Гендерные представления студентов о преподавателях как фактор формирования доверительного взаимодействия
статья на тему

Трибунских Наталья Ивановна

Статья  написана в соавторстве, основана на эмпирической базе анкетирования студентов Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tribunskih.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 612.6.057:616-057.875

ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Наталья Ивановна Трибунских

Кандидат исторических наук, преподаватель истории ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж», г. Воронеж.

nativtrib@mail.ru

Александр Николаевич Чурсин

Преподаватель истории ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж», г. Воронеж.

chursinschura@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье представлены результаты исследования гендерных установок студентов о личных и профессиональных качествах преподавателя. Анализируется соответствие сложившихся представлений о соответствии образов педагогов разного пола идеальной модели преподавателя. Делается вывод о соответствии мнения обучающихся традиционным представлениям о гендерной дифференциации и стереотипам, характерным для российского общества в целом.

Ключевые слова: гендер, гендерные стереотипы, студенты, преподаватель, личность, профессиональные качества.

Доверительное взаимодействие между преподавателями и обучающимися является необходимым компонентом учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. От того, насколько гармонично будут выстроены такие отношения, во многом зависит качество сотрудничества их участников, а, следовательно, и эффективность осуществляемой педагогической деятельности [2]. Одним из наиболее важных субъективных факторов влияния на формирование данного аспекта является восприятие студентами образа педагога, соответствие его личностных и профессиональных качеств идеальной модели преподавателя.

Заявленная тема традиционно изучается в рамках педагогики и психологии [1: 5: 6], однако анализ имеющейся научной литературы выявил недостаток разработанности указанной проблемы. Тема же гендерных представлений и стереотипов студентов, касающихся личности педагога, зачастую вообще не принимается в расчёт и не выступает в качестве предмета исследований отечественных специалистов. Зарубежные исследования, проведённые, в частности, в Университете Северной Каролины (США), свидетельствуют о предвзятости студентов в отношении преподавателей разного пола: мужчины-преподаватели представляются более компетентными, чем женщины [3].  Каким же образом обстоит дело с российскими обучающимися?

Основу эмпирической базы исследования составили данные опроса, проведённого среди студентов первого и третьего курсов Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа – всего 97 человек. Испытуемым было предложено заполнить несколько анкет, отражавших такие стороны представлений о гендерной принадлежности педагогов, как соответствие пола определённой группе учебных предметов и описание профессионально значимых качеств личности, характерных для преподавателей-женщин и преподавателей-мужчин, а также соответствие их сложившемуся образу идеального педагога.

Результаты первого этапа (таблица 1) опроса показали, что у обучающихся сформировано традиционное представление о гендерной дифференциации учебных предметов, отражающее асимметрию гендерной социализации, характерную для российского общества в целом.  Отвечая на вопрос «Кто, по Вашему мнению, будет лучше выступать в роли преподавателя по данному предмету», студенты отдали ярко выраженное предпочтение женщинам в области гуманитарных дисциплин, а мужчинам – в области технических предметов, физической культуры и практики на производственном предприятии. Голоса по остальным позициям распределились равномерно.

Таблица 1. Половая сегрегация преподавателей по учебным предметам согласно предпочтениям студентов (%).

Предметы

Мужчина

Женщина

Всё равно

Гуманитарные

13

56

31

Естественнонаучные

32

38

30

Математические

31

32

37

Технические

76

3

21

Физическая культура

59

11

30

Руководитель практики на промышленном предприятии

62

10

28

Руководитель практики в государственном или коммерческом учреждении

31

27

42

Далее на втором этапе участникам опроса было предложено отметить качества, присущие идеальному преподавателю. За основу для анкеты был взят фрагмент карты профессионально значимых качеств личности (ПЗЛК) педагога, разработанной В.П. Симоновым [4, с. 86-89]. В результате, по мнению студентов, наиболее важными качествами стали (в порядке убывания):

1) чувство юмора, оптимизм, самоирония;

2) умение заинтересовать, эмоциональность;

3) уверенность в себе;

4) грамотная речь;

5) чёткое и логичное изложение материала;

6) добросердечие и отзывчивость;

7) стремление адаптировать материал к аудитории.

Там образом, внимание опрошенных было уделено прежде коммуникативным способностям преподавателя и умении заинтересовать учащихся, что в значительной степени соответствует результатам аналогичных опросов, проведённых другими исследователями [7].

Часть данных третьего этапа анкетирования, на котором студентам предлагалось отметить на карте ПЗЛК качества, присущие педагогам-мужчинам и педагогам-женщинам, отражены в таблице 2.

Таблица 2. Степень выраженности профессиональных качеств, соответствующих образу идеального педагога, у преподавателей разного пола (%).

Профессиональное качество

Преподаватель-мужчина

Преподаватель-женщина

Чувство юмора, оптимизм, самоирония

65

47

Умение заинтересовать, эмоциональность

62

64

Уверенность в себе

63

55

Грамотная речь

56

72

Чёткое и логичное изложение материала

56

64

Добросердечие и отзывчивость

48

65

Стремление адаптировать материал к аудитории

51

53

Очевидно, что педагоги-женщины уступают коллегам-мужчинам только по двум позициям, по остальным либо соответствуют, либо превосходят их. Однако вопрос о том, свидетельствуют ли полученные данные о равном доверии к компетентности преподавателей, остаётся открытым. Представленная выше асимметрия в распределении учебных предметов и проявление традиционных гендерных стереотипов в представлениях студентов не позволяют говорить об объективности оценок и одинаковом отношении, а также уровне доверия к педагогам разного пола.

Литература.

1. Бачаев А. А. Трансформация гендерных стереотипов среди молодежи (на примере Чеченской Республики) // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1069-1071.

2. Зимина Н. А. Доверие между преподавателем и студентами как необходимый компонент учебно-воспитательного процесса в вузе // Концепт. – 2015. – № 07. – [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/15238.htm (дата обращения: 15.09. 2016 г.)

3. Почему мужчины-преподаватели выглядят более компетентно? // [Электронный ресурс]. URL: http://infosmi.net/zdorovie/75038-pochemu-muzhchiny-prepodavateli-vyglyadyat-bolee-kompetentno (дата обращения: 28.09. 2016 г.)

4. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 192 с.

5. Тищенко Ю.Г. Гендерные стереотипы современной студенческой молодёжи: социологический анализ / Дисс. на соискание уч. степени канд. социолог. наук. – Ставрополь, 2014. - 187 с.

6. Шевченко Е.Я. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов вуза // Концепт.  – 2013. – № 07. – [Электронный ресурс]. URL: http://ekoncept.ru/2013/13146.htm (дата обращения: 1.10. 2016 г.)

7. Шукшина Л.В. Результаты исследования особенностей социальных установок студентов о профессиональных качествах преподавателя // Инновационная наука. – 2016. - № 3. – С. 225-226.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»

Цель  работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...

Проектно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования общих и профессиональных компетенций

В современном мире английский язык занимает значимое место в жизни людей. Еще совсем недавно он был просто иностранным языком, сейчас же – это международный язык. Начинается повсеместное использование...

Доклад на тему "Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов и преподавателей СПО"

Доклад на тему "Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов и преподавателей СПО"...

Создание практико-ориентированной среды, как фактор формирования профессиональной подготовки студентов ДПИ

Статья о проблеме сегодня в СПО - создание практико- ориентированной среды студентов  обучающихся на отделении ДПИ...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ «ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕАТР»)

В статье описан опыт практического применения методов воспитания, направленных на развитие эмоциональной сферы студента на примере организации и проведения в Чебоксарском экономико-технологическом кол...

Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020

Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...