Методическая разработка «Использование игровых технологий на занятиях технических дисциплин»
методическая разработка на тему

Наконечная Евгения Викторовна

Поиск новых форм и приемов при изучении технических дисциплин – это необходимое явление в современных условиях обучения. В педагогической практике применяются различные методические приемы для активизации процесса обучения – это можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игровое обучение при преподавании технической дисциплины направлено не только на формирование  знаний и умений по дисциплине, но и развивает интерес к дисциплине и выбранной профессии/специальности в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

Воронежский техникум промышленно-строительных технологий

МЕОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



«Использование игровых технологий на занятиях технических дисциплин»

Преподаватель: Евгения Викторовна Наконечная

г. Воронеж

2015


Раз человек учится играть в свое удовольствие,

почему бы ему не научиться думать

в свое удовольствие?

Гилберт Честертон

Поиск новых форм и приемов при изучении технических дисциплин – это необходимое явление в современных условиях обучения. В педагогической практике применяются различные методические приемы для активизации процесса обучения – это можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игровое обучение при преподавании технической дисциплины направлено не только на формирование  знаний и умений по дисциплине, но и развивает интерес к дисциплине и выбранной профессии/специальности в целом.

Что даёт студентам применение на занятиях игровых форм:

  1. уход от обычной, достаточно монотонной, деятельности студента и преподавателя на занятиях технических дисциплин;
  2. участие в игровых формах на занятиях заключается в определённом порядке, так как преподаватель в начале занятия сразу объявляет правила игры;
  3. игровые моменты способствуют развитию у студентов духа конкурентной борьбы, стремления к победе, активизирует его способности;
  4. возможность использования как индивидуальных, так и групповых форм, что сплачивает коллектив группы;
  5. улучшает психологический климат в группе.

Игровая форма обучения способствует проведение занятия на высоком эмоциональном уровне и обеспечивает непроизвольное запоминание большого объёма учебной информации.

Проведение занятия при помощи игровых технологий требует дополнительного времени подготовки к занятию преподавателя: разработка карточек-заданий, кратких тестов, «шпаргалок»/блок-схем по теме дисциплины, ситуационных задач с практикоориентированным уклоном, подбор видеофильмов, подготовку презентации по изучаемой теме дисциплины, интересные (а лучше смешные, «привязанные» к жизни) факты об ученых или отдельных моментах изучаемой дисциплины и другое.

Желательно, для проведения занятий с игровыми элементами, приглашать ведущего/внешнего эксперта (студента старшего курса, преподавателя, работодателя, представителя администрации), который должен иметь качества лидера.

Для более лучшего освоения информации (в том числе и на подсознательном уровне) рекомендуется применять технические средства, которые визуализируют информацию.

Как и для занятия традиционной формы, занятие с применением игровых технологий должно иметь план и/или сценарий.

В начале занятия студентам должны быть представлены условия/инструкции игры, которым необходимо следовать во время всего занятия.

Возможно использование игровых моментов на занятиях без разделения группы на команды и с разделением на команды. Разбивка на команды требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Выбор капитана команды, закрепление «ролей» при игровых моментах занятия необходимо делать таким образом, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность.

Оценка результатов занятия игровой формы может производится несколькими способами:

  1. самооценка;
  2. оценка внешним экспертом;
  3. оценка членами жюри;
  4. суммарная оценка команды и внешнего эксперта.

Для оценки результатов деятельности студентов на занятии можно использовать различные показатели:

  • кто выполнил задание быстрее остальных;
  • кто выполнил задание лучше всех;
  • кто представил более полное описание решения проблемы;
  • у кого самое креативное представление решения проблемы;
  • и другие.

Какие же игровые элементы можно эффективно применять на занятиях технических дисциплин:

  1. Деловой тренинг – позволяет моделировать жизненные ситуации, при которых будут необходимы знания и умения по изучаемой дисциплине. Данный тренинг позволяет сплотить группу, налаживают коммуникативные связи и взаимопонимание в группе.
  2. Технический КВН – позволяет проявлять творческие способности студентов, выявляет студентов, готовых к участию в конкурсном движении, выявляют лидеров, которые могут являться примером для остальных студентов.
  3.  Игровые тесты – предназначены для оценки знаний студентов по теме, разделу, курсу дисциплины. Вопросы в таких тестах не должны быть узко направленными на изучаемую дисциплину и переполненными техническими терминами, они должны отражать взаимосвязь дисциплины с жизнью, порой в самых неожиданных ситуация, которые могут случиться с каждым.
  4. Решение практикоориентированных задач – способствуют проявлению профессиональных знаний и умений у студентов, развивают способности к анализу и самоанализу.
  5. Игра – опрос. Опрос в виде игрового элемента способствует разрядке в начале занятия. Такие опросы могут в виде «охоты», взаимоопросов индивидуальных или групп, решения кроссвордов.

Пример игры – опроса в виде «охота»: для проведения «охоты» приглашается внешний эксперт или староста группы или сам преподаватель может быть «охотником». «Охотник» задает вопросы любому студенту группы (если работа в малых группах, то любому члену команды), если «дичь» не отвечает на вопрос – «выстрел» прошел «в холостую» и на него может ответить любой студент группы (или член другой команды). Если никто не может ответить на вопрос или даётся не полный ответ на вопрос – «Охотник» дает правильный ответ или дополняет ответ. По окончанию «охоты» «охотник» оценивает студентов (или участников команд), а преподаватель отмечает наиболее активных студентов поощрительными оценками «за активность».

При подведении итогов занятий такого типа должны быть награждены все студенты, участвующие в игре. Применение призов/наград/медалей/лент победителей/оценок и т.п. поощрят всех студентов к дальнейшему изучению дисциплины и участию в дальнейшем в подобных занятиях.

Успех занятия с применением игровых технологий в первую очередь зависит от атмосферы, которую преподаватель создает на занятии. Правильно подобранная и грамотно проведенная игра способна помочь студентам усвоить сложный материал.

Использование игровых технологий на технических дисциплинах оказывает на студентов стимулирующее воздействие, так как они в достаточно свободной форме отражают их профессиональную деятельность и позволяют более эффективно изучить/повторить/обобщить материал и повышают эффективность обучения в процессе изучения дисциплины.


Список использованной литературы

  1. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения. – М.: Феникс, 2006.
  2. Петрусинский, В.В. Игры – об учение, тренинг, досуг. Книга 1. Игры для интенсивного обучения. - М.: Новая школа, 1994.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Игровое обучение // Википедия, свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/. – (Дата обращения: 19.10.2013).
  2. Фламингуру для детей и родителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://flaminguru.narod.ru/af376.html. – (Дата обращения: 19.10.2013).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический комплекс "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с хором"

В этом сборнике собран материал по теме, которая сейчас является наиболее актуальной. Здоровьесбережение учеников и учителей одна из главных задач в современной школе.Практическая цель сборника ...

Использование игровых технологий на занятиях сольфеджио

Применение игровых технологий на занятиях сольфеджио...

Методичесская разработка: "Творческое развитие обучающихся посредством использования игровых технологий на занятиях"

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги...

Использование игровой технологии на уроке по дисциплине обществознание тема " Человек и его деятельность"

Урок " Человек и его деятельность" проведен на начальном этапе изучения  дисциплины "Обществознание". Идея данного урока  заключается в возможности актуализировать прежние знания,умения,навы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Лабораторные работы на практических занятиях» по дисциплине «Анатомия и физиология человека»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Лабораторные работы на практических занятиях по дисциплине «Анатомия и физиология человека» предназначена для приобретения у студентов навыков экспериме...

Методическая разработка "Использование здоровьесозидающих технологий в дополнительном образовании (на примере занятий кулинарной студии)"

На занятиях в кулинарной студии у ребенка комплексно развиваются все основные органы чувств, включая зрение и слух. С их помощью можно последовательно закладывать в сознание учеников основные правила ...

Методическая разработка Применение лазерных технологий на занятиях автомоделизмом

Лазерные технологии являются одной из приоритетных и быстро развивающихся областей современной науки и техники. Лазер может решать различные задачи, в зависимости от области его применения. Он очень т...