МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)
классный час на тему

Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и трепет всех без исключения военнослужащих - от рядового до генерала. Из истории известно много примеров, когда воины ценой собственной жизни спасали Боевые Знамена воинской части. Для чего они это делали? Не вдруг и не сразу приходит понимание того, что представляет собой Боевое Знамя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект158.84 КБ

Предварительный просмотр:

эмблема

Министерство обороны Российской Федерации 

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставропольское президентское кадетское училище»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника училища

(по воспитательной работе)

_____________________________________

«___» ____________ 201_ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

«Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания».

 Урок мужества

(с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)

Рассмотрено на заседании  

(метод. объединения курса)

________________________________

«___» ____________ 201_ г.

Протокол №___

от «___»____________201_ г.

Воспитатель учебного курса:

Корыпалов Д.В.

Ставрополь, 201_

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основная часть:

1.

История зарождения Знамен.

2.

Развитие позитивного отношения к Боевому Знамени воинской части в период существования СССР.

3.

Боевое Знамя сегодня. "Знамя Победы".

4.

Порядок вручения, хранения и содержания знамени.

5.

Дискуссия по теме урока мужества.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.
  2. Приложения.
  1. Технологическая карта внеклассного мероприятия.  
  2. Презентация POWER POINT.
  3. Музыкальная фонограмма.  

 

  1. Введение.

Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и трепет всех без исключения военнослужащих - от рядового до генерала. Из истории известно много примеров, когда воины ценой собственной жизни спасали Боевые Знамена воинской части. Для чего они это делали? Не вдруг и не сразу приходит понимание того, что представляет собой Боевое Знамя. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Цель: формирование представлений у воспитанников о значимом воинском символе – Боевое Знамя.

Задачи:

Когнитивные:

  • Сформировать наиболее полное представление об истории Отечества о Боевых знаменах, истории их создания, традициях.
  • Познакомить кадет с отношением военнослужащих к Боевому Знамени воинской части.
  • Способствовать формированию позитивного отношению к службе в ВС.

Аксиологические:

  • Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к Отечеству.
  • Способствовать уважительному отношению к символам воинской чести, особенно - к Боевому Знамени воинской части.

 Операциональные:

  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
  • Пробуждать у детей интерес к общественным явлениям, стремление узнать историю своей страны

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

  1. Формирование готовности воспринимать информацию.
  2. Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей личности (толерантность, товарищество, патриотизм, гордость за страну).

Познавательные:

  1. Целеполагание, мотивация на установление причинно-следственных связей.
  2. Получение теоретических знаний об истории Боевого Знамя.
  3. Умение оценивать новые знания, приобретенные во время участия в познавательном диалоге, делать выводы.

Регулятивные:

  1. Научиться основам прогнозирования, как предвидения будущих событий.
  2. Умение слушать и понимать оратора, самостоятельно анализировать свои действия на основе учета выделенных воспитателем ориентиров.

Коммуникативные:

  1. Умение формулировать собственное мнение, аргументировать его.
  2. Умение соблюдать диалоговый этикет.
  3. Следовать морально-этическим и психологическим принципам на основе уважительного отношения к партнерам.

В социализации: развитие процессуальных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных) качеств личности воспитанников; формирование навыков формулирования собственного мнения, обеспечение механизма самоопределения воспитанника в условиях выбора.

Методы: словесный, наглядно-иллюстрационный, проблемно-поисковый.

Время проведения: 45 минут

Место проведения: ГП  № 15/1, 3 этаж (чайная комната)

Учебно-методическое обеспечение:

  • Уставы Вооруженных сил РФ.
  • Презентация «Знамя Победы».
  • Указ Президента РФ №1422 от 18.12.2006г.
  • Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1975г.
  • Интернет- ресурсы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Распределение времени:

Этап мероприятия

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

5 мин.

Вводная часть.

Актуализация темы мероприятия, целеполагание.

Осмысление значимости темы, высказывание собственного мнения по вопросу.

 35 мин.

Основная часть.

 Рассматриваемые вопросы:

  1. История зарождения Знамен.
  2. Развитие позитивного отношения к Боевому Знамени воинской части в период существования СССР.
  3. Боевое Знамя сегодня. «Знамя Победы».
  4. Порядок вручения, хранения и содержания знамени.
  5. Дискуссия по теме урока мужества.

Сообщение кадетам материала по истории зарождения Знамени. Проведение сравнения -  Боевое Знамя сегодня. «Знамя Победы».

.

Осмысление значимости темы.

5 мин.

Заключительная часть

Подведение итогов мероприятия  (рефлексия).

Заключительная беседа.  

Осмысление значимости темы

Учебно-материальное обеспечение:  конспект внеклассного мероприятия, столы и стулья по количеству воспитанников,  презентация, мультимедийное оборудование.

II. Ход проведения мероприятия (полный конспект)

Вступительная часть:

Воспитатель:

  • Принимает доклад от дежурного по классу.
  • Проверяет готовность к занятию.
  • Объявляет тему занятия, ее цель, учебные вопросы.

Основная часть:

  1. История зарождения Знамен.

Рассказ воспитателя сопровождается презентацией: Воинские знамена возникли задолго до появления регулярных армий. На Руси воинское знамя как эмблема Родины и символ воинской доблести и славы зародились у наших предков - восточных славян. В начальный период военное знамя представляло собой шест с каким - либо отличительным знаком наверху. Знамена служили ориентиром места сбора для войск и местоположения начальника, в походе указывали направление движения, а также применялись для управления боем путем поднятия, наклонения или перемещения знамени.

У древних славян они именовались "стягами". Со временем стягом стали называть не шест (жердь, древко), а матерчатое полотнище ("поставить стяг" - означало "изготовиться к бою"). С конца 14 века слово "стяг" стало постепенно заменяться словом " знамя". В свою очередь слово "знамя" происходит от старинного слова "знамение", которое имело смысл знаменовать, означать. В старинных рукописях впервые слово "знамя" (знамение) было применено к названию стяга Дмитрия Донского. В стрелецких войсках (середина 16 века) в каждом полку и в каждой сотне имелись свои знамена. Сотенные знамена именовались "меньшими" знаменами, а полковые - "большими". К концу 17 века знамена состояли из больших полковых, полковых воеводских, стрелецких, солдатских, драгунских, рейтарских и сотенных знамен этих полков. Знамена отличались друг от друга размерами, цветом и отделкой. Большие полковые знамена и знамена воеводских (боярских) полков после возвращения из походов сдавались на хранение в Оружейную палату, а знамена стрелецких и солдатских полков находились в войсках постоянно. Петр первый впервые в России ввел знамена в табели войсковых частей, определил размеры и внешнее оформление, ввел в армии присягу перед знаменем, которая произносилась перед распущенными стягами словами: "От роты и от знамени никогда не отлучаться, но за оными, пока жив, следовать буду. Тот, кто знамя свое до последнего не оберегает, тот не достоин носить имя солдата". В каждой роте имелось свое знамя. Знамя первой роты имело белый цвет и считалось полковым, в остальных ротах знамена были различных цветов. С 1814 года в полку было определено одно знамя на батальон. С 1827 года стали выдавать знамена в войска бессрочно. В "Уставе воинском" 1716г. указывалось, что воины должны оборонять знамя "даже до смерти", предусматривалось самое тяжелое наказание за его утерю. Как исторические памятники, как реликвии боевой славы до сих пор хранятся: великокняжеское знамя Дмитрия Донского, бывшее с ним на Куликовом поле; "великий стяг" Иоанна Грозного; воеводские, полковые и сотенные знамена 17 века; знамя Дмитрия Пожарского; знамена первых регулярных полков, созданных в России. Как свидетельство силы русского оружия, величайшего мужества и героизма русских воинов является коллекция трофейных знамен. Достоверно известно, что в музеях СССР хранилось 360 шведских знамен эпохи Карла двенадцатого, 370 прусских знамен армии Фридриха второго, более 200 французских знамен армии Наполеона, около1000 турецких знамен, а так же итальянских, финских, японских и других.

  1. Развитие позитивного отношения к Боевому Знамени воинской части в период существования СССР.

Воинские знамена в частях Советской Армии были введены в 1918 коду. В этом же году декретом ВЦИК было положено начало награждению отдельных воинов и воинских частей за доблесть в бою. Первыми почетными наградами были орден Красного Знамени и почетное революционное Красное Знамя. Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 11июня 1926г. было введено "Положение о революционных Красных знаменах частей РККА", согласно которому знамена вручались войсковым частям на все время их существования. 21 декабря 1942г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый образец воинского Знамени для вручения частям при их формировании. Знамя состояло из двухстороннего полотнища, древка и шнура с кистями. Полотнище Знамени изготавливалось из сложенного вдвое красного шелкового фая и по краю обшивалось с трех сторон золотистой шелковой бахромой. На одной стороне полотнища в центре были нашиты серп и молот из цветного шелка, а по верхнему и нижнему краям полотнища золотистым шелком был вышит лозунг "За нашу Советскую Родину". На другой стороне полотнища, в центре, - пятиконечная звезда из шелка бордо с вышивкой по поверхности в виде лучей. Под звездой золотистым шелком вышивался номер и наименование воинской части. Деревянное древко Знамени, окрашенное в темно - коричневый цвет, в верхней части имело никелированный наконечник. Шнур Знамени крученый, изготавливался из золотистого шелка с двумя кистями по концам. Красный цвет Знамени - это цвет крови, пролитой лучшими сынами нашего народа в борьбе за свое освобождение. Пятиконечная звезда символизировала пролетарскую солидарность трудящихся всех пяти частей света.

Серп и молот символизировал свободный труд советских людей на благо своей Родины.

С 1975 года воинское знамя стало называться Боевым Знаменем. Чтобы понять, что представляет Боевое Знамя воинской части сегодня и в чем его коренное отличие (я имею в виду не только внешний вид) от Боевого Знамени советского периода, приведу две выдержки. Первая из Указа Президиума Верховного совета СССР: «Боевое Знамя всегда находится со своей частью, а на поле боя - в районе боевых действий части. Весь личный состав части обязан самоотверженно и мужественно защищать Боевое Знамя в бою и не допустить захвата его противником. При утрате Боевого Знамени командир части и военнослужащие, непосредственно виновные в таком позоре, подлежат суду военного трибунала, а воинская часть – расформированию».

Вторая из Указа Президента РФ от 18 декабря 2006г №1422: «Боевое Знамя всегда находится с воинской частью, а в районе боевых действий в условиях, исключающих захват Боевого знамени противником».:В исключительных случаях при непосредственной опасности захвата Боевого знамени противником и отсутствии реальной возможности его защиты и спасения Боевое знамя подлежит уничтожению по приказу командира (начальника) воинской части.

В случае утраты Боевого знамени проводится разбирательство в порядке, определяемом руководителем соответствующего федерального органа. Военнослужащие, виновные в утрате боевого знамени, привлекаются к ответственности по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Если утрата Боевого знамени произошла по вине личного состава воинской части, то она лишается всех своих отличий. Решение о восстановлении права воинской части на новое Боевое знамя принимается Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего федерального органа в знак признания новых заслуг воинской части:".

  1. Боевое Знамя сегодня. "Знамя Победы".

Создание проблемной ситуации и поиск решения.

Товарищи, кадеты, сравните эти две выдержки и подумайте, в чем их коренное отличие? Особое место в жизни советского народа занимает Знамя Победы. Россия не вправе присваивать Победу исключительно себе, так как эту победу ковали и другие союзные республики бывшего Союза ССР. И если Боевое Знамя воинской части сегодня в нашей стране приобрело совершенно другой облик, то Знамя Победы заменять его символом совершенно не допустимо - оно принадлежит по праву всем народам, отстаивавшим свободу и независимость нашей Родины. Однако, такие попытки были со стороны правящего большинства Государственной думы. Думцы приняли законопроект, принадлежащий генералу Сигуткину, где Знамя Победы предлагалось заменить его копией, представляющей собой красное полотнище с белой звездой вверху. По мнению ветеранов Великой Отечественной войны, такая копия не могла символизировать Победу. Множество обращений было направлено Президенту РФ о необходимости сохранения Знамени Победы в первозданном виде и они увенчались успехом. Знамя Победы было сохранено в том виде, в каком оно было водружено над поверженным Рейстагом (демонстрирую презентацию, подготовленную учеником 10Б класса Усковым Дмитрием).

  1. Порядок вручения, хранения и содержания знамени.

При переходе к освещению третьего вопроса необходимо отметить, что Боевое знамя воинской части вручается в торжественной обстановке. При вручении знамени воинской части выдается Грамота Президента РФ к Боевому знамени. Если воинской части присваивается звание "гвардейская", ей вручаются георгиевские знаменные ленты и навершие. Таков порядок определен "Положением о Боевом знамени воинской части", которое утверждено Указом Президента РФ 18 декабря 2006 года. Порядок вручения изложен в Уставах ВС РФ. Там же изложено описание нового Боевого знамени. Ранее врученные воинской части знамена остаются у нее на хранении либо передаются на хранение в музей. Боевое знамя воинской части хранится в штабе, охраняется караулом. Охрану осуществляют лучшие военнослужащие, для чего предусмотрен пост №1. В частях постоянной готовности Боевые знамена хранятся на командных пунктах (например, в РВСН). Боевое знамя периодически осматривается должностными лицами части, о чем делается запись в специальном журнале. После выноса знамя просушивается, аккуратно укладывается и зачехляется, опечатывается гербовой печатью воинской части. Временно разрешено хранить знамя в секретной части полка.

  1. Дискуссия по теме урока Мужества.

Воспитатель: Товарищи кадеты, вы только что узнали, что такое Боевое Знамя, какое значение оно имеет для ВС, а теперь я предлагаю вам обсудить следующие вопросы.

  • Что для вас значит Боевое знамя?
  • В чем вы видите разницу ответственности военнослужащих советских времен с нынешними за утрату знамени?
  • Почему в Конституции, принятой до 1993г, служба в Вооруженных силах определялась как "священный долг и почетная обязанность", а в нынешней редакции служба является "долгом и обязанностью"?
  • В чем, по вашему мнению, причина нежелания молодежи служить в армии и какие бы вы приняли меры для повышения престижа службы в Вооруженных силах?

Заключительная часть.

- Какие чувства и мысли возникли у вас в ходе мероприятия?

- Что больше всего запомнилось?

-Примерные ответы воспитанников:

- Гордость за Россию, за русскую армию, за советского человека!

Используемая литература.

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D1%8F 

  2. http://army-vt.mitm.ru/zakon.files/ovp/charter/uvs/bz.htm 

  3. Уставы Вооруженных сил РФ.
  4. Указ Президента РФ №1422 от 18.12.2006г.
  5. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1975г.
  6. 50 сценариев классных часов. - М.: Педагогический поиск, 2003.- 160 с.

Методическая разработка составлена

«11» мая 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления

Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...

План-конспект занятия по НВП для первого курса "Государственные символы Республики Казахстан и боевое знамя воинской части."

Тема: Государственные символы Республики Казахстан и боевое знамя воинской части. Учебная цель: Рассказать учащимся о государственных символах РК и боевом знамени воинской части.Воспитательная це...

Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"...

Урок английского языка с использованием технологии развития критического мышления

Урок-круглый стол с использованием технологии развития критического мышления при обучении говорению на старшем этапе обучения...

«Применение технологии развития критического мышления и группового способа обучения на занятиях истории и обществознания»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ППО( передового педагогического опыта)«Применение технологии развития критического мышления и группового способа обучения на занятиях истории и обществознания»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные за...