Методическая разработка лабораторно-практической работы ПМ 06 Приготовление холодных блюд и закусок
методическая разработка на тему

Харитонова Светлана Константиновна

Лабораторно-практическое занятие по теме "Приготовление холодных блюд и закусок из мяса птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

эмблема копия

  Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми

«Печораса промышленнöй да экономическöй техникум»

уджсикасö велöдан канму учреждение

(УВКУ «ППЭТ»)

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Печорский промышленно-экономический техникум»

(ГПОУ «ППЭТ»)

СЕРИЯ «УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» 

      МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 Лабораторно – практического занятия

Профессионального модуля ПМ 06

           Приготовление холодных блюд и закусок

 

по теме: «Приготовление и подача холодных блюд и закусок из мяса»

для профессии 19.01.17 Повар, кондитер

     

   

Разработала:   Харитонова Светлана Константиновна

                           мастер производственного обучения

                            Печора, 2017              

   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рекомендации для выполнения практических и лабораторных работ по профессии 19.01.17 Повар, кондитер разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы  профессионального модуля ПМ. 06 Приготовление  холодных блюд и закусок

    МДК. 06 Технология приготовления холодных блюд и закусок.

Рекомендации предназначены для оказания помощи студентам при выполнении практических и лабораторных работ.  

Основной целью практических работ является подготовка студентов к  выполнению лабораторных работ. В ходе  практических работ студенты приобретают навыки:

  • работы с нормативной и технологической документацией;
  • расчета необходимого количества сырья и полуфабрикатов с учетом заданных условий;
  • определения соотношения основных компонентов холодных блюд и закусок;
  •  составления алгоритма технологии  приготовления холодных блюд и закусок;
  • проведения бракеража готовой продукции;
  • оформления соответствующей технологической документации.

Основной целью  лабораторных работ является приобретение студентами практического опыта приготовления рекомендуемых изделий,  согласно рабочей программы модуля. На лабораторных работах студенты:

  •  организуют  рабочее место для приготовления холодных блюд и закусок;
  • применяют безопасные приёмы труда при работе с оборудованием горячего и холодного цехов;
  • подбирают инструменты, инвентарь,  посуду, необходимые при изготовлении и подаче холодных блюд и закусок определяют нормы закладки продуктов и выход готовых блюд,
  • выполняют технологический процесс приготовления холодных блюд и закусок порционируют и оформляют холодных блюд и закусок
  • соблюдают санитарно-гигиеническими требованиями при изготовлении холодных блюд и закусок 

Перечень холодных блюд и закусок составлен с учетом требований профессиональных Стандартов индустрии питания и рекомендаций работодателей и социальных партнеров.

Практические работы проводится аудиторно и выполняются в течение 1-2-х академических часов.

Лабораторные работы проводится в специально оборудованной учебной лаборатории, и выполняются в течение 2-6 академических часов.

Для проведения лабораторных  работ группа обучающихся  делится на 2 подгруппы по 12 человек. Каждая подгруппа делится на 4 бригады по 3 - 4 человека, которые выполняют индивидуальные задания в ходе лабораторной работы   мастер   заполняет контрольную ведомость на каждого студента, в которой отмечается поэтапное формирование общих и профессиональных компетенций  

По итогам работы каждый студент составляет отчет (приложение 1),   (проводит самооценку освоенных умений, оценивает работу   мастера  ) и получает  оценку за лабораторную работу (приложение № 2).

По окончанию лабораторной работы  мастер подводит итоги, отмечая полученные результаты и типичные ошибки, допущенные в процессе проведения работы.

Программой профессионального модуля ПМ.06 Приготовление  холодных блюд и закусок. МДК.06.01 Технология приготовления и оформления холодных блюд и закусок предусмотрено изучение:

 классификации, пищевой ценности, требований к качеству гастрономических продуктов, используемых для приготовления холодных блюд и закусок;

 правил выбора основных гастрономических продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении холодных блюд и закусок;

  последовательности выполнения технологических операций при подготовке сырья и приготовлении холодных блюд и закусок;

 правил проведения бракеража холодных блюд и закусок;  правил охлаждения и хранения холодных блюд и закусок;

 требований к качеству холодных блюд и закусок, правил и условий хранения, температурного режима хранения;

 способов сервировки и вариантов оформления холодных блюд и закусок;  температуры подачи холодных блюд и закусок;

 видов необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правил их безопасного использования;

 методов приготовления горячих бутербродов;

 инновационных пищевых технологий Cook&Chill и Cook&Serve при приготовлении холодных блюд и закусок;

 основных приемов и особенностей приготовления, оформления и отпуска национальных холодных блюд и закусок с использованием различных технологий приготовления и оформления.

Для закрепления знаний, полученных на теоретическом обучении, и приобретения практических навыков, большое значение имеет проведение лабораторных работ и практических занятий.

При выполнении заданий студенты должны научиться:

 проверять органолептическим способом качество гастрономических продуктов;

 выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления холодных блюд и закусок;

 оценивать качество холодных блюд и закусок;

 использовать различные технологии приготовления и оформления холодных блюд и закусок;

 выбирать способы хранения с соблюдением температурного режима;

 осуществлять приготовление, оформление и отпуск холодных блюд и закусок.

Лабораторные работы рассчитаны на 4 часа, практические занятия на 1 час.

Общие компетенции (ОК):

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.  

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7 Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1 Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.

ПК 2 Готовить и оформлять салаты.

ПК 3 Готовить и оформлять простые холодные закуски.

ПК 4 Готовить и оформлять простые холодные блюда.

         

                       ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА  

Тема: Приготовление и подача холодных блюд и закусок из мяса

Цель и задачи работы:

 формировать практические навыки по организации рабочего места, соблюдению техники безопасности при работе;

 формировать практические навыки по приготовлению холодных блюд и закусок;

  развивать умение работать в команде (коммуникативные навыки);

 развить профессиональный кругозор, эстетический вкус при оформлении и подачи блюд;

 отработать технологию приготовления, а так же последовательность выполнения технологических операций при подготовке сырья в приготовлении холодных блюд и закусок;

  освоить практические навыки при работе с технологическим оборудованием, производственным инвентарем, в соответствии с правилами их безопасной эксплуатации и соблюдением санитарно-гигиенических требований при организации рабочего времени;

 научиться работать с нормативной документацией при приготовлении холодных блюд и закусок;

  научиться обосновать выбор посуды для отпуска, способов оформления и подачи;

 привить студентам правильную культуру поведения на уроке, интерес к будущей профессии.

Тип занятия: формирование профессиональных приемов и навыков

Вид занятия: лабораторная работа

Методы занятия: самостоятельная работа студентов

Материально-техническое оснащение занятия:

 технологическое оборудование: миксер, мясорубка, яйцеварка, индукционная плита, холодильное оборудование, весы, производственные столы;

 инвентарь, инструменты, посуда: поварские ножи, разделочные доски с маркировкой «КВ» «ОВ» «ОС» «зелень», кастрюли вместимостью 1-1,5 л, весы, закусочные тарелки,.

 инструкционная карта выполнения технологических операций, технологические карты, инструкции по технике безопасности и организации рабочего места, алгоритмы технологических операций.

Ход работы:

1.  Организационно-мотивационный этап – 30 мин

1.1.  Приветствие, проверка студентов по списку, а так же наличие спецодежды, сообщение темы лабораторной работы.

1.2.  Актуализация теоретических знаний по теме лабораторной работы

1.3.  Просмотр видеоролика (разделка птицы на филе)

         https://www.youtube.com/watch?v=jD3NF782TuY

1.3. Проверка знаний по технике безопасности.

2. Практическое задание –  3 часа

  1. Приготовить и оформить для подачи следующие блюда: филе из кур фаршированное
  2. Продегустировать блюда и дать органолептическую оценку качества.
  3. Оформить отчет (заполнить форму).

3.Последовательность технологических операций для приготовления

Филе из кур фаршированного  (приложение 1)

Операция №1. Организация рабочего места. Подобрать посуду, инвентарь.

Получить продукты согласно расчетам, выполненным по заданию на практической работе.

Операция № 2. Подготовка овощей 

  • Морковь – промыть, очистить, нашинковать.
  • Лук репчатый – очистить, мелко нарезать
  • Сельдерей (корень) – промыть, очистить, нашинковать

 Операция № 3.  Приготовление фарша

  • Произвести первичную обработку овощей и грибов
  • Нарезать произвольно
  • Обжарить на масле с добавлением подготовленных овощей
  • Пропустить через мясорубку с частой решеткой
  • Добавить специи

Операция № 4. Приготовление желе

  • Желатин замочить на 1- 2 часа
  • Распустить
  • Соединить с бульоном

Операция № 5. Приготовление фаршированной курицы

  • Курицу разделать на чистое филе
  • Отбить в тонкий пласт
  • На середину уложить фарш
  • Завернуть края филе, придать форму цилиндра
  • Припустить до готовности
  • Охладить
  • Залить желе слоем 1-2см.

Операция № 6. Приготовление соуса 

  • Желтки растереть с солью, сахаром и горчицей
  • В полученную смесь влить тонкой струйкой постоянно помешивая растительное масло
  • Перемешивать до образования однородной густой массы
  • Влить уксус
  • Перемешать

Операция № 7. Приготовление гарнира

  • Огурцы маринованные – освободить из тары, слить рассол, нарезать
  • Помидоры свежие – промыть, удалить плодоножку, нарезать дольками
  • Фасоль стручковую консервированную – освободить из тары, слить рассол
  • Салат зеленый – промыть, перебрать.

Операция №8. Отпуск 

  • На блюдо положить курицу фаршированную
  • Рядом уложить гарнир
  • Соус подлить под курицу или подать отдельно в соуснике

  1. Дегустация блюд.

Требования к качеству

Показатели

Наименование блюда

Филе из кур фаршированное        

Внешний вид

Курица фаршированная имеет форму цилиндра, залитый желе

Вкус, запах

Соответствует продуктам входящих в блюдо

Цвет

Соответствует виду продукта входящих в блюдо

Консистенция

Упругая, овощи мягкие

Приложение 1

Рецептуры блюд

   Гарнир из овощей

Ингредиенты

Масса  нетто на 1 порцию г, мл

Брутто

Нетто

Огурцы маринованные

18,3

10

Помидоры свежие

17,7

15

Фасоль стручковая консервированная

16,7

10

Салат зеленый

7

5

Выход

50

   Соус майонез

Ингредиенты

Масса  нетто на 1 порцию г, мл

Брутто

Нетто

Масло растительное

22,5

22,5

Яйца (желтки)

1/8

2,88

Горчица столовая

0,75

0,75

Сахар

0,6

0,6

Уксус 3%-ный

4.5

4.5

Выход

30

                                         

    Филе из кур фаршированное

Ингредиенты

Масса  нетто на 1 порцию г  

Масса  нетто на 3 порцию г

Брутто

Нетто

Курица

147

53

Грибы

51

45

Масло растительное

14

13

Морковь

5

4

Сельдерей молодой корень

2,5

2

Лук репчатый

5

4

Перец черный молотый

0,02

0,02

Масса фарша

41

Масса припущенного фаршированного филе

80

Желатин

2

2

Масса желе

20

Гарнир

50

Соус

30

Выход

180

Приложение 2

Оформить отчет

Описать органолептические показатели качества приготавливаемых блюд (указать причины возможных дефектов, пути их устранения).

Заполнить таблицу:

Блюдо

Дефекты блюда

Причина возникновения

Способ исправления

Оценка

 


Приложение 2

Дневник студента (мониторинг освоенных умений)

                                                ПМ. 06 Приготовление холодных блюд и закусок

Приобретенные умения (практический опыт)

Самооценка

Возможные затруднения, замечания, предложения

Действие 1

Подбирать необходимое сырье, продукты по качеству и количеству в соответствии с технологическими требованиями для сладких блюд и напитков

  • подбор основных продуктов и ингредиентов к ним;
  • проверка качества основных продуктов и ингредиентов к ним;
  • взвешивание/измерение основных продуктов и ингредиентов к ним;

Действие 2

Готовить холодные блюда и закуски

  • организация рабочего места;
  • подбор оборудования, инвентаря, инструментов, посуды;
  • безопасное использование оборудования, инвентаря, инструментов;

соблюдение последовательности технологического процесса при приготовлении холодных блюд и закусок

  • соблюдение температурного и санитарного режима холодных блюд и закусок;
  • соответствие готового кулинарного изделия требованиям показателям качества  (внешний вид, цвет, консистенция);

Действие 3

Порционировать и оформлять холодные блюда и закуски

  • подбор  инвентаря, инструментов, посуды;
  • безопасное использование необходимого инвентаря, инструментов;
  • владение методами сервировки и подачи холодных блюд и закусок ;
  • использование вариантов оформления с учетом требований к безопасности пищевой продукции;
  • соответствие готовых холодных блюд и закусок  (внешний вид, цвет, вкус, запах, консистенция) требованиям показателям качества;

Действие 4

Хранить холодные блюда и закуски  соблюдение требования к условиям и безопасности хранения приготовленных основных холодных блюд и закусок 

Общие умения:

  • умение работать в команде;
  • умение брать ответственность за работу членов своей команды и за результаты выполненного задания;
  • умение осуществлять поиск информации и использовать информацию для выполнения заданий;
  • умение использовать информационно-коммуникационные технологии
  • в профессиональной деятельности

Критерии оценивания:

5 – полностью приобретены умения;

4 - в целом приобретены умения;

3 - частично приобретены умения;

2 - совсем умения не приобретены

  1. Рефлексия

Отношение к обучению

(оцените, насколько  Вы удовлетворены организацией и проведением учебных занятий по освоению модуля)

Форма организации учебного занятия

Морально-психологический климат на учебном  занятии

Своевременная и достаточная помощь мастера  

Обеспеченность необходимыми учебными материалами, оборудованием, инструментами, инвентарем, посудой и прочее

Критерии оценивания:

5 - полностью удовлетворен;
4 - в целом удовлетворен;

3 - частично удовлетворен;

2 - совсем не удовлетворен


Список литературы

  1. Анфимова, Н.А. Кулинария: учебник / Н.А. Анфимова, Л.Л.Татарская. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.
  2. Барановский, В.А. Повар: учебное пособие / В.А. Барановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 320 с.
  3. Домарецкий, В.А. Технология продуктов общественного питания: учебное пособие / В.А. Домарецкий. – М.: ФОРУМ, 2009. – 400 с.
  4. Зобов, А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятия общественного питания / А.И. Зобов, В.А. Циганко. – М.: «И. К. Ц.», «ЛАДА», «Арий», 2009. – 680 с.
  5. Кондратьев, К.П. Организация производства на предприятиях общественного питания: учебное пособие / К.П. Кондратьев. – Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2012. – 108 с.
  6. Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник / З.П. Матюхина, Э.П. Королькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
  7. Мрыхина, Е.Б. Организация производства на предприятиях общественного питания: учебное пособие / Е.Б. Мрыхина. – М. : ФОРУМ, ИНФРА-М, 2013. – 176 с.
  8. Харченко, Н. Э. Технология приготовления пищи. Практикум: учебное пособие / Н. Э. Харченко. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 296 с.

Сайт журнала «Гастроном»  http://www.gastronom.ru (салаты)

Разделка птицы на филе: https://www.youtube.com/watch?v=jD3NF782TuY


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю ПМ. 06 "Приготовление холодных блюд и закусок"

Учебно-методический  комплекс  профессионального модуля ПМ. 06 "Приготовление холодных блюд и закусок", разработан в соответствии с рабочей  программой  профессионального модуля ПМ...

ФОС МДК 06.01. Приготовление холодных блюд и закусок

Фонд оценочных средств по МДК 06.01. Приготовление холодных блюд и закусок может быть использован при обучении по професии "Повар, кондитер"...

Семинар-практикум тема: Приготовление салатов-коктейлей по курсу МДК 06.01 Технология приготовления холодных блюд и закусок.

Цель: изучение и освоение демонстрации интересного опыта работы преподавателя в практической деятельности.Создание условий для формирования профессиональных компетенций участников семинара практикума....

Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт

Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок».  Учебное занятие предполагает дальнейш...

Тема урока: Приготовление холодных блюд и закусок из овощей. Приготовление и оформление салатов из вареных овощей"

План-конспект урока по ПМ 02 "Организация процесса приготовления и приготовление сложной холодной кулинарной продукции"Тема урока: Приготовление холодных блюд и закусок из овощей. Приготовле...