МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ»
методическая разработка на тему

         Инклюзивное образование  в системе начального профессионального образования  – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам  детей и обеспечивает доступ к образованию для подростков с особыми образовательными потребностями.

          В нашем колледже «ПетроСтройСервис» инклюзивному образованию отводится особое место в общей системе профессиональной подготовки молодых квалифицированных рабочих. С 1986г. на базе колледжа работает  отделение «Социальной адаптации и реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья». Ежегодно на отделении  обучается  более 100чел.,  которым  предоставлена возможность в течение 1 года и 10 месяцев освоить профессии «МАЛЯР», «СТОЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ», «ПОВАР-КОНДИТЕР»

       Специфические особенности подростков с ОВЗ требуют особого подхода к созданию условий для их обучения и воспитания. Воспитание одна из важнейших сторон социализации подростка. В отличие от обучения, воспитание – процесс формирования и становления личности.

В данной методической разработке будет использована теория, согласно которой рассматривается отношение человека к учебе, труду, к людям и к самому себе. Данная работа может быть подана как психолого-педаогическая методика отслеживания эффективности воспитательного процесса. Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того,

что в подростковый возраст завершается формирование индивидуальности и характера личности. Изучение мастером п/о учащихся и побуждение их к самоанализу, самоопределению и самовоспитанию позволяет раскрыть личность каждого и обеспечить  ему реальную педагогическую поддержку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_shteymer_n.a.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Безымянный

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж «ПетроСтройСервис»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ: «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ»

                                                                             Выполнена

                                                                                          Штеймер Наталия Анатольевна

                                                                                          Мастер производственного

                                                                                          обучения, колледж

                                                                                          «ПетроСтройСервис»

                                                                                          Руководитель

                                                                                          Роговик Любовь Владимировна

                                                                                          Заведующая отделением по работе

                                                                                          с подростками с ОВЗ

Санкт-Петербург

2017г.

 

                           


                                          ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка: обоснованность, цели, направленность и особенности методики,  длительность, условия реализации.
  2. Теоретическая часть: метод и средства определения интеллектуального развития подростков.
  3. Практическая часть: результаты исследования по определению интеллектуальных возможностей обучающихся.
  4. Список литературы.


                                                                                                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         Инклюзивное образование  в системе начального профессионального образования  – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам  детей и обеспечивает доступ к образованию для подростков с особыми образовательными потребностями.

          В нашем колледже «ПетроСтройСервис» инклюзивному образованию отводится особое место в общей системе профессиональной подготовки молодых квалифицированных рабочих. С 1986г. на базе колледжа работает  отделение «Социальной адаптации и реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья». Ежегодно на отделении  обучается  более 100чел.,  которым  предоставлена возможность в течение 1 года и 10 месяцев освоить профессии «МАЛЯР», «СТОЛЯР СТРОИТЕЛЬНЫЙ», «ПОВАР-КОНДИТЕР»

       Специфические особенности подростков с ОВЗ требуют особого подхода к созданию условий для их обучения и воспитания. Воспитание одна из важнейших сторон социализации подростка. В отличие от обучения, воспитание – процесс формирования и становления личности.

       Стратегическая задача образования – опережать запросы общества, конструировать учебно-воспитательные системы так, чтобы личность получила запас профессиональных, нравственных, интеллектуальных и гражданских навыков, для адаптации в современных рыночных отношениях. Воспитанность – уровень сформированности и нравственности у подростков, колледжа, разный: от детей «группы риска», имеющих низкий уровень интеллектуального развития (выпускники коррекционных школ VIII вида) до учащихся, проявляющих  интерес к знаниям, высокой культуре, творческой деятельности. Поэтому особенно сложной и актуальной является задача определения  оценки

и критериев воспитанности, для дальнейшей организации корректирующей учебно-воспитательной работы.

         Критерий (греч. слово) – означает мерило для чего-либо. В качестве критериев и показателей воспитанности можно использовать:

- отношение учащихся к обществу, труду, учебе, людям;

- направленность личности ( на уровне чувств, отношений, мировоззрения);

- развитие интересов и потребностей человека;

         В данной методической разработке будет использована теория, согласно которой рассматривается отношение человека к учебе, труду, к людям и к самому себе. Данная работа может быть подана как психолого-педаогическая методика отслеживания эффективности воспитательного процесса. Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того,

что в подростковый возраст завершается формирование индивидуальности и характера личности. Изучение мастером п/о учащихся и побуждение их к самоанализу, самоопределению и самовоспитанию позволяет раскрыть личность каждого и обеспечить  ему реальную педагогическую поддержку.

ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ -  диагностическая работа, позволяющая определить уровень воспитанности учащихся и перспективную программу деятельности, направленную на воспитание личности подростка и  проведение с ним необходимой коррекционной  работы.

                   У обучающихся учебной группы №24, из-за дефектов развития,  затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения.

Списочный состав группы -12 чел. Из них:

12 чел.- выпускники коррекционных школ

4 чел. – сироты

2 чел из многодетных семей

Все учащиеся испытывают  особые трудности в достижении своих  целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.

Поэтому  воспитательная работа по социальной адаптации подростков предполагает проведение системной коррекционной работы как индивидуально, так и с группой в целом.  Совместно с педагогами-психологами под руководством заведующей отделения реабилитации и адаптации, в начале обучения с учащимися группы  проводятся тестирования и диагностическая работа, по результатам которой, разрабатывают реабилитационные программы сопровождения, проводятся регулярные тематические занятия и собеседования  с целью выработки  индивидуальных психолого-педагогических подходов.  

         С учетом полученного  диагностического и тестового   материала  мастер п/о имеет возможность выстраивать подачу материала на уроке  и организовать воспитательную работу в группе таким образом, что все  обучающиеся становятся равноценными участниками учебного процесса в соответствии со своими способностями и интеллектуальными возможностями.

            Для оценки уровня воспитанности  мною разработана минимальная диагностическая программа , которая поможет  в решении ЗАДАЧИ по  определению уровня ценностных ориентиров  и планированию коррекционной работы с подростками по направлениям:

- отношение к учебе

- отношение к труду

- отношение к людям

- отношение к себе

         Анализ воспитанности ни в коем случае не является средством «сортировки» учащихся, а напротив, важно увидеть сильные и слабые стороны каждого.

          В начале первого курса заполняется таблица №1, в которой  оценивается сформированность качеств по баллам ( расшифровка коэффициента производится на основании критериев табл.№2). Затем производится подсчет баллов и каэффициентов ценностных ориентаций:

А) по каждому ученику отдельно

Б) по каждому направлению для группы                                                                    

В) по общей сумме баллов для группы в целом

           Полученные данные позволяют корректировать воспитательную работу в группе.

Подсчет коэффициентов:

А) подсчет коэффициентов (К) по каждому учащемуся

 К= количество набранных баллов : идеальное количество баллов

Б) подсчет по направлениям:

     Например: в группе 20чел., значит сумма идеального количества баллов 3x20=60

В) по общей сумме баллов для группы в целом 60x4 (4- кол-во направлений)= 240 баллов, также рассчитывается реальное кол-во баллов.      

Таблица №1

Ф.И.О.

Отношение к труду

Отношение к людям

Отношение к учебе

Отношение к себе

балл

К

коэффициент

Итого баллов

Таблица №2

Отношение к труду

3балла - осознание ценности труда, личное участие в трудовых делах.

2б. – проявляет интерес к труду, добросовестно относится к самообслуживанию и др. видам труда, но товарищам помогает лишь, когда просят.

1б. – трудится при наличии соревнований, требований, контроля со стороны взрослых, в остальных случаях к труду равнодушен.

0б. – не любит трудиться,, стремиться уклониться даже при наличии требований и контроля. Трудовые навыки отсутствуют.

Отношение к учебе

3б. – проявляет интерес к знаниям, добивается успеха, охотно помогает товарищам.

2б. – сам добивается успехов в учебе, но другим помогает лишь, когда попросят.

1б. – не проявляет упорства и недостаточно успешен в учебе, требует поддержки со стороны.

0б. – ленив, безответственнен и не успешен в учебе

Отношение к людям

3б.- готов пойти на помощь тем, кто в ней нуждается, помогает и сострадает людям. Тактичен и вежлив со старшими и товарищами по группе, одобряет эти качаства у других.

2б. – сам охотно идет на помощь друзьям в решении проблем, сам тактичен, но равнодушен бестактности.

1б. – неохотно идет на поддержку других, чаще «за компанию». Соблюдает вежливость и такт лишь в присутствии  старших и педагогов.

0б. – не отзывчив к чужим проблемам, эгоистичен, бестактен и груб.

Отношение к себе

3б. – ведет ЗОЖ, укрепляет здоровье, оберегает себя и друзей от вредных привычек. Бережет свою честь и достоинство, уважает достоинство других.

2б. – ведет здоровый образ жизни, но к здоровью других равнодушен. Сам проявляет волю, стремиться к самосовершенствованию, но безразличен к безволию своих товарищей.

1б. – имеет вредные привычки, нуждается в контроле и поддержке взрослых. Не определился в жизненных планах, не работает над собой, нуждается в поддержке.

0б. – злоупотребляет вредными привычками, не рассматривает себя как личность, не переживает о сваей чести и достоинстве.

Баллы просчитываються по горизонтали и вертикали и заносятся в таблицу, затем подсчитывается каэффициент сформированности ценностных ориентаций. Подсчет баллов и коэффициентов ориентаций по каждаму учащемуся, направлениям и для группы в целом позволяет составить таблицу                                                                                                                              

                                                                                                                           

            В течение первого месяца обучения происходит знакомство с группой в целом  и более детальное распознавание каждого учащегося как личности

(проведение индивидуальных бесед, наблюдение, общение с родителями или лицами их заменяющими). Затем составляется табл. №1( представлены данные  на подгруппу из 6-ти человек по отношению каждого к труду, учебе, людям, себе).

Таблица №1

Ф.И.О.

к труду

к учебе

к людям

к себе

Балл

К

1.

Головкин Сергей

2

2

2

2

8

0,7

2.

Левшин Константин

3

2

2

2

9

0,8

3.

Ларичев Даниил

2

3

2

3

10

0,8

4.

Деветьяров Александр

3

2

3

3

11

0,9

5.

Тристан Владимир

0

0

2

2

4

0,3

6.

Вербицкий Максим

2

2

2

2

8

0,7

Итого: по группе балл/К

12/0,7

11/0,6

13/0,7

14/0,8

50

0,7

Социальный состав данной подгруппы:

Сироты – 3 чел.       (выделены черным шрифтом)

Из многодетной семьи – 1 чел. ( Деветьяров А.)

Состоит на учете в ОДН – 1 чел. (Вербицкий М.)

Идеальное количество баллов на одного уч-ся составляет – 12баллов.

Реальные баллы проставлены в таблице.

Рассчитывается коэффициент воспитанности каждому в группе , по

направлениям и по группе в целом.

          Данная таблица позволяет наглядно увидеть отношение каждого учащегося к учебе, труду, людям и к себе. Она дает возможность мастеру п/о выделить наиболее важные направления воспитательной работы в группе исходя из результатов суммарного подсчета баллов и индивидуальных особенностей личности. Как видно из таблицы, самый высокий уровень ценностных ориентаций у Ларичева Даниила и Деветьярова А., а самый низкий у Тристана В. Причем  у учащихся, имеющих низкий уровень отношения к себе, имеет место низкая мотивация к учебе, труду и посредственное отношение к окружающим. Поэтому индивидуальную работу с данным контингентом учащихся необходимо строить прежде всего на развитии позитивного отношения к окружающим и повышении уровня самооценки.

Также  таблица наглядно показывает:

Идеальное количество баллов по группе – 72 балла.

Реальное составляет -50 баллов.

Идеальное количество баллов по каждому из направлений -18 баллов

Реально мы получили разброс от 11баллов до 14баллов.                                                                                                        

к труду

к учебе

к людям

к себе

Балл

К

Итого: по группе балл/К

12/0,7

11/0,6

13/0,7

14/0,8

50

0,7

                                                                                                                             7

Поэтому при организации работы с группой  необходимо уделить серьезное внимание практически всем четырем направлениям  как на уроках теоретического и производственного обучения, так и при организации и проведении внеклассных мероприятий.

           Исходя из анализа данных представленных в таблице (оценка ценностных ориентаций)  составляется план работы с группой на учебный год  который направлен на решение следующих задач:

  1. Развитие познавательных интересов учащихся.
  2. Формирование в группе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающего уважение к личности учащегося.
  3. Предоставление учащимся возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах деятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.

Повторное составление аналитической таблицы было проведено в начале

 2-го полугодия, с учетом данных успеваемости, посещаемости и дисциплины по итогам 1-го полугодия (табл.№2).

Таблица №2

Ф.И.О.

к труду

к учебе

к людям

к себе

Балл

К

1.

Головкин Сергей

3

2

3

2

10

0,8

2.

Левшин Константин

3

3

3

2

11

0,9

3.

Ларичев Даниил

3

3

2

3

11

0,9

4.

Деветьяров Александр

3

3

3

3

12

1

5.

Тристан Владимир

1

1

3

2

7

0,57

6.

Вербицкий Максим

2

2

3

2

9

0,75

Итого: по группе балл/К

15/0,8

14/0,77

17/0,9

14/0,8

60

0,8

Сравнивая таблицу №1 и таблицу №2 мы видим, что качественные показатели возросли, но, тем не менее, необходимо и далее проводить работу

с группой и каждым в отдельности по всем направлениям с подключением педагога-психолога и социального педагога.

В план работы с группой необходимо включить коррекционно-развивающую работу. В нашем колледже данная работа и психолого-педагогическое сопровождение  осуществляется с помощью реализации следующих программ:

  • Программа «Формула Успеха» ( разработана педагогом-психологом    

                     Колледжа Галстян Л.С.)

  • Программа «Про здоровый выбор»
  • «Тренинг коррекции самоотношения»
  • Программа «Толерантность»  
  • Тренинг развития  познавательных психических процессов.
  • Тренинги личностного роста

Главные темы, которые раскрываются на этих занятиях – чувства, эмоции, общение, поведение, отношение к себе и к окружающим, взаимодействие в малых группах, развитие творческих способностей. Занятия способствуют тому, что у учащихся развиваются рефлексивные способности, повышается мотивация к обучению и освоению избранной профессии, развивается самосознание.

Также занятия направлены на то, чтобы развивать конкретные жизненно необходимые навыки и умения: уважать себя, опираться на самого себя, исходить из своих реальных возможностей; эффективно взаимодействовать, общаться; справляться с волнениями и стрессом; делать выбор и принимать решение; критически мыслить; сопротивляться и противостоять трудностям.

Список литературы

  1. О воспитании: /Выдержки из работ/ В.А.Сухомлинский –М. : Педагогика, 1983.
  2. Мухина В.С Детская психология – М.: Эксмо, 2004г..
  3. «Мы сами» «Благотворительный фонд «Женщины и дети прежде всего»., М. 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическое пособие на тему: «Методика определения вида и знака обратной связи»

   Корректирующая технология Обратных связей в усилителях является одной из наиболее важных для обеспечения  качественных показателей электронных усилителей в соответствии с треб...

Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)

 Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме  «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...

Методическая разработка на тему: "Методика проведения конкурса "Лучшая команда юных специалистов по ландшафтному дизайну""

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей для организации и проведения конкурса на лучшую команду специалистов по ландша...

Методические разработки на тему "Методика преподавания Джаз танце" дисциплина "Современный танец"

Методический материал посвящён основным принципам преподавания Джаз танца. Классификация и характерные черты...

Методическая разработка на тему: "методика развития скорости юных бегунов-спринтеров (15-16 лет)"

Данная методическая разработка содержит в себе описание цели и задач проводимого исследования по развитию скорости юных спринтеров, содержит описание организации исследования, а также описание экспери...