«Организация психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного медицинского осмотра обучающихся на употребление наркотических средств»
статья на тему

Ключевые слова: безопасность образовательной среды, психологическая безопасность, добровольное тестирование на употребление ПАВ, нормативная база, принципы, подходы и организация тестирования в профессиональном училище.

Резюме: В статье изложены теоретические основы безопасности образовательной среды и психологической безопасности. В качестве методологических основ психологической безопасности рассматривается историческая преемственность. Представлены практические результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchitnyy_proekt.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

                Лебедева Елена Сергеевна

                  педагог-психолог

   

«Организация психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного диагностического тестирования учащихся на употребление наркотических средств»

Е.С.Лебедева

ГБПОУ МО «Чеховский техникум» СП г. Чехов

Московская область, г. Чехов, ул. Гагарина 14

Ключевые слова: безопасность образовательной среды, психологическая безопасность, добровольное тестирование на употребление ПАВ, нормативная база, принципы, подходы и организация тестирования в профессиональном училище.

Резюме: В статье изложены теоретические основы безопасности образовательной среды и психологической безопасности. В качестве методологических основ психологической безопасности рассматривается историческая преемственность. Представлены практические результаты.

Введение.

Анализ современной социальной ситуации показывает, что на переходном этапе развития российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально – психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит медленно и хаотично. Подрастающее поколение утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных ориентиров, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль поведения. Именно этим обуславливается сегодня поиск новых проектов, программ, решений, форм работы по сопровождению детей, подростков, молодежь в образовательной среде.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что  подростки, находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к  их преодолению.  С другой стороны, недостаток психолого-педагогических и правовых знаний, навыков и умений, современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать необходимое безопасное воздействие, психологическую и социальную поддержку подрастающему поколению.  Подростки  оказываются одинокими и психологически беспомощными в определение своей позиции и принятии решений. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что ситуация фрустрации, сопровождающая возрастные кризисные состояния  подростков, может спровоцировать появление у них различных форм отклоняющегося поведения.

В этой связи одной из актуальных задач в работе с подростками становится работа по формированию психологической  безопасности детей и подростков в ходе реализации новых проектов, решений, постановлений в т.ч.  проведение диагностического тестирования на употребление учащимися наркотических средств.

1. Теоретические основы психологической безопасности.

Психологическая безопасность участников образовательной среды школы ориентирована на личностно-доверительные отношения (И.А. Баева, Л.А. Регуш), защиту личности от негативных воздействий (А.В. Брушлинский, Т.С. Кабаченко, С.Ю. Решетина, С.Ю. Смолян и др.) и прогнозирование возможных угроз (Л.А. Регуш) с целью предупреждения нарушений психологической безопасности образовательной среды. Целесообразным и более продуктивным является разделение объективных характеристик среды, условий жизнедеятельности и взаимодействия и их субъективного отражения (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, Т.С. Кабаченко, А. Маслоу, В.Н. Панферов, К. Роджерс).

Психологическая безопасность рассматривается как состояние сохранности и защищенности от возможных угроз, что способствует гуманным отношениям между людьми, признанию референтной значимости среды, ощущению идентичности с ней, наряду с уважением, доверием, ответственностью и принятием других людей (Г.В. Грачев, Т.М. Краснянская, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, A. Edmonson, S. Kadel, J. Watkins, J. Follman, C. Hammond, 3. Sprague, G. Sugai, H. Walker).

В психологической и педагогической литературе психологическая безопасность и защищенность образовательной среды школы рассматриваются во взаимосвязи с насилием во взаимодействии ее участников и во взаимосвязи с социальной средой (И.А. Баева, Е.Б. Попов, О.Е. Лебедев).

Связь человека с социальной средой соотносится с проблемой становления человека как личности (активного и сознательного субъекта человеческой истории) Л.С. Выготским, Д.А. Леонтьевым, В.А. Петровским, С.Л. Рубинштейном и др. Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде и находится с ней в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния. Оптимальным уровнем такого взаимодействия является умение защититься от возможных угроз для личности и умение создавать психологически безопасную среду (безопасные отношения со средой).

Согласно исследованиям A. Edmonson, уровень психологической безопасности в среде может повышаться или понижаться в зависимости от ситуации, в которой пребывает человек, а конкретно, от его взаимоотношений с референтной группой. Ситуации нарушения психологической безопасности в образовательной среде школы подразумевают негативные эмоциональные переживания, определенные типы поведения в межличностных отношениях, и относятся к ситуациям повышенного риска (по показателям психологического климата и социальной поддержки).

Переживание наряду с ситуацией является единицей изучения личности и среды в психологии. Негативные переживания наряду с состоянием напряженности, страха и подавленности входят в определение психологического дискомфорта и являются последствиями нарушения психологической безопасности личности. Основной угрозой психологической безопасности, вызывающей негативные переживания, является психологическое насилие в межличностных отношениях, относящееся к психотравмирующим ситуациям взаимодействия.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1) состояние сохранности психики человека;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно–доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия – повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

2. Организация добровольного диагностического      тестирования    обучающихся     государственных   образовательных   учреждений.

С 2005  года Министерством образования Московской области совместно с Министерством здравоохранения Московской области проводится работа по организации тестирования обучающихся учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на выявление фактов употребления психоактивных веществ.

Нормативная база для проведения тестирования:

  • Совместные приказы Министерства образования и Министерства здравоохранения Московской области «О совместной работе по организации добровольного диагностического      тестирования    обучающихся     государственных   образовательных   учреждений начального  и  среднего  профессионального  образования  Московской  области в рамках диспансеризации с целью выявления потребителей наркотических средств».
  • Приказ Министерства образования Московской области «Об организации добровольного информированного диагностического  тестирования обучающихся государственных учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области с целью выявления потребителей  наркотических средств».

Цели проведения тестирования учащихся на выявление потребителей наркотических веществ

  • Получение объективных данных о распространенности потребления наркотических веществ среди учащихся учреждений профессионального образования  Московской области.

  • Определение групп учащихся или образовательного учреждения в целом для проведения работы по вторичной профилактике.

  • Повышение мотивации  учащихся, потребляющих наркотические вещества,  на необходимость прохождения лечения у специалистов психиатров-наркологов.

  • Предупреждение распространения потребления наркотических средств среди учащихся.

Проблемы, которые могут возникнуть в процессе организации и проведении тестирования

1.Конфликтные ситуации:

  • Ученик- педагог;
  • Ребенок-родитель;
  • Родитель- педагог;
  • Ученик-ученик;
  • Ученик-группа.

     2.Отказ от тестирования:

  • Группой;
  • Индивидуально;
  • Родителями.

     3.Отклонения в поведении:

  • Демонстративное поведение;
  • Систематические прогулы;
  • Речевая агрессия.

        Проблемы, возникающие в ходе реализации данного тестирования,  являются результатом нарушения психологической безопасности. На мой взгляд,  для минимализации последствий, а именно для сохранения психического здоровья всех участников, для нормального развития личности учащихся, создания и сохранения благоприятного климата в коллективе, создания безопасного пребывания в образовательном учреждении, психологу важно грамотно организовать и систематизировать работу по сопровождению организации и проведении тестирования.

Принципы тестирования учащихся

  • Добровольность

  • Информированность

  • Конфиденциальность

  • Широкая санитарно-просветительная и образовательная работа, направленная на профилактику  злоупотребления психоактивными веществами и формирование потребности у учащихся в здоровом образе жизни.

  Данные принципы легли в основу организации психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности  при проведении добровольного тестирования в училище.

3.Организация работы педагога-психолога по сопровождению добровольного диагностического      тестирования    обучающихся   с целью выявления потребителей наркотических средств.

Цели:

  • Проведение добровольного диагностического тестирования, не нарушая нормального функционирования всех участников образовательного процесса;
  •  создание благоприятного, доверительного климата в коллективе;
  •  психологическая адаптация подростков из группы риска и др.

Задачи психологической работы с подростками:

  • психологическая поддержка ребенка;
  • формирование умений и навыков;
  • формирование необходимости в здоровом образе жизни;
  • полная открытая информированность всех участников образовательного процесса.
  1. Профилактическая работа:
  • Формирование значимых личностных качеств и навыков;
  • Организация системы внеурочной занятости;
  • Определение степени вовлеченности учащихся в проблему злоупотребления ПАВ;
  • Выявление, формирование и подготовка актива, организация волонтерской деятельности.
  1. Просветительская работа (лекции, семинары, предметные занятия, классные часы, родительские собрания):
  • Специфическая информация (ПАВ и их влияние на организм человека; зависимость  от ПАВ);
  • Неспецифическая информация (знание о себе; чувства и эмоции, управление стрессом; общечеловеческие ценности);
  1. Коррекционно-развивающая (работа с учащимися группы риска по адаптации).

Формирование значимых личностных качеств и навыков:

  • Позитивное отношение к собственной  личности;
  • Понимание других людей;
  • Позитивное общение;
  • Управление собственным эмоциональным состоянием;
  • Адекватное поведение в стрессовых ситуациях;
  • Самостоятельное принятие решений;
  • Противостояние внешнему давлению;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Работа с информацией;
  • Творчество.

Определение степени вовлеченности учащихся в  проблему

употребления  ПАВ:

1этап - Наблюдение;

     2этап – Анкетирование (мониторинг);

     3этап - Тестирование.

Вопросы для выявления и укрепления индивидуальной мотивации

  • Вопросы об экстремальных отношениях и взглядах
  • Взгляд в прошлое
  • Взгляд в будущее
  • Поиск целей

Что не мотивирует или дает видимую мотивацию

   Запугивание;      ■   Подкуп;      ■   Манипуляция

Заключение

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема обеспечения психологической безопасности человека и жизненной среды, влияющей на становление и развитие, только зарождается как самостоятельное направление исследований, хотя и выступает приоритетной задачей социальной практики.  Проблемы психологической безопасности образовательной среды  в свете сегодняшних требований и ее изучение являются относительно новыми.

Теоретическое значение работы состоит в изучении концепции психологической безопасности образовательной среды школы. Рассмотрены основные подходы к раскрытию понятия «психологическая безопасность образовательной среды», выделены уровни и обосновано определение психологической безопасности образовательной среды  как защищенности от психологического насилия во взаимодействии ее участников.

Практическое значение состоит в том, что  по результатам проведенного анализа определены основные направления психолого-педагогического сопровождения по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды училища. Результаты исследования могут быть использованы  психологами и социальными педагогами образовательных учреждений в целях оптимизации взаимоотношений между учениками, учителями и родителями и нахождения адекватных путей решения проблем психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.

Выводы, полученные по результатам анализа, легли в основу организации психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного диагностического тестирования учащихся на употребление наркотических средств.

Выводы представлены в диаграммах.

Список литературы:

Приложение №1

ПУ № 32,  г. Чехов
Показатели, прошедших тестирование на употребление ПАВ

в течение

 3-х лет.

Приложение №2

ПУ № 32  г. Чехов
Показатели положительных тестов употребления ПАВ в течение 3-х лет

Приложение №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями

В статье представлены материалы по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья из числа лийц глухих и слабослышащих...

Лекционный материал для проведения родительского собрания по профилактике употребления наркотических средств обучающимися

Цель лекции: профилактика употребления наркотиков и ПАВ подростками, информирование родителей о причинах, признаках и лечении наркозависимости у подростков...

Особенности сетевого взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки тяжелобольных детей

В статье представлен опыт сетевого взаимодействия учреждения здравоохранения и учреждения дополнительного образования по организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки ...

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Аспект деятельности методической службы.

В статье 42 Закона "Об образовании РФ" (№ 273-ФЗ) особое внимание уделяется детям, испытывающим "трудности в освоении основных общеобразовательных программ". В связи с этим возникл...

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

В рассматриваемой статье раскрываются основные направления деятельности Службы сопровождения замещающих семей, описываются формы и методы работы, основные принципы и этапы сопровождения. Материал буде...

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"

Разрабатываемая  программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы  в решении значимых для их возраста и положения п...