Организация мероприятий, направленных на профилактику проявлений экстремизма среди молодежи.
статья на тему

Голованев Сергей Федорович

Экстремизм- это приверженность к крайним взглядам и мерам, исключительное, категоричное проявление пристрастных действий, высказываний, взглядов. Он может носить как политический, религиозный, экономический, социальный характер, так и бытовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekstremizm.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Организация мероприятий, направленных на профилактику проявлений экстремизма среди молодежи.

                                                            Голованев Сергей Федорович,

                                                                     Воспитатель ГБПОУ ЛСИТ

Экстремизм- это приверженность к крайним взглядам и мерам, исключительное, категоричное проявление пристрастных действий, высказываний, взглядов. Он может носить как политический, религиозный, экономический, социальный характер, так и бытовой.

    В современном обществе экстремизм – весьма распространенное явление. Он проявляется как в индивидуальном поведении людей различных социальных слоев, так и в деятельности групп, группировок, движений и партий.

   В современном мире большую опасность для всего населения представляют молодежные экстремистские группы. На структуру молодежных движений и формирований оказывает влияние социальное расслоение общества, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в уровне притязаний подростков, характере жизненных целей и способов их реализации.

  Так следует отметить, что среди неимущих подростков много панков, а в среде подростков из среднего класса – реперов. Так же молодежные движения можно поделить на две группы – неагрессивные и агрессивные. К неагрессивным движениям относятся высокоинтеллектуальные хиппи, растаманы, рэперы. К агрессивным относятся – панки, алисоманы, киноманы, фанаты ролевых игр, футбольные фанаты.

  Существует так же особо агрессивные экстремистские подростково-молодежные  формирования такие как скинхеды (бритоголовые), псевдозеленые экстремисты (грибные эльфы), молодежные группы национал- большевистской партии.

  Характерной особенностью движения скинхедов (бритоголовых) в России является сращивание некоторых группировок с уголовно- преступной средой. Это происходит потому, что определенная часть лидеров группировок, имеет уголовное прошлое и придерживается уголовных «традиций». В основе движения лежит расовая теория фашизма. Вызывают серьезные опасения случаи сращивания скинхедов с футбольными фанатами, отличающимися агрессивностью.  Как правило, ими совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления такие как убийство, причинение вреда здоровью, грабежи, и т.п.

  Распространение экстремизма на национальной почве в молодежной среде вызывает серьезную тревогу. Отмечается резкая активность их противоправной деятельности, стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления (убийство иностранных студентов, мигрантов), дерзкие демонстративные  административные правонарушения, а так же переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов.

  Основными источниками молодежного экстремизма в России являются, прежде всего, социально – политические факторы, кризис социально – политической и экономической системы, отсутствие альтернативных форм проведения досуга, кризис школьного и семейного воспитания.

  Следует отметить, что контингент несовершеннолетних преступников отличается более остро выраженными особенностями подросткового возраста, недостаточная зрелость мышления и сознания, повышенная эмоциональная возбудимость, легко переходящая в агрессию, повышенная потребность в самоутверждении любыми средствами, инстинкты подражания.

  Воспитание детей в неполных, а так же неблагополучных семьях, сирот, распространение алкоголизма и наркомании в подростковой среде, формирует физически и психически ослабленных молодых людей, неадаптированных к жизни в современном обществе.  Они чувствуют себя ненужными, безжизненными, неуверенными в завтрашнем дне и вынуждены искать общения и поддержки в группах так называемых «детей улиц». Разрыв связи с нормальной микросредой неизбежно приводит к нарушению социального контроля, несоблюдению установленных норм поведения, вызывает агрессию по отношению к обществу, отвергнувшему его.

  Мотивация агрессивного поведения подростка в основном состоит в вымещении затаенных обид, в том числе и на случайных объектах, замещая таким образом снятие нервно – психического напряжения и ложно утверждая свое «Я».

  Многие подростки идут в экстремистские организации просто за неимением иной цели в жизни, не зная, чем себя занять. Поэтому, с детского, а в особенности подросткового возраста, ребенку необходимо уделять должное количество любви, заботы, строить с ним доверительные отношения, увлекать его полезной, продуктивной, созидательной деятельностью. Вот тогда подростку будет не до экстремистской деятельности.

  Детям и подросткам нужно прививать любовь и уважение к Родине, немедленно пресекать все дурные связи, в которых замечен ребенок, вовлекать в спортивные детско – юношеские организации, кружки, организовать детский досуг.

  Подростково – молодежный экстремизм – это взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим, а так же стремление к созданию тоталитарного сообщества (секты), основанного на подчинении.

  Групповой молодежный экстремизм – это противоправная деятельность организованной группы физических лиц в возрасте от 14 до 25 лет, объединенных по принципу расовой, национальной, религиозной, политической, социальной или иной ненависти либо вражды.

  Следует отличать группировки экстремистской направленности от неформальных молодежных объединений.

  В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать как формирования, объединяющие в себе молодежь по признаку субкультуры, которая помогает реализации социальных потребностей молодежи.

  Экстремистские организации обычно декларируют, против чего они борются и какие законные  или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются в большинстве случаев  из числа молодежи, проживающей в одном микрорайоне, либо обучающейся в одном учебном заведении. При этом следует отметить, что в данную группировку попадает молодежь, не занятая какой-либо общественной и полезной деятельностью, не посещающая спортивных секций, клубов, иных заведений дополнительного образования.

  Так же, в целях профилактики молодежного экстремизма необходимо отслеживать проэкстремистское настроение подростков, осуществлять социальное сопровождение  несовершеннолетних и молодежи, относящихся к неформальным молодежным объединениям экстремистской направленности, выявлять и ставить на внутренний учет несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению, в образовательном учреждении с целью проведения индивидуальной профилактической работы, направленной на снижение уровня агрессии, предотвращения совершения ими правонарушений, осуществлять психолого- педагогического сопровождения детей с агрессивным поведением.

  Понимание сути экстремизма необходимо нам, воспитателям, в нашей работе с подростками, проживающими в структурном подразделении «Детский Дом». У данных ребят отсутствует или очень слабо выражена личность. Они педагогически запущены уже с младшего возраста, им трудно дается учеба, они совершают неправомерные поступки, конфликтуют с педагогами, мастерами, воспитателями. В результате постоянной недисциплинированности и неуспеваемости, конфликтных отношений, они попадают в условия изоляции, испытывают чувство одиночества и неполноценности.

  Задача воспитателей состоит в умении найти подход к любому подростку, сориентировать его на активное участие в образовательной деятельности. Для того, чтобы лучше понять характер подростка, выявить склонность, привычки, увлечения, способность, мы постоянно проводим индивидуальные беседы, анкетирование, психологические тесты. Тем самым, находим к каждому свой индивидуальный подход. С учетом изучения личности подростка, стараемся вовлечь его в работу кружков, секций, развить его способностей. Привлекаем ребят не только в качестве участников, но и в качестве болельщиков, зрителей. Конкурсы внутри самого образовательного учреждения такой направленности как отсутствие вредных привычек, правовые знания, самодеятельность, спортивные игры, КВН помогают удовлетворить потребность ребят в общении, организуют их активность, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение, а также  являются важным средством предотвращения вовлечения подростков в криминальные группировки.

  Хорошие результаты дает работа по привлечению подростков к походам, турслетам.  Вдали  от городских удобств этим ребятам представляется возможность проверить свое умение, выносливость и бытовые навыки. Как правило, справляются с трудностями походной жизни эти ребята успешнее, чем домашние.

   На базе нашего лицея создан поисковый отряд, который принимает активное участие в поисково-патриотическом движении, экспедициях, поисковых работах по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.  Приобщение ребят к занятиям военно- прикладными видами спорта не только помогает физическому и духовному оздоровлению подростка, но и развивает противостояние экстремизму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационный экзамен как форма аттестации по профессиональному модулю «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»

В статье представлен первый опыт организации и проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физич...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровь...

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Профилактика вредных привычек - это реальный способ помочь подросткам осознать всю опасность употребления наркотиков и других вредных веществ. В основу профилактики входят беседы с подростками, которы...

Методические рекомендации по организации педагогической практики в ДОО: ПП. 01.01 Производственная практика по организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие

Методические рекомендации по организации педагогической практики в ДОО «ПП. 01.01 Производственная практика (по профилю специальности) (практика пробных занятий по организации мероприятий, напра...

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития.

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровь...