Методические указания и контрольные задания по УД Семейное право для студентов заочной формы обучения специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»
методическая разработка на тему

Королева Валентина Васильевна

Методические указания и контрольные задания по
УД Семейное право для студентов заочной формы обучения специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_ukaz_po_semeynomu_pravu.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


Методические указания и контрольные задания по
УД Семейное право для студентов заочной формы обучения специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»

г. Южно-Сахалинск

2014

Организация-разработчик:

ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

Разработчик: Королева В.В., преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»


Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения»

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Семейное право» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
  • составлять брачный договор и алиментное соглашение;
  • оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
  • анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия и источники семейного права;
  • содержание основных институтов семейного права.

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины для заочной формы обучения:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 6 часов;

самостоятельной работы обучающегося 42 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для заочной формы обучения

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

6

в том числе:

        практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:

        работа с учебной литературой и законодательством

14

        подготовка рефератов, сообщений

14

        решение задач

14

Итоговая аттестация в форме экзамена

 

1.Содержание учебной дисциплины Семейное право  для заочной формы обучения

Тема 1.Понятие семейного права        

Понятие, предмет и метод семейного права. Принципы семейного права. Система семейного права. Источники семейного права. Отграничение семейного права от гражданского права.        

Вопросы для самопроверки

  • Дайте определение семейного права. Какие отношения регулируются семейным правом и в чем их особенность?
  • В чем состоит специфика метода регулирования семейно-правовых отношений?
  • Дайте понятие семьи в социологическом и юридическом смысле.
  • Назовите принципы семейного права и раскройте их содержание.
  • Назовите формы государственной поддержки семьи в РФ.
  • Каковы цель, основные направления и принципы государственной семейной политики в РФ?
  • Какова структура семейного права?
  • Перечислите источники семейного права.

Тема 2. Семейные правоотношения        

Понятие семейного правоотношения, его субъекты, объекты и содержание. Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Юридические факты в семейном праве. Формы семейных правоотношений. Понятие родства, супружества и свойства

 

Тема 3.

Нормы семейного права        

Запреты и дозволения. Императивные и диспозитивные нормы. Семейная правоспособность. Семейная дееспособность. Что такое родство и свойство.                

                

Тема 4.Защита семейных прав        

Органы государства, на которые возложена защита семейных прав. Судебная защита семейных прав. Судебная защита. Органы опеки и попечительства. Исковая давность в Семейном Кодексе (виды сроков). Семейные отношения и нормы гражданского законодательства. Спорные семейные вопросы. Применение норм международного права к семейным отношениям.        

Вопросы для самопроверки

  • Дайте понятие семейных правоотношений и охарактеризуйте их структуру.
  • Какие юридические факты вызывают возникновение, изменение и  прекращение семейных правоотношений?
  • Какие отношения между членами семьи находятся вне сферы воздействия семейного законодательства?
  • Кто может являться субъектами семейных правоотношений?
  • Что такое родство и свойство? В чем заключается их юридическое значение?
  • Назовите санкции, применяемые к участникам семейных правоотношений за несоблюдение семейно-правовых норм?
  • К каким отношениям между членами семьи может применяться гражданское законодательство?
  • В чем заключается принцип свободного распоряжения гражданам РФ принадлежащими им семейными правами?
  • Какими способами осуществляется защита семейных прав?
  • В каких случаях на требования, вытекающие из семейных отношений, распространяется исковая давность?

                

Тема 5. Понятие брака

        

Понятие брака по семейному праву. Условия заключения и препятствия к заключению брака. Регистрация брака и ее значение. Порядок регистрации брака. Прекращение брака. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Расторжение брака в судебном порядке. Юридические последствия прекращения брака. Признание брака недействительным. Основания признания брака недействительным.

Вопросы для самопроверки

  • Назовите основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей.
  • Расскажите о порядке установления происхождения ребенка от родителей, состоящих в браке; не состоящих в браке.
  • В каких случаях возможно установлении отцовства по заявлению только отца ребенка?
  • Назовите правовые последствия добровольного признания отцовства.
  • В каких случаях происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке?
  • Кем может быть предъявлен иск об установлении отцовства в судебном порядке?
  • С какой целью и в каких случаях суд при рассмотрении спора об установлении отцовства назначает судебно-медицинскую экспертизу?
  • Может ли судом быть установлен факт признания отцовства при наличии спора о праве (например, по поводу наследства)?
  • Кто записывается родителями ребенка при применении искусственных методов репродукции человека?
  • Раскройте содержание права ребенка на защиту.
  • Что является местом жительства несовершеннолетних детей?
  • Что включает в себя право ребенка жить и воспитываться в семье?
  • Определен ли законом исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком?
  • Раскройте содержание права ребенка выражать свое мнение.
  • Назовите имущественные права ребенка и раскройте их содержание.
  • Какие требования установлены законом в отношении порядка и способов осуществления родителями родительских прав?
  • В чем заключаются мероприятия государственного характера по оказанию помощи семье в воспитании детей?
  • Расскажите о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
  • Вправе ли родитель, с которым проживает ребенок, препятствовать общению ребенка с другим родителем?
  • В каких случаях проживающий отдельно от ребенка родитель может требовать в судебном порядке передачи ребенка ему на воспитание?
  • Перечислите основания лишения родителей родительских прав. В каком порядке оно производится?
  • При каких обстоятельствах возможно восстановление в родительских правах?
  • Назовите правовые последствия ограничения родительских прав.
  • С какой целью закон обязывает орган опеки и попечительства участвовать в рассмотрении  судом споров, связанных с воспитанием детей?

        

Тема 6. Личные и имущественные правоотношения супругов.         

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов.  Договорный режим имущества супругов (брачный договор). Ответственность супругов по обязательствам.        

Тема 7. Алиментные обязательства членов семьи.         

Общие положения об алиментных обязательствах. Соглашение об уплате алиментов. Алиментные обязательства родителей и детей. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи.         

Вопросы для самопроверки

  • Дайте понятие алиментов и алиментных обязательств.
  • Вправе ли лицо, обязанное уплачивать алименты, передать исполнение этой обязанности другому лицу?
  • Обязаны ли содержать  своего ребенка родители, лишенные родительских прав; ограниченные в родительских правах?
  • Каким может быть размер взыскиваемых алиментов на 1,2 и более детей с их родителей?
  • С учетом каких обстоятельств суд может уменьшить или увеличить размер алиментов на  несовершеннолетних детей?
  • С каких видов заработка и (или) иного дохода производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей?
  • Как определяется судом размер алиментов в том случае, если с каждым из родителей остался ребенок?
  • Как определяется порядок участия родителей в несении дополнительных расходов на несовершеннолетних детей и размер этих расходов?
  • При наличии каких оснований суд обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих родителей?
  • Когда суд может освободить совершеннолетних трудоспособных детей от обязанности по содержанию родителей?
  • Кто из супругов и при каких обстоятельствах имеет право требовать предоставления в судебном порядке алиментов от другого супруга?
  • Определите круг лиц, относящихся к другим членам семьи и имеющих право на взыскание алиментов в судебном порядке.
  • Раскройте содержание соглашения об уплате алиментов на других членов семьи.
  • В каком случае и по чьему требованию взыскание алиментов производится по решению суда?
  • С какого времени присуждаются алименты судом при заявлении управомоченного лица о взыскании алиментов?
  • Кем и как определяется и взыскивается задолженность по алиментам?
  • По каким основаниям прекращается выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке?

Тема 8. Правоотношение родителей и детей.        

Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Споры о детях. Защита родительских прав. Восстановление в родительских правах. Ограничение родительских прав.        

        

Тема 9. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.        

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие, условия и порядок усыновления. Юридические последствия усыновления. Отмена усыновления. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Приемная семья.         

        

Вопросы для самопроверки

  • Перечислите основания признания детей оставшихся без попечения родителей.
  • На кого возлагается защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей?
  • На какие виды подразделяется учет детей, оставшихся без родителей?
  • Назовите основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Какие обстоятельства должны учитываться при устройстве ребенка?
  • Дайте понятие усыновления (удочерения). В чем состоит значение института усыновления?
  • В отношении каких детей допускается усыновление?
  • Возможно ли усыновление братьев и сестер разными лицами? Могут ли быть усыновлены лица, достигшие совершеннолетия?
  • Какие условия совершеннолетия предусмотрены законом? Что следует понимать  под интересами детей при усыновлении?
  • Раскройте содержание заявления в суд об усыновлении ребенка. Какие документы должны быть приложены к заявлению усыновителями?
  • В каких целях при усыновлении производится обследование состояния здоровья, физического и умственного развития ребенка? Предусмотрены ли законом ограничения по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием?
  • В каком порядке, по каким правилам и с чьим участием производится рассмотрение судом дела об усыновлении ребенка?
  • Какое заключение должен представить орган опеки и попечительства по делу об усыновлении ребенка? Какие документы прилагаются к этому заключению?
  • Какие требования предъявляются законом к личности усыновителя? Кто не может быть усыновителем?
  • Перечислите заболевания, при наличии которых лицо не может быть усыновителем.
  • Допускает ли СК РФ усыновление ребенка без согласия его родителей? Если да, то в каких случаях?
  • Назовите правовые последствия усыновления.
  • Какие меры по охране тайны усыновления предусмотрены нормами семейного права?
  • Над какими детьми устанавливается опека или попечительство?
  • Охарактеризуйте права и обязанности опекунов (попечителей) по воспитанию, образованию несовершеннолетних подопечных, защите их прав и интересов.
  • Перечислите права детей, находящихся под опекой (попечительством), раскройте их содержание.
  • В силу каких оснований возможно прекращение опеки (попечительства)?
  • Дайте понятие приемной семьи. Раскройте основания и порядок образования приемной семьи.
  • Какое максимальное количество детей (включая родных и усыновленных) может быть в приемной семье?
  • Какие требования предъявляются законом к приемным родителям?
  • Возможно ли досрочное расторжение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью?

2. Задания для контрольной работы по дисциплине

Вариант 1.

1. Уменьшение или увеличение алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.

2.  Попов в возрасте 10 лет остался сиротой и был взят на воспитание дядей, у которого была родная дочь Лариса. Дети росли и воспитывались вместе, а когда им исполнилось по 18 лет, решили пожениться, но органы ЗАГСа отказали им в регистрации брака по мотивам близкого родства и принимая во внимание возражения родителей Ларисы.

Законны ли действия органов ЗАГСа? Изменится ли решение, если будет установлено, что дядя усыновил Попова? 

Вариант 2. 

1. Ответственность родителей за воспитание детей. Виды ответственности. Основания, порядок и правовые последствия лишения родительских прав.

2. Михеева и Третьяков при вступлении в брак решили сохранить свои добрачные фамилии. Однако перед рождением ребенка они решили, что у них должна быть общая фамилия, и обратились в ЗАГС с заявлением о присвоении им общей фамилии путем присоединения. Органы ЗАГСа отказали им в перемене фамилии, ссылаясь на то что это допускается только при вступлении в брак или при расторжении брака и что двойная фамилия не допускается.

Законны ли действия ЗАГСа? Когда супруги вправе решать вопрос о перемене фамилии? Допускается ли двойная фамилия по законодательству РФ? 

Вариант3.

1. Осуществление и защита родительских прав: права на личное воспитание ребенка, права на общение с ребенком отдельно проживающего родителя и др. Споры о детях, порядок их рассмотрения.

2.  Харисова и Князев в течение двух лет состояли в близких отношениях без оформления брака. 2 мая 1996 г. Князев погиб при исполнении трудовых обязанностей. 1 февраля 1997 г. у Харисовой родился сын. Она обратилась в суд с заявлением об установлении факта признания Князевым отцовства, указав, что они жили одной семьей, ждали ее беременности. Князев был очень огорчен тем, что у них нет детей, о чем было известно всем их друзьям и родителям Харисовой. О своей беременности Харисова узнала вскоре; после смерти Князева. Их с Князевым общие знакомые хотя и сочувствовали ей, но были рады, что у нее останется память о любимом человеке. Установление факта признания отцовства необходимо Харисовой для оформлении пенсии по случаю гибели кормильца и наследства.

Против установления факта признания отцовства возражала мать Князева как единственная его наследница. Она пояснила суду, что этот ребенок рожден не от Князева, так как у него вряд ли могли быть дети. От бесплодия он никогда не лечился, но его первая жена расторгла с ним брак по причине отсутствия бере?менности. Сейчас она замужем за другим мужчиной, и у нее родился сын. Сожительствуя с Харисовой, Князев также не имел детей, о чем очень сожалел, так как у них с Харисовой сложились хорошие отношения.

Как решить дело?

Какой факт и в каком порядке подлежит установлению в данном случае?

Вариант 4.

1. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. Индексация алиментов.

2.  Бусовы при расторжении брака пришли к соглашению, что дочь Ольга 4 лет остается жить с отцом, дочь Элина 2 лет - с матерью. Администрация детского комбината, который посещали обе девочки, при поддержке соседей обратились в органы опеки с просьбой защитить права детей, так как они тоскуют друг без друга, когда утром каждый из родителей приводит девочек в комбинат и они встречаются в вестибюле, невозможно без слез смотреть, как они радуются, целуя и обнимая друг друга, как после обеда угощают друг друга сладостями и пытаются лечь друг к другу в постель. Еще более трагична картина вечером, когда родители разводят девочек по разным домам. Обе сестры горько плачут, просят родителей не уводить их друг от друга. Родители нервничают, стараясь скорее прекратить эту сцену, кричат на детей, насильственно растаскивая их.

Явившись по вызову органов опеки, родители пояснили, что раздел детей - единственный приемлемый для них вариант, так как после обмена квартиры каждому досталось по однокомнатной квартире, двум девочкам вместе жить негде. Органы опеки предъявили иск об отобрании детей и помещении их вместе в приемную семью, где условия жизни позволяли содержать обеих девочек в одной комнате.

Законны ли действия органов опеки? Как решить дело?

Вариант 5.

  1. Обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей.

Болотова и Вишневский имели сына Владимира, в отношении которого они были лишены родительских прав Владимир был помещен на воспитание в детский дом. Администрация детского дома предъявила родителям ребенка иск о взыскании алиментов. Суд взыскал в пользу детского учреждения на содержание ребенка алименты в размере 1/4 заработка родителей, т.е. с каждого из родителей по 1/8 их заработка. Алименты поступали в адрес администрации, которая приходовала деньги и тратила на содержание детей, находящихся в детском доме.
Законны ли решения суда и действия администрации детского учреждения? Каков порядок расходования алиментов на ребенка, помещенного в детское учреждение?

Вариант 6.

1. Порядок образования приемной семьи. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью (стороны, содержание, форма, порядок прекращения).

2.  Шумилин 17 лет вступил в брак с Ушаковой 15 лет. Брачный возраст им был снижен в установленном законом порядке. Ушакова имела ребенка в возрасте 1 года. Шумилин пожелал его усыновить и обратился в органы опеки, чтобы собрать все необходимые документы. Мать Ушаковой, опекун внука, возражала против усыновления, так как сама хотела усыновить ребенка. Однако жена Шумилина давала согласие на усыновление только мужу, сама при этом просила сохранить за ней родительские права. Органы опеки разъяснили Шумилину, что до 18 лет он не может быть усыновителем, а после 18 лет он должен встать на централизованный учет кандидатов в усыновители. Также на централизованный учет должен быть поставлен ребенок. Но практически усыновление невозможно, пока его жене не исполнится 18 лет, так как против усыновления возражает опекун ребенка, т.е. его бабушка, без согласия которой усыновление не допускается. Согласие матери ребенка не имеет правового значения, так как она сама является несовершеннолетней.

Законны ли разъяснения органов опеки? Какие требования предъявляют к кандидатам в усыновители?

Имеет ли правовое значение согласие на усыновление, данное несовершеннолетними родителями ребенка?

Вариант 7

1. Правовой статус приемных детей и приемных родителей.

2.  В суд по месту жительства обратилась гражданка Крамаренко с иском о признании недействительным брака с гражданином Петровым.

В исковом заявлении указывалось, что ответчик вступил в брак без намерения создать семью и руководствовался лишь желанием получить прописку в г. Москве. Ввиду этого, между супругами отсутствует  чувство любви, сложились неприязненные отношения, а ответчик собирается в  ближайшее время разделить жилую площадь через суд.

Петров возражал против предъявленных требований. Он пояснил суду, что вступил в брак по любви, но в последствии между супругами по вине истицы начались разлады. Ответчик также указал, что с истицей они прожили  совместно 2,5 года, он всегда приносил зарплату домой, заботился о жене и ее малолетнем сыне от первого брака. Ввиду возникших неприязненных отношений между ним и женой и невозможностью из-за этого совместного проживания, он действительно собирается разделить их жилую площадь.

Ответьте на следующие вопросы:

Какое решение должен принять суд по иску Крамаренко?

Каковы правовые последствия признания судом брака фиктивным в отношении неимущественных и имущественных прав лиц, состоявших в таком браке.

Вариант №8

1. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и интересов.

2.С.М. Мелов, состоявший во втором браке с Н.А. Шатровой, расторг и этот брак. После этого Шатрова узнала, что Мелов до женитьбы с ней состоял в зарегистрированном браке с Е.В. Федоровой и не расторгал его. Шатрова обратилась в юридическую консультацию и попросила разъяснить ей, что может измениться в результате установления этого факта.

Какой ответ Вы можете дать Шатровой?

Вариант №9

1. Установление факта отцовства умершего гражданина.Правила записи об отцовстве в свидетельстве о рождении ребенка, рожденного женщиной, не состоящей в браке.

2. Супруги  Романовы состояли в браке с 1979 года по июль 1999года. В апреле 2001 года Романова обратилась в суд с иском о взыскании с бывшего супруга средств на свое содержание, поскольку она стала нетрудоспособной (инвалид 2-й группы), а пенсии по инвалидности ей не хватает. В заявлении истица указала, что у ответчика высокооплачиваемая работа, и он в состоянии предоставить ей содержание. Инвалидность Романовой была установлена в июне 1999года.

Ответьте  на следующие вопросы:

  1. Подлежит ли иск удовлетворению?
  2. В каком размере могут быть взысканы алименты на содержание Романовой?
  3. При наличии каких обстоятельств суд может освободить ответчика от уплаты алиментов на содержание бывшей жены?
  4. Как долго будут взыскиваться алименты на содержание Романовой?

Вариант №10

1. Добровольное признание отцовства. Установление отцовства в судебном порядке. Установление факта признания отцовства.

2. В суд обратилась с иском к бывшему мужу Михайлова о разделе имущества на сумму 30 тыс.400руб. Михайлова также просила увеличить ее долю в связи с тем, что с ней осталось проживать двое несовершеннолетних  детей (8 и 14 лет). Кроме того, истица просила выделить ей из спорного имущества автомашину и гараж, так как дети нуждаются в летнем отдыхе и, имея автомашину, она смогла бы возить их за город. Михайлов признал частично и указал, что из совместно нажитого имущества, подлежащего разделу, должны быть исключены автомашина и гараж (общей стоимостью 20 тыс. 400 рублей), так как они были приобретены на полученные им авторские вознаграждения за опубликованные научные труды.

Одновременно, Михайлов просил суд включить в опись имущества, подлежащего разделу, женские ювелирные украшения из золота и серебра, которые остались у истицы.

Ответьте  на следующие вопросы:

  1. Являются ли автомашина и гараж личным имуществом Михайлова?
  2. Подлежат ли разделу, как общее совместное имущество супругов, женские ювелирные украшения?
  3. Подлежит ли удостоверению требование истицы об увеличении ее доли в общем совместном имуществе?
  4. Как должен быть разрешен спор?

Вариант №11.

1. Оспаривание записи об отцовстве и материнстве

2. В суд с иском обратился Е.С. Ковалев о расторжении брака с Т.М. Ковалевой. Одновременно, Ковалев просил передать ему на воспитание двоих детей 8 и 6 лет, поскольку Ковалева уже больше года не занимается их воспитанием.

В судебном заседании Ковалева не возражала против расторжения брака, но просила детей передать ей, пояснив, что ушла из семьи и не воспитывала все это время детей из-за неприязненных отношений с мужем. Кроме того, истец всячески препятствовал ей в возможности видеться с детьми и проводить с  ними время. Ковалева просила суд оставить ей после расторжения  брака фамилию мужа, против чего он категорически возражал.

Ответьте  на следующие вопросы:

  1. Какими критериями должен руководствоваться суд при решении вопроса о детях?
  2. Имеет ли юридическое значение возражение Ковалева против оставления ответчице его фамилии? Кто будет рассматривать этот вопрос?
  3. Как должен быть разрешен спор между супругами?

Вариант №12.

1. Запись лиц, состоящих в браке, в качестве родителей ребенка.

2. Супруги Гончаренко обратились в орган загса с заявлением о расторжении брака. Заведующий органами  ЗАГСа отказался удовлетворить их требование и предложил обратиться в суд, так как Гончаренко имел усыновленного ребенка в возрасте 8 лет. Однако судья так же отказал в приеме заявления и предложил Гончаренко вновь обратиться в отдел ЗАГСа.Кто прав в вышеописанной ситуации: орган ЗАГСа или суд?Какие основания установлены СК для  расторжения брака в органе ЗАГСа по заявлению обоих супругов?

Вариант №13.

1. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми.

2. В суд  обратилась Александрова с иском к детям Александрова от первого брака о разделе наследственного имущества, указав, что с умершим она состояла в браке до дня его смерти и проживала совместно единой семьей. Ответчики иска не признали, сославшись на то, что за полтора года до смерти отец расторг брак с Александровой в судебном порядке, о чем имеется решение суда от 10 марта 1996 года. Органы ЗАГСа  по запросу сообщили, что ни Александров, ни Александрова в ЗАГСе развод не регистрировали.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. С какого времени брак Александровых считается прекращенным?
  2. Является ли Александрова наследницей после смерти Александрова?
  3. Подлежит ли иск Александровой удовлетворению?

Вариант №14.

1. Вопросы, решаемые судом при расторжении брака. Момент расторжения брака в суде

2. Народный суд отказал Мещеряковой в иске к Фадееву об установлении отцовства в отношении ее ребенка, родившегося 30  декабря 1995 года. Свое решение суд мотивировал кратковременностью совместного проживания сторон. В кассационной жалобе на решение суда Мещерякова не отрицала того, что совместно с Фадеевым проживала в его комнате в общежитии только с 1 марта по 30 мая 1995 года, и пояснила, что ранее она жила в этом же общежитии, но в другой комнате, однако по предложению Фадеева, поселилась у него, поскольку он уверял в своей привязанности, серьезных намерениях и обещал зарегистрировать брак в скором времени. В период совместной жизни истица готовила пищу для них обоих, стирала белье, убирала комнату, они вместе посещали знакомых, отдыхали и т.д.

1 июня Фалеев уехал в отпуск к родителям. Вернулся оттуда с другой женщиной и заявил, что это его настоящая жена, а Мещеряковой предложил вернуться туда, где она жила раньше.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Дайте правовую оценку решению народного суда.
  2. Определен ли в законе срок совместного проживания и ведения общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка, необходимый для установления отцовства?
  3. Подлежит ли удовлетворению кассационная жалоба Мещеряковой?

Вариант  №15.

1. Расторжения брака в судебном порядке при взаимном согласии обоих супругов.

2. Максимова обратилась в суд с иском к Максимову о взыскании алиментов на двоих детей, сына и дочь, указав, что сын не достиг совершеннолетия, а дочери исполнилось 18 лет, но она является студенткой, а получаемая ею стипендия очень мала. Ей, как матери, одной трудно содержать детей.

Ответчик иска не признал, сославшись на то, что сын подрабатывает и имеет в месяц где-то 300 рублей, а на дочь он не обязан платить алименты, т.к. она совершеннолетняя.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Обязаны ли платить алименты родители на несовершеннолетних детей, имеющих достаточный заработок?
  2. Возможно ли взыскание алиментов на совершеннолетних трудоспособных детей, если они не имеют необходимых средств к существованию?
  3. Какое решение вынесет суд по иску Максимовой?

Вариант  №16.

1. Расторжения брака в судебном порядке при взаимном согласии обоих супругов.

2. После  смерти родителей 8-летнего Димы Вострикова орган опеки и попечительства предложил его дяде - Владимиру Клямкину (брату умершей матери) - стать опекуном племянника. Однако Клямкин высказал возражения против  своего назначения опекуном, пояснив, что у него нет опыта общения с детьми. Кроме того, он пояснил, что страдает радикулитом и ему затруднительно будет по состоянию здоровья исполнять обязанности опекуна.

Тем не менее эти доводы были признаны не состоятельными и орган опеки и попечительства вынес решение о назначении Клямкина опекуном малолетнего Димы.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие требования предъявляются законом к лицам, назначаемым в качестве опекунов?
  2. Вправе ли орган опеки и попечительства назначить опекуна без его согласия?
  3. Препятствует ли имеющееся у Клямкина заболевание исполнению обязанностей опекуна? Каким нормативным актом установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство)?
  4. Как необходимо действовать Клямкину в данной ситуации?


Вариант №17

1. Расторжения брака в судебном порядке. Основания, причины и мотивы расторжения брака.

2. Органом  ЗАГСа был назначен день государственной регистрации заключения брака Прокофьева и Вольской, которые подали в установленном порядке заявление о вступлении в брак. Через неделю в этот же орган ЗАГСа поступило заявление без подписи о том, что Прокофьев женат, брак между ним и гражданкой Никитиной в 1992г. был зарегистрирован в г. Саратове и до сих пор не расторгнут. Это сообщение первоначально не было принято во внимание, как анонимное, и государственная регистрация заключения брака отложена не была. Однако, через некоторое время заведующий органом ЗАГСа все-таки направил в соответствующий орган ЗАГСа г. Саратова запрос, по результатам которого выяснил, что изложенные в анонимном заявлении сведения соответствуют действительности. В связи с этим заведующий органом ЗАГСа по своей инициативе провел дальнейшую проверку, в ходе которой Прокофьев пояснил, что он действительно состоял в браке с Никитиной, однако, затем этот брак был расторгнут решением суда, копия которого у него имеется. Посчитав дальнейшее оформление регистрации расторжения брака ненужным, Прокофьев не обращался по этому поводу в орган ЗАГСа. Не сделала  этого и его бывшая жена. Через некоторое время, в связи с утратой паспорта, Прокофьеву по его просьбе и на основании представленного решения суда был выдан новый паспорт, в котором запись (штамп) о регистрации брака с Никитиной отсутствует. Поэтому Прокофьев считал, что брак между ним и Никитиной прекращен.

Посчитав объяснения Прокофьева и представленные им документы убедительными, заведующий органом ЗАГСа принял решение о производстве государственной регистрации  заключения брака с Вольской на общих основаниях.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какую ошибку допустил заведующий органом загса?
  2. Как следовало действовать при данных обстоятельствах?
  3. Каковы правовые основания проведения органом ЗАГСа проверок с целью выявления препятствий к заключению брака?
  4. С какого момента брак Прокофьева и Никитиной считается прекращенным?


Вариант №18.

1. Расторжения брака в органах загса.

2. Супруги Селезневы, имеющие троих несовершеннолетних детей, решили расторгнуть брак, о чем Селезнев подал соответствующее заявление в суд. В связи с большой загруженностью судей дело длительное время первоначально не назначалось к слушанию, а затем несколько раз по различным причинам откладывалось. Тогда Селезневы, спустя четыре месяца после подачи искового заявления о расторжении брака, оформили нотариально заверенные заявления, в которых выражали согласие на расторжение брака и просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. На основании этих заявлений суд через месяц рассмотрел дело в их отсутствие и вынес решение о расторжении брака Селезневых. Что Вы можете  пояснить по поводу решения суда?


Вариант№19.

1. Понятие, порядок и юридические последствия прекращения брака.

2. В марте 1996 года брак между супругами Гончаровыми был расторгнут в судебном порядке. Сразу после этого Гончаров подал заявление в орган ЗАГСа о вступлении в новый брак с Гражданкой Пименовой. Вступившее в законную силу решение суда о расторжении брака было представлено Гончаровым в орган ЗАГСа, что было расценено должностными лицами органа ЗАГСа в качестве достаточного доказательства, подтверждающего прекращение предыдущего брака Гончарова. В апреле 1996 года органом ЗАГСа был зарегистрирован брак между Гончаровым и Пименовой.

Бывшая супруга Гончарова подала в суд иск о признании брака между Гончаровым и Пименовой недействительным. В обоснование своих требований она сослалась на то, что Гончаровым не было получено свидетельства о расторжении брака.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какое решение должен принять суд по иску Гончаровой?
  2. Когда прекращается брак, расторгнутый в суде?
  3. Подлежит в таких случаях расторжение брака государственной регистрации?
  4. С какого времени применяются положения ст.25 СК о моменте прекращения брака при его расторжении в судебном порядке?
  5. Обязательно ли для вступления в новый брак получение свидетельства о расторжении предыдущего брака?

Вариант № 20.

1. Основания для прекращения брака.

2. В орган ЗАГСа обратились с заявлением о расторжении брака супруги Вакуленко, имеющие совершеннолетних детей. Совместно нажитое имущество ими было разделено по взаимному согласию. Однако, в органе ЗАГСа супругам в регистрации развода было отказано, т.к., по мнению работников органа ЗАГСа, они не представили достаточно веских доказательств невозможности сохранения семьи.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Вправе ли был орган ЗАГСа отказать супругам Вакуленко в регистрации развода?
  2. Куда могут быть обжалованы действия должностных лиц органа ЗАГСа?

Вариант № 21.

1. Ответственность супругов по обязательствам.

2. Гражданка Рагозина обратилась в суд с иском к гражданину Рагозину о разводе и разделе общего имущества. Рассматривая спор об имуществе, суд установил, что на имя Рагозина в Сбербанке есть вклад в сумме 24 260 руб. Поскольку Рагозина в исковом заявлении не просила разделить этот  вклад, суд в решении о расторжении брака и разделе имущества судьбу вклада не определил.
Дайте правовую оценку решения суда в части раздела имущества. Поясните, может ли суд разделить вклад на имя Рагозина между ним и Рагозиной, если в судебном заседании Рагозин докажет, что в сумму вклада вошли деньги, вырученные от продажи коллекции марок, принадлежащей ответчику до брака с истицей.


Вариант № 22.

1. Собственность каждого из супругов. Сделки между супругами по поводу раздельного имущества.

2. Е.Н.Хинкин возбудил дело о расторжении брака с женой, ссылаясь на то, что давно ее не любит и у него связь с другой женщиной. М.И. Хинкина против расторжения брака не возражала, однако просила суд разделить совместно нажитое имущество и взыскать с истца алименты на содержание 8-летней дочери. Суд удовлетворил требование Хинкиной о взыскании алиментов на дочь. В части раздела имущества суд оставил иск без рассмотрения, пояснив, что, поскольку требуется специальная оценка совместно нажитого имущества с привлечением экспертов- товароведов, это исковое требование лучше рассмотреть в отдельном производстве. Ответьте на следующие вопросы:

Дайте правовую оценку решению суда по встречному иску Хинкиной. Какие споры между супругами подлежат разрешению одновременно с расторжением брака в  бракоразводном процессе?

Вариант23
1.
Законный режим имущества. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом.

2.В июне 2007 года гражданка Золотова вступила в брак с гражданином Гордеевым, после чего супруги стали проживать совместно в приватизированной квартире Золотовой. Вместе с ними находились двое детей Золотовой от первого брака. Осенью 2008 года первый муж Золотовой, брак с которым был расторгнут в 20055году в установленном законом порядке, сообщил ей о том, что Гордеев в течение двух последних лет является носителем ВИЧ-инфекции, но скрывает это обстоятельство от всех, занимаясь анонимным лечением. В этой связи Золотов выразил обеспокоенность за состояние здоровья своих детей и предложил бывшей жене организовать проведение медицинского обследования Гордеева.
Золотова согласилась с данным предложением, но в связи с некомпетентностью в указанном вопросе обратилась за помощью к адвокату. При этом она высказала намерение расторгнуть брак с Гордеевым в случае подтверждения достоверности информации первого мужа.
О
тветьте на вопросы:

  1. Что может порекомендовать Золотовой в этой ситуации адвокат?
  2. Возможно ли при изложенных обстоятельствах признание брака Золотовой с Гордеевым недействительным?

Вариант  № 24.

1. Порядок и правовые последствия признания брака недействительным.

2. Гражданин Коренев подал в суд заявление о расторжении брака с гражданкой Ипатовой, указав, что через месяц после вступления в брак их супружеские отношения фактически прекратились. Ипатова родила сына, который не прожил и 3-х месяцев. Судья выяснил, что Ипатова на расторжение брака согласия не дает, отказал Кореневу в приеме искового заявления и предложил вновь обратиться в суд через 10 месяцев. Правильно ли поступил судья? При ответе сошлитесь на конкретную норму СК.


Вариант  № 25.

1. Условия заключения брака.Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

2. Супруги Марковы прекратили совместную жизнь и вскоре расторгли брак. По решению суда их 2- летняя дочь осталась с матерью. Марков из г.Находки переехал в соседний город Владивосток. Будучи очень привязан к дочери, Марков каждую субботу или воскресенье приезжал в Находку, чтобы повидаться с ней и провести вместе несколько часов. Однако через некоторое время бывшая жена заявила Маркову, что больше не будет отпускать с ним дочь, так как его встречи с девочкой, так же очень любившей отца, травмирует ее психику. После этого Маркова стала прятать дочь, отправлять ее по субботам и воскресеньям то к своим родителям, то к знакомым. Марков обратился в суд с требованием обязать Маркову дать ему возможность видеться с дочерью и принимать участие в ее воспитании. 

Правомерны ли требования Марковы? Какое решение будет принято судом по его требованию? Может ли суд на определенный срок лишить родителя, проживающего отдельно от ребенка, права на общение с ним?

Какие меры могут быть применены к родителю, не выполняющему решение суда о порядке осуществления родительских прав другим родителем, проживающим отдельно от ребенка?

Вариант 26

1. Понятие брака. Форма брака. Порядок регистрации брака и ее значение.

2. После расторжения брака супругов Григорьевых их 7-летний сын был по решению суда оставлен у матери. Родители договорились, что отец будет встречаться с мальчиком дважды в месяц. Спустя год Григорьева вышла замуж и в целях укрепления отношений между ее новым мужем и мальчиком стала всячески препятствовать общению с сыном. Она не разрешала мальчику гулять на улице, где его мог увидеть отец, а потом увезла к своей матери в деревню. Узнав, где находится сын, отец приехал в деревню и вопреки возражениям бабушки увез его к себе домой. Мать предъявила в суд иск об отобрании ребенка. Григорьев предъявил встречный иск об определении места жительства сына.

Дайте правовую оценку действиям Григорьева. Какой орган  должен быть привлечен судом к участию в деле? Какое решение вынесет суд по вышеуказанным искам?

3. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Семейное право как отрасль права. Предмет и метод правового регулирования семейных правоотношений.
  2. Система и источники семейного права.
  3. Понятие семьи. Члены семьи по семейному праву.
  4. Семейное правоотношение.
  5. Родство и свойство. Их юридическое значение.
  6. Понятие брака. Форма брака. Порядок регистрации брака и ее значение.
  7. Условия заключения брака.
  8. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.
  9. Порядок и правовые последствия признания брака недействительным.
  10. Понятие личных прав и обязанностей супругов. Конституционные принципы их построения.
  11. Право на выбор фамилии, места жительства, профессии и рода занятий. Другие личные права супругов.
  12. Общая характеристика имущественных прав и обязанностей супругов.
  13. Законный режим имущества. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом.
  14. Собственность каждого из супругов. Сделки между супругами по поводу раздельного имущества.
  15. Ответственность супругов по обязательствам.
  16. Основания для прекращения брака.
  17. Понятие, порядок и юридические последствия прекращения брака.
  18. Расторжения брака в органах загса.
  19. Расторжения брака в судебном порядке. Основания, причины и мотивы расторжения брака.
  20. Расторжения брака в судебном порядке при взаимном согласии обоих супругов.
  21. Вопросы, решаемые судом при расторжении брака. Момент расторжения брака в суде.
  22. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми.
  23. Запись лиц, состоящих в браке, в качестве родителей ребенка.
  24. Оспаривание записи об отцовстве и материнстве.
  25. Добровольное признание отцовства.
  26. Установление отцовства в судебном порядке.
  27. Установление факта признания отцовства.
  28. Установление факта отцовства умершего гражданина.
  29. Правила записи об отцовстве в свидетельстве о рождении ребенка, рожденного женщиной, не состоящей в браке.
  30. Имущественные права ребенка.
  31. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и интересов.
  32. Осуществление и защита родительских прав: права на личное воспитание ребенка, права на общение с ребенком отдельно проживающего родителя и др. Споры о детях, порядок их рассмотрения.
  33. Ограничение родительских прав. Отобрание детей без лишения родителей родительских прав.
  34. Ответственность родителей за воспитание детей. Виды ответственности. Основания, порядок и правовые последствия лишения родительских прав.
  35. Восстановление в родительских правах.
  36. Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, а также в исполнении судебных решений.
  37. Уменьшение или увеличение алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.
  38. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. Индексация алиментов.
  39. Взыскание и использование алиментов на детей, постоянно находящихся в детских учреждениях.
  40. Обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей.
  41. Обязанность детей по содержанию родителей. Участие в дополнительных расходах. Освобождение детей от обязанности по содержанию родителей.
  42. Обязанности по взаимному содержанию супругов и бывших супругов.
  43. Условия освобождения от обязанности по содержания супруга или ограничение этой обязанности сроком.
  44. Прекращение обязанности по содержанию супруга.
  45. Общая характеристика алиментных обязательств других членов семьи.
  46. Условия взыскания алиментов с братьев и сестер на содержание своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер.
  47. Условия взыскания алиментов с дедушками и бабушками на содержание внуков. Обязанности внуков содержать дедушку и бабушку.
  48. Условия взыскания алиментов с воспитанников на содержание своих фактических воспитателей.
  49. Условия взыскания алиментов с пасынков и падчериц на содержание отчима и мачехи.
  50. Определение размера алиментов.
  51. Формы взыскания алиментов.
  52. Уплата алиментов по соглашению.
  53. Порядок принудительного взыскания алиментов.
  54. Взыскание задолженности по алиментам.
  55. Освобождение от уплаты задолженности по алиментам.
  56. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов.
  57. Понятие и цели усыновления.
  58. Условия и порядок усыновления.
  59. Правовые последствия усыновления.
  60. Охрана тайна усыновления.
  61. Отмена усыновления.
  62. Понятие и порядок установления опеки и попечительства над детьми.
  63. Органы опеки и попечительства, их функции.
  64. Права и обязанности опекуна и попечителя.
  65. Прекращение опеки и попечительства.
  66. Порядок образования приемной семьи. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью (стороны, содержание, форма, порядок прекращения).
  67. Правовой статус приемных детей и приемных родителей.

4.Темы рефератов

  1. Место семейного права в системе отраслей частного права.
  2. Защита прав ребенка.
  3. Сравнительный анализ семейного законодательства в СССР и современной России.
  4. Семейные правоотношения с иностранными гражданами.
  5. Общие вопросы, регулируемые семейным и административным правом в отношении актов гражданского состояния.
  6. Общие вопросы, регулируемые семейным и гражданским правом в отношении актов гражданского состояния.
  7. Дееспособность и правоспособность в семейном и гражданском праве. Общие черты и отличия.
  8. Семья как субъект права.
  9. Понятие и основания недействительности брака. Отличие недействительного брака от несостоявшегося брака, фиктивность брака.
  10. Охрана прав добросовестного супруга, а также несовершеннолетнего супруга в недействительном браке.
  11. Правила раздела имущества супругов, способы и порядок раздела. Доли супругов в общем имуществе. Условия отступления от равенства долей. Особенности раздела отдельных видов имущества.
  12. Договорный режим имущества супругов. Брачный договор:  заключение, содержание. Изменение и прекращение брачного договора. Расторжение брачного договора и признание его недействительным.
  13. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Размер алиментов. Формы взыскания алиментов. Виды заработка (дохода), из которых производится удержание алиментов.
  14. Конституционное значение обязанности детей заботиться о родителях и оказывать им помощь.
  15. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим.
  16. Эмансипация. Порядок объявления и последствия эмансипации.
  17. Патронаж. Особенности порядок установления.
  18. Условия, порядок и последствия признания гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным.
  19. Особенности деятельности органов опеки и попечительства.
  20. Деятельность институтов усыновления, опеки и попечительства.

.



Нормативные правовые акты:

  1. Конституция РФ от 12.12. 1993г. (в ред. от 05.02.2014 г.).
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223 (в ред. от 25.11.2013г.).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (в ред. от 05.05.2014г., от 28.12.2013г., 28.12.2013г., 23.07.2013г. соответственно).
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.12.96 г. (в ред. от 05.05.2014г.).
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях №195-ФЗ от 30.12.2001 г. (в ред.05.05.2014г.).
  6. Федеральный закон от 15.11.97 «143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 05.05.2014г.).
  7. Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 02.12.2013г.).
  8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 02.04.2014г.).
  9. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 02.07.2013г.).
  10. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от24.04.2008 г.№ 48 (в ред. от 05.05.2014г.).
  11. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,  имеющих детей» от 29.12.2006 г. №256 (в ред. от 02.07.2013г.).
  12. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

Основная литература:

1.        Гомола А.И. Семейное право: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.И.Гомола, И.А.Гомола,  - 9-е изд., перер. - М.: Издательский центр Академия, 2013. - 176с.

Дополнительная литература:

2.        Ильина О.Ю. Семейное право: Практикум: Учебное пособие  для студ. вузов / Под ред.  О.Ю. Ильиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2009. - 143с.

3.        Кубанкина Е.И. Семейное право: Учебное пособие / Е.И.Кубанкина, В.В.Павленко. - М.: Изд.-торг. корп. Дашков и К, 2010. - 240с.

4.        Семейное право:  Учебник   для студ. вузов / Под ред. Ю.Ф.Беспалова,О.А. Егоровой, О.Ю. Ильиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009. - 367с.

Информационные справочно-правовые системы:

«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.gks.ru/
  2. http://www.vsrf.ru/
  3. http://www.mnr.gov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая разработка "Программа практики ( для получения первичных профессиональных знаний, по профилю специальности ) учащихся для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

Практика для учащихся по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" является обязательным разделом основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.Практика состоит из ...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ.01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» для студентов специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»

Данные методические рекомендации предназначены для студентов специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения», изучающих ПМ.01 "Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенси...

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯпо специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский  учёт (по отраслям) ПО ДИСЦИПЛ...

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по дисциплине "Маркетинг"

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский  учёт (по отраслям) по...

Методические указания и контрольные задания по УД Уголовное право для студентов заочной формы обучения специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»

Методические указания и контрольные задания по УД Уголовное право для студентов заочной формы обучения специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»...

Экономика организации. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям("

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочной формы обучения специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" дают возм...