Использование собственного инструментария в работе педагога-психолога: Busyboard "В гостях у Мышки"
учебно-методическое пособие по теме

Прохоренко Юлия Александровна

Busyboard - сенсорная доска или развивающий стенд «В гостях у Мышки»

Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представлений). Поскольку сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, сенсорное воспитание выступает как исходное звено умственного воспитания. Поэтому основная задача сенсорного воспитания заключается в создании основы умственного развития.

В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению. Формируется определённая основа, необходимая для последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа родной речи, развитие мышечного чувства и др.

В связи с тем, что в дошкольном детстве сенсорные процессы интенсивно развиваются, сенсорное воспитание, играет большую роль в этот период. Именно поэтому сенсорное воспитание являлось ведущей проблемой на протяжении всей истории развития дошкольной педагогики.

Восприятие является активным процессом, представляя собой своеобразное действие, направленное на обследование предмета и выявление его особенностей. Для восприятия любой незнакомой формы важное, значение имеет последовательное обведение контура предмета ощупывающей рукой или взором; для выделения любого звука в слове необходимо его подчёркнутое произнесение, интонирование. Такого рода обобщённые способы восприятия не даны ребёнку в готовом виде от рождения. У маленького ребёнка сенсорные действия весьма несовершенны, в результате чего возникающие у него образы окружающих предметов и явлений часто оказываются весьма неточными. Их необходимо формировать путём специально организованного воспитания, т. е. сенсорного воспитания.

Описание разработки:

Яркое красочное пособие - Busyboard легко привлекает взгляд ребёнка.
Предложенная доска рассчитана на детей в возрасте от 1,5 – 3 лет для совместной и индивидуальной работы педагога и детей, а также для самостоятельных игр и манипуляций отдельного ребёнка.
Актуальность разработки:

Тема сенсорного воспитания детей достаточно актуальна в наше время. Сенсорное воспитание очень важно в развитии детей, особенно, дошкольного возраста. Опираясь на бесценный опыт воспитания дошкольника по системе Марии Монтессори имеет такие цели, как:

1) Способствовать выработке координированных психофизических реакций;

2) Развивать все внешние чувства, а через них все психические функции;

3) Воспитывать высшие интеллектуальные эмоции, этические и эстетические чувства;

4) Развивать речь (владение речевым аппаратом, обогащение запаса слов);

5) Развивать навыки и потребность в самостоятельной работе и в самообслуживании в пределах, соответствующих возможностях ребёнка.

Для реализации этих целей Монтессори разработала метод самовоспитания ребёнка в организованной педагогом обстановке.

Материалы Марии Монтессори можно разделить на несколько групп.

1) Материалы практической жизни, которые учат ребёнка быть независимым, помогают заботиться о себе и окружающим миром.

2) Материалы по сенсорике развивают органы чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния и т.д.

 Итак, главная цель данной разработки состоит в обеспечении неограниченного процесса познания и развития ребенка. Увлекая внимание ребёнка, в своей оригинальной подаче материала – сенсорная доска ненавязчива в своей форме обучения – а, следовательно, благоприятная атмосфера подачи развивающей деятельности игрового материала обеспечена. Как известно, развитие ребенка в игре происходит гораздо гармоничнее.

Задачи развивающего стенда очень многогранны, так как развитие включает в себя многосторонние понятия:

• развитие мелкой моторики;

• тренировка памяти и логики;

• формирование понятия о причинно-следственной связи вещей;

• изучение цветов и оттеночной палитры в целом;

• развитие самостоятельности;

• стимулирование познавательной активности;

• развитие умения играть по предложенным правилам и с заданными условиями;

• углубление фантазии и образного мышления (в данном случае -  придумывание сказки «В гостях у мышки», можно обыгрывать сказку «Теремок»).

• формирование эстетического восприятия и вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Busyboard - сенсорная доска938.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Busyboard

                             сенсорная доска или развивающий стенд

                                                 «В гостях у Мышки»

Вступление:

Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представлений). Поскольку сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, сенсорное воспитание выступает как исходное звено умственного воспитания. Поэтому основная задача сенсорного воспитания заключается в создании основы умственного развития. 

В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению. Формируется определённая основа, необходимая для последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа родной речи, развитие мышечного чувства и др.

В связи с тем, что в дошкольном детстве сенсорные процессы интенсивно развиваются, сенсорное воспитание, играет большую роль в этот период. Именно поэтому сенсорное воспитание являлось ведущей проблемой на протяжении всей истории развития дошкольной педагогики.

Восприятие является активным процессом, представляя собой своеобразное действие, направленное на обследование предмета и выявление его особенностей. Для восприятия любой незнакомой формы важное, значение имеет последовательное обведение контура предмета ощупывающей рукой или взором; для выделения любого звука в слове необходимо его подчёркнутое произнесение, интонирование. Такого рода обобщённые способы восприятия не даны ребёнку в готовом виде от рождения. У маленького ребёнка сенсорные действия весьма несовершенны, в результате чего возникающие у него образы окружающих предметов и явлений часто оказываются весьма неточными. Их необходимо формировать путём специально организованного воспитания, т. е. сенсорного воспитания.


Описание разработки:

Яркое красочное пособие - Busyboard легко привлекает взгляд ребёнка.
Предложенная доска рассчитана на детей в возрасте от 1,5 – 3 лет для совместной и индивидуальной работы педагога и детей, а также для самостоятельных игр и манипуляций отдельного ребёнка.

Актуальность разработки:

Тема сенсорного воспитания детей достаточно актуальна в наше время. Сенсорное воспитание очень важно в развитии детей, особенно, дошкольного возраста. Опираясь на бесценный опыт воспитания дошкольника по системе Марии Монтессори имеет такие цели, как:

1) Способствовать выработке координированных психофизических реакций;

2) Развивать все внешние чувства, а через них все психические функции;

3) Воспитывать высшие интеллектуальные эмоции, этические и эстетические чувства;

4) Развивать речь (владение речевым аппаратом, обогащение запаса слов);

5) Развивать навыки и потребность в самостоятельной работе и в самообслуживании в пределах, соответствующих возможностях ребёнка.

Для реализации этих целей Монтессори разработала метод самовоспитания ребёнка в организованной педагогом обстановке.

Материалы Марии Монтессори можно разделить на несколько групп.

1) Материалы практической жизни, которые учат ребёнка быть независимым, помогают заботиться о себе и окружающим миром.

2) Материалы по сенсорике развивают органы чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния и т.д.

 Итак, главная цель данной разработки состоит в обеспечении неограниченного процесса познания и развития ребенка. Увлекая внимание ребёнка, в своей оригинальной подаче материала – сенсорная доска ненавязчива в своей форме обучения – а, следовательно, благоприятная атмосфера подачи развивающей деятельности игрового материала обеспечена. Как известно, развитие ребенка в игре происходит гораздо гармоничнее.

Задачи развивающего стенда очень многогранны, так как развитие включает в себя многосторонние понятия:

• развитие мелкой моторики;

• тренировка памяти и логики;

• формирование понятия о причинно-следственной связи вещей;

• изучение цветов и оттеночной палитры в целом;

• развитие самостоятельности;

• стимулирование познавательной активности;

• развитие умения играть по предложенным правилам и с заданными условиями;

• углубление фантазии и образного мышления (в данном случае -  придумывание сказки «В гостях у мышки», можно обыгрывать сказку «Теремок»).

• формирование эстетического восприятия и вкуса.


 

Использование материалов:

Выключатели – каждый ребенок с раннего возраста проявляет интерес к выключателям, поэтому тоже включим его в свой список.  Выключатель разбирается и с внутренней стороны прикручивается и собирается саморезами на доске. Лучше и интереснее смотрятся тройные наружные выключатели. Приобретаются - в хозтоварах в отделе электрики.

Розетка – дети очень любят лезть в розетку пальчиками. Именно поэтому, чтобы малыши наигрались с ними и оставили в покое домашние розетки, к доске крепят еще и ее. Она так же разбирается и крепится саморезами.  Если у вас доска 1 см, то саморезы должны быть длинной - 0.7 см. Но, этого недостаточно. Необходимо иметь при себе саморезы чуть большие по длине. В дальнейшем могут пригодиться. Приобретаются там же.

Дверцы с замочками – кто не любит открывать замочки?  Думаю, это один из самых интересных элементов на бизиборде. Двери должны быть небольшого размера, чтобы можно было легко открыть и закрыть.  Все замочки устанавливаем на доске либо дверцах. Это будет способствовать развитию малышами причинно-следственных связей.

Используем шпингалеты разных видов, крючки, задвижки, цепочки. Их великое множество. Из самых дешевых являются крючки. Задвижки разного рода, задвижка- цепочка. Для двери нужна ручка. В данной доске прикручена круглая мебельная деревянная ручка.

Колёсики мебельные дети с удовольствием крутят колёсики, особенно мальчики. Вращение колёс их просто завораживает! Колёсико округлой формы можно трогать, прощупывать, крутить в разные стороны. Оно вращается от толчка пальцев рук, останавливается и малыш может снова привести его в движение. Формируются понятия причинно-следственных связей. Осознание результата проделанного действия - доставляет радость.
Крепятся колёсики шуруповёртом на саморезики. Приобретаются в хозяйственных, либо в мебельных магазинах в отделе фурнитуры.
 
Акриловые краски используем яркие, сочные оттенки и цвета. Приобретаются в специальных художественных магазинах.

https://pp.userapi.com/c841038/v841038085/657ef/zcGhcPtGUKI.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога с одаренными учащимися.

Доклад по теме «Интеллектуальная одаренность: проблемы, развитие, перспективы»...

Технология работы педагога-психолога по профилактике суицидальных явлений.

Технология работы педагога-психолога по профилактике суицидальных явлений.        �����������������������������������������������������������������������������������...

Годовой план работы педагога-психолога

Годовой план работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год...

Перспективный план работы педагога - психолога на 2015- 2016 учебный год

Цель: способствование созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса....

Презентация опыта работы педагога-психолога по теме "Коммуникативная сторона общения"

Данный опыт раскрывает коммуникативные стороны общения людей, понятие коммуникации, модель коммуникативного процесса, структуру речевого высказывания, барьеры в общении, различные приемы диалога....

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...