Технологическая карта урока. Цель и задачи ритмики. Виды музыкально-ритмической деятельности.
план-конспект занятия на тему

Сайт преподавателя специальных дисциплин Помыткиной Нины Юрьевны

Дисциплина:  МДК. 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Специальность:44.02.01 Дошкольное образование.

ТЕМА: Цель и задачи ритмики. Виды музыкально-ритмической деятельности. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План занятия

Дисциплина:  МДК. 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Специальность:44.02.01 Дошкольное образование.

Курс: 3                

Группа: 3д1

Дата проведения:

Тема. Цель и задачи ритмики. Виды музыкально-ритмической деятельности.

Цели занятия: 

 Дидактическая:

-раскрыть цель и задачи ритмики;

- раскрыть виды музыкально-ритмической деятельности.

Воспитательная:

- профессиональная направленность;

- воспитание  любви к музыке

- Развивающая:

- художественно - эстетическое развитие студентов;

- активизация познавательной деятельности

Тип занятия: комбинированный

Методы занятия:  словесный, проблемно-поисковый, метод эмоционального воздействия, ролевая игра, наглядно- слуховой, наглядно – зрительный, практический.

Внутрипредметные связи:

Психология, педагогика, история, МХК.

Оборудование и методическое обеспечение урока:

программа курса, календарно-тематический план, лекционный материал, наглядные средства, музыкальный инструмент, ноты, презентация. СД и Видео записи ритмики.

Студент должен в соответствии с ФГОС СПО:

Иметь представление: цели и задачи ритмики, видах музыкально-ритмической деятельности  в соответствии возрастным особенностям  детей дошкольного возраста.

Знать: 

-методы и приемы формирования музыкально –ритмических навыков.

 - особенности подбора  музыкально – ритмического репертуара в соответствии особенностей  возрастной группы

- программы и учебно-методические комплекты для дошкольников;

Уметь: 

- подобрать   интересный и доступный музыкально-ритмический материал  для детей дошкольного возраста, с учетом возрастных особенностей.

Литература:  

  1. Васильева М.А., В.В. Гербова, Комарова Т.С. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. – М.: «Воспитание дошкольника», 2014
  2. Зацепина М.Б  Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2017. – 144с.
  3. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. / Н.И. Льговская. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 128 с.: ил. – (дошкольное воспитание и развитие).
  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: чебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Академический Проект, 2016. – 400с.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под редакцией М.А. Васильевой,В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.  М.: Издательский дом 2017; М.: Мозаика-Синтез, 2005
  6. Радынова О.П, Коммисарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- Дубна: Феникс, 2017. – 352с. Гриф МО РФ
  7. Радынова О.П., Груздова И.В. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников, - М., 2016

Дополнительные источники:

  1. Радынова О.П. Песня, танец, марш. Конспекты занятий и развлечений по программе «Музыкальные шедевры» с детьми 6-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2016. – 144 с.

Электронно-программные средства

Базы цифровых образовательных ресурсов, сформированных с использованием сети Интернет.

www.det-sad.com,

элемента

занятия

Элементы занятия

Время,

минуты

Методы

1.

Организационная часть:

2

Орг. момент

2.

Мотивация учебной деятельности

3

Организационная беседа

3.

Сообщение темы, цели задач занятия

Тема: Цель и задачи ритмики. Виды музыкально-ритмической деятельности.. 

2

Вводная беседа

4.

Актуализация опорных знаний студентов

Цель и задачи ритмики. Виды музыкально-ритмической деятельности..

5

Проблемная беседа

5.

Введение нового учебного материала.

 -раскрыть понятие: ритмическая  деятельность.

- познакомиться с методами и приемами формирования основных ритмических навыков, их соответствие особенностям возрастной группы.

Воспитательная:

Основные требования к  подбору муз. репертуара.

- Воспитательная направленность репертуара.

- Требование доступности содержания репертуара, учета индивидуальных и возрастных  особенностей восприятия музыки ребенком, его худ.– эстетической ценности.

Презентация. Разучивание основных движений.

Просмотр Видео.

10

Презентация,  

дискуссия

Освоение основных движений.

6.

Осмысление учебного материала.

Работа над разучиванием движений хоровода.

Музыкальная игра Дед мороз и дети.

 «У Оленя дом большой».

12

Работа с игровым музыкально –ритмическим материалом.

7.

Обобщение и систематизация знаний

 

7

Решение проблемных ситуаций

Подведение итогов

2

беседа

Задание на дом

2

инструктаж

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОТБОРУ  РЕПЕРТУАРА, КАК БАЗИСА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для  овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность  накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики и народной музыки, тем более успешным становится его развитие.  Обогащение сознания с помощью музыки не пройдет бесследно для его духовного становления.

В реальной жизни зачастую дети не получают возможности приобщаться к эталонам музыкальной культуры. Попса, так называемый шансон, считается предпочтительней "скучной" классики. Все упрощается: фильмы-сериалы, шоу-пустышки, даже речь становится все примитивней. Мы не замечаем, что наше развитие идет вспять. Даже животные, порой, более чувствительны к подлинной музыке, чем мы. Слушая муз. произведения низкого худ. уровня и ощущая положительное к ним отношение взрослого, ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки.

Детей с раннего возраста необходимо окружать лучшим, что у нас есть. В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить подлинный антиквариат от подделки. Если чистый, как лист мозг ребенка  будет воспринимать истинную музыку, то потом он не станет воспринимать подделку, когда ребенок станет взрослым, и дурное влияние не сможет повлиять на его вкусы.

Успех начального музыкального воспитания ребенка непосредственно связан  с развитием умения сопереживать общение с музыкой, как радость, Поэтому нужно помочь ребенку

Очень близки детскому восприятию пьесы из фортепианного  альбома П.И.Чайковского, Э.Грига, Р.Шумана, А.Гречанинова, С.Прокофьева и др. Музыкальные произведения в них очень образны, лаконичны, доступны ребенку и интересны. Также необходимо знакомить детей с симфонической музыкой: "Петя и волк" С. Прокофьева, "Карнавал животных" Сен-Санса... Помимо "детской музыки" очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных  времен - Вивальди, Баха, Моцарта, Бетховена.

Эти произведения могут быть связаны с первичными музыкальными  жанрами: песней, танцем, маршем. На танцевальную музыку  многие дети реагируют непроизвольными движениями. Эту особенность восприятия можно использовать в методике работы, давая ребятам возможность передать характер музыки в двигательных импровизациях:"волшебные персонажи", "магазин игрушек", "сказочные цветы". Используется самая разнообразная танцевальная музыка :балетная музыка П.И.Чайковского, вальсы Ф. Шопена, Д.Шостаковича.  Ритмичную маршевую музыку дети воспринимают легко: Марши С.Прокофьева, Д.Шостаковича.  Ребята могут передавать характер разных маршей, оттенки настроения музыки в ходьбе. Песенностью,  часто в сочетании с танцевальностью наполнена музыка Мендельсона, Шуберта, Шопена ... .

Во время слущания музыки  необходимо учитывать  продолжительность звучания произведения, т.к. внимание ребенка непродолжительно, неустойчиво, лучше, если это буде т не более 3-5 минут. Обычно берутся небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма.

. При  повторных прослушиваниях удлиняем продолжительность фрагмента.  Важно дать детям почувствовать настроения, переживания, переданные в музыке, их смену, взаимодействие, характерностью ритма. (мажор-минор, темное - светлое, плавное - пульсирующее, высокое - низкое, все что составляет гармонию). Позже заостряется внимание на наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых эти настроения переданы. Когда музыкальное произведение знакомо, дети слушают его без комментариев  взрослого, уместно лишь иногда делать краткие замечания по поводу смены характера музыки.

Для детей крайне важно проявление отношения к звучащей музыке взрослого. При активно положительном отношении взрослого к музыке, его сотворчестве с ребенком (движения, рисование, негромкие пояснения характера музыки, выражение глаз, мимика и др.) повышают заинтересованность в слушании музыки у ребенка.

Хорошо использовать  для обогащения муз. впечатлений ребенка знакомую музыку в непринужденной обстановке, во время свободной деятельности в группе. Ребенок имеет возможность лишь эпизодически активно ее слушать, "включаться", когда его привлекает наиболее понравившаяся ему мелодия, ритм. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно  - эмоциональные  взаимоотношения.

Возрастные особенности

Мл. гр.Этап сенсорно-двигательного освоения ребенком окружающей действительности, накопление эмоциональных впечатлений. Цель - пробуждение у детей эмоционального интереса к музыке (часто интуитивного): игра на муз. инструментах, образная музыка в движениях.

Ср. гр. Девиз - "Играя, мы познаем и творим". Цель - вовлечь детей в творческое освоение окружающего мира: Этюды - образные движения под музыку по показу: предметный мир должен предстать перед ребенком в ярком образном звучании, вызывая радость и удивление, как основу заинтересованного отношения к миру.

Ст.гр." Познание мира природы как художники": богатейшая палитра красок,  форм, звуков,  запахов, вкусовых ощущений. Цель - умение находить природную красоту с художественной точки зрения передавать душу природы, ее характер, настроение, состояние разнообразными художественными  средствами (пластическими, певческими, живописными, поэтическими). Явления природы познаются в единстве их внешнего проявления: цвет, форма, линии, фактура, декор, и внутреннего смысла, который делает эти образы одухотворенными, эмоционально выразительными (Песни: "Белая березонька", "Край родной", "Доброта", "Как красиво снег идет..."),

Подг.гр.  "Познание реального мира и мира фантазий". Цель - развитие творческой фантазии и воображения. Музыкант, как и любой художник, в своем творчестве отталкивается от природы, но изображая мир, преобразует его силой своего воображения (креатив), т.е.  переработка видоизменение, переосмысление природных форм приводит к рождению ярких выразительных образов в новой реальности. Решаются задачи интегрирования разных видов худ. деятельности с одной стороны и с другой стороны - использования целого комплекса активных воздействующих средств: визуально - образных, музыкальных, поэтических, театрально-игровых, художественных, что обеспечивает эмоциональное, интеллектуальное, нравственно-духовное развитие детей.

 

 По- моему мнению, образность должна пронизывать все стороны эмоционально-познавательных процессов :художественная выразительность, вариативность зрительных образов произведений искусства, богатство ассоциаций, яркость, метафоричность (иносказательность) - все это помогает сделать воспринимаемое выпуклее и богаче, что обогащает личный опыт ребенка, является базой для создания ребенком новых образов во всех видах художественной деятельности. Можно все это уложить в следующую схему:

1.Знакомство с муз произведением.

 2.Личное переживание (проживание)

3.Уподобление образу (кошечка, дерево, цветок, ветер)

4.Осмысление, ведущее к собственным открытиям, созданию новых образов.

Отсюда - акцент на связи внешней формы и внутреннего содержания. Передача образа сначала в движениях, мимике, жестах, а затем, например, в своих рисунках цветом, линией, формой.

Слышим - видим - чувствуем - представляем - творим. (Слышим - видим взаимозависимы). Через любование - к сопереживанию, через сопереживание - к отзывчивости (Б.Неманский)                                       

 

 

Рекомендуемые приемы

1.Контрастное сопоставление  муз. произведений ( сравнение симфонической и фортепианной музыки, выбор художественного произведения (картины) в соответствии с предлагаемой музыкой)).

2.Оркестровка (нахождение выразительных тембров детских музыкальных инструментов, соответствующих звучанию, губной оркестр, игра на воображаемых инструментах, дирижирование)

3.Передача характера музыки в движениях (сочинение своего танца на основе комбинирования различных элементов танцевальных и сюжетно-образных движений, где руки - главный показатель творчества).

4. Изображение образов, передача красок музыкальной картины в рисунке  (показ репродукций,  ("рисуем с закрытыми глазами движение музыки", "рисуем ощущения мазками» "

5 Обогащение восприятия музыкального произведения  посредством использования  зрительных, слуховых, обонятельных  (аромотерапия - с закрытыми и открытыми глазами), тактильных (выбери ткань по цвету, фактуре на ощупь), вкусовых ощущений ("попробуй музыку на вкус") ("Сладкая греза" Чайковского - клюква в сахаре,"Клоуны" Кабалевского - лимонный мармелад, "Болезнь куклы" - соль...)

6. Сочинение сказок детьми к предлагаемой музыке

7.Выбор атрибутики и использование ее в  импровизациях в процессе восприятия музыки.

8. Музыкально - психологические этюды ("Свеча", "Зимний лес", "Музей ледяных фигур")

9.Использование художественного слова для более глубокого восприятия музыки.

 

По- моему мнению, образность должна пронизывать все стороны эмоционально-познавательных процессов : художественная выразительность, вариативность зрительных образов произведений искусства, богатство ассоциаций, яркость, метафоричность (иносказательность) - все это помогает сделать воспринимаемое выпуклее и богаче, что обогащает личный опыт ребенка, является базой для создания ребенком новых образов во всех

Необходимо поддерживать веру ребенка в свои творческие возможности, сохранить в нем живую детскую непосредственность, индивидуальный язык самовыражения (сочинения стихов часто "белых", песенных образов).

 Через красоту и добро  слова, музыки, мы  доступно и естественно  зарождаем в сердце и душе ребенка понимание сложных нравственно  - духовных категорий: любовь к Родине, природе, сопереживанию, неравнодушию!

В Особое значение имеет музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, определяет содержание музыкального образования ребенка в целом. В качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическая целесообразность, доступность.

Воспитательная направленность репертуара связана с его способностью формировать эстетические чувства ребенка, развивать музыкальное мышление, творческое воображение, представления о красоте в музыке (а через нее - и в окружающей жизни).

Педагогическая целесообразность музыкального репертуара обусловлена его способностью вызывать у детей положительные эмоции в процессе музыкального восприятия, поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности.

Требование доступности репертуара рассматривается как:

  • доступность содержания(соответствие содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, его способности сопереживать чувствам, составляющим основу музыкального образа);

  • доступность музыкального репертуара (по диапазону, протяженности тем и сюжетов и т.д.) для воспроизведения его детьми.

При подборе  репертуара для слушания нужно учитывать:

 

-детские музыкальные интересы  детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным опытом, имеет изобразительное отношение к музыке, поэтому целесообразно разным детям предлагать разную музыку.

- индивидуальные и возрастные  особенности восприятия музыки ребенком.

- Так же, при отборе музыкального репертуара необходимо учитывать многомерность - ведущий принцип искусства вообще и музыки особенно. Непостижимое количество вариантов интерпретации разными слушателями одного и того же музыкального образа.

В процессе развития навыков музыкального восприятия важно знакомить детей с музыкальными произведениями различных стилей. Это дает возможность обогатить представления ребенка о музыке разных времен, об "интонационном словаре" различных эпох, познакомить с излюбленным в каждую историческую эпоху кругом образов, тем и интонаций. Стилевой принцип отбора музыкального репертуара основывается на использовании музыки старинных композиторов (Глюк «Мелодия»), произведений венских классиков (В.А. Моцарта «Рондо в турецком стиле», И.Гайдна, Л. Бетховена), сочинений русских композиторов (М. Глинки, А. Лядова, Н. Римского-Корсакова, Мусоргского «Рассвет на Москва – реке», А. Гречанинова, П. Чайковского «Старинная французская песенка», «Марш деревянных солдатиков», С. Рахманинова и др.), современной классической музыки как отечественной, так и современной, народной музыкой

При подборе музыкального репертуара необходимо познакомить детей с разнообразием основных жанров (Песня, танец, марш) и жанров, произвольных от них (симфония, балет, опера и т.д.)

При выборе репертуара для развития музыкального восприятия необходимо учитывать жизненный и музыкальный опыт ребенка. Такой подход к организации процесса детского музыкального восприятия обеспечивает естественность и непринужденность вхождения детей в мир музыки.

Музыкальный репертуар, направленный на развитие музыкального восприятия решает круг задач как правило, на музыкальных занятиях Примеры таких музыкальных произведений, как правило, рекомендуется образовательными дошкольными программами. Это произведения:

- небольшие по объему, время их заучивания не должно превышать 3-5 минут, что связано с особенностями детского внимания и недостаточностью развития произвольных процессов;

- с ярко выраженными средствами музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);

- разнообразные по стилям и жанрам;

- программные и не программные;

Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, определяет содержание музыкального образования ребенка в целом. В связи с этим в качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическая целесообразность, доступность.

Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, определяет содержание музыкального образования ребенка в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев психолого-педагогические основы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста, необходимо отметить, что этой проблемой на протяжении долгого времени занимались психологи и педагоги, такие как Б.В. Шацкая, Н.А. Метлов, Т.С. Бабаджан, Т.А. Вилькорейская, а также исследовали музыканты-психологи Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, педагоги-музыканты С.М. Шоломович, И.Л. Дзержинская, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.

Таким образом, музыкальное восприятие понимается как состоявшееся прочувствованное и осмысленное восприятие музыки.

Рассмотрев, развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста, следует отметить, что музыкальное восприятие развивается по-разному у детей на каждом возрастном этапе, так как скорость нервного реагирования с возрастом становится быстрее, поэтому у детей среднего и старшего дошкольного возраста музыкальное восприятие происходит интенсивно.

Проанализировав ГОСО РК и программы по проблеме исследования, мы увидели, какие цели, задачи, и содержание предусматривает каждая программа по вопросу музыкального восприятия у детей дошкольного возраста, а также мы увидели, что в содержании подобласти "Музыка" уделяется внимание формированию музыкального восприятия у детей дошкольного возраста.

Изучив методы и музыкальный репертуар, необходимо отметить, что, организуя процесс музыкального восприятия, педагог должен наметить определенную последовательность в его развитии, предусмотреть методы и музыкальный репертуар, которые определяют содержание работы с детьми по музыкальному восприятию - это существенная часть работы. При практической реализации методов развития у детей музыкального восприятия важно исходить из признания единства эмоционального и интеллектуального компонентов в этом процессе. При выборе репертуара для развития музыкального восприятия необходимо учитывать жизненный и музыкальный опыт ребенка. Такой подход к организации процесса детского музыкального восприятия обеспечивает естественность и непринужденность вхождения детей в мир музыки. Уважение к ребенку, доверие к его силам и возможностям должны стать для педагога той основой, на которой будет происходить дальнейшее расширение и обогащение интонационного, музыкального, а через него - и жизненного опыта малыша.

В нашей курсовой работе была изучена проблема развития формирования музыкального восприятия у детей дошкольного возраста, это помогло проанализировать методы, музыкальный репертуар и определить их место в процессе обучения дошкольников восприятию музыки на занятиях в детском саду.

Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, определяет содержание музыкального образования ребенка в целом. В связи с этим в качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическая целесообразность, доступность.

Рассмотренные нами методы организации восприятия музыки дошкольниками, предложенные исследователями требуют сегодня на наш взгляд, определенной систематизации действий пеагога с учетом направленности восприятия на определенный аспект развития ребенка. Широко применяемые традиционные методы и приемы также нуждаются в обновлении.

музыкальный восприятие репертуар обучение


Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. Всем известно глубокое воздействие музыки на внутренний мир человека, описанное А.М.Горьким в произведение «В людях»: «…Когда слушаешь её ,то забываешь- день на земле или ночь, мальчишка я или старик, забываешь всё».

В опере или балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются великолепные картины природы».

Программа воспитания дошкольников по разделу

 «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:

  • знакомить детей с художественными, доступными их восприятию образцами современной, классической, народной музыки;
  • развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
  • различать музыкальные образы, особенности их развития;
  • дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различения их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

Последовательное выполнение требований программы слушания музыки ведет к гармоничному музыкальному развитию дошкольника

1.Мусоргский «Рассвет на Москва –реке» из оперы Хованщина

2.Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

(На доске портрет композитора)


Камиль Сен-Санс был не только композитором, он был пианистом и писателем (он писал стихи и комедии). Сен-Санс родился в Париже в 1835 году. Музыку начал сочинять с 5 лет. Первый концерт состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось 10 лет.
Сен-Санс несколько раз бывал в России, очень любил музыку русских композиторов.
Сюита «Карнавал животных» создана в 1886 году. Сюите автор дал подзаголовок: «Большая зоологическая фантазия».
В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства. С раннего детства Сен-Санс прислушивался к звукам природы: журчанию ручейка, шелесту листвы, и все эти звуки находили воплощение в создаваемых композитором музыкальных произведениях. Маленький Камиль увлекался естественными науками – он собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, но с особой любовью относился к животным. Это и послужило впоследствии основанием для создания «Карнавала животных»
В сюите 13 пьес, есть такие:
1. «Куры и петухи»
2. «Слон»
3. «Кенгуру»
4. «Королевский марш львов» и другие пьесы.

А вот постарайтесь угадать, какому животному посвящена пьеса, которую вы услышите, на каком музыкальном инструменте ее исполняют.

С помощью музыки Сен-Санса можно  побывать на карнавале животных. Мы не сможем увидеть этих животных, но сможем услышать и представить.

Давайте попробуем угадать, кто изображен музыкальными звуками?

Слушание «Лебедь»

Музыкальные инструменты:

- У музыкального произведения свои изобразительные средства:
Темп (быстрый, медленный)
Сила звука (громкая, тихая)
Высота звука (низкие, высокие звуки)
Тембр (у каждого инструмента своя окраска)
После прослушивания пьес учитель задает
вопросы:
- образ  какого животного у вас возникает, когда вы слушаете эту музыку?
-Какая эта музыка по характеру?
-Какой ведущий инструмент в этой пьесе?
-На каких звуках исполняется эта пьеса?
-Что это: марш, танец или песня?
Характер, настроение музыки: Отрывистая, могучая, грозная, легкая, тяжелая, неуклюжая, назойливая, однообразная, четкая, плавная, танцевальная, маршевая, изящная, торжественная… (дописываем в результате ответов)

Звучит фрагмент пьесы «Аквариум»

- Что вы услышали?

- Плеск воды. музыка переливается волшебными струями, нежная мелодия скрипок.

. Будто солнце отражается в воде и резвятся золотые рыбки. Чтобы это озеро тоже стало волшебным нам надо озвучить эту пьесу.

Музыкальная игра.

3.П Чайковский. Неаполитанская песенка.

Неаполитанская песенка

 Одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

 

Слушаем пьесу «Слон»

Создание речевой ситуации


У А.Куприна есть рассказ «Слон» (кратко знакомлю с сюжетом). Представьте, что слон пришел к больной девочке. Как он еще мог ее развеселить? Конечно, станцевать. А какой танец удобнее всего танцевать слону? Вальс. Как он звучит, а почему?
Музыка звучит в ритме вальса, это танец. Но она тяжелая, неуклюжая, слону нелегко танцевать – он большой

«Королевский марш львов»


Пьеса маршевая, четкая, восточного характера, поэтому дети легко определяют, какое животное она изображает. Слышат низкие звуки, которые изображают рычание льва, узнают контрабас, т.к. это очень низкий инструмент, угадывают рояль.

"Кенгуру"

Музыка легкая, прыгающая, звуки-аккорды заканчиваются остановками, как бы изображая смену изящных движений и внезапных остановок кенгуру.

«Петухи и куры»


В быстром, назойливом повторении одного и того же звука остроумно изображается кудахтанье кур, которое прерывается пением петуха.
Тембр рояля и флейты. Отмечаем звукоизобразительный момент.
Слушаем столько произведений, сколько позволит время, в зависимости от ответов ребят. 

Вывод, заключение
Литература и музыка – это виды искусства, у каждого из них свои изобразительные средства. Сегодня, ребята, мы соприкоснулись с удивительной музыкой, узнали значение и написание новых слов. Музыка рождала в нашем воображении интересные образы, и вы смогли рассказать об услышанном и поделиться своими впечатлениями.

На втором уроке дети пишут сочинение.

Работы детей

Слушая мелодию Сен-Санса «Королевский марш львов», я представляю красный ковер, который стелется по мягкой зеленой траве.
Сначала выходят маленькие животные: белки, зайцы, тушканчики. Они встают по обе стороны ковра, за ними травоядные: грациозные жирафы, милые коровы, неуклюжие слоны. Но самое почетное место занимают придворные короля –хищники: гепарды, пантеры, тигры. Они грациозно рычат, давая понять, что они высшее общество. Над животными постоянно пролетают стаи птиц.
Напряжение растет, звери расступаются с поклоном. Мелкое зверье задрожало. Музыка зазвучала по-новому: величественно и торжественно.
Звучит марш. Входит король зверей! У всех замирает сердце от великолепия и блеска. И вдруг рычание. Король просит тишины. Передает этот потрясающий рык фортепиано. Звуки бегут то вверх, то вниз – «рычат».
Мне понравилась эта пьеса, потому что она рисует льва с такой очевидностью, что самой хочется склониться в низком поклоне перед царем зверей.
Хохлова Елизавета 5Б

Мне очень понравился «Королевский марш львов» К. Сен-Санса.
Я представляю себе огромный зал, в котором много животных. По залу проносится шепот, и вот входит король-лев. Все затихают и с восхищением смотрят на него. Лев величественно и гордо ступает по залу, и все расходятся перед ним. Музыка звучит торжественно и властно. Низкие звуки контрабаса и фортепиано исполняют четкий марш. Все звери преклоняются перед львом. Он властно рычит и проходит к своему трону.
И все это мне рассказала музыка, которую я с удовольствием буду слушать еще не один раз.
Вартанова Диана 5А

Сегодня на уроке я в первый раз услышала произведения К. Сен-Санса. Мне больше всех понравилась пьеса «Куры и петухи».
Заиграла музыка, суетливая, назойливая, точно курочки вывели своих цыплят во двор, и все принялись клевать зернышки. Но тут запела флейта. Под низкую протяжную мелодию выходит важный петух. Он прохаживается и осматривает куриный двор. Что подарит нам эта гордая птица? Вдруг петух запел нам свою песню и разбудил природу. Музыка зазвучала протяжней, громче. Она уже достигла высшей точки. И тут музыка обрывается. Прошло утро. Наступил день. Кончилась песня петуха.
Вот как я представила музыкальную картинку «Куры и петухи». Мне она очень понравилась.
Антонова Александра 5Б

*
Львица – это вам не кошка,
Она не выпрыгнет в окошко.
Ах, красивая какая
Эта львица молодая!
Ковалева Дарья. 5Б
*
Шла я по улице,
Увидела огромную курицу.
А рядом с ней петушок
Настраивал свой г

. Французский композитор Камиль Сен - Санс. ярко изобразил в своей музыке животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока для 5 класса по теме:Настоящее простое и настоящее длительное время. Сравнение употребления видо-временных форм.

Технологическая карта урока для 5 класса по теме:Настоящее простое и настоящее длительное время. Сравнение употребления видо-временных форм.Технология деятельностного метода Л.Г. ПетерсонПредмет:...

Технологическая карта урока. Тема:Классификация групп, подгрупп и видов растительных масел

Технологическая карта урока по профессии " Продавец  продовольственных товаров"...

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики" с применением технологии - обучение в сотрудничестве. Тема "Конкуренция, ее виды, типы рыночных структур".

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики"  с применением технологии - обучение в сотрудничестве.  Тема "Конкуренция, ее виды, типы рыночных структ...

Технологическая карта урока "Виды теплопередачи" 8 класс

Технологическая карта урока "Виды теплопередачи" 8 класс.Технологическая карта  как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО (методическое...

Технологическая карта урока "Деловое общение.Виды делового общения"

Технологическая карта урока на тему "Деловое общение. Виды делового общения"  по ОП.01 Психология делового общения разработана для студентов  специальности 43.02.10 Туризм с  ...

Технологическая карта урока по ОБЖ "Виды повязок. Правила наложения повязок. Наложение повязок "Чепец", "Черепашья повязка".

Составлена технологическая карта проведения урока по ОБЖ  с указанием целей и задач занятия, а также использованных методов  и форм обучения...

Технологическая карта урока по русскому языку в группе 1 курса по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"

В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной напра...