Курсовая на тему:«Корекция телосложения и формирование правильной осанки у младших школьников»
материал на тему

Татьяна Владимировна Думрауф

В физическом воспитании детей тренажёры позволяют в более короткие сроки решать задачу развития двигательных качеств у школьников. Особенно эффективно использование тренажёров при занятиях с детьми, имеющие отклонения в здоровье и неправильной осанкой.

Таким образом, использование современных систем в физическом воспитании младших школьников, позволяет укрепить здоровье, формированию правильной осанки, коррекции телосложения детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx164.88 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа на тему:

«Корекция телосложения и формирование правильной осанки у младших школьников»

Думрауф Татьяна Владимировна

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава I. Теоретические аспекты  коррекции телосложения и формирования      правильной осанки у детей младшего школьного возраста………… ... 6

1.Особенности развития и формирования организма детей младшего школьного возраста…………………………………………………….. .. 8

2. Общие понятия правильной осанки…………………………………..13

Глава II. Формирование правильной осанки и коррекция телосложения у детей младшего школьного  возраста…………………………………..19

1. Основные формы занятий по коррекции телосложения  и формирования правильной осанки………………………………………21

2.Средства и методы формирования правильной осанки……………...28

3.Современные системы занятий, и комплексы физических упражнений, связанных с регулированием телосложения ……………32

Заключение……………………………………………………………………...38

Список использованной литературы ………………………………………….39

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….41

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….44

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………45

ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………………… 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………………… 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………51

ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………52

ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………………55

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей задачей школьного физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей, в полной мере овладевших навыками и умением, определенными учебной программой по физической культуре.

Физическое воспитание младших школьников, являясь начальным этапом физического совершенствования личности в условиях школы, конкретизируется:

а) относительно самостоятельными задачами, обеспечивающими реализацию общей цели физического воспитания;

б) возрастными особенностями школьников, определяющими динамику развития их организма и становление качественных свойств личности;

в) выбором средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастные особенности и обеспечивающих положительное решение педагогических задач.

Реализация цели физического воспитания осуществляется через решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Оздоровительные задачи определяют направленность педагогических воздействий на гармоничное физическое развитие школьника и его подготовку к нагрузкам, связанным с характером учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте особое значение имеет формирование правильной осанки путем развития опорно-двигательного аппарата, общего укрепления мышечного корсета, профилактики плоскостопия, формирования правильных изгибов позвоночника. Реализация этой задачи способствует достижению высокой работоспособности, помогает успешно овладевать учебным  материалом по различным предметам  школьной программы.

Образовательные задачи нацелены на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в разнообразных условиях жизни.

В младшем школьном возрасте наиболее ответственной образовательной задачей является также создание так называемой школы движений, включающей формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях различных предметов, лазанье и перелезании, передвижении на лыжах, плавании.

Воспитательные задачи характеризуются воспитанием физических качеств личности, связанных с проявлением физических и психических потенций школьников при решении двигательных задач в конкретных ситуациях.

В настоящее время обучения в школе, приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора, компьютера, DVD или играют в малоподвижные «сидячие» игры. Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни неблагоприятно сказываются на состоянии их здоровья.

Большие умственные и статические нагрузки в школе, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства детей ухудшается зрение, деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

В связи с этим необходимо использовать все формы физического воспитания в школе, а также различные методы  и средства формирования правильной осанки детей и  коррекции телосложения.

Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями - это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность.

Важным показателем нормального физического развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и функционирование внутренних органов. Формирование правильной осанки зависит от многих условий, а именно от того, как ученик ходит, стоит, сидит, выполняет ли ежедневно утреннюю гимнастику, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах. Физические упражнения являются основным средством формирования правильной осанки.

Получение учениками знаний по физической культуре является необходимым условием сознательного овладения учебным материалом по этому предмету, привитие интереса и привычки систематически заниматься физическими упражнениями.

Основной целью данной работы является выявление способов коррекции и формирования осанки у младших школьников с помощью физических упражнений. Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:

1.Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

2.Охарактеризовать теоретические основы коррекции телосложения и формирования осанки у младших школьников.

3.Раскрыть специфику разнообразных методов, форм и средств формирования правильной осанки у младших школьников.

4.Систематизировать методический материал по формированию правильной осанки и коррекции телосложения у младших школьников.

5.Разработать комплексы физических упражнений по данной проблеме.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы:

теоретический анализ, обобщение, систематизация.

Глава I. Теоретические основы  коррекции телосложения и формирования      правильной осанки у детей младшего школьного возраста

В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Не последней в череде необходимых «характеристик» является правильная осанка. К сожалению, малоподвижный образ жизни, отсутствие необходимой гимнастики у современного ребёнка приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов - от остеохондроза до паралича. Однако существуют методики проведения корригирующей гимнастики для устранения подобных проблем, доступные для использования,  рассмотрению теоретических основ  посвящена данная глава.

Правильная осанка во многом определяет здоровье человека. Она способствует рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем, помогает избежать позных нарушений, опасных для здоровья, является одной из форм проявления нормального физического состояния и развития человека.

Неправильная осанка способствует раннему появлению сколиоза, остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции). У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника.

В младшем возрасте, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстает в своем развитии, особенно велика возможность появления боковых искривлений позвоночника (сколиоз).

Дети младшего школьного возраста чувствительны к направленному воздействию на развитие их двигательной функции, совершенствование морфологических  структур    двигательного    аппарата. Наблюдаются равномерный прирост длины тела и увеличение его массы. Благодаря развитию мышц и связок происходит формирование шейной и грудной кривизны позвоночника, что является характерным для правильной осанки. Вместе с тем относительно слабое развитие мышц, обеспечивающих длительное поддержание статических напряжений при удержании различных поз тела, а также значительная эластичность связок могут быть причиной деформации опорно-двигательного аппарата, возникновения сколиозов.

В младшем школьном возрасте отмечается значительное ускорение темпов структурных преобразований во всех звеньях сердечнососудистой, дыхательной, нервной и мышечной систем.

При изучении органов и морфофункциональных систем организма ребёнка исходят из принципа целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. Деятельность всех органов человеческого организма тесно связана между собой и является слаженной единой, саморегулирующейся и саморазвивающейся биологической системой, функциональная деятельность которой обусловливается взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на различные воздействия окружающей среды. Эти воздействия могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья.

 Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов и функциональных систем организма, особенностей протекания сложных процессов его жизнедеятельности невозможно должным образом организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки.

1.Особенности развития и формирования организма детей младшего школьного возраста

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно  границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.

Наиболее сложный период - начало школы. Приспособление к школе длится 1,5 месяца. Обучение в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью.

Ребенок отличается от взрослого человека не только тем, что он меньше весом, ростом, силой и выносливостью, но также строением и развитием как отдельных органов и систем органов, так и всего организма. Ребенок — это, прежде всего растущий и развивающийся организм, чрезвычайно пластичный, легко (значительно легче, чем взрослый) поддающийся воздействию внешних условий и изменяющийся под их влиянием.

К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста относятся следующее:

1. Стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет 130 см, в 11 лет около145 см.

2. Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению.

3. Увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. Теперь школьник становится физически более сильным и работоспособным. Его пальцам подвластна более тонкая работа: письмо, лепка.

4. Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи, с чем остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

5. Завершается формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов). Увеличение слизистой оболочки перестает создавать, серьезную опасность при заболеваниях дыхательной системы. Частота дыхания уменьшается в 10 лет до 20 раз в минуту.

6. В сердечно-сосудистой системе продолжается тенденция к уменьшению частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и увеличению артериального давления (110/70 мм рт. ст.).

7. Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника - 1-2 раза в день.

8. Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи.

9. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели иммунной системы практически соответствуют  аналогичным показателям взрослых.

10. Заканчивается развитие эндокринной системы. Появляются признаки полового созревания. У девочек в 9—10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10-11 лет набухает грудная железа. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост половых органов.

11. Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих.

В младшем школьном возрасте быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения.            

Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).

У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточное количество крови, что является важным условием его работоспособности.

Сердце своими постоянными ритмическими сокращениями заставляет кровь непрерывно двигаться по кровеносным: сосудам и тем обеспечивает всем клеткам и тканям организма приток питательных веществ и кислорода, необходимых для жизни и работы. Маленькое сердце ребенка за одно сокращение выбрасывает меньше крови, чем сердце взрослого, а  интенсивный объем веществ ребенка требует значительного притока питательных веществ и кислорода.

Для нормального развития сердца ребенка необходимо, чтобы оно имело, с одной стороны, регулярную тренировку, т. е. регулярно выполняло посильную физическую нагрузку (спортивную и трудовую), так как только тренировка, упражнения укрепляют сердечную мышцу и способствуют ее достаточному развитию; с другой стороны, чтобы эта физическая нагрузка не была чрезмерной, так как переутомление детского сердца может привести к весьма нежелательным последствиям.

Для правильного развития легких, правильного дыхания, а это очень важно для общего состояния организма, необходимо нормальное развитие грудной клетки. Родителям и педагогам следует помнить, что грудная клетка и легкие ребенка будут хорошо развиваться лишь в том случае, если ребенок будет правильно сидеть за столом, не будет сутулиться, будет регулярно делать дыхательную гимнастику, заниматься спортом, играми и физическим трудом на воздухе. Особенно полезны для развития дыхательных мышц и легких такие виды спорта, как лыжи, плавание, гребля.

Органы пищеварения развиваются интенсивно в первые годы жизни, и их формирование в основном заканчивается к 10— 12 годам, т. е. к началу периода полового созревания. Желудок по своим пропорциям приближается к желудку взрослого к 10—12 годам. Строение печени в возрасте б—8 лет становится таким же, как у взрослых. Таким образом, особых принципиальных отличий в строении и деятельности органов пищеварения у школьников по сравнению со взрослыми уже нет.

Именно в этом возрасте начинается отчетливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество жира создает дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия, а также раннего диабета.

В 6-7 лет идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Идет формирование всех изгибов позвоночника (шейного, грудного, поясничного). Но окостенение скелета еще не закончено, отсюда большая гибкость скелета. А это большие возможности для занятий физкультурой и спортом.

Костно-мышечная система - это скелет и скелетные мышцы, поддерживают все тело. Они производят движения (мышцы, прикрепленные к костям, своим сокращением вызывают движение всего тела и отдельных его частей) и защищают внутренние органы (в грудной клетке и черепной коробке заключены наиболее важные органы — мозг, сердце, легкие, поражение которых может привести организм к гибели).

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше,  чем мелкие.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8—9 лет.

В костях детей относительно много органических веществ и мало — минеральных. В течение жизни в костях отлагается все большее количество минеральных веществ, поэтому в старости кости становятся хрупкими и ломкими. У детей же кости вследствие наличия большого количества органических веществ очень гибки, податливы, эластичны. Благодаря такой эластичности детского скелета могут легко происходить искривления, которые потом закрепляются и остаются на всю жизнь.

Позвоночник отличается большой гибкостью и неустойчивостью основных изгибов — грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к 7-му году жизни, а поясничный — к 12-му. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные диски и слаборазвитые мышцы спины не в состоянии долго поддерживать тело в правильном положении, что может вызвать развитие деформации позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие.

Поэтому создание хорошего «мышечного корсажа», полноценной проприоцептивной импульсации, правильно информирующей ЦНС о взаимоотношении отдельных частей тела ребенка в пространстве — важная задача физического воспитания.

Кроме того, родителям и педагогам следует постоянно заботиться о правильной позе, осанке, походке детей. Для правильного развития мышц и всего опорно-двигательного аппарата необходимо, чтобы дети систематически занимались гимнастикой, спортом, посильным физическим трудом. Однако эти занятия должны быть строго дозированы в соответствии  с  возрастом и физическим развитием ребенка, иначе они могут принести не пользу, а вред.

2. Общие понятия правильной осанки

Осанка - это привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе, беге. Формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет). Осанка считается правильной, если голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне; голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Правильная осанка во многом определяет здоровье человека. Она способствует рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем, одной из форм проявления нормального физического состояния и развития человека.

Правильно оформленный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза (изгиба кзади) в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы, а также межпозвоночные диски обусловливают амортизирующие свойства позвоночника. Изгибы позвоночника тесно взаимосвязаны, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Во фронтальной плоскости (при осмотре со спины) позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незначительное искривление позвоночника во всех случаях следует расценивать как отклонение от нормы.

Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы спины, выпрямляющие позвоночник, и подвздошно-поясничные мышцы. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо.

Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить позвоночник от травмирующих нагрузок. Позвоночник должен быть подвижен, устойчив и достаточно крепок, чтобы   выдержать   статические   и   динамические   нагрузки.  

Нарушение осанки - это незначительные отклонения в положении позвоночника. При нарушении осанки мышечный аппарат начинает неправильно функционировать, дети школьного возраста плохо переносят физические нагрузки, быстро устают и могут жаловаться на боли в спине.

Формирование осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей развития нервной деятельности, определяющей образование условных рефлексов двигательной деятельности.

Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания).

 Чтобы определить, есть ли у ребенка нарушение осанки, необходимо его осмотреть, раздев до трусов. Осмотр проводится в привычной позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, сбоку,, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединяются вместе перед собой.

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед). В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Отклонения этих показателей от нормы свидетельствуют о нарушениях осанки или сколиозе.

Виды сколиоза: грудной правосторонний (рис. 1,а), общий левосторонний (б), S-образные (в,г).

.

Рис.  1

Нарушения осанки бывают двух типов.

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости (рис. 2) — неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. В этих случаях можно наблюдать, по сравнению с  нормальной  осанкой  (а),   увеличение  всех  физиологических  изгибов,  увеличение грудного кифоза при уменьшенном поясничном лордозе (круглая спина (б), сглаживание физиологических изгибов  {плоская спина (е), увеличение поясничного лордоза при слабовыраженных шейном лордозе и грудном кифозе (плосковогнутая спина (г).

Рис. 2

Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиоза нередко принимают за нарушение осанки или, наоборот, к нарушению осанки относят сколиоз I степени. Главным отличительным признаком начального сколиоза является наличие торсии позвонков (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси). Об этом свидетельствуют реберное выбухание по задней поверхности грудной клетки и мышечный валик в поясничной области (симптомы Чаклина). Поэтому при всех случаях нарушения правильной осанки необходима консультация специалиста-ортопеда, который уточняет диагноз с помощью рентгенологического обследования. Чем раньше будет выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить.

Рис.    3

Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки, форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища.

Асимметрию лопаток можно определить с помощью сантиметровой ленты, измерив «треугольник» (рис. 3) на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: 7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) — нижний угол левой лопатки, 7-й шейный
позвонок— нижний угол правой лопатки, расстояние между нижними углами лопаток.

При   физиологически   нормальной        или   исправленной   при   помощи   физических упражнений осанке данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных измерениях через 3—4 месяца расстояние между углами лопаток увеличится, это свидетельствует о прогрессировании нарушения осанки («крыловидные лопатки», кифотическая осанка).

Асимметрия нижних углов лопаток свидетельствует о сколиотической осанке. Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса:

Ширина плеч (см)

------------------------------------------* 100%

Плечевая дуга (см)

Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по прямой между плечевыми точками. Плечевая дуга измеряется сзади и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого индекса: до 89,9% и ниже — сутулость, от 90 до 100%—нормальная осанка. Во всех случаях выявления нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине.

При определении диагноза нарушения осанки школьный врач совместно с учителем физкультуры определяет для школьника объем и схему физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, полугодие, год с обязательным динамическим контролем эффективности оздоровительной физической культуры не реже одного раза в 3—4 месяца.

В начальных классах следует особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка достаточно много разнообразных занятий, во время которых он находится в положении сидя. Если при этом он привыкнет к неправильному положению тела, то потом бороться с этим будет гораздо труднее.

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Необходимо следить, за тем, чтобы сидя он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола.

Нельзя разрешать ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.

Искривлению позвоночника способствует также и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно пользоваться ранцем, который школьник должен носить за спиной.  Почти у всех детей до 8—9 лет лопатки немного выступают, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, сглаживает их выстояние.

Детям необходимо постоянно напоминать о том, чтобы они держались прямо, подтягивали живот, не горбились.

В связи с этим формирование правильной осанки имеет большое  значение, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идёт  формирование изгибов позвоночника и других основ осанки.

Глава II. Формирование правильной осанки и коррекция телосложения у детей младшего школьного  возраста

Общие задачи формирования правильной осанки, решаются путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей. Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить угол наклона таза, восстановить симметричное положение крыльев подвздошных костей, надплечий, лопаток, выправить положение головы, величину изгибов позвоночника.

При подборе специальных упражнений нужно иметь в виду тенденцию к замещению, когда более сильная мышца, участвующая в создании дефекта осанки, в ходе упражнения выполняет функцию более слабой. Поэтому, подбирая упражнения для укрепления мышечных групп, имеющих тенденцию к гипотонии и увеличению длины, необходимо тщательно отслеживать порядок включения мышц в двигательный акт, подбирать исходные положения, сводящие к минимуму возможность замещения.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее эффективными для развития мышц корсета и устранения дефектов осанки являются такие, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны. К таким относятся положения, лежа на спине, на животе, стоя на коленях, на четвереньках.

При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используются следующие специальные упражнения: при увеличении угла наклона таза - упражнения, способствующие укреплению ишиокруральных, ягодичных мышц, брюшного пресса. При уменьшении угла наклона таза используют упражнения, способствующие укреплению разгибателей поясничного отдела позвоночника, мышц передней поверхности бедра. Устранению крыловидности лопаток и приведению плечевых суставов способствуют упражнения, укрепляющие нижние и средние фиксаторы лопаток, расслабляющие и растягивающие верхние фиксаторы лопаток, большую и малую грудные мышцы.

При асимметричной осанке наиболее важны симметричные упражнения. Они дают выравнивание силы мышц и устранение дефекта. Исследования показали, что при выполнении таких упражнений ослабленные мышцы на стороне отклонения работают с большей нагрузкой, чем на противоположной стороне. Обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки достигается путём контроля осанки и выполнения специальных упражнений перед зеркалом из различных исходных положений.

Для детей младшего школьного возраста занятия, проводимые в сюжетно-ролевой форме, имеют преимущества перед обычными занятиями физической культурой. Однако, погружаясь в образ, ребенок иногда допускает неточности в выполнении движений, что может снизить и даже свести на нет ожидаемый лечебный эффект. Поэтому важно заранее научить детей правильно выполнять упражнения, либо начинать занятия сильно сокращенным комплексом, выстраивая сюжет таким образом, что неверное выполнение упражнения разрушает всю сказку.

Комплексы, приведенные для исправления асимметричной осанки, начинается из эмбриональной позы и приходит к положению стоя через положения, сидя и на четвереньках, таким образом, повторяя становление движений в онтогенезе человека. Такой принцип построения комплексов корригирующей гимнастики можно  использовать для лечения любых нарушений осанки.

1. Основные формы занятий по коррекции телосложения  и формирования правильной осанки

По особенностям организации  и способам руководства занятия по коррекции  телосложении и формирования правильной осанки подразделяются на две основные группы: занятия в режиме учебного дня и внеурочные занятия.

Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся в течение строго установленного времени в специально отведенном месте в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь, обеспечивающие достижение положительного эффекта в развитии телосложения.

Основными урочными формами занятий по развитию телосложения являются уроки физической культуры, проводимые под руководством учителя (преподавателя).

Урок имеет три составные части: подготовительную (вводную), основную и заключительную. В подготовительной части выполняют упражнения, позволяющие вывести организм на оптимальный уровень физической работоспособности. В основной части выполняют комплексы специальных упражнений по развитию телосложения. В заключительной части решают задачи по восстановлению организма после физической нагрузки в основной части.

Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся.

Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры.

 Урок должен быть:

б)  правильно методически построенным;

а)  последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;

б) соответствовать по своему содержанию определенному составу учащихся в  отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;

г)  интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;

д) содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки.        

На уроках, как правило, учащиеся знакомятся с материалом, используемым при проведении гимнастики до занятий, перемен и физкультурных минуток. Таким образом, уроки являются основой и для физкультурных мероприятий в режиме учебного дня.

Основными мероприятиями по физическому воспитанию в режиме учебного дня школы являются: гимнастика до занятий, физкультурные минутки и организованное проведение перемен.

Эти формы занятий физическими упражнениями способствуют физическому развитию, укреплению здоровья и закаливанию организма учащихся, повышению качества учебной работы и воспитанию дисциплинированности и чувства коллективизма.

Гимнастика до занятий — это физические упражнения, проводимые в школе ежедневно до начала уроков. Гимнастика до занятий решает главным образом воспитательные и оздоровительные задачи. Ежедневно выполняемые физические упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуют формированию правильной осанки, воспитывают привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Упражнения, проводимые на открытом воздухе, содействуют также закаливанию организма школьников.

Каждый комплекс гимнастики  должен:

а) разносторонне влиять на мышечную систему и умеренно активизировать сердечную деятельность;

б) не утомлять и не перевозбуждать учащихся;

в) положительно влиять на осанку учеников;

г) состоять из упражнений, знакомых детям или легко воспринимаемых с первого показа;

д) вызывать эмоциональный подъем;

е) соответствовать месту проведения.

 (См. приложение 1)

Физкультурные минутки — это физические упражнения, проводимые в классе во время урока. Правильно и вовремя проведенные физкультурные минутки являются эффективным средством для повышения внимания и активности детей и лучшего усвоения ими учебного материала. Кроме того, они благотворно влияют на организм учащихся.

Учебные занятия в классе связаны с длительным  сидением за партой в определенном положении, часто в довольно наряженном состоянии (во время письма). Это вызывает нежелательные явления в организме детей: застойные явления крови в органах, в области таза, живота; изменения в положении позвоночника, плеч, грудной клетки. Противодействуя этим явлениям, физические упражнения улучшают кровообращение, содействуют выпрямлению позвоночника, активизируют организм учащихся. Таим образом, физкультурные минутки содействуют повышению успеваемости школьников, обеспечивают активный кратковременный отдых и способствуют улучшению здоровья детей.                

Дети должны понимать значение физкультминуток и хорошо выполнять включенные в них упражнения. С этой целью учитель должен провести с детьми краткую беседу, разъяснить значение упражнений на уроках, как должны дети участвовать в физкультминутках и какой порядок должен быть при проведении физкультминуток. (См. приложение 2)

Организация двигательной деятельности учащихся на переменах является хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности

Игры и упражнения во время больших перемен надо проводить на открытом воздухе, что способствует закаливанию организма и укреплению здоровья учащихся. В случае неблагоприятных условий (дождь, сильный мороз, ветер и т. п.) занятия переносятся в помещение школы и проводятся в хорошо проветренных коридорах и рекреациях. «Подвижные» перемены проводятся в течение 30 мин. За 5 мин до окончания перемены подается команда к окончанию занятий, и школьники спокойно, без сутолоки покидают игровые площадки.

Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час) проводятся на открытом воздухе с целью закаливания организма и обеспечения активного отдыха младших школьников. Организует и проводит спортивный час с группой продлённого дня воспитатель под общим методическим руководством учителя физкультуры.

В содержание спортивного часа включают упражнения и подвижные игры, ранее разученные детьми на уроках физкультуры.

На одном занятии не следует проводить более двух-трех игр. При выборе игр следует учитывать желание учащихся. Полезно включать в спортивный час и простейшие соревнования, например в беге на 25—30 м, по прыжкам с места, метанию малого мяча в цель. Для младших школьников интересны также различные спортивные развлечения и аттракционы: катание на самокатах, велосипедах, набрасывание колец, игра «Удочка». Полезны и интересны занятия на воздухе зимой: катание на лыжах, коньках, различные игры и развлечения, хоккей.

Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и туризму, в секциях и кружках.

Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений.

Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами, так и самими занимающимися самостоятельно с целью активного отдыха, укрепления здоровья, развития телосложения. Такие занятия имеют некоторые особенности:

1.Осуществляются на основе полной   добровольности.   Дети   занимаются   физическими   упражнениями, направленно воздействующими на развитие телосложения.

2.Характеризуются самостоятельной организацией занятий. От специалистов требуется определенная физкультурная грамотность, особенно методической направленности, для правильного построения индивидуальных занятий по развитию телосложения, корректного регулирования величины нагрузок, физического развития, осуществления самоконтроля за их воздействием на организм.

3. Отличаются большей простотой по структуре построения занятия и его более узким содержанием.

Кружки физической культуры создаются, как правило, для работы с детьми младшего школьного возраста. Основными их задачами являются приобщение учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями, внедрение физической культуры в их повседневную жизнь, повышение уровня физической подготовленности. Кружки по общефизической подготовке работают в течение всего учебного года. В содержание занятий включают физические упражнения, подвижные игры, эстафеты, оказывающие разностороннее воздействие на развитие детей, в том числе на коррекцию телосложения и формирование правильной осанки.

Кружки лечебной физической культуры организуются для школьников подготовительной медицинской группы или имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья, но желающих регулярно заниматься физической культурой. Основная задача кружков ЛФК — укрепление здоровья занимающихся, повышение их физической кондиции с целью перевода в основную медицинскую группу. Занятия проводят методисты лечебной физической культуры или учитель физической культуры.

Спортивные секции создаются для учащихся основной медицинской группы. В них решаются задачи, определяемые требованиями выбранной спортивной специализации подготовки занимающихся к спортивным соревнованиям.

Спортивные соревнования в общеобразовательной школе рассматриваются как одна из ведущих учебно-воспитательных форм целостного педагогического процесса по физическому воспитанию.

 В школе проводят дни здоровья, физкультурно-спортивные праздники, туристские слеты и походы. Основная их задача — поддержание  высокой   работоспособности школьников в течение учебного года, пропаганда физической культуры, организация досуга школьников, привитие им правил здорового образа жизни.

Таким образом, применяются различные формы проведения занятий.

Урочная форма:

- образовательной направленности - для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;

- коррекционно-развивающей    направленности        для    развития

двигательных способностей и коррекции нарушений осанки и свода стопы с помощью упражнений;

- оздоровительной направленности - профилактика нарушений осанки, плоскостопия, укрепление систем организма;

- рекреационной направленности - для организованного досуга, игровой деятельности.

Неурочная форма - дни здоровья, физкультурные праздники, группа продленного дня, показательные выступления и т.д. Целью является совершенствование навыка правильной осанки посредством самореализации.

Многообразие форм физической культуры позволяет детям младшего школьного возраста сохранять и укреплять здоровье, формировать правильную осанку и корректировать телосложение.

Формы занятий физкультурой, рекомендованные для профилактики сколиоза представлены в таблице 1 (см.приложение 3)

2. Средства и методы формирования правильной осанки

Одним из ведущих средств коррекции телосложения является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.

Лечебная физкультура показана на всех этапах развития сколиоза. Комплекс средств ЛФК включает: лечебную гимнастику; упражнения в воде; массаж; коррекцию положением; элементы спорта (плавание, после предварительного курса обучения; элементы волейбола показаны детям с компенсированным течением сколиоза). При применении ЛФК необходимо соблюдать следующие правила тренировки: индивидуализация (учет возраста, пола, характера течения заболевания); системность (подбор упражнений и последовательность их применения); регулярность (ежедневно); длительность; постепенное нарастание физической нагрузки в процессе курсового лечения.

Методика ЛФК определяется также степенью сколиоза: при сколиозе I, III, IV степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника, а в то время как при сколиозе II степени - также на коррекцию деформации.

Исправление дефектов осанки возможно с помощью специальной (корригирующей) гимнастики. Корригирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. К корригирующим упражнениям относят гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемых в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены). Упражнения могут быть с гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами (бинтами), гантелями, на тренажерах. Корригирующие упражнения включают в сочетании с ОРУ и массажем.

Упражнения с предметами на голове помогают научиться сохранять правильное положение головы и плеч. А это очень важно, потому что стоит наклонить голову вниз, как непроизвольно ссутулишься; если поднять голову и смотреть прямо перед собой, то плечи как бы сами собой отводятся назад, а спина выпрямляется.

Упражнения, выполняемые стоя вплотную к стене (у вертикальной плоскости), применяют для того, чтобы научиться держать в правильной позе все части тела: голову, плечи, спину, ноги. Исходное положение для этих упражнений такое: надо стать к стене ягодицами и пятками. Живот должен быть подтянут. Если в промежуток между стеной и
поясницей можно просунуть ладонь, значит положение правильное; если же в этот промежуток свободно входит кисть, сжатая в кулак, значит, живот выпячен – это положение неправильное.

Эффективным средством коррекции и формировании осанки являются упражнения и элементы ритмической и художественной гимнастики. Они подразделяются: на элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения); упражнения с предметами (лентой, обручем, шарфом, платочками, мячом, скакалкой, булавами); упражнения без предметов (равновесие, вращение, перемещение, волны, круги, махи, наклоны, выпады, прыжки ); упражнения с элементами хореографии и танца; упражнения на согласованность движений с музыкой; ритмические упражнения; упражнения на релаксацию: упражнения из других видов спорта; свободные перемещения по площадке (индивидуальные и групповые); элементы акробатических упражнений.

Структура занятий состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть занятия составляет разновидности упражнений в ходьбе, беге, подскоков, перемещений, вращений, общеразвивающих упражнений. В основную часть занятия входят упражнения для всех частей туловища, на равновесие, танцевальных шагов и элементов, прыжков и подскоков на месте и в движении, с предметами и без предметов. Заключительная часть состоит из упражнений на гибкость и расслабление мышц.

Одним из главных методов формирования навыка правильной осанки определяется  метод избирательного и вариативного выполнения упражнений.

При этом нужно учитывать условия поэтапного формирования навыка правильной осанки у детей:

1.Этап - создание предварительного представления о разучиваемом движении;

2.Этап - углубленное разучивание, стабильность проявлений навыка правильной осанки;

3.Этап - совершенствование двигательных действий в изменяющей обстановке.

Одним из средств ЛФК является применение элементов спорта.

Основными задачами  в  лечении сколиоза плаванием являются: воспитание и закрепление навыков правильной осанки; создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела; возможной коррекции начальной деформации позвоночника; улучшение координации движений; формирование мышечного корсета; нормализация физиологии сердечнососудистой и дыхательной систем; приобретение навыков плавания; обучение правильному дыханию; коррекции плоскостопия; закаливания.

  Лечебное плавание включает разнообразные комплексы специальных физических и плавательных упражнений, использование различных стилей плавания и их элементов. Применение асимметричного стиля плавания в ластах (в зависимости от неодинаковой длины конечностей с различной длиной ласта), плавание со специальными лопаточками на кистях и т.д. Особое внимание придается сохранению позы коррекции при выполнении всех упражнений. Занятия по лечебному плаванию часто проводятся в виде игр, что придает им эмоциональную окраску.

При подборе плавательных упражнений обязательно учитывается степень сколиоза.

При сколиозе I степени используются только симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, удлинённая пауза скольжения, кроль на груди для ног.

При сколиозе II – III степени задача коррекции деформации вызывает необходимость применения асимметричных исходных положений. Плавание в позе коррекции (после освоения техники брасс на груди) должно занимать не меньше половины времени занятия. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника.

При IV степени сколиоза на первый план – так же, как и при выполнении поз йоги - выдвигается задача не коррекции деформации, а улучшения общего состояния организма, функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем. В связи с этим используются, как правило, симметричные исходные положения. Особое внимание уделяется дыхательным упражнениям.

При подборе плавательных упражнений учитывается и деформация позвоночника в сагиттальной плоскости (лордоз или кифоз): при плоской спине не рекомендуется плавание на ней, а при кифозе следует больше плавать на спине.

При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают пенопластовую доску. В процессе занятий любым видом плавания (особенно для оценки реакций организма больных на дозированную мышечную работу в условиях водной среды) пользуются различными приемами и методами исследования, входящими в систему врачебного контроля.

Весь процесс воспитания осанки должен сопровождаться сознательно-волевым отношением ребенка ко всему, что встречается на занятиях. Только тогда процесс овладения навыком правильной осанки будет формироваться естественным путем.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от выбора и использования методов и средств физической культуры.

3. Современные системы занятий, и комплексы физических упражнений, связанных с регулированием телосложения

В настоящее время наибольшей популярностью пользуется аэробика,  ритмическая гимнастика, шейпинг, стретчинг и атлетическая гимнастика. Именно эти системы физических упражнений сейчас развиваются наиболее быстрыми темпами. Актуальность этих систем объясняется тем, что  недостаток движений плохо сказывается на состоянии здоровья детей младшего школьного возраста. Медицинские исследования показывают, что физические упражнения помогают улучшить здоровье детей, сформировать правильное телосложение, улучшить состояние всех систем детского организма.

Термин "аэробный" означает "живущий в воздухе" или "использующий кислород". Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе.

При проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся:

- Метод музыкальной интерпретации;

- Метод усложнений;

- Метод сходства;

- Метод блоков;

- Метод "Калифорнийский стиль".

Рассмотрим особенности реализации этих методов.

Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй - с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки.

Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной интерпретации. Надо скомпоновать подобранные упражнения в соответствии с музыкальной темой.

Метод усложнений - так в аэробике называется определенная логическая последовательность обучения упражнениям.

Применение метода усложнений характерно для урока аэробики и позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.

Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений берется за основу какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений (например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад).

Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.

Метод "Калифорнийский стиль" фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам.

Перечень упражнений, рекомендуемых для использования в уроке аэробики.

1. Общеразвивающие упражнения в положении стоя

- упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание и опускание, сгибание и разгибание, дуги и круги);

- упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и вперед);

- упражнения для ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в разных суставах, полу приседы, выпады, перемещение центра тяжести тела с ноги на ногу).

2. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа

- упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения);

- упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания и разгибания, поднимание и опускание, махи);

- упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или разгибанием);

- упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях (небольшая амплитуда поднимания рук. ног или одновременных движений руками и ногами с "вытягиванием" в длину).

3. Упражнения на растягивание

- в полуприседе для задней и передней поверхности бедра;

- в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра;

- в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины;

- стоя для грудных мышц и плечевого пояса.

4. Ходьба

- размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь);

- сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками (одновременными и последовательными, симметричными и несимметричными);

- ходьба с хлопками;

- ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу);

- основные шаги и их разновидности, используемые в аэробике.

4. Бег - возможны такие же варианты движений, как и при ходьбе.

5. Подскоки и прыжки

- на двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с продвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять перемещения в стороны);

- с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад

- сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями руками.

Ритмическая гимнастика проводится с музыкальным сопровождением, что
обогащает уроки эстетическим содержанием, выразительными, точными и
красивыми        движениями. При занятиях ритмической гимнастикой решаются многие педагогические задачи: оздоровительные, образовательные, воспитательные. Средствами музыкально-ритмического воспитания являются музыка и движение.

Схема построения комплекса ритмической гимнастики

Комплекс ритмической гимнастики делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Эти части комплекса различны по длительности и составляют приблизительно соответственно 20, 70 и 10% от общего времени занятий. (См. приложение 4)

Упражнения выполняются непрерывно, переходя от одного к другому без остановок, то есть поточно. Это метод, который широко используется в аэробике и ритмической гимнастике.

Шейпинг - несложные физические упражнения, повторяющиеся многократно (не выходящие за пределы возможностей занимающихся).

Преподавание шейпинга проводится высококвалифицированными шейпинг-тренерами, имеющими специальное шейпинг-образование. Шейпинг-система предусматривает технологию индивидуального совершенствования. В шейпинге слово "технология" означает знание точной последовательности и объема действий, правил, режимов, которым надо следовать для получения гарантированного результата. У шейпинга основная цель строго направленная на коррекцию фигуры. Занятие шейпингом положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений.

Индивидуализация занятий сочетается со строгой регламентацией содержания и режимов выполнения упражнений и контролем над состоянием занимающихся. (См. приложение 5)

Таким образом, классический шейпинг - это, прежде всего физическая тренировка, призванная исправить имеющиеся физические недостатки фигуры.

Стретчинг представляет собой совершенно новый способ решения задач физического воспитания. Это специально разработанная система упражнений,  направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата.

Стретчинг — это метод фиксированной растяжки. С помощью очень медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, удерживается в течение некоторого времени определенная поза.

Стретчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, успокаивает и расслабляет чело, помогает ощущать работу мускулатуры. (См. приложение 6)

Известно много методик занятий стретчингом. С детьми младшего школьного возраста рекомендуется методика оздоровительных упражнений, которые описал французский педагог-исследователь К.Морей.

Занятия строятся по следующей схеме: подготовительная часть – разминка; основная часть - выполнение упражнений, основанных на шести основных позициях; заключительная часть - упражнения на дыхание. (См. приложение 7)

Атлетическая гимнастика, система разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья. Атлетическая гимнастика укрепляет здоровье, избавляет от многих физических изъянов: сутулость, впалая грудь, неправильная осанка, слаборазвитые мышцы. Режим упражнений в сочетании с рациональным питанием позволяет избавиться от излишних жировых отложений или прибавить в весе в тех случаях, когда это необходимо. Система упражнений тренирует сердечнососудистую (мышечную массу нередко называют вторым сердцем) и другие жизненно важные системы организма, через развитие мускулатуры активно и благотворно воздействует на работу внутренних органов, делает тело мускулистым и красивым, позволяет направленно управлять своим телосложением.

С гантелями, гирями, штангой, собственным весом (отжимания, подтягивание на турнике), на специальных тренажерах способствует достижению высокого уровня силы, развитию выносливости, укреплению нервной системы, исключению или резкому снижению вредного воздействия на организм так называемых факторов риска. Положительное влияние атлетической гимнастики умножается, если сочетать силовые упражнения с упражнениями на выносливость (бег, лыжи, плавание, велосипед).

(См. приложение 8)

В физическом воспитании детей тренажёры позволяют в более короткие сроки решать задачу развития двигательных качеств у  школьников. Особенно эффективно использование тренажёров при занятиях с детьми, имеющие отклонения в здоровье и неправильной осанкой.

Таким образом, использование современных систем в физическом воспитании младших школьников, позволяет укрепить здоровье, формированию правильной осанки, коррекции телосложения детей.

Список литературы:

  1. Дубровский В.И. «Лечебная физическая культура». – М.: Владос, 2001.
  2. Дубровский В.И.: Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов, - М.: Гуманист. изд. центр. Владос, 2006.
  3. Кашин А.Д. «Сколиоз и нарушение осанки»: М.: Н. М. Центр, 2008.
  4. Левин Г. Плавание для малышей. Пер. с нем. – М., Физкультура и спорт, 2002.
  5. Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И., Горожова Т.Ю., Шитова Р.Я. «Методика физического воспитания учащихся 1 – 4 классов». Москва: «Просвещение», 2001.
  6. Матвеев А.П., Мельников С.Б., «Методика физического воспитания с основами теории». Москва «Просвещение», 1991.
  7. Петров П.К. «Методика преподавания гимнастики в школе». Москва: «Гуманитарный издательский центр Владос», 2000.
  8. Погадаев Г.И. «Настольная книга учителя Физической культуры». Москва: «Физкультура и спорт», 2000.
  9. Петров В.К. «Новые формы физической культуры и спорта». Москва: «Советский спорт», 2004.
  10. Соловей С.Д. «Оздоровление детей в организационных коллективах». Санкт-Петербург: 1995.
  11. Фан Южиюн «Стретчинг для здоровья суставов». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  12. Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья. // Методические рекомендации. – Минск, 2005.
  13. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. – Л., 2004.
  14. Халезин Х.Х. Правильная осанка [Текст]. – М., Медицина, 2002.
  15. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта». Москва: «Академия», 2000 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Общеразвивающие упражнения

на формирование правильной осанки

1.Лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10—12 раз.

2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5—6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук — вдох, при опускании — выдох.

3. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками в течение 15-20 секунд. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

4. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Мах выполнять быстро. Во время маха — выдох.

5.Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Во время маха — выдох.

6.Лежа на спине, руки вперед. Выполнять скрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15—20 секунд.

7.Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 секунд.  Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 секунд.

8.Сидя на полу, упор руками - сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять окрестные движения 15—20 секунд. Смотреть на мысок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9.Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15—20 секунд. Смотреть на мысок одной ноги.

10. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх — влево, вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх — вправо. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

11.Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести «вправо, вернуть в исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

12. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10—15 секунд каждой ногой. Смотреть на мысок.

13.Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10—15 секунд. Смотреть на мыски.

14.Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться — вдох, опустить палку — выдох. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

15.Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в исходное положение. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.

16.Стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении — 15—20 секунд. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 секунд в одном направлении, затем 5 секунд в другом.

17.Стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, другую — опускать, затем наоборот — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18.Стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15—20 секунд. Менять направление движения глаз через 5 секунд.

При выполнении упражнений рекомендуется голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Веселые физкультминутки.

1.На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки ягоды, грибы -Дружно наклоняемся по команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть!

2.Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели и их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете, стали карликами дети. А потом все дружно встали, великанами мы стали.

3.Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь - богатыри! Мы ладонь к глазам приставим. Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво, и налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще, через левое плечо. Буквой «л» расставим ноги. Точно в танце - руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу!

4.Руки у груди поставим. Три рывка назад локтями. Руки в замочек за спинкой сожми, вверх поднимай, сильно спинку прогни. И головою теперь покрути, лень и усталость скорей прогони.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 1. Профилактика сколиоза.



Занятие


Методические рекомендации

1.

Утренняя гигиеническая гимнастика

Лучше начать с самомассажа поясницы и спины, а затем выполнить упражнения для мышц рук, пояса верхних конечностей и туловища, маховые движения ногами, прыжки на месте (подскоки), упражнения в смешанном или чистом висе, а также дыхательные упражнения. Закончить желательно водной процедурой, после которой насухо вытереть тело и сильно растереть полотенцем поясницу и спину.

2.

Физкультурная пауза в режиме учебного дня

Проводится в течение 1-2 минут. После упражнений следует активно помассировать спину в течение 1  минуты, а затем расслабить мышцы ног.

3.

Лечебная гимнастика

В комплекс включаются общеразвивающие специальные и дыхательные упражнения, а также упражнения на расслабление мышц и самомассажа. Заниматься рекомендуется ежедневно, лучше утром. Большинство упражнений выполнять в и.п. лежа или в упоре стоя на коленях, т.к. при этом снимается осевая нагрузка с позвоночника и в определенной степени расслабляются мышцы, удерживающие его в вертикальном положении

4.

Плавание

Наиболее эффективно плавание на спине. Плавать рекомендуется 2 - 3 раза в неделю по 1 - 1.5 часа. В осенне-зимний период плавать лучше в закрытом бассейне, чтобы избежать охлаждений.

5.

Вытяжение позвоночника

Для этого можно использовать следующие простые приемы: лежа на животе (или на спине), руки вверху. Сильно потянуться руками вверх, затем расслабиться. Повторить 7 - 8 раз. Спину не прогибать, ноги от пола не отрывать. Чистый вис, при котором нет опоры. При этом можно выполнять упражнения: “маятник”, сгибание и разгибание ног, прогибание туловища. Стоя между столом и стулом: опереться одной рукой на стол, другой на спинку стула и согнуть ноги.

6.

Занятия физической культурой по избранной программе

Основная часть занятий обычно полностью посвящается ритмической гимнастике, легкой атлетике, плаванию, катанию на лыжах. Продолжительность - 20 - 30 минут и более.

7.

Самомассаж

Эффективное средство профилактики, направленное на улучшение обменных процессов в мышцах, связках, и межпозвоночных дисках, снятие мышечного напряжения и уменьшение болей. Продолжительность сеанса 10 - 15 минут.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Упражнения ритмической гимнастики для школьников

младшего возраста

Подготовительная часть

1." Ходьба гномов ". Исходное положение ( и.п.) - основная стойка ( о.с. ). На счет 1 - 2 - два шага носками наружу на полусогнутых ногах; 3 - 4 - два шага носками внутрь; то на одном плече, то на другом " несем мешок с тяжелым грузом ".

2." Танец гномов ". И.п. - ноги врозь, полуприсед, руки на бедрах. На счет 1 - 2 - наклон туловища вправо и кивок головой вправо так, чтобы раскачивалась "кисточка колпачка "; на 3 - 4 - кивок головой влево.

Основная часть

Упражнения для мышц шеи:

1."Гусь ". И.п. - стойка ноги врозь. На счет 1 - вытянуть подбородок вперед; 2 - вернуться в и.п.

2." Маятник ". И.п. - стойка ноги врозь. На счет 1 - наклонить голову вправо; 2 - то же влево.

Упражнения для рук и плечевого пояса:

 " Пьеро ". И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены, ладони вперед. На счет 1 - поднять правое плечо; 2 - опустить плечо, стараясь тянуть пальцы вниз; 3 — 4 - то же другим плечом.

Упражнения для туловища:

1." Ветер качает ромашки ". И.п. - основная стойка, руки за голову. На счет 1 - наклон влево; 2 - вернуться в и.п.; 3 — наклон вправо; 4 - вернуться в и.п. Движение выполняется слитно и плавно под музыку соответствующего характера.

2." Лови комара". И.п. - стойка ноги врозь. 1 - слегка сгибая колени, поворот корпуса вправо с хлопком в ладоши ( впереди, выше головы ); 2 - вернуться в и.п.; 3 - 4 — повторить в другую сторону.

Упражнения для ног:

 "Заяц ". И.п. - стойка ноги врозь. На счет 1 присесть на левой ноге,    поднять полусогнутую правую носком на себя, руки согнуть в локтях, ладони вперед, пальцы вверх; 2 - вернуться в и.п.; 3 - 4 - то же с другой ноги.

Бег и прыжки:

" Лошадка " - бег с высоким подниманием коленей.

Упражнения в исходных положениях сидя и лежа:

1." Подводное течение ". И.п. - сед на пятках, наклон вперед, руки вытянуты, голова опущена. На счет 1 - 4 - постепенно выпрямляясь, наклон назад, руки отвести на себя; 5 - 8 -медленно вернуться в и.п.

2." Краб ". И.п. - лежа на спине, ноги полусогнуты и разведены, руки вдоль туловища. На счет 1 - 2 - максимально поднять бедра, таз и грудь вверх

( опора на плечах ); на 3 - 4 - и.п.; 5-6 - перейти в положение сидя, руки вперед, кисти сомкнуты; 7-8 -вернуться в и.п.

Упражнения заключительной части:

1." Комочек ". И.п. - лежа на спине. На счет 1 - 4 согнуть ноги в коленях и, взявшись руками за середину голени, коснуться коленями лба; 5 - 8 - медленно вернуться в и.п.

2." Сложись, как перочинный нож ". И.п. - лежа на спине. 1 - 4 -поднимая ноги, коснуться носками пола за головой; 5 - 8 -медленно вернуться в и.п.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица 2.Общая диагностическая карта шейпинга

Разделы

Вопросы, пункты, показатели

1. Общие данные

1) Ф.И.О.;

2) возраст;

3) форма медицинского допуска;

4) дата последнего медицинского осмотра;

5) двигательная активность: вид физических упражнений, длительность, режим, стаж;

6) наличие заболеваний: «да - нет», когда, какие последствия;

7) оценка ОМЦ: частота, длительность, регулярность, особенности протекания.

2. Физическая подготовленность

1) аэробная производительность - общая выносливость (степ-тест);

2) локальная мышечная выносливость: живот, ноги грудь, руки, спина;

3) гибкость: позвоночный столб, тазобедренные суставы, плечевые суставы.

3.Антропометрия

1) рост;

2) вес;

3) 5 длиннотных размеров;

4) обхватные  размеры: основные (запястье, грудная клетка, щиколотка) и дополнительные (шея, талия, бедро, плечо, ягодицы);

5)  15 показателей КЖС - калиперометрия (см. рис. 3 ).

4.Внешние параметры

1) осанка;

2) походка;

3) артистичность;

4) фигура: 20 показателей по отдельным звеньям тела;

5) форма лица (7 позиций);

6) состояние отдельных элементов лица (9 показателей) и шеи (4 степени различий);

7) прическа: вид, длина, толщина, линия роста, густота.

5.Производные и интегральные показатели

1) плечевой индекс;

2) состав тела (количество жира деленное на вес тела выраженное в %);

3) относительное отклонение мышечных обхватов;

4) конституционный тип -  вариант сочетания степени развития костных компонентов верхних и нижних конечностей;

5) пропорциональность продольных размеров тела;

6) шейпинг-рейтинг: количественная оценка привлекательности: 25 % - фигура, 50 % привлекательность образа, 25 % - ухоженность внешности;

7) общее шейпинг-впечатление - оценка всей фигуры в целом;

8) шейпинг-класс - характеристика, отражающая в целом уровень шейпинг – привлекательности.

Примечание: измерения, включенные в диагностическую карту, проводятся по соответствующим методикам и в соответствии с критериальными уровнями, установленными И. Прохорцевым с сотрудниками.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Комплекс упражнений стретчинга

1.И.п. - основная стойка, руки вдоль туловища.  1-2-3 - обняли себя за плечи. Постояли в таком положении несколько секунд. 4 - и.п.

2.И.п. - стойка ноги шире плеч, спина прямая, живот втянут. 1-2-3 - обе коленки повернули внутрь. Постояли в таком положении несколько секунд. 4 - и.п.

3.И.п. - основная стойка. 1-2-3 - подняли левую ногу до уровня пояса, обхватили руками. Постояли в таком положении несколько секунд. 4 - и.п. 5-6-7 - подняли правую ногу до уровня пояса, обхватили руками. Постояли в таком положении несколько секунд. 8 - и. п.

6. И.п. - сидя на полу, руки на поясе. Сели, спинку прямо держим. Гордо голову  подняли. На носочках взгляд задержим и в наклоны поиграем. 1-2-3- наклонились вперед, коснулись носочков ног. Удержались в таком положении несколько секунд. 4 - и.п.

7.И.п. - лежа на полу, ноги прямые, руки вдоль туловища. 1-2-3 - подняли согнутые в коленях ноги к груди. Удержались в таком положении несколько секунд. 4 – и.п.

8.И.п. - лежа на спине, руки за голову, согнутые и разведенные ноги опираются стопами о скамейку. 1-2-3 - поднимание туловища.  4 -  и.п.

9.И.п. - сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях, стопы на полу, обхватить руками ноги под коленями. 1-8 - «натянуть» спину.  9-12-  поворот туловища вправо, руки вправо. 13-16   поворот туловища влево, руки влево.

10.И.п.- полуприсед на левой ноге, правую на скамейку, руки на колене правой ноги. 1-8 стретчинг правой ногой (удержание позы). 9-16 стретчинг левой ногой (удержание позы).

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Примерное занятие стретчингом

В зале постоянно звучит медленная музыка "КИТАРО"

Учитель работает, свободно общаясь с детьми, голос спокойный.

I. Подготовительная часть.

1. Ходьба (её разновидности):

-  ходьба - руки в стороны;

-  ходьба на носках - руки вверх;

-  ходьба на пятках - руки за голову, локти отведены назад;

- ходьба на носках - руки на поясе, лопатки сведены;

-  ходьба;

- ходьба в приседе, руки за головой;

- ходьба;

- ходьба выпадами, руки на поясе;

- ходьба.

Во время ходьбы особое внимание обращать на осанку, лопатки - сведены, пальцы рук "натянуты", дыхание: вдох - через нос, выдох - через рот.

Перестроение (в колонну по три, четыре, пять, шесть). Во время перестроения учащиеся берут коврики.

2.Разминочные упражнения:

- потягивание ( руки через стороны - вверх, берутся в замок, затем медленно опускаются). Учащиеся поднимаются высоко на носки, смотрят вверх, затем медленно опускаются на стопу.

- круговые движения туловищем вправо-влево (упражнение выполняется по большей амплитуде).

- наклоны вперед (упражнение выполняется в широкой стойке, из крайнего переднего положения, медленно продвигаясь ладонями к ногам).

- наклоны в стороны (руки скользят по бедрам, слойка узкая).

- выпады вперед поочередно правой и левой ногой с покачиванием - руки на пояс.

- приседания на правую и левую ногу, медленно перемещаясь, руки за головой.

- лежа на животе и сгибая ногу в колене, без отрыва бедра от пола, затем медленное разгибание (то же с другой ногой).

- круговые вращения стопой в положении сидя с помощью рук.

II. Основная часть.

1.Ритуальный стретчинг (ощущение пространства при опоре на полу):

а) перенос тяжести тела с пяток на кончики пальцев, используя балансирующие движения руками;

б) то же, но с закрытыми глазами (упражнения с закрытыми глазами даются для улучшения координации).

2.Тонический стретчинг в положении стоя:

а) тяжесть тела распределена равномерно на двух ногах, наклон в сторону верхней части туловища и рук одновременно. Руки сцеплены в «замок», ладони развернуты наружу;

б) то же с закрытыми глазами.

3.Тонический стретчинг в выпаде:

а) выпад, руки вверх, сцеплены в «замок», прогнуться;

б) то же с наклоном вправо;

в) то же с наклоном влево.

4.Тяжелый стретчинг (наклон вперед, взяться за голень и проводить удержание,
ноги прямые):

а) с разведенными йогами;

б) с сомкнутыми ногами.

5. Тонический стретчинг сидя на полу:

а) наклон вперед, взяться за пальцы ног и удерживать напряжением рук - ноги разведены;

б) наклон к правой (левой) ноге с удержанием за голень;

в) ноги вместе, медленно поднимая ноги в положение «угол» - удержание, руки за спиной, затем медленное опускание.

6. Тонический стретчинг лежа на полу:

а) касаясь всеми точками тела поверхности пола, потянуться, руки вверх в замок;

б) то же, но прочувствовать тяжесть тела, расслабиться.

Все упражнения основной части повторяются по 2-4 раза, удержание в каждом упражнении выполняется на 10- 15 счетов.

После выполнения упражнения учащиеся принимают свободное расслабленное положение. То есть, все упражнения комплекса выполняются по схеме статическое напряжение - расслабление.

Ведущим моментом в выполнении комплекса является обучение учащихся правильно и полностью расслабляться после выполнения упражнений.

III. Заключительная часть.

Комплекс упражнений заканчивается 10 - 15 глубокими вдохами и выдохами.

По окончании комплекса учащиеся спокойно встают, убирают коврики, идут в раздевалку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Упражнения с гантелями для укрепления мышц рук и груди и спины

1. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны параллельно полу, тыльная сторона ладоней направлена вниз.

1-согнуть руки в локтевом суставе, плечо (расстояние от локтевого до плечевого сустава) неподвижно, параллельно полу.

2- и. п.

3-4 - то же.

2. И. п. - выпад вперед правой ногой, левая рука опирается на бедро, правая рука с гантелей выпрямлена назад параллельно полу.

1-согнуть правую руку в локтевом суставе, плечо неподвижно, параллельно полу.

2-выпрямить руку.

3-4 -  то же.

3. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, согнутые руки в стороны, плечи параллельно полу, угол в локте 90 градусов.

1-не опуская рук вниз, соединить предплечья (расстояние руки от локтевого сустава до запястья) перед грудью.

2- и. п.

3-4-то же.

4. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз, локти прижаты к туловищу,

тыльная сторона ладоней направлена на ноги, плечи расправлены.

1-одновременно согнуть руки в локтевом суставе, спина и плечи неподвижны.

2- и. п.

3-4- то же.

5. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки выпрямлены вверх и обхватывают вместе две гантели.

1-плавно согнуть руки назад, локти направлены вверх, плечи неподвижны

2-выпрямить руки.

3-4-то же.

6. И. п. - лежа на спине, руки в стороны.

1 -поднять руки через стороны вперед.

2-и.п.

3-4-то же.

7.И. п. - лежа на спине, согнутые руки стоят на локтях на полу.

1-выпрямить руки вперед.

2-и. п.

3-4-то же.

8. И. п. - лежа на спине, руки вниз, тыльная стороны ладоней направлена вверх.

1 -поднять прямые руки вперед и положить вверх за голову.

2-и. п.

3-4-то же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат  коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, и...

Статья на тему: "Коррекция телосложения и формирование правильной осанки с помощью физических упражнений у младших школьников."

Выбранная тема в настоящее время очень актуальна. Это определяется тем, что важнейшей задачей физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей. Особенно важно начинать на нач...

Курсовой проект Фестиваль по сказам П.П. Бажова как средство формирования нравственных ценностей у младших школьников

Вопросы духовно – нравственного воспитания школьников в последнее время приобретают все большую актуальность. Утрата ценностных ориентиров в обществе и разнообразие социальной среды приводят к с...

Упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия

Тема. Упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопияЦель: Закрепить знания по упражнениям для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопияЗадача:1.Оздоровительна...

Курсовая работа по теме: "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с задержанным психическим развитием"

Курсовая работа по теме: "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с задержанным психическим развитием"...

Открытый урок "Формирование правильной осанки" 1 класс

Открытый урок "Формирование правильной осанки" 1 класс...