Индивидуальное сопровождение отстающих учащихся
консультация на тему

Олийник Людмила Ивановна

Индивидуальное сопровождение отстающих учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_soprovozhdenie_otstayushchih_uchashchihsya.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное сопровождение отстающих учащихся

Олийник Людмила Ивановна

ГБОУ школа-интернат №2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Но не рождаются трудными дети -
просто им вовремя не помогли.

Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе. По данным МО РФ 85% детей учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического и коррекционно-педагогического характера. Чтобы наметить пути коррекционной работы с такими учащимися нужно более подробно познакомиться с отклонениями в развитии ребенка: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общества. У такого ребенка гораздо дольше остается ведущая игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные процессы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задания, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо владеет навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из – за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без индивидуальной педагогической помощи выйти не может.

Цель и задачи коррекционных занятий:

  • повышение уровня общего развития учащихся;
  • восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;
  • логопедическая коррекция нарушения речи;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Содержание программы

индивидуального сопровождения отстающих учащихся

Содержание

Формы занятий

1.

Выявление учащихся, испытывающих затруднения в усвоении ЗУН на основе срезов и контрольных работ учащихся.

Контрольные работы, контрольные срезы, педагогическая диагностика.

2.

Анализ причин не усвоения программ на основе комплексной диагностики:

а) психофизической;

б) педагогической;

в) логопедической;

г) медицинской;

 

д) социально – педагогической.

Тестирование.

Педагогическая диагностика.

Диагностика.

Медицинское обследование, анализ карт развития.

Индивидуальная беседа с родителями, наблюдение, посещение семьи.

3.

Заключение и рекомендации педагога, логопеда, психолога, социального педагога и врача специалиста по коррекции психофизических и познавательных возможностей учащихся.

Индивидуальная консультация.

4.

Первичный ПМПк МОУ СОШ:

  • определение компенсаторных возможностей ребенка;
  • составление комплексной индивидуальной программы;
  • составление плана коррекционных мероприятий специалистами с учетом индивидуальной программы;
  • определение образовательного маршрута для учащегося.

Консилиум.

5.

Реализация индивидуальных программ и плана коррекционных мероприятий с ребенком.

Урок, индивидуальное занятие.

6.

Отслеживание динамики в развитии на плановых и срочных ПМПк

МОУ СОШ:

  • оценка динамики обучения и коррекции;
  • внесение изменений в индивидуальную программу;
  • назначение дополнительных обследований.

Обсуждение, беседы с родителями.

7.

Заключительный ПМПк МОУ СОШ :

  • оценка статуса ребенка на момент окончания коррекционной работы по индивидуальной программы;
  • разработка комплексных рекомендаций по переводу и адаптации ребенка к новым условиям обучения.

Консилиум.

8.

Тематический административный контроль “Работа учителей I ступени обучения со слабоуспевающими учащимися”.

 

Методическое обеспечение программы

Коррекционные занятия проводятся с учащимися педагогом, психологом и логопедом – дефектологом по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Такое комплексное воздействие на ребенка проводится с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

На каждого ученика заполняется “Лист коррекционных занятий” , где составляется план коррекционной работы для данного ученика. Это позволяет учителю реализовать принцип индивидуализации обучения, эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения при опросе, объяснении и закреплении нового материала, то есть на всех этапах обучения. Важным моментом в организации коррекционной работы является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума. Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее 1 раза в четверть на консилиумах, с приглашением на них родителей этих учащихся. Ведётся профилактическое пролечивание и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка.  Целесообразно для детей испытывающих трудности в обучении организовать работу в режиме группы продленного дня, обеспечивающих полноценную подготовку домашнего задания. Это позволяет учителю реализовать метод дифференцированного подхода к домашнему заданию исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Итогом такого комплексного подхода к отстающему учащемуся является:

  • нормализация учебной деятельности;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие темповых показателей учащихся;
  • обогащение знаниями и представлениями об окружающей действительности;
  • направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности школьного психолого-дефектологического сопровождения семей учащихся с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями

Проблемы детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития. Глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной речи, моторики и эмоционально-вол...

Система работы учителя по формированию индивидуальной траектории развития учащихся с высоким уровнем исследовательской культуры

Практика организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста по направлению социально-гуманитарные науки...

методическая разработка в соответствии ФГОС. Обеспечение индивидуального сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Тот,кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,достоин быть учителем.  Конфуций....

Индивидуальная работа с учащимися

Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизиров...

Методические рекомендации по организации индивидуальной работы с учащимися и родителями

Забота воспитателя о создании в отделении благотворной среды для формирования личности каждого ребенка с педагогическим проектированием, обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с пои...

Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса».

Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса»....