Игры, способствующие обучению основам техники игры в волейбол для студентов школьного отделения (на базе 9 классов)
опыты и эксперименты на тему

Кудлина Светлана Леонидовна

Игры, способствующие обучению основам техники игры в волейбол для студентов школьного  отделения (на базе 9 классов) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_voleybol.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, способствующие обучению основам техники игры в волейбол для студентов школьного  отделения (на базе 9 классов)

«Защита цели». В одном из вариантов игры занимающиеся, стоящие по кругу, ударом волейбольного мяча стараются сбить треногу из палок (связанных в верхней части), или несколько булав, которые защищает водящий. Водящему разрешается отбивать мяч только двумя руками снизу. После 10 ударов, подсчитывается, сколько ударов отбил водящий. 

«Быстрей отбей». Игра напоминает эстафету с вызовом, где два игрока из разных команд (стоящих шеренгами на лицевой линии), имеющие одинаковые номера, выбегают вперед по вызову руководителя. Каждый из них стремится первым отбить двумя руками снизу мяч, который набрасывает помощник руководителя, стоящий в середине на противоположной стороне площадки. Игрок сумевший опередить соперник, приносит команде очко.

«Круговая лапта». Игроки одной команды размещаются за пределами круга (квадрата), а игроки второй команды занимают места внутри круга. Стоящая за кругом ударами волейбольного мяча стараются выбить поочередно всех игроков противника. Разрешается метать мяч любым способом (нападающим ударом, обычным броском). Игроки, бегающие по кругу, могут отбивать мяч руками, выполняя соответствующий защитный прием (двумя руками сверху, снизу, одной рукой с выпадом, в падении и др.). В этом случае они остаются в кругу. Если же мяч попал в туловище игрока, ноги, руки, игрок покидает круг и становится за его пределами (за спинами атакующих). Игрок может вернуться в круг, если ему удалось поймать мяч от своего игрока,  отбившего мяч из круга. Игра длится 3-5 минут, после чего игроки меняются ролями. Выигрывает команда, сохранившая в кругу большее число игроков. С хорошо подготовленными волейболистами можно проводить игру, используя два мяча.

«Только снизу». Обычная игра в волейбол, но подачи, передачи мяча и перебрасывание его на сторону противника разрешается только ударом снизу. В противоположную сторону (команда теряет подачу или приобретает очко). Система проведения партий и подсечка очков остается общепринятой.

«Эстафета с приемом мяча». Игроки каждой команды строятся за общей линией старта в колонну по одному. По сигналу игрок, стоящий во главе колонны, устремляется вперед, жонглируя волейбольным мячом, как при приеме мяча двумя руками снизу. У стены он выполняет 5 ударов мячом, принимает мяч после отскока и движется спиной вперед, жонглируя мячом способом приема мяча двумя руками снизу. За линией старта мяч принимает очередной игрок. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

«Отбей мяч». Игроки делятся на две равные команды, выстраиваются друг против друга на боковых линиях волейбольной площадки. По сигналу крайний справа игрок бросает мяч или выполняет нападающий удар в направлении игрока противоположной команды, стоящего на другой половине волейбольной площадки Последний приемом мяча двумя руками снизу должен отбить мяч на противоположную сторону. Его ловит следующий участник и бросает или бьет игроку, стоящему напротив. Так продолжается до тех пор, пока очередь не дойдет до крайнего игрока, который должен поймать его. После этого команды меняются местами. Побеждает команда, игроки которой отобьют большее количество мячей.

«Мяч капитану». Занимающиеся делятся на две команды, которые стоят рядом в колоннах. Напротив каждой команды на расстоянии 4-5 м располагается капитан, который поочередно посылает передачу двумя руками снизу игрокам своей команды. После обратной передачи игрок идет в конец своей колонны. Побеждает команда, игроки которой дольше других продержат мяч.

«Кто лучше». Трое игроков располагаются на задней линии в зонах 5, 6 и 1. Каждый из них принимает снизу по 10 сильных (или нацеленных) подач. За прием начисляются очки: 2- ошибка при приеме, 3- прием без технической ошибки, 4- прием без ошибки, мяч доведен в зону нападения, 5- дана хороша передача сразу на удар. После 10 подач игроки меняются зонами. В конце объявляется победитель, набравший наибольшую сумму очков.

«Точный пас». Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие определившись по командам, выстраиваются перед разными щитами около линии штрафного броска. Первые номера с мячами в руках встают в 7 - 10 шагах справа (или слева) от команды в очерченных заранее кругах. По сигналу начинается соревнование команд. Игрок из круга набрасывает мяч партнёру, стоящему в колонне. Тот точной передачей должен направить мяч в корзину. Затем он подбирает мяч (независимо от того, попал он в цель или нет) и бежит в круг. Игрок, набрасывавший  мяч, встаёт в конец колонны. Игрок из круга снова набрасывает мяч головному игроку колонны, а сам направляется в её конец. Когда все игроки выполнят упражнение, игра заканчивается. Команда-победительница получает 2 очка, 2 очка начисляется и за каждое попадание меча в корзину, 1 очко команда получает, если мяч не попал в корзину, но ударился о кольцо.

Победу в игре определяет наибольшая сумма очков, набранная одной из команд.

«Летающий мяч». Класс разбивается на 4-6 команд, которые становятся в колонны по одному друг против друга на противоположных сторонах площадки. Выполняют передачу мяча снизу через сетку во встречных колоннах. Первый в колонне, сделав передачу, встает в конец своей команды и т. д. Побеждает команда, не потерявшая мяч. Игру можно проводить на время и на счет.

«Пионербол». Игра с заданием: каждый переброс мяча через сетку (1-я, 2-я или 3-япередачи) должен быть выполнен приемом из техники волейбола – передачей мяча снизу. Все остальные правила пионербола сохраняются.

Вариант. С подачи соперника, который бросает мяч одной рукой, нужно выполнить прием мяча снизу, а все остальные передачи- как в пионерболе.

«Перестрелка». Игра с элементами волейбола. Мяч от соперника ловить нельзя, можно принимать его  над собой снизу или сверху, направляя на партнера по команде, стоящего рядом. После приема мяча снизу другой игрок может поймать мяч и выполнить атакующий бросок в соперника. Если мяч был пойман без приема снизу, этот игрок считается выбитым, и он выходит из игры. Все остальные правила игры «Перестрелка» сохраняется.

«Мяч перед собой». Условие игры те же, что и в игре «Мяч над головой», только верхняя передача заменяется нижней.

«Попади в обруч». На противоположной от колонн стороне спортивного зала в 2м. за ограничительной линией лежат обручи. По сигналу учителя направляющие в колоннах с мячами в руках бегут к ограничительной линии и стараются выполнить нижнюю передачу в обруч. После удачной попытки они бегут к своим колоннам и выполняют нижнюю передачу впереди стоящему с любого расстояния.

 Характеристика игр

для формирования навыка передачи мяча

«Эстафета с передачей». Игроки каждой команды строятся за общей линией старта в колонну по одному. По сигналу направляющие каждой команды начинаются продвигаться вперёд, выполняя над головой  передачи двумя руками. В 2 – 3 м от стены каждый игрок делает три передачи сверху двумя руками о стены, принимает мяч после отскока, затем возвращается обратно, выполняя передачи над головой, делает передачу второму номеру своей команды, и эстафета продолжается. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Вариант: игроки в колоннах становятся в 3 – 4 м от стены. Игрок бросает мяч в стену, отскочивший мяч принимает следующий игрок, стоящий в колонне. Первый убегает в конец колонны. Если упражнение выполнено неточно, участник должен его повторить.

«Мяч среднему». Играющие делятся на 2 команды и строятся в круги. Затем рассчитываются по порядку. Первый становится в середину кругов. Они держат  в руках волейбольные мячи и располагаются на расстоянии 1 – 2 м друг от друга. По сигналу играющие, которые стоят в центре кругов, выполняют передачу двумя руками сверху вторым, получают от них мяч, выполняют передачу третьим и т.д. Когда игрок, который стоит в центре круга получает мяч от последнего игрока в круге, он передает его следующему игроку и меняется с ним местами. Второй игрок становится в середину круга и продолжает игру, выполняя передачу третьему игроку, получает мяч от него, передает четвертому и т.д. Затем средним становится третий игрок, и так по очереди все игроки должны побывать в круге. Игра заканчивается, когда каждый игрок побывает в круге и выполнит подачи игрока всем игрокам. Побеждает команда, которая закончила передачи первой.

Мяч следует предавать всем игрокам в строгой последовательности и определенным способом. Тот, кто не поймает мяч, должен сам его поднять и продолжать игру.

«За мячом». Играющие образуют несколько команд, каждая из них выбирает водящего. Команда делится пополам, и игроки становятся в колонны один против другого на расстоянии 2 – 3 м. После сигнала водящий выполняет передачу стоящему первым в противоположной колонне игроку, сам бежит в конец этой колонны, то есть вслед за мячом. Поймавший мяч также передает его стоящему напротив и отправляется за мячом. Игра заканчивается тогда, когда все играющие вернутся на свои места, а мячи возвращаются к водящему.

«Передачи волейболистов». Занимающиеся становятся по кругу и способами верхней передачи отбивают мяч друг другу. Игрок, допустивший падение мяча, получает штрафное очко. Побеждает игрок, имеющий меньшее количество штрафных очков.

«Свеча». На площадке чертится круг диаметром 1метр. Игроки располагаются в колонне по одному, по очереди входят в круг и выполняют 10 передач над собой. Каждая передача должна быть не менее чем на 2м выше роста игрока. Игроки наказываются штрафным очком за недостаточную высоту передачи и за выход за линию круга. По окончании задания победителям объявляется тот, у кого меньше штрафных очков.

«Над собой и об стенку». Игра проводится в виде эстафеты, в которой игроки по очереди продвигаются вперед, выполняя передачи над собой двумя руками. В 2-3 шагах от стены каждый игрок делает три удара о стенку и принимает мяч после отскока, затем игрок возвращается обратно, выполняя тот же технический прием, делает передачу второму номеру и т.д.

«Об стенку». Колонна располагается перед стартом линией в 3-4 шагах от стены. Игрок передает мяч партнеру, стоящему сзади, рикошетом от стены (можно начертить на стене цель- круг), а сам убегает в конец колонны.

 Победители игры определяются по качеству передач и быстроте действий.

«Мяч в воздухе». Игроки двух команд строятся в два круга, занимая различные половины зала, и передают мяч друг другу двумя руками сверху по кругу в любом направлении. Разрешается, в случае быть готовым принять и точно необходимости, передачи мяча одной рукой, он запрещается захваты мяча и двойные удары над собой. За эти нарушения, а также за неточную передачу игрок покидает круг. Поскольку соревнование начинается одновременно в двух кругах, по истечении 5 мин игра останавливается и определяется команда – победительница (сохранившая больше очков). Отмечается и игроки, которые хорошо владеют передачей. Хорошо подготовленные игроки могут выполнять передачи в прыжке.

«Навстречу через сетку». Игроки двух команд располагаются во встречных колоннах - перед сеткой за линией нападения. У первых игроков колонн по одну сторону площадки в руках по мячу. Сигнал руководителя возвещает о начале эстафеты, которая заключается в передаче мяча двумя руками сверху через сетку партнера, стоящему во главе противоположной колонны. Игрок, сделавший передачу, бежит в конец колонны, а тот, кому мяч адресован, снова посылает его через сетку. Игра продолжается до тех пор, пока занимающийся, начинавший игру, опять не получит в руки мяч. Выигрывает команда, закончившая игру раньше и имеющая меньшее количество нарушений (захват мяч, падение, пропуск игрока).

«Передачи по вызову». Команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне площадке. В 10-12 шагах перед ними (в кругах) лежит по мячу. Игроки рассчитываются по порядку. Преподаватель вызывает любой номер, и игрок, имеющий его, устремляется к мячу. Он берет его в руки, делает длинную высокую передачу партнеру, стоящему во главе колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил две передачи, получает одно очко. Затем вызывается (в любой последовательности) остальные игроки команды. Победитель определяется по лучшей сумме набранных очков.

«Эстафета парами». Игроки двух команд, стоящих перед линией старта, распределяются по парам. В руках у игроков первой пары мяч. По сигналу оба игрока начинают продвижение вперед, делая друг другу передачи. Они должны пересечь обеими ногами линию финиша (в противоположном конце зала) и, не переставая передавать мяч друг другу, вернуться обратно к колонне. Один из игроков накидывает мяч партнеру, стоящему впереди, и вторая пара устремляется вперед с мячом вперед. Закончившие упражнение занимают место в конце колонны. Падение мяча на землю, как и захваты при передачах, считаются ошибками и влияют на исход игры.

«Мяч над головой». Учащиеся разбиваются на команды  с равным числом игроков. Время игры (обычно 1- 1,5 мин.) объявляется заранее. Одновременно могут играть две, четыре и более команды. При не хватке  волейбольных мячей команды вступают в игру по очереди. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведенной им части площадки. Одна команда отделяется от другой меловой линией или любыми имеющимися разметками. Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется один человек, которой контролирует игру команды – соперницы. По сигналу учителя все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Ученик, уронивший мяч или поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше человек.

Правила игры. 1. Не разрешается заступать на площадку команды – соперницы. 2. Не разрешается подбрасывать мяч. Ученик, нарушивший правила, выбывает из игры.

«Художник». 1. Передачами мяча сверху «обозначить» на стене какую-либо фигуру – треугольник, квадрат, ромб.

2. Продвигаясь вдоль стены, выполнять передачи мяча в стену с обозначением рисунка, например, змейки, созвездия Большой Медведицы и т.п.

«Свеча». На полу мелом наносят круг или кладут гимнастический обруч. Команды располагаются в колонне по одному. По сигналу первые игроки команд забегают в круг, выполняют передачу над собой и выбегают из круга, а их места занимает вторые номера. И т.д. Побеждает команда, сделавшая больше передач за определенное время.

«Кто точнее?». Играют вдвоем, втроем или командами. 1. На стене нанесен круг диаметром 1,5-2м. Игроки команд выполняют поочередно передачи мяча в круг.

2. Игроки выполняют поочередно передачи в обруч, закрепленный на волейбольной сетке.

«Две верхние передачи». Перед колоннами, на расстоянии примерно 3м. от них, за ограничительной линией, стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу учителя капитан выполняет верхнюю передачу над головой и верхнюю передачу направляющему своей колонны. Направляющий повторяет упражнение и уходит в конец своей колонны. Капитан ловит мяч, и эстафета продолжается. Выигрывает команда, закончившая эстафету раньше других.

«Одна верхняя передача». Построение и правила те же, что в предыдущей эстафете, только выполняют одну верхнюю передачу.

« Мяч в обруче». Перед каждой колонной на расстоянии 3м. друг от друга лежат обручи. В каждом обруче волейбольный мяч. По сигналу педагога направляющие колонн бегут к первым обручам, кладут мячи в обручи, бегут к следующим обручам и повторяют упражнение. После выполнения передач около третьего обруча участники бегут к своим колоннам и хлопают впереди стоящего по ладони, давая тем самым сигнал о продолжении эстафеты.  

«Верхняя передача в щит». Примерно в 5м. перед каждой колонной за ограничительной линией стоит учащийся. У направляющих в колоннах волейбольные мячи. Перед баскетбольным щитом на расстоянии приблизительно 4м. от него проводят еще одну ограничительную линию. По сигналу учителя направляющий каждой колонны выполняет верхнюю передачу участнику, стоящему за ограничительной линией, и перебегает на его место. Ученик ловит мяч, бежит к баскетбольному щиту и, не переступая ограничительной линии, выполняет не более трех верхних передач в щит. Если мяч попал в щит с первой передачи, остальные выполнять не нужно: ученик бежит к своей колонне и передает мяч впереди стоящему верхней передачей с любого расстояния. Не попавший в щит  трех попыток учащийся, продолжая соревнование, приносит мяч своей колонне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения навыкам игры в волейбол

Средства и методы,применяемые в процессе обучения и тренировки по волейболу...

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ИГРЫ НА УДАРНЫХ ИНСТУРМЕНТАХ В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Зарождение ударных инстурментов. Основы педагогического процесса и практики преподавания на ударных инстурментах. Особенности при игре на лидирующих инстурментах ударной группы: ксилофон, вибрафон, ма...

Методические рекомендации по организации обучения спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол) в кружках дополнительного образования в ГБПОУ СПО

Методические рекомендации по организации обучения спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол) в кружках дополнительного образования в ГБПОУ СПО...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Обучение младших школьников основам техники "ГАНУТЕЛЬ" во внеурочной работе по предмету "Технология"

Данное методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по организации и проведению внеурочных заня...

Правила игры в волейбол. Приёмы игры и методика обучения.

Приёмы игры в волейбол и методика обучения....

Комплекс упражнений для обучения игре в волейбол

Комплекс упражнений по волейболу...