Рабочая программа «Коррекция нарушения чтения у младших школьников с задержкой психического развития»
рабочая программа на тему

Коррекционно-развивающия программа коррекции дислексии и трудностей формирования навыка чтения разработана  в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов с ЗПР. Программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения, составлена в соответствии с программой по обучению чтению в начальной школе  и в соответствии с определением дислексии в современной коррекционной педагогике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_korektsii_chteniya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

КГОКУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Рабочая программа

«Коррекция нарушения чтения

 у младших школьников с ЗПР»

                                                                        Составила:

учитель-логопед И.В.Неженец

г.Елизово

2014 г.

Пояснительная записка

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, который осуществляется деятельностью зрительного, речедвигательного, речеслухового анализаторов, а также различных мозговых систем. А.Р.Лурия, Т.В.Ахутина выделяют следующие компоненты функциональной системы чтения:

- избирательная активация,

- переработка зрительной информации;

- переработка слухоречевой информации;

- переработка кинестетической информации;

- переработка зрительно-пространственной информации;

- серийная организация движений, обслуживающих чтение;

- программирование, регуляция и контроль операций мышления.

Р.И.Лалаева отмечает, что чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв, слогов, слов. От полноценности зрительного восприятия во многом зависит правильность чтения. Среди зрительных операций чтения выделяются: восприятие буквенной символики, процесс ее опознания на основе сличения с имеющимися в памяти эталонами, последовательное сканирование графической информации. Далее происходит соотнесение букв с соответствующими звуками, осуществляется прочтение слова.

Выделяют следующие ступени формирования навыка чтения:

  1. овладение звукобуквенными обозначениями;
  2. послоговое чтение;
  3. ступень становления синтетических приемов чтения;
  4. ступень синтетического чтения.

Учащиеся младших классов, имеющие в анамнезе задержку психического развития, испытывают значительные затруднения в формировании навыка чтения. В первом классе учащиеся усваивают все буквы, учатся сливать их в слоги. Характерным типом чтения к окончанию 1 класса является слоговое чтение, однако, отдельные учащиеся читают только буквами. Во втором классе учащиеся переходят к слоговому чтению, но чтение отличается отрывистостью, наличием необоснованных пауз, появляется повторное считывание. При чтении малознакомых слов или слов сложной слоговой структуры, ученики возвращаются к буквенному чтению. В третьем классе учащиеся переходят к чтению целым словом, однако при этом развитие темпа чтения останавливается. Побуквенно-слоговой тип чтения, которым школьники овладевают в букварный период, преодолевается очень медленно.

Виды ошибок, преобладающие в чтении детей с ЗПР, указывают на наиболее сложные для усвоения этими детьми операции: выделение смыслоразличительных признаков фонем, артикулем, букв; зрительное восприятие букв и дифференциация оптически сходных, выделение четких звуко-буквенных отношений, установление лексико-грамматических отношений между отдельными словами.

Дети с ЗПР нуждаются в особой поэтапности обучения; освоение каждой новой слоговой структуры является особой задачей.

Коррекционно-развивающия программа коррекции дислексии и трудностей формирования навыка чтения разработана  в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов с ЗПР. Программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения, составлена в соответствии с программой по обучению чтению в начальной школе  и в соответствии с определением дислексии в современной коррекционной педагогике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области логопедии.

При составлении рабочей программы использованы:

  1. системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой;
  2. система работы со слоговыми таблицами, предложенная А.Н.Корневым;
  3. система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н.Костроминой и Л.Г.Нагаевой;
  4. система заданий, направленных на развитие правильности и осознанности чтения, разработанная Е.А.Алифановой, Н.Е.Егоровой;

Использование программы предполагает:

- определение тематики содержания корекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;

- отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий.

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими следующие особенности процесса чтения:

- временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;

- наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексий;

- замедленный темп чтения.

Рабочая программа включает в себя три блока:

  1. формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
  2. коррекция несовершенного навыка чтения;
  3. совершенствование навыка чтения.

В процессе составления планов учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий.

Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 34 до 68 часов в зависимости от сложности нарушения.

Прием на занятия осуществляется по результатам проведенного логопедического обследования с проверкой навыка чтения или заключения КПМПК.

Принципы, заложенные в программу:

  • единство диагностики, коррекции и развития;
  • онтогенетический подход;
  • деятельностный характер занятий;
  • доступность;
  • дифференцированный индивидуальный подход.

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка чтения у ребенка, замеченное педагогом, фиксируется как успешность в обучении.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

БЛОК I  

Формирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыка чтения

Совершенствование восприятия

Содержание работы:

- развитие избирательности восприятия;

- обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого;

- расширение поля зрения;

- развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации.

Виды работы:

- цветовая маркировка букв, слогов, слов;

- вычеркивание заданных букв из текста;

- деление на слоги;

- числовые и буквенные пирамиды, таблицы;

- складывание узоров;

- дорисовывание рисунков, шнуровка, лабиринты, дорожки.

Оборудование:

- карточки со словами и предложениями с выделенными черным и красным цветом слогами;

- тексты;

- таблицы;

- карточки «Пирамиды»;

- кубики Никитина.

Совершенствование внимания

Содержание работы:

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие концентрации и устойчивости внимания;

- расширение объема внимания;

- развитие распределения, переключения внимания.

Виды работы:

- путешествие по лабиринтам;

- переписывание квазислов;

- запоминание и рисование по памяти предметов с деталями;

- произнесение слов в разном темпе, с разной громкостью;

- отыскивание в таблицах букв и слов по заданию;

- нахождение в рядах букв целых слов;

- вычисление из числовых таблиц отсутствующих чисел;

- чтение слов с одновременным слуховым зашумлением.

Оборудование:

- лабиринты;

- карточки с квазисловами;

- таблицы Шульте;

- буквенные тексты.

Совершенствование памяти

Содержание работы:

- тренировка зрительной памяти;

- тренировка оперативной памяти.

Виды работы:

- составление фигур из палочек;

- запоминание изображенных предметов;

- запоминание слов и предложений различной длины.

Оборудование:

- палочки;

- картинки;

- произвольные изображения;

- тексты слов и предложений.

Совершенствование мышления

Содержание работы:

- тренировка способности создавать мыслительный образ;

-тренировка способности устанавливать причинно-следственные связи.

Виды работы:

- представление текстов зрительными образами;

- анализ и установление логичных ассоциаций.

Оборудование:

- слова и словосочетания;

- ряды картинок;

- тексты.

Совершенствование эмоционально-волевой сферы

Содержание работы:

- создание положительной самооценки при совершенствовании навыка

чтения;

- оценивание ребенком собственной скорости чтения;

- оценивание достигнутых на занятии результатов

Виды работы:

- рисование эмоциональных состояний;

- самооценка по шкале.

Оборудование:

- шкалы оценок;

- экран результатов.

БЛОК II

Коррекция несовершенного навыка чтения

Развитие языкового анализа и синтеза

Содержание работы:

- развитие анализа структуры предложения;

- развитие слогового анализа и синтеза;

- развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Виды работы:

- определение границ предложения в тексте без точек;

- составление предложений по картинке, с заданным словом;

- составление предложений по опорным словам;

- работа с деформированным предложением;

- составление графических схем предложений и предложений по схеме;

- определение места заданного слова в предложении;

- выделение гласных из слова, слога;

- составление слов из слогов и звуков других слов;

- определение количества, последовательности звуков в словах,

 с опорой и без опоры на вспомогательные средства.

Оборудование:

- тексты без точек;

- предметные и сюжетные картинки;

- карточки со словами;

- схемы предложений;

- тексты предложений;

- карточки и схемы слов различной слоговой и звуковой структуры.

Развитие морфологической системы языка

Содержание работы:

- дифференциация грамматических значений;

- совершенствование навыков словоизменения существительных,

          прилагательных,  глаголов;

- дифференциация единственного  и  множественного числа;

- закрепление беспредложных конструкций;

- закрепление предложно-падежных конструкций;

- согласование прилагательных с существительными в единственном и

множественном числе в различных падежах;

- согласование глаголов с существительными в числе и роде;

- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;

- совершенствование навыков словообразования уменьшительно-

ласкательных форм существительных, прилагательных

от существительных, глаголов с приставками.

Виды работы:

- упражнения на дифференциацию частей речи;

- практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола;

- упражнения, игры на согласование различных частей речи;

- подбор родственных слов;

- игра «Назови ласково»;

- работа с деформированным словом;

- работа с изографами;

- игра «Составь слово».

Оборудование:

- карточки с различными видами упражнений;

- перфокарты с пропущенными окончаниями существительных, прилагательных;

- карточки с однокоренными словами;

- изографы;

- карточки с деформированными словами;

- карточки с квазисловами, квазитекстами.

Развитие синтаксической структуры речи

Содержание работы:

- совершенствование умений составлять двусоставные

 распространенные предложения; сложные предложения.

Виды работы:

- составление двусоставных предложений по опорным словам,

 картинкам;

- упражнения на распространение предложений;

- упражнения на составление сложных предложений при помощи

сочинительных и подчинительных союзов;

- работа со схемами.

Оборудование:

- карточки с опорными словами;

- картинки;

- схемы.

Совершенствование лексической стороны речи

Содержание работы:

- работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря.

Виды работы:

- упражнения на подбор слов по лексическим темам, антонимов, синонимов, глаголов и прилагательных к существительным;

- упражнения на подбор названий к тексту и наоборот.

Оборудование:

- картинки по лексическим темам;

- тексты без названий;

- словари.

Совершенствование семантической стороны речи

Содержание работы:

- работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов.

Виды работы:

- ответы на вопросы по прочитанному тексту;

- подбор картинок к текстам, предложениям;

- работа с деформированными текстами

- придумывание начала и конца к тексту.

Оборудование:

- картинки (предметные и сюжетные) по лексическим темам;

- тексты (неоконченные, деформированные);

- карточки со словами, предложениями.

БЛОК III

Совершенствование навыка чтения

Обучение технике чтения (способ, темп, четкая дикция, правильность, выразительность)

Содержание работы:

- поэтапное обучение технике чтения (послоговое, целыми словами,

синтаксического);

- чтение слогов, слов и предложений с использованием различных

 методических приемов для увеличения скорости чтения;

- работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью

 чтения;

- развитие навыка правильной расстановки логического ударения;

- выработка правильной интонации, соблюдение логических пауз;

- использование различных приемов при чтении с целью

  • борьбы с регрессиями,
  • борьбы с неправильной антиципацией,
  • совершенствования правильной антиципации..

Виды работы:

- чтение слогов различной структуры;

- чтение предложений, текстов;

- упражнения «Буксир», «Молния»;

- чтение «лесенок» и «пирамидок»;

- чтение чистоговорок, скороговорок;

- исправление ударения в словах;

- чтение с «окошечком», «решеткой»;

- чтение несуразиц.

Оборудование:

- слоговые и словесные таблицы;

- предложения и тексты;

- «лесенки» и «пирамидки» слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития. При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в...

Адаптированная рабочая программа по химиия. 9 класс. Для обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная рабочая программа линии УМК «Химия» (8-9 классы) О.С. Габриелян составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:  1....

Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с задержкой психического развития (2 классы)

Рабочая программа составлена на основе авторских работ по коррекции нарушений письма и речевых нарушений, указанных в учебно-методическом обеспечении. Данная программа предназначена для логопедических...

Адаптированная рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для 9 класса.

Адаптированная  рабочая программа  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для  9 класса. Программа по литературе для 9 ...

Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития

Вашему вниманию предлагается логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей с задержкой психического развития четвертого года жизни....

Адаптированная рабочая программа основного общего образования учебного предмета"Физическая культура" для обучающихся 6 класса с задержкой психического развития

Рабочая программа для обучающихся 6 класса с ЗПР разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и ...

Курсовая работа по теме: "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с задержанным психическим развитием"

Курсовая работа по теме: "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с задержанным психическим развитием"...