«Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР»
учебно-методический материал на тему

Сопот Елена Николаевна

Итоговый квалификационный проект по курсу

«Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»

Тема: «Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traut_e.n.docx732.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

МБОУ ДПО (ПК) с УМЦ «Развитие образования»

Итоговый квалификационный проект по курсу

«Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»


Тема: «Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР»

Выполнил:

слушатель курсов

                                                                   «Использование ЭОР в начальной

  школе в соответствии с ФГОС НОО»

                                                                          учитель начальных классов

                                                                                  МБОУ Захаровской СОШ

                                                                                  Траут Е.Н.

Руководитель:

Васильева И.А.

Одинцово, 2014 г.

Содержание

I. Введение

II.  Основная  часть

1. Использование ЭОР на уроках в начальной школе

2. Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР

III. Заключение

IV. Список литературы


  1. Введение.

Одной из главных задач, стоящих перед современным учителем в условиях перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам, является формирование универсальных учебных действий младших школьников. Все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в школе. Педагоги стремятся удовлетворить возрастающие потребности путем использования новых форм обучения. Одним из эффективных средств формирования универсальных учебных действий является использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения младших школьников.

Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в обучении является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок более интересным и запоминающимся для учащихся.    Главная задача учителя в этой ситуации – организация и стимулирование учебного процесса.

Работа на уроке с использованием электронных образовательных ресурсов представляет собой форму продуктивной деятельности учащихся. Компьютерные программы обеспечивают введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний, позволяют использовать все виды наглядности. К закреплению УУД предлагаются упражнения для занятий в локальной сети (звуковые и текстовые задания), при работе с которыми обучаемые используют компьютер в качестве инструмента учебной деятельности.

Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, тем самым способствуют развитию личности в процессе собственной деятельности, развитию исследовательских умений младших школьников, эффективно влияют на повышение уровня успешности овладения учебным материалом. Таким образом, возникает необходимость в создании новых методических разработок уроков (технологических карт), включающих обязательное использование ЭОР.

Цель: разработать технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме «Путешествие по Москве» с использованием ЭОР.

Задачи:

- проанализировать и отобрать ЭОР по теме «Путешествие по Москве»

- определить модели УПД обучающихся;

- выстроить структуру и ход урока в  соответствии с выбранной темой и используемыми ЭОР;

- составить план-конспект урока по теме «Путешествие по Москве»

Методы:

- анализ и отбор содержимого урока в соответствии с методическими рекомендациями;

- анализ литературы и Интернет- источников;

- анализ и отбор ЭОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов в соответствии с темой        урока.  

     

II. Основная часть

  1. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

«Расскажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

вовлеки меня – и я пойму».

Китайская мудрость 

     

                В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электронные Образовательные ресурсы  нового поколения, обладающие инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей школы.

Электронный образовательный ресурс (ЭОР)  – это учебный материал, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

      Используя ЭОР учитель может:

      - сделать  уроки разнообразнее, ярче, привлекательнее, используя больше наглядности, в т.ч музыку, анимацию, видеомателиалы;

     - вместить гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы;

     -  уменьшить количество времени для проведения контроля и проверки знаний;

     -   прививать учащимся навыки контроля и самоконтроля;

     - пользоваться различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами на уроках и т.д.

           Что дает ЭОР ученику?

  • содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  •  позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  •  формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  •  способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
  • делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Применяя ЭОР на уроках, мы должны помнить три золотых правила:

С толком. Применение любых средств на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую конечную цель. Планируя урок нужно чётко определить, для чего мы работаем с ИКТ, что мы должны получить в результате.

В меру. Ни на один вид не стоит трать много времени, т.к. ученик устаёт, интерес угасает, и полезный коэффициент его труда резко падает.

Не навреди. На просмотр изображений на учебных дисках и экранах отражённого свечения нельзя тратить больше времени, чем рекомендует  СанПИН в 1-4 классах – 15 минут. Не стоит забывать о динамических паузах и зарядке для глаз.

ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

Мультимедийность.

Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

Интерактивность.

Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.

Эти особенности ЭОР обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.

Доступность.

Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.

Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС).

Универсальность.

Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельности учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов.

Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в обучении является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок более интересным и запоминающимся для учащихся. В своей работе я применяю технологию проблемного обучения и могу с уверенностью сказать, что ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают выводы для себя.

2. Разработка технологической карты урока  окружающего мира с использованием ЭОР. 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Путешествие по Москве»

1

ФИО (полностью)

Траут Елена Николаевна

2

Место работы

МБОУ  Захаровская СОШ

3

Должность

Учитель начальных классов

4

Предмет

Окружающий мир

5

Класс

2

6

Тема урока

«Путешествие по Москве»

7

Предметная программа и её автор

Окружающий мир, 2 класс, авторы А.А. Плешаков; Е.А. Крючкова

 «Просвещение», 2013

8

Цель  урока

Формировать знание о  Москве; что такое план и как выглядит Москва на плане; описывать достопримечательности столицы.

9

Тип урока

Изучение нового материала

10

Модель организации УПД младших школьников

АРМ учителя-класс-фронтальная работа

11

Необходимое оборудование

АРМ учителя, АРМ ученика


Таблица 1.

Тема урока: «Путешествие по Москве»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Название используемых  ЭОР

Время

(в мин)

1

2

3

4

5

6

7

Адаптационный этап

Адаптирование учащихся к деятельности на уроке,

создание  проблемной ситуации

 

Вступают в диалог с учителем.

Учащиеся слушают музыкальную композицию и определяют её название.

Задают встречные вопросы на уточнение и понимание, формулируют проблему:

«Можете ли вы сказать, какой Москва была раньше?»

Учащиеся  делятся своими знаниями о Москве.

Организует практическое наблюдение по фотографиям  на доске.

Организует эвристическую беседу о Москве

Мы узнаем:

- когда и кем была основана Москва;

- что такое план и как выглядит Москва на плане.

 Мы будем учиться:

- описывать достопримечательности столицы;

- совместно работать.

№1

№2

4 мин.

Основной этап

Самостоятельная работа

Разрешение интеллектуального затруднения - найти ответ на проблемный вопрос:

«Можете ли вы сказать, какой Москва была раньше?»

 

Формирование знаний,  действий, опыта.

Самостоятельно читают  текст, выделяя новую для них информацию и подчеркивают, то, что ранее им было неизвестно

Учащиеся анализируют информацию, делают выводы,  отвечают на вопросы учителя, ведут диалог.

Учащиеся анализируют свою деятельность на данном этапе урока, показывая карточки - смайлы.

Выполняют упражнение в группах, взаимодействуя с соседом по парте,  делают вывод о том, как найти периметр треугольника.

Предлагает самостоятельно ответить на вопрос:

«Скажите, всегда ли Москва была такой, как сейчас?»  

Как и все другие города, Москва имеет свой Герб, на котором изображён всадник с копьём, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец.

Кому из вас приходилось бывать в Москве? С какой целью вы туда ездили?

А легко ли в Москве найти нужное место?

Да, следует использовать план города, т.е. чертёж местности.

Учитель предлагает детям оценить свою деятельность на данном этапе урока при помощи смайлов.

Организует работу в парах по вычислению периметра треугольников с использованием ЦОР, Организует взаимопроверку.

Помогает сделать вывод о том, как найти периметр треугольника.

№3

№4, №5

28 мин.

Физкультминутка

Выполняют комплекс упражнений под музыку за учителем

Организует проведение физкультурной разминки.

3

Творческий этап

Итог урока

Первичное  закрепление знаний, действий, опыта на основе их применения

Индивидуальная работа,  ИКТ работа на классмейтах

Беседа

Работа в Интернете на сайте linoit.com

Учащиеся принимают  и выполняют задание экзамена на классмейтах.

Учащиеся соотносят то, что уже известно и усвоено с тем, что предстоит изучить.

Учащиеся высказывают своё мнение об уроке на стикерах онлайн-доски.

Учащиеся анализируют работу, проделанную на уроке,  осуществлять само и взаимооценку.

Учитель предлагает пройти тестирование на классмейтах в модели 1:1

Экзамен «Путешествие по Москве». В случае затруднения учитель предлагает  обратиться к иллюстрациям учебника на с.100-101.

когда и кем была основана Москва? 

- что такое план и как выглядит Москва  на плане?   

- познакомились с достопримечательностями Москвы?  

На онлайн-доске разместите стикер с отзывом об уроке. Опишите своё настроение.

14 мин.

Таблица 2.

      ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР,  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Название

ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гипер-ссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Песня Олега Газманова «Москва»

Электронное издание, практический ресурс

Презентация музыкальная

http://www.youtube.com/watch?v=PSAgNXoRLSY

2

Фотография Москва

Электронное издание, практический ресурс

Интерактив

http://www.privetstrana.ru/moskva/krasnaja-ploschad/foto.html 

3

Фотография герб Москвы

Электронное издание, практический ресурс

Интерактив

http://designcard.ru/gerb/%CC/2076 

4

Достопримечательности Москвы на карте, Москва

Электронное издание, практический ресурс

Интерактив

http://www.komandirovka.ru/sights/moscow/map/

5

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Электронное издание, практический ресурс

интерактив

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e7ec0e07-b0f0-47d9-8883-ecae0ac19a9d/index_listing.html



  1. Заключение

        Цель работы, заключающаяся в разработке  технологической карты урока окружающего мира во 2 классе по теме «Путешествие по Москве» с использованием ЭОР, достигнута.

        В процессе работы над проектом были решены все поставленные задачи. В результате проекта были:

- проанализированы и отобраны  ЭОР по теме «Путешествие по Москве»;

- определены модели УПД обучающихся;

- выстроена структура и ход урока в  соответствии с выбранной темой и используемыми ЭОР;

- составлен план-конспект урока по теме «Путешествие по Москве».

         Актуальность применения ЭОР на уроках в том, что они являются эффективным педагогическим инструментом, позволяющим обеспечить результативную учебную деятельность, сделать ее творческой и интересной, а обучение – развивающим. Актуальность разработки технологической карты урока  окружающего мира с применением ЭОР не вызывает сомнения, необходимость её использования обусловлена требованиями ФГОС, глобальной информатизацией общества, поиском эффективных средств обучения. Использование электронных образовательных ресурсов способствует повышению качества знаний и умений младших школьников, эффективности и мотивации обучения, развитию интереса. Практически на любом уроке в начальной школе можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Они все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень образованности каждого. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – фундамент образования. От того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе.

IV. Список литературы

     При подготовке проекта использованы материалы с сайта:

1.http://bak-cherschool.edu.tomsk.ru/uchebnaya-rabota/elektronnyie-obrazovatelnyie-resursyi/

2. Электронные образовательные ресурсы http://www.eorhelp.ru/;

3. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах; http://www.ed.gov.ru/

4. Обучение педагогов использованию ЭОР в учебном процессе-2011; www.wiki.vlad

5. Публикации в журнале «Цифровое образование» ; digital-edu.i.

6. http://school-collection.edu.ru/

7. Открытый класс http://www.openclass.ru/node/200283

8. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/detskiy-sad/informatika/2013/01/30/preimushchestva-ispolzovaniya-elektronnykh-obrazovatelnykh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс по теме: "Будь природе другом!"

УМК "Школа России". Урок по теме: "Будь природе другом" 2 класс. Технологическая карта урока...

Разработка технологической карты урока по теме :"Теория электролитической диссоциации".

Технологическая карта конструирования урокас использованием средств ИКТ и ОЭР. Тема урока: Теория электролитической диссоциации....

Методическая разработка Технологическая карта уроков: «Опиливание», «Разметка плоскостная», «Сверление»

Методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии "Слесарь". Цели урока: обучения: систематизация приемов, навыков обращения с инструментами;развития: уметь анализировать, ф...

Разработка технологической карты урока истории

Разработка технологической карты урока истории...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема озера"

Данный урок построен с учетом требований ФГОС НОО. В основу уроку вошла групповая работа обучающихся....

Технологическая карта урока окружающего мира "Равнины и горы России" (УМК "Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...

Весна: пробуждение природы технологическая карта урока Окружающий мир, 1 класс Школа 21 века

Данный материал позволяет учителю провести урок Окружающего мира по теме "Весна. Пробуждение природы" в 1 классе. Познакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе весной; научить ...