмоциональной открытости  и др. Указанные  качества, по нашему мнению, являются составляющими эмоциональной культуры.

Для теории и методики воспитания эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста представляют несомненную ценность работы исследователей в области педагогики и психологии, искусства и творчества, диагностики и формирования творческих способностей личности: О.П.Апраксиной, Г.М.Бреслава,  Л.С.Выготского,  Д.Б.Кабалевского, Д.Н.Кирнарской, А.Н.Леонтьева, В.И.Петрушина, С.Х. Раппопорта,  О.А.Сергеевой,  Б.М. Теплова, В.Н.Шацкой, П.М.Якобсона и др.

Анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы показал, что понятие эмоциональной культуры сложно и неоднозначно. Одним из первых определение эмоциональной культуры дал П.М.Якобсон. По его мнению, эмоциональная культура есть «комплекс явлений, представляющих собой в значительной мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявились на более ранней возрастной ступени» [4]. К настоящему времени термин «эмоциональная культура» статуса научного гражданства не получил, однако, по мнению О.И.Сергеевой,  эмоциональная культура в современном мире является главным определителем успеха взаимодействия, общения и  субъектных отношений [3]. Не претендуя на всесторонний анализ данного понятия, мы предлагаем определение эмоциональной культуры, сформированное с учетом имеющихся точек зрения.

Эмоциональная культура понимается нами как часть базовой культуры, направляющая личность к эмоционально-творческой деятельности и способствующая совершенствованию своего внутреннего мира на основе эмоционально-чувственного развития.

В результате  изучения научно-практического и методического материала по теме исследования мы пришли к выводу, что  в музыкально-педагогических исследованиях и методических разработках для учителей музыки данной проблеме не уделяется достаточно внимания.  Поэтому особую актуальность приобретает наша исследовательская  работа, посвященная  проблеме воспитания эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокально-хорового  искусства, где эмоциональная культура рассматривается нами как центральное звено в развитии личности, определяющее дальнейшее развитие ребенка.   

Отметим, что в последние годы вокально-хоровое движение в России набирает силу. Создаются новые коллективы, проводятся фестивали и конкурсы. Все больше юных исполнителей интересуются вокально-хоровым искусством.  Однако нынешний этап развития вокально-хорового искусства в общеобразовательной школе переживает серьёзный кризис. Одной из основных причин самоликвидации школьных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы, то есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение. В такой ситуации роль учителя на уроке музыки и возрождение традиций вокально-хорового исполнительства в школе становится весьма актуальной. Вернуть учащихся в мир музыкально-эстетических ценностей сегодня является первоочередной задачей, так как, согласно О.А.Апраксиной, музыкальное искусство есть особая форма отражения действительности, в которую важную роль играют чувства и  эмоциональная сфера [1].

Известный педагог-музыкант  Ю.Б.Алиев для собственной школьной практики разработал рациональный путь, который заключается в параллельном разучивании академического и легкого эстрадного репертуара, отвечающего, однако, требованиям хорошего вкуса. Придерживаясь точки зрения ученого, мы считаем, что учителя музыки  в начальной школе должны помнить о том, что наряду с произведениями высоких художественных достоинств  необходимо иметь в исполнительском активе эстрадные – лирические, шуточные, развлекательные песни. Репертуар,  предлагаемый детям для разучивания, должен быть разнообразным  по тематике, но близким и понятным им по содержанию. На сегодняшний день существует огромное количество разнообразного высокохудожественного песенного репертуара, написанного современными российскими композиторами для детей (А.Бызов, Е.Поплянова, А.Ермолов, В.Семёнов, И.Серебренников, А.Соснин, Л.Марченко, Г.Арутюнов и многие др.)  

По нашему мнению,  используя на уроках музыки  вокально-хоровой репертуар  классического и современного направления мы сможем успешно формировать целый комплекс музыкальных способностей: эмоциональную отзывчивость, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, ладовое чувство и т.д. Следовательно, вокально-хоровое  искусство может  являться  благодатной почвой для воспитания эмоциональной культуры  младших школьников  и  занять достойное место в учебно-воспитательном процессе.  Для того, чтобы восприятие младшими школьниками вокально-хорового  искусства сыграло свою роль в воспитании их эмоциональной культуры, очень важно, во-первых, как можно раньше сформировать у них музыкально-эстетический и вокальный вкусы, научить ценить подлинные художественные произведения вокально-хорового жанра, и, во-вторых, развить эмоциональные способности детей, прежде всего – их эмоциональное восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость.

Опираясь на лучшие достижения музыкальной  педагогики и психологии в области музыкально-эстетического воспитания школьников хочется отметить,  что воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки  есть динамический процесс, предполагающий реализацию системы педагогических средств.

Нам бы очень хотелось внести свой вклад в воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки, воспитывая их на лучших образцах вокально-хорового искусства. В связи с этим, опираясь на материалы исследования, нами было создано методическое пособие «Эмоциональный мир вокального искусства». Данное пособие представляет собой методический материал по вокально-хоровой работе, включающий комплекс вокальных упражнений для начинающих вокалистов и нотно-песенный репертуар с аннотацией.

Методическое пособие «Эмоциональный мир вокального искусства»  было апробировано на базе челябинской общеобразовательной школы-лицея № 35 в 3/б классе. В результате апробации мы пришли к следующим выводам:

  •  практически у всех учащихся наблюдается положительная динамика в уровне развития эмоциональной культуры, что подтверждает значимость методического пособия;
  •  дети наиболее эмоционально реагируют на живое исполнение детских вокальных произведений классического и современного репертуара, что способствует эффективному усвоению и пониманию законов вокального искусства;
  •  дети  открыты для восприятия новых эмоциональных ощущений, что активизирует познавательный интерес к вокально-хоровому искусству;
  •  восприятие  вокально-хорового  искусства является благоприятным для эмоционально-чувственного опыта ребенка, что способствует воспитанию эмоциональной культуры младших школьников.

Таким образом, в результате теоретических и практических поисков мы пришли к следующему выводу: чем раньше дети будут слышать, исполнять высокохудожественную вокально-хоровую музыку, накапливать опыт эмоционального переживания и осознания столь ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, тем быстрее начнут привыкать к языку народной, классической и современной вокальной  музыки, и тем успешнее будет проходить процесс воспитания эмоциональной культуры.

Библиографический список

  1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / О.А.Апраксина - М.: 1983. – 98с.
  2. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста [Текст]/  А.Н. Зимина. - М.: Владос, 2000. – 304с.
  3. Сергеева, О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников.  Гуманизация образования [научно-практический журнал] [Текст]/ О.А. Сергеева. – М.: 2008- №6. - С.98-102.
  4. Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание [Текст] /П.М. Якобсон. – М.: Знание, 1976. – 64с.         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Богатова Екатерина Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокально – хорового искусства

Слайд 2

Актуальность исследования состоит в потребности использования возможностей вокально-хорового искусства на уроках музыки для воспитания эмоциональной культуры младших школьников.

Слайд 3

Федеральный закон «Об образовании Р.Ф.» от 29.12.2012 №273 – ФЗ. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.

Слайд 4

Основой исследования явились труды учёных: Л.С. Выготского , Г.М. Бреслава , А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьева, С.Х. Раппопорта , С. Л. Рубинштейна, О.Л. Сергеевой, Б.М. Теплова, В.И. Петрушина, П.М. Якобсона и др.

Слайд 5

Глава I . Теоретические основы воспитания эмоциональной культуры младших школьников. Понятия: эмоции, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная культура Рассмотрены точки зрения ученых: А. В. Запорожец, С.Л. Рубинштейна, О.П. Радыновой , .И.Петрушина, О.А.Сергеевой, М.П. Якобсона и др.

Слайд 6

Эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний (настроения, чувства, аффекты), отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Слайд 7

Эмоциональная отзывчивость — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. Эмоциональная культура - является частью базовой культуры, направляющей личность к эмоционально – творческой деятельности, способствующая совершенствованию внутреннего мира человека на основе эмоционально – чувственного развития.

Слайд 8

Музыкальное искусство особая форма отражения действительности, в которую важную роль играют чувства и эмоциональная сфера

Слайд 9

Основой исследования явились труды учёных: Н.Тевлина , Н.Черноиваненко , Л.Дмитриева , О. Апраксиной , Г. Стулова , В.Емельянова , В. Шереметьева и др

Слайд 10

Степень успешности педагога уровень культуры; духовно – нравственного начала; творческое самосовершенствование; способы мотивации

Слайд 11

Глава II . Вокально-хоровое искусство как средство воспитания эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки Понятия: вокально – хоровое искусство, урок музыки Рассмотрены точки зрения учёных и педагогов музыкантов: Б.В. Асафьева, Е.И. Юдиной, Л.А. Безбородовой,Л.А . Виноградовой, О.А. Апраксиной, Л. А. Дмитриева, Г. Стулов, В. П. Емельянова, В.В. Шереметьева и т.д.

Слайд 12

Урок музыки – это урок искусства, основная форма эмоционально – культурного воспитания школьников. Вокально – хоровое искусство – является музыкально – эстетической ценностью для людей. Оно способствует формированию музыкальной культуры и целенаправленно воспитывает гармонически развитую личность.

Слайд 14

Основоположники российской вокально – хоровой школы: Э. Б. Абуллина , Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, О . А. Блоха, И. Н. Вилинской , Н. Б. Гонтаренко , Л . Б. Дмитриева, Н. М. Малышевой, А. Г. Менабени , В . П. Морозова, Г. П. Стуловой и др.

Слайд 16

Глава III . Апробация методического пособия «Эмоциональный мир вокально-хорового искусства» Методическое пособие «Эмоциональный мир вокального искусства» является практическим дополнением к урокам музыки в начальных классах. Данное пособие представляет собой методический материал по вокально – хоровой работе, включающий комплекс вокальных упражнений и песенный репертуар с аннотациями, направленный на воспитание эмоциональной культуры младших школьников

Слайд 19

Заключение 1 . Младшие школьники открыты для восприятия новых музыкальных ощущений, что активизирует познавательный интерес к вокально – хоровому искусству. 2. Восприятие и участие в процессе вокально – хорового деятельности является благоприятным для эмоционально-чувственного опыта ребенка, что способствует воспитанию младших школьников эмоциональной культуры. 3. Дети наиболее эмоционально реагируют на визуально-слуховое восприятие вокальной музыки, что влияет на эмоциональную идентификацию себя и музыки.

Слайд 20

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира»

Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Упражнения по развитию исследовательских умений....

Знакомство с профессиями как элемент формирования экономической культуры младших школьников

Обучающиеся, начиная с 1 класса, получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскры...

Презентация на тему: «Методы организации учащихся на уроках физической культуры младших школьников»

В данной презентации раскрывается понятие урок физической культуры, его основные части, а так же описываются методы организации  учащихся на уроках физической культуры младших школьников....

Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры.

Тема занятия: «Знакомство со спортивными играми с мячом с использованием имитации технических элементов». Цель: Научиться представлять и имитировать элементы спортивных игр без мяча и с мячом. ...

Научно-исследовательская работа "Духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства"

В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла ...

«Формирование личностных результатов у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Теоретические подходы к проблеме формирования личностных результатов младших школьников на уроках изобразительного искусства.Возможности уроков изобразительного искусства в формировании личностных рез...