Лучшая практика в отечественном образовании
методическая разработка на тему

Тюляндина Юлия Александровна

Практика – это искусственно организованная деятельность, формирующаяся на основе теоретического и мыслительного сопровождения.  Деятельность без этого обеспечения не может быть воспроизведена и не может быть зафиксирована в культуре  как опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktika_v_otechestvennom_obrazovanii.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

« Лучшая практика в отечественном образовании».

Практика – это искусственно организованная деятельность, формирующаяся на основе теоретического и мыслительного сопровождения.  Деятельность без этого обеспечения не может быть воспроизведена и не может быть зафиксирована в культуре  как опыт.

Профильное обучение 


Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:


  1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.

  2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

  3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

  4. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.


В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.

Личностно-ориентированное образование (А.А.Плигин, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская)


В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:


  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

  • выделение групп детей по знаниям, способностям;

  • распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, профессиональной направленности;

  • отношение к каждому ребёнку как к уникальности.


Особая психолого-педагогическая задача — обучение одаренных детей. Речь идёт о диагностике как общей (интеллект и креативность), так и специальной одаренности — музыкальной, сенсомоторной, литературной и т.д.

Личностно-ориентированное образование значительно повышает роль и увеличивает объем психодиагностических исследований для оптимального решения образовательных и воспитательных задач. 

В концепции образования Е. В. Бондаревской личностно-ориентированное воспитание в дошкольном и младшем возрасте - это процесс "вскармливания" и обеспечения здоровья ребёнка, развития его природных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребностей в деятельности, овладения первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.


В.В.Сериков разрабатывает сущностные основы личностно-ориентированного образования. В его модели ученик является субъектом жизнедеятельности, поэтому В. В. Сериков предлагает строить обучение на основе его жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.). По его мнению, важно обеспечить, прежде всего, личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию и другое.

В концепции И. С. Якиманской целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их "окультуривание", превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам.

 

  Сетевое образование не следует отождествлять с использованием компьютерной сети или торговой сети, в которых сетевая идеология и основная польза заключается в снижении совокупной стоимости владения компонентом сети. Образование в сетевой форме не сводится к использованию компьютера, а связано с иным содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры. Собственно, речь идет о качественно новой «сетевой педагогике», в настоящее время практически не разработанной и не исследованной. И любая массовая компания компьютеризации весьма далека от идей и живых процессов сетевого образования, хотя новые информационные технологии, по-видимому, станут его естественным элементом.

Опираясь на известные реализованные проекты [1, 5, 6, 9], авторы пришли к выводу, что понятия «сетевое образование», «сетевые формы образовательных программ», «сетевые формы реализации образовательных программ», «сетевые образовательные программы», хотя и имеют небольшие различия, принципиально меняют концепцию аналитического обзора.

Идеи сетевого подхода в образовании наиболее ярко представлены в Болонском процессе – процессе сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, и в России начались прямые обращения к документам Болонского процесса. Стимулом для обращения к идеям Болонского процесса стало признание необходимости создать такую образовательную систему, которая, будучи включенной в деятельность рыночных механизмов, могла бы выступать на равных и даже конкурировать с европейской.

Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми.

Цель декларации – установление европейской зоны высшего образования, а также обеспечение конкурентоспособности европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Достоинства Болонского процесса в развитии горизонтальных сетевых технологий состоят в следующем: расширение мобильности студентов и преподавателей (мобильность обозначена для 27 стран – членов Евросоюза, межинституциональное сотрудничество университетов, единые принципы признания результатов обучения, расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на общеевропейский рынок труда.

Присоединение России к Болонскому процессу в сентябре 2003 года дало новый импульс модернизации высшего образования в России. Для университетов России многое изменилось за прошедшие 10 лет, в частности:

1. Приказом Минобрнауки РФ от 06.08.2009 г. № 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников» (далее по тексту – Приказ 284) утвержден порядок проведения аттестации профессорско-преподавательского состава вузов. Основными показателями успешности работы аттестуемого работника выступают [4]:

  • результаты научно-педагогической деятельности работников в их динамике за период, предшествующий аттестации;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • личный вклад в развитие науки, решение научных проблем в соответствующей области знаний;
  • участие в развитии обучения и воспитания обучающихся, в освоении новых образовательных технологий.

2. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» предусматривается увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44 процента. Была принята как рабочая концепция, что инновационный характер экономики начинается с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития России [3, 7].

3. Проведение в течение 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы по критериям, соответствующим Приказу 284.

Принятие в декабре 2012 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон), которым в ст.13 и 15 определяется сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) как форма, обеспечивающая возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Причем в Законе не рассматриваются какие-либо специальные образовательные программы при использовании в сетевом варианте.

4. В соответствии с Приказом Рособнадзора от 25.10.2011 № 2267 «Об утверждении критериев показателей и необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» во всех вузах разработаны учебно-методические комплексы (далее по тексту – УМКД), в состав которых входят [2]:

  • рабочая программа (программы) учебной дисциплины, включая электронную версию;
  • учебники и учебные пособия, соответствующие рабочей программе, включая их электронные версии;
  • дидактические материалы для практических и семинарских занятий, задачи, задания, упражнения, кейсы, сценарии деловых игр и др., включая их электронные версии;
  • методические рекомендации по самостоятельной работе студентов при изучении дисциплины;
  • методические рекомендации для преподавателей , ведущих практические (семинарские) занятия по эффективным средствам, методам и технологиям обучения;
  • фонд оценочных средств – педагогические измерительные материалы (контрольно-измерительные материалы), предназначенные для оценки качества освоения студентами программы дисциплины; перечень вопросов к зачету и экзамену; тестовые комплекты; оценочные кейсы (междисциплинарные) и т.д.

5. В статье «Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России» [8] авторы пишут, что в течение последних лет Россия предпринимает важные шаги по достижению конкурентоспособности своих университетов, однако в российском университетском образовании не произошел серьезный прорыв. Например, научная продуктивность пока не увеличилась. А тем временем в мире повсеместно реализуются проекты усугубляющие положение России. Причем в последние семь лет за счет публикаций мировых рейтингов значительно усилился интерес к критериям рейтингования.

Неполный список произошедших изменений указывает на то, что российская высшая школа готова к сетевой форме реализации образовательных программ: профессорско-преподавательский состав освоил новые образовательные технологии (п. 1); результаты их научной деятельности близки к мировому уровню (п. 2); для формирования единого образовательного пространства в России проведен мониторинг эффективности вузов (п. 3); УМКД создают прекрасные возможности для организации компьютерного обучения в режиме дистанционного или электронного обучения.

Но, как сказано в Законе, использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договоров между сетевыми организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации могут совместно разрабатывать и утверждать образовательные программы.

Одной из форм сетевого взаимодействия является консорциум вузов [11,12]. Его примером может служить созданный в 2009 г. на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики консорциум вузов сервиса, объединяющий 12 вузов РФ с численностью 165 тыс. студентов и 7 тыс. преподавателей. В рамках данного консорциума обозначено 30 направлений сотрудничества (совместная разработка и реализация инновационных проектов, организация мобильности студентов и преподавателей, объединенный ГАК, распределенные электронные ресурсы и др.). Стратегической целью консорциума является качественная многоуровневая подготовка специалистов для индустрии сервиса России, соответствующая международным стандартам. Участники этой образовательной структуры позиционируют себя в качестве федеральной инновационной площадки, способной самостоятельно решать важные для страны задачи.

Интересный опыт сетевого взаимодействия вузов в единой образовательной информационной среде накоплен на базе Томского национального исследовательского университета (ТГУ) и его деловых партнеров. ТГУ является соучредителем Ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет», а также Суперкомпьютерного консорциума университетов России совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова, Нижегородским и Южно-Уральским университетами. Сетевая структура консорциума включает в себя семь научно-образовательных центров (НОЦ), созданных на базе ведущих университетов в федеральных округах. В состав НОЦ, как правило, входят не только вузы, но и академические институты, организации бизнес-сообществ.

Проект «Сетевой Университет СНГ» был разработан в 2008 г. Международным фондом гуманитарного сотрудничества при активном участии Российского университета дружбы народов (РУДН). В нем участвуют 16 вузов из 8 стран СНГ. В марте 2010 г. было подписано соглашение о создании сетевого консорциума 40 педагогическими вузами РФ.

Таким образом, можно сказать, что существует огромное количество отечественных образовательных практик, как широко известных, так и нет. На мой взгляд, все из представленных выше практик заслуживают изучения и, ориентируясь на дальнейшее исследование, могу предположить, что возможна их сетевая кооперация как способ инновационного развития системы образования.

Литература:

1. Материалы информационно-методического семинара для образовательных организаций профессионального образования Сибирского и Дальневосточного федеральных округов «Особенности реализации программ высшего образования в условиях вступления в силу Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” и результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС в организациях профессионального образования» 30 сентября – 1 октября 2013 года, г. Барнаул. URL: http://www.p218.ru/doc.aspx?DocId=1358 (дата обращения 6.11.2013).

2. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины, направления и профиля подготовки. – СПб.: Санкт-Петербургский университет управления и экономики, 2011.

3. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации».

4. Приказ Минобрнауки России от 06.08.2009 № 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников».

5. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

6. Приказ Минобрнауки России от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».

7. Распоряжение Правительства РФ от 21 мая 2012 г. № 811-р г. Москва «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации».

8. Салми Дж., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России» // Вопросы образования. - №1. – 2013. – C. 25-68.

9. Семинары Минобрнауки России с участием должностных лиц вузов и научных организаций по применению инструментов частно-государственного партнёрства в инновационной сфере, 17-19 октября 2013 года URL: http://www.p218.ru/doc.aspx?DocId=1358 (дата обращения 10.10.2013).

10. Чичерина Н.В. Сетевое взаимодействие федеральных университетов при разработке и реализации образовательных программ (модели и уровни). САФУ, ноябрь 2013.URL: sfedu.ru›docs/nauka/setvz_obr.pptx (дата обращения 12.10.2013).

11. Шипулин В.И. Становление системы сетевого взаимодействия федеральных университетов при реализации магистерских программ: задачи, проблемы и перспективы. Северо-Кавказский федеральный университет, 2013 г. URL: sfedu.ru›docs/nauka/setvz_mag.ppt(дата обращения 10.11.2013).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Востребованные идеи отечественного образования. Студентам о технологии коллективных творческих дел И.П. Иванова" Для преподавателей, учителей, студентов.

quot;Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разноо...

Лучшая практика "Моя первая профессия" (проект "Путевка в жизнь")

Описание лучшей практики в ракмках реализации проекта "Путевка в жизнь" - 2019...

О лучших практиках работы в МУДО «Центр дополнительного образования для детей» Октябрьского района г. Саратова

Современная система дополнительного образования детей предоставляют возможность миллионам детей заниматься различными видами деятельности (художественным, техническим творчеством, спортом и многими др...

Лучшие практики методических разработок для системы среднего профессионального образования 2019

Завершился конкурс лучших методических разработок и учебных изданий, обеспечивающих учет международных требований и профессиональных стандартов по профилям компетенций «ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ МЕТОДИЧЕС...

Реализация Программы «Школа лидеров СПО: кластерное взаимодействие»: учимся на лучших практиках!

В сентябре 2020 года во ФГАОУ ДПО «ГИНФО» по заказу Министерства просвещения Российской Федерации прошло обучение по двум модулям дополнительной профессиональной программы профессиональной...

Положение о конкурсе "Лучшие практики профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Данное положение разработано для методического конкурса, проводимого между педагогами в техникуме-интернате, где обучаются инвалиды и лица с ОВЗ (основной контингент). В документе прописаны цели и зад...

Конкурс лучших практик обеспечения доступности дополнительного образования детей Краснодарского края.

Социальный проект организации дополнительного образования детей.Социально-значимый проект " Маленький гражданин"...