ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
статья

выявление эффективности использования игр и игровых упражнений в формировании словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota_4.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Бодруг Александра Павловна

студентка 3 курса специальности

44.02.04 Специальное дошкольное образование

Бугаева Елена Тимофеевна

научный руководитель, преподаватель,

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический

колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар

Аннотация: выявление эффективности использования игр и игровых упражнений в формировании словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ключевые слова: лексика, словарь, дошкольники

Формирование лексики у ребенка происходит в процессе речевого общения и знакомства с окружающей его действительности. При непонимании ребенком обращенной к нему речи и при отсутствии навыка правильной формулировки своих мыслей невозможно проводить эффективную коррекционную работу. Развитие лексической стороны речи необходимо, так как в это время происходит становление фонетики, грамматики и связной речи, а также лексика напрямую связана с включенностью ребенка в окружающую действительность. Поэтому проблема изучения развития лексической стороны речи у детей с ЗПР является актуальной.

Дошкольный возраст - это один из главных этапов развития речи и без глубокого знания особенностей развития такого компонента речи, как словарь, трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной психологии, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать произведения его возраста, телевизионные программы и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Работа над словом помогает понять дошкольнику смысл самого слова, углубляет его чувства и организует социальный жизненный опыт. Все это имеет большое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность [1].

Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.И. Лаврентьева, А.А. Леонтьев, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, О.С. Ушакова, О.И. Соловьева и др.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, A.M. Леушина, М.М. Конина создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников [4, с.7].

Большой вклад в методику развития речи внес К.Д. Ушинский. В его обширном наследии главным является учение о родном языке.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития [2].

Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и в целом, реализовывать себя в социальном обществе [3].

Цель исследования: выявить эффективность использования игр и игровых упражнений в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические аспекты развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2. выявить уровень сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  3. Подобрать и апробировать игры и игровые упражнения, направленные на формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  4. Выявить эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объект исследования - педагогический процесс по формированию я словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Предмет исследования использование игр и игровых упражнений по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Гипотеза: мы предполагаем, что формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет проходить наиболее эффективно если игры и игровые упражнения:

  1. Будут составлены с опорой на словарь – минимум.
  2. Будут подобраны с учетом лексической темы, по которой работает группа.
  3. Будут проводится многократно, во взаимосвязи с родителями и педагогами группы.

Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи констатирующего этапа исследования:

1. Подобрать диагностические задания для оценки уровня сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

2. Провести диагностику для оценки уровня сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3. Обработать результаты диагностики для оценки уровня сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Исследование проводилось на базе МБДОУ "Детский сад №60 компенсирующего вида", в исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

МБДОУ " детский сад №60 компенсирующего вида осуществляет свою деятельность по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) (Приказ № 151 От 01.09.2022 г.), реализуемой на основе следующих программ: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой,- М.: Мозаика-Синтез, 2015 г. «Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития»; Л.В. Баряевой, И.Г. Вечкановой, О.П. Гаврилушкиной и др.; под редакцией Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. - СПб.: ЦДК проф Л.Б.Баряевой,2010., «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная пресса. 2005.

Программа констатирующего этапа в себя включает:

1) разработанную диагностическую беседу «Методика обследования словаря» (И.Д. Коненкова «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития»)

По результатам проведенной диагностической беседы «Методика обследования словаря» мы получили следующие результаты, представленные в Таблице 1

         Таблица 1

Протокол обследования словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

ФИО

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание

5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Общая оценка

Алексей

2

2

2

2

3

2

1

2

3

3

22

Юрий

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Матвей

2

2

1

2

2

3

1

2

1

4

20

Василий

3

3

2

2

3

2

2

2

3

3

25

Список литературы

  1. Зотова, И.В.  Педагогические науки "Особенности развития словаря дошкольников" / И.В Зотова, Л.Р. Куртлуша [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-slovarya-doshkolnikov/ vie wer
  2. Программа, средства и методы развития речи дошкольников. Работа со словарем / [Электрон. ресурс] Работа со словарем. Каково содержание понятия «словарная работа» применительно к развитию речи детей дошкольного возраста. Режим доступа: https://studwood.net/1946488/pedagogika/rabota slovarem
  3. Статья «Детский лепет. Как формируется словарный запас и существует ли понятие нормы?» Автор: Мария Караченцева 2019г. [Электрон. Ресурс] Режим доступа: https://dailybaby.ru/magazine/articles/detskii-lepet-kak-formiruetsia-slovarnyi-zapas-i-sushchestvuet-li-poniatie-normy
  4. Ушакова, О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: [Текст] Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития. При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в...

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

ВКР: Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальное обучение по теме выпускной квалификационной работы "Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошколь...

Парциальная образовательная программа формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста «Мы - частичка природы» вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений

В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: парциальная программа, экологические праздники, экологические проекты....

Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.   Особую тр...

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...

Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством дидактических игр и упражнений.

Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством  дидактических игр и упражнений....