Повышение эффективности уроков производственного обучения на основе компетентностного подхода, для лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
учебно-методический материал на тему

Чеботарева Валентина Викторовна

В данной публикации рассказывается о индивидуальных методах обучения обучающихся в СПО с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2._dlya_publikatsii.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский государственный профессионально - педагогический колледж»

Отделение по подготовке квалифицированных рабочих

Тема: «Повышение эффективности уроков производственного обучения на основе компетентностного подхода, для лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).»

                                                                                  Мастер производственного обучения

                                                                                    Чеботарева Валентина Викторовна 

Воронеж 2016 г.

Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения, его квалификации и педагогической готовности к работе с учащимися. Именно под его руководством учащиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, участвуют в создании, учатся творческому подходу к трудовой деятельности, готовят себя к самостоятельному труду. Поэтому на современном этапе возрастет роль мастеров, работающих в профессиональных училищах.

Сегодня мы  рассматриваем  одну из важнейших педагогических проблем - роль урока производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работы.  Следовательно организация процесса воспитания и обучения в учебных мастерских, методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества всего учебного процесса.

      На современном этапе возрастет роль мастеров, работающих в профессиональных училищах и обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья. Формирование профессиональных компетенций учащегося начинается с организации его труда в мастерской, организации его индивидуального рабочего места с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности в мастерской. Для этого с первого же дня занятий с учащимися проводится ежедневное инструктирование на вводном инструктаже урока п/о. Мастер приучает учащегося к порядку, формируя у него необходимые в будущей самостоятельной деятельности аккуратность, организованность, собранность и дисциплину труда.

Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах:

а) временное (занятие продолжается 6 часов);

б)  в содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе созданиями материальных ценностей);

в)в методическом, преобладающую часть времени на занятии учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельность учащихся

г)в организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим.)

Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися.

Цель урока производственного обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии.

Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации. Умение переработать и применять ее на практике.

     Основная цель мастера производственного обучения – доступно, постепенно и последовательно, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, показать наглядно приёмы работы, при необходимости осуществить повтор показа приёмов работы (может быть и неоднократный повтор- в зависимости от того каковы особенности восприятия данного показа у учащихся),а также , применяя различные технологии и методы обучения, научить учащегося самостоятельному выполнению операций, то есть сформировать у него профессиональные компетенции будущего специалиста.

     Средством достижения главной цели мастера производственного обучения служат применяемые мастером п/о в ПУ –  различные педагогические технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Технологии личностно-ориентированного образования

     Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми, на наш взгляд, являются личностно ориентированные технологии, так как они предусматривают приоритет субъект  субъектного обучения, диагностики личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в конспект жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социальном и образовательном пространстве.

Методической основой технологии личностно ориентированного образования является индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

Условия эффективности педагогической технологии: создание оптимальных условий для возможности учащихся развивать себя; накопление банка данных о формирующихся у учащихся индивидуальном опыте  в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения. При разработке и проведении уроков мастер п/о  старается обеспечить права каждого учащегося  на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

Личностно - ориентированные ситуации органично связаны с методами и приёмами организации познавательной деятельности. Это приёмы проблемно-поисковые, исследовательские, методы диалогического общения. Формы учебных занятий также разнообразны (наряду с обычными и нетрадиционными уроками (урок-игра, урок-театр и т.п.) вводятся учебные-занятия-поиски, занятия –исследования (уроки-мастерские), семинары, интегрированные уроки, обобщающие семинары.

Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие подходы в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход — выделение групп учащихся  на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения ( в данном случае- колледж,  училище).

Индивидуальный подход — распределение учащихся  по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому учащемуся как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого учащегося, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный мастер производственного обучения, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

     Под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность учащегося и личность мастера  выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности учащегося, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации учащегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения мастер п/о - учащийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.  При подготовке и проведении личностно ориентированного урока мастер п/о  должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план учащегося, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся. Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого учащегося, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь наши учащиеся, как известно, разные, не только по своему общеобразовательному уровню подготовки, специфике заболевания,  но и опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика, ориентированная на личность учащегося, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

Игровые технологии на уроках производственного обучения

Человеческая культура возникла
и развивается в игре, как игра.
Й. Хейзинга

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Учебно-технологическая игра – это имитационная модель профессиональной деятельности,  в процессе которой технология игры адекватна технологии учебно-трудовых действий будущих специалистов.

Особенности учебно-технологических игр.

  1. Логическая связь содержания, технологии организации и проведения игры с реальным технологическим процессом производства определенного вида продукции.
  2. Разнообразие деятельности учащихся в режиме погружения в технологию производства и производственные отношения, что способствует повышению интереса к учению, формированию положительной мотивации.
  3. Обязательное наличие элементов профессионального творчества и творческой активности, что способствует развитию учащихся.
  4. Наглядность и продуктивность результатов профессиональной деятельности.

     Как результат применения игровых технологий – они способствуют запоминанию действий, усвоению навыков, точному воспроизведению действий мастера п\о и самостоятельному выполнению операций учащимся.

    Базовыми при подготовке специалистов являются следующие разновидности игр:

- Организационно - деятельностные – ориентированы на разработку и освоение принципиально новых направлений и специальностей, на решение проблем, а также на разработку программ развития;

- Деловые – ориентированные на освоение норм и правил, на решение задач в штатных ситуациях;

- Ролевые - игры, ориентированные на освоение ролевых и позиционных особенностей организационно - управленческой деятельности и развитие коммуникативности в различных ситуациях.

Отдельные игровые моменты на уроках п/о в колледже стали неотъемлемой частью уроков производственного обучения. Их применяют на уроках п/о все мастера групп строительных профессий.

ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

   Ещё древний учёный Сократ говорил «Здоровье - это не всё, но всё без здоровья – ничто».

     На формирование отклонений в состоянии здоровья подростков из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья существенное влияние оказывают факторы биологического риска,  условия окружающей среды (в том числе профессионально-производственные факторы при трудовой деятельности и профессиональном обучении), социально-гигиенические условия (включая режимы и условия обучения в училище , колледже), а также отсутствие психологических установок на здоровый образ жизни.

     Необходимость создания в училище целенаправленной работы по здоровье сберегающим технологиям стала составной частью и отличительной особенностью воспитательно – образовательного процесса в колледже для лиц с ОВЗ.

     Именно благодаря этой здоровье сберегающей деятельности мы сможем решить основные проблемы.

 Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым учащийся с ограниченными возможностями  приходит в наше учреждение. А во- вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет, спиртных напитков или наркотиков.

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения -

обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Методы здоровье сберегающих технологий.

     В своей практике мастера п/о  используют различные методы здоровье сберегающих технологий.

     Под методами здоровье сберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:

  • перцептивный (рассказ, беседы, лекции, дискуссии);
  • соревновательный метод;
  • практический метод;
  • активные методы обучения;
  • методы программированного обучения;
  •  познавательная игра;
  • обучающий контроль;
  • игровой метод;
  • воспитательные, просветительские и образовательные программы.

     Организация учебного процесса  в учебных мастерских при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья базируется на материально-техническом оснащении мастерских с учётом особенностей заболеваний обучаемого контингента учащихся.

Таким образом, в училище ,колледже для лиц с ОВЗ основными направлениями здоровье сберегающих технологий являются:

  • формирование знаний о здоровье
  • формирование мотивации на здоровый образ жизни

  • формирование и обучение различным формам и методам здорового образа жизни через предметы основного цикла, уроки производственного обучения и внеурочные формы деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....

План сценарий урока производственного обучения Профессия 19727 Штукатур для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости)

Тема программы: Освоение приемов штукатурных работ.Тема урока: Нанесение основного слоя штукатурки (грунта) с разравниванием.Цель урока:Обучающая: Научиться  наносить основной слоя штукатурки (гр...

Профессиональное обучение и трудоустройство как основа успешной социализации выпускников с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются вопросы профессионального образования и воспитания обучающихся с ОВЗ и проблемы их трудоустройства....

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01  механическАЯ  кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. Для специальности: 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01.Основы философии  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального обр...