Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
рабочая программа на тему

Миронова Каринэ Самвеловна

Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития.

 При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — образования, обеспечивающего удовлетворение, особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.

Особые образовательные потребности  детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:

 

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа психолого-педагогического сопровождения детей

младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Миронова К.С. педагог – психолог

Специальной коррекционной школы – интернат города Моздока.


Пояснительная записка.

(Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы).

Введение:

Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития.

 При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — образования, обеспечивающего удовлетворение, особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.

Особые образовательные потребности  детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).

 - в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;

 - в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР ("по шаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему раз витию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

 - в обеспечении непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

 - в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состоянии ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного обще го тонуса и др.);

Организация взаимодействия психолога с родителями.

 Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Но на практике оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психологом и другими специалистами безразлично, игнорируя проблемы, или даже негативно. Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление до-  верительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка.

Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно - развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога. На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение, хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики,  развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время). Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах - практикумах.

Основные задачи и цели:

При реализации данной программы учитываются следующие общие принципы и правила коррекционно-развивающей работы  с обучающимися с задержкой психического развития:

-           осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку на занятиях;

-           предотвращение утомления во время занятий, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);

-           использование методик и технологий, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;

-           постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;

-           проявление во время работы с детьми особого педагогического такта.

Подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

 Сочетать требования с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

К основным целям деятельности специалистов школы относятся:

- диагностическая деятельность;

- консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

 Форма организации:

 Работа с детьми в малых подгруппах. На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут.

Результаты коррекционно-развивающей работы выявляются в ходе проведения первичной,

промежуточной и

итоговой  диагностик.

Условия организации коррекционно-образовательного процесса являются:

- коррекционно-развивающие занятия, продолжительностью 30 минут;

- комплексный подход и тесная взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога;

- взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение;

- оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями.

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный

Подготовительный этап программы предполагает обновление нормативно-правовой базы школы по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; обновление материально-технической базы; оформление информационных, правовых уголков; обучение молодых специалистов. Главными составляющими являются психолого-педагогические, социально-педагогические и медицинские обследования участников образовательного процесса на предмет изучения уровня актуального развития, медицинского и психологического статуса ребенка, ведущих мотивов деятельности, взаимоотношений с окружающими в процессе интегрированного обучения, разработка критериев для формирования классов интегрированного обучения. Первичный диагностический срез психолога на данном этапе проводится с целью выявления психолого - педагогического статуса. Результаты диагностик обобщаются специалистами за «круглым столом», в соответствии, с чем осуществляется планирование работы по сопровождению детей данной категории.

2. Практический

Практический этап реализации программы включает работу психолога по составленным планам индивидуальной траектории развития ребенка; активное взаимодействие школы с представителями общественности (родителями), расширение социальных связей школы; обмен опытом по данной проблеме между специалистами. Повышение компетентности педагогических кадров осуществляется через семинары-практикумы; дискуссии, деловые игры. Осуществление коррекционной работы педагогов с детьми с ОВЗ, основанной на составленных индивидуальных программ развития. Второй диагностический срез психолога с целью корректировки образовательного маршрута.

3.Заключительный

Завершение непосредственной коррекционной работы на начальном этапе обучения. Отслеживание динамики в уровне развития детей специалистами. Психодиагностическое обследование детей и родителей. Определение эффективности программы психологического сопровождения детей с ОВЗ. Определение приоритетных направлений дальнейшей работы.

Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет.

Примерный план работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья. 
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи
(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,
мероприятия

Сроки

Ответственные

Медицинская диагностика

 

Определить состояние физического и психического здоровья детей.

 

Выявление состояния физического и психического здоровья детей.

Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями,
наблюдение классного руководителя,
анализ работ обучающихся

 

 

 

сентябрь

 

Педагог-психолог

Классный    руководитель
Медицинский   работник

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска»

Создание банка данных  обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование;
анкетирование  родителей, беседы с педагогами

 

сентябрь

 

Классный руководитель
Педагог-психолог
логопед

Углубленная  диагностика детей с ЗПР, детей-инвалидов

Получение объективных сведений об обучающемся.

Диагностирование.

сентябрь

Педагог-психолог
логопед

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.
Выявить резервные возможности

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка коррекционной программы

До 10.10

Педагог-психолог
логопед

Социально – педагогическая диагностика

 

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой  и личностной сферы;

 

 

 

Получение объективной информации

об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности,


Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

 


Подбор материалов для коррекционной и просветительской работы

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

 

 

Сентябрь - октябрь

 

Классный руководитель


Педагог-психолог


Социальный педагог


Коррекционно-развивающая работа

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

 

Задачи (направления) деятельности

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

 Планы, программы

Проведение диагностики обучающихся 1-6 кл.

С.Д.Забрамная ,        О.В. Боровик «практический материал для проведения псих.- пед. Обследования детей»

сентябрь

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной работы.
2.Составление расписания занятий.
3. Проведение коррекционных занятий.
4. Отслеживание динамики развития ребенка

В течение уч.года

Диагностика межличностных отношений

Позитивная динамика развиваемых параметров

Диагностика межличностных отношений

Тест «Луиза Дюсс»

Сентябрь - октябрь

 

Диагностика межличностных отношений

Работа с родителями

Опросник «Мера заботы»

Сентябрь - октябрь

Внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни

ответственные

 Соц.пед.

Пед. психолог

«круглый стол» с участием мед. Работника,

Инспектора ПДН

ноябь

Развитие высших психических функций.

Развитие мышления. Развитие речи

Развитие эмоционально- волевой сферы

Конспект занятия по сказкотерапии

Ответственные: педагог-психолог

Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения)

«Скажи «Нет!» - опасным ситуациям. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов

«Путешествие в сказочную страну»

ноябрь - декабрь

Коррекция двигательной активности

Развитие творческих способностей. Развитие воображения

Конспект занятия

«Давайте жить дружно!»

Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения.

«Рисование с помощью шаблонов» - нарисовать картину с помощью шаблонов геометрических фигур; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики.

Январь-февраль

Психолого-педагогическая работа

Развитие словесной регуляции. Формирование и развитие связной речи.

Развитие эмоционально-  волевой сферы и компонентов личности. Развитие связной речи

 План – конспект занятий

по сказкотерапии (либо занятие по развитию компонентов речи)

Ответственные: педагог-психолог

«Заяц - хвастун» или Я хочу быть успешным! Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам.

«Мир эмоций» психологическая игра  для  уч-ся 2 класса.

март

Игры по развитию эмоционально-  волевой сферы. Рекомендации

Развитие эмоционально-  волевой сферы. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Анкетирование

План – конспект занятий

«Давайте жизнь свою любить!» Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения.

апрель

Итоговая диагностика

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

Диагностика межличностных отношений

Дифференциация предметов по цвету, форме, величине. Прилагательные – антонимы

План - программа

Проведение диагностики обучающихся 1-6 кл.

С.Д.Забрамная ,       О.В. Боровик «практический материал для проведения псих.- пед. Обследования детей»

Диагностика межличностных отношений

Тест «Луиза Дюсс»

«Сравнения» развивает способность сравнивать предметы и явления, активизирует словарь; «Очередь» - расположи геометрические фигуры разного цвета и разной величины от меньшего к большему; «Игра в мячи» - разложены мячи разного цвета и величины, выполняются инструкции взрослого «разложи мячи от меньшего к большему слева на право…»;

май

Данная работа не исчерпывает всей полноты рассмотренной темы. Дальнейшее ее развитие необходимо. Необходимость коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного  и среднего школьного возраста вытекает из аксеоматического положения, согласно которому период детства – важнейший в развитии человека, поэтому следует использовать его в полной мере для всестороннего развития личности ребенка.

Список использованной литературы

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: «Академия», 2000. – 160 с.

 2. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения.// Вопросы психологии, 1993. № 1. – с. 47-53.

3. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития.// «Начальная школа», 1997. № 6. – с. 60-64.

 4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблонова Л.В. Как помочь ребенку стать внимательнее: нейропсихологический подход к коррекции и развитию навыков программирования и контроля.// «Школа здоровья», 1996. № 1. – с. 24-26.

5. Беккер К.П., Гебельт Х. Ребенок, нуждающийся в специальном обучении.// Дефектология. – 1992. № 5. с. 43-49.

6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. – М.: изд-во «Совершенство», 1998. – 352 с.

7. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев: «А.Л.Д», 1997. – 358 с.

8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Спб.: Издательство «Питер», 2000. – 572 с./ Серия «Мастера психологии»/.

9. Бурлачук Л.Ф., Савченко Е.П. Психодиагностика. – Киев, «А.Л.Д», 1995. – 387 с.

10. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М.: МГУ, 1990. – 320 с.

 11. Вайзман Н.П. Реабилитационная педаг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении

В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....

Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития

Вашему вниманию предлагается логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей с задержкой психического развития четвертого года жизни....

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...

Статья "Проблема исследования творческой активности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе"

Приоритетной задачей современной образовательной системы является проблема творчества, как субъектная деятельность детей младшего школьного возраста. Данная проблема стала одной из главных приоритет...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

выявление эффективности использования игр и игровых упражнений в формировании словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....