Доклад "Использование информационно - компьютерных технологий на уроке физики"
статья на тему

Коваленко Маргарита Юрьевна

В докладе говорится о профессиональной задаче педагога через внедрение ИКТ в образовательный процесс повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи учебного материала, создать  условия для повышения качества знаний студентов по предмету физика.

Данный материал будет полезен для преподавателей дисциплин, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Цель доклада  -  обобщение опыта по использованию информационно-компьютерных  технологий на уроках физики.

Рассматриваются следующие вопросы:

          - обстановка, в которой применяются ИКТ;

- система применения ИКТ;

- эффективность использования ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

слайд 1

Использование информационно-компьютерных технологий на уроках физики

В настоящее время происходит стремительное развитие процесса информатизации общества, новые информационные технологии проникают практически во все сферы жизни человека.

Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации  их познавательной деятельности.

Цель моего доклада - обобщение опыта по использованию информационно-компьютерных  технологий на уроках физики.

Своей профессиональной задачей считаю: через внедрение ИКТ в образовательный процесс повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи учебного материала, создать  условия для повышения качества знаний студентов по предмету физика.

слайд 3

Цель использования образовательной технологии:

- Формирование умений работать с информацией,

- Усиление интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе.

Слайд4

Большое значение для эффективности имеет обстановка, в которой применяются ИКТ:

•        ИКТ должны использоваться в предметном кабинете в органической связи с другими средствами обучения, ибо только при этом сохраняются нормальные условия ведения урока и соблюдается логическая последовательность отдельных фаз учебного процесса;

•        использование ИКТ не должно являться самоцелью, а определяется педагогической, дидактической целесообразностью;

•        подбор средств ИКТ определяется общим планом урока в соответствии с дидактической целевой установкой;

•        использование ИКТ становится органически связанным и взаимодействующим с другими дидактическими средствами и формами учебной работы и элементами урока.

Слайд 5

Описание внедрения технологии в практической деятельности.

Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:

1 этап:  выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;

2 этап: подбор и создание информационных продуктов, подбор  готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

3 этап: применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.

4 этап: анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

Слайд 6.

Эффективность использования ИКТ

Применение компьютерных и информационных технологий эффективно на всех стадиях педагогического процесса.  Как отмечал автор ИКТ Селевко Герман Константинович в своей книге «Современные образовательные технологии» в функции преподавателя компьютер представляет:

•        источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

•        наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

•        индивидуальное информационное пространство;

•        тренажер;

•        средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

•        средство подготовки текстов, их хранения;

•        текстовый редактор;

•        графопостроитель, графический редактор;

•        вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

•        средство моделирования.

слайд 7

- Использование Интернет-ресурсов для подготовки к уроку.

Анализ имеющихся  Интернет - ресурсов по физике позволяет сделать вывод, что в настоящее время созданы различные современные мультимедийные курсы по физике, которые содержат интерактивные модели, учебно - справочный блок, тестирующий комплекс, виртуальные лаборатории, моделирующую среду, в которой преподаватель и студент могут создавать интерактивные модели.

Приведу примеры ресурсов, которые я использую в своей работе:

"Социальная сеть работников образования nsportal.ru"

«Видеоуроки в интернет – сайт для учителей»

Infourok.ru – Инфоурок.ру – материалы для учителей

EduContest.Net интернет бибилиотека учебно – методических материалов

«Современный учительский портал»

"Класс!ная физика для любознательных!"

"Фестиваль педагогических идей. Преподавание физики"

"Сообщество учителей физики в Сети творческих учителей"

"В помощь учителю физики"

"Занимательная физика"

"Физика в анимациях"

слайд 8

- Работа с информационными источниками

слайд 9

Например, зайдем на сайт:

"Социальная сеть работников образования nsportal.ru"

Сегодня каждый педагог должен иметь свою страничку в сети интернет. Она нужна для того, чтобы делиться своим опытом работы, знакомиться и общаться с педагогами других образовательных учреждений, а также повышать свой квалификационный уровень.

 На сайте находится огромное количество учебно - методических материалов. За считанные минуты можно создать конспект урока, включить в него презентацию, скомбинировать слайды представленных коллегами презентаций, сделав так , как тебе удобнее. Использование этого сайта  открывает широкий простор для творчества.

Слайд 10

«Видеоуроки в интернет – сайт для учителей»

На этом сайте можно найти уникальные видеоуроки, тесты, полезные материалы и опыт преподавания различных предметов, а также горячие новости и уникальные предложения.

Слайд 11

Наши студенты принимали активное участие в олимпиадах по физике на этом сайте.

Слайд 12

Infourok.ru – Инфоурок.ру – материалы для учителей.

«Инфоурок» - крупнейший образовательный интернет-проект в России, который ежедневно посещают более 1 000 000 человек. В подготовке  курсов и мероприятий участвуют лучшие преподаватели из России и СНГ.

Слайд 13

Наши студенты принимали активное участие в олимпиадах по физике и на этом сайте.

слайд 14

" Класс!ная физика для любознательных!"

Этот ресурс содержит интересные материалы: теория плюс вопросы для самоконтроля, видеоролики, наглядные мультимедийные пособия (формулы, слайд шоу, анимации, интерактивные задачи, анимированные модели), тесты, справочники по всем темам курса физики.

слайд 15,16

Создания собственных образовательных ресурсов (дидактического, раздаточного, учебно-методического материала и.т.д., презентаций).

Видеоролики, видеофрагменты          

 Хорошо известно, что курс физики включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, видеоролики, видеофрагменты, наглядно и доступно транслирующие материал.

слайд 17

Физические модели

Многие явления в условиях физического кабинета не могут быть продемонстрированы. В результате студенты испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.

слайд 18

   Значительное число компьютерных моделей, охватывающих почти весь курс школьной физики, содержится на сайте "Физика в анимациях"

Слайд 19

Интернет - ресурс "Физика в анимациях" позволяет подбирать анимационные модели физических явлений для  демонстрации на уроке.

Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, способствует экономии учебного времени, его эстетическому оформлению. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на обучающихся. Включение видеосюжетов и звукового сопровождения слайдов позволяет формировать у студентов личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения,  способствует более глубокому усвоению материала на уроках.

Применение мультимедийных средств обучения приводит к поиску более эффективных подходов к обучению и заставляет совершенствовать методику преподавания.

Слайд 20

Организация проверочных работ, тестов, тренингов с помощью информационных технологий.

слайд 21

MyTestX— это система программ для создания и проведения компьютерного тестирования знаний, сбора и анализа результатов.

Достоинства:

1. минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.

 2. Тестирование — более справедливый метод, он ставит всех обучающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

Слайд 22

Создание тестов в программе Excel с помощью электронных таблиц.

В октябре 2018 года я закончила курс повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя физики»  на сайте «ИНФОУРОК» с использованием дистанционных образовательных технологий. По методике,  предложенной на курсе,  я могу составить тесты для проверки знаний  студентов в программе Excel,  

Слайд 23,24

Создание тестов в программе PowerPoint.

Составлять тесты я научилась не только в программе Excel, но и PowerPoint.  Теперь к любому уроку я могу составить интересную презентацию, с помощью которой можно не только объяснить материал, но и в игровой форме провести опрос или закрепить изученный новый материал.

слайд 25

Использование тестовых заданий в дидактических играх -  один из приёмов преодоления пассивности обучающихся, вызывают большой эмоциональный подъем,  интерес к предмету.

Слайд 26

- Использование на уроках,  внеклассных мероприятиях образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей преподавателя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

слайд 27

Привлечение обучающихся к созданию тематических презентаций, которые  с удовольствием использую в своей работе.  Работа над исследовательскими проектами. Лучшие проекты отправляю на конкурс "Алые паруса" - конкурс для одаренных детей, который проводится на сайте "Социальная сеть работников образования nsportal.ru"

Руководство научно - исследовательской деятельностью студентов, подготовка к выступлению на региональных конференциях.

слайд 28

Информационно - тематическое обеспечение образовательного процесса

Составлен каталог экранно - звуковых пособий по физике, который постоянно обновляется.

слайд 29

В КТП указаны ЭОР используемые на данном уроке.

слайд  30, 31  Поиск Mail.ru

Свои работы я публикую на различных сайтах, участвую в конкурсах педагогического мастерства.

слайд 31

Недостатки, проблемы использования ИКТ

 - Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов.

-  Перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках.

- Недостаточная методическая подготовленность преподавателя в части использования ИКТ на конкретном уроке.

- Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности.

 - Отказ от «живого» эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного,- как следствие отсутствие прямого исследования действительности.

 - Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием.

 - Усиление социального неравенства при организации домашней работы студентов с использованием  ИКТ.

 - Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки достоверности источника.

Здоровье.

Вредное влияние на здоровье, прежде всего на зрение.

Это означает, что, прописывая методику применения ИКТ, необходимо оптимизировать время непосредственной работы человека с компьютером. Важно также учесть, что если студент будет работать с техникой оптимальное количество времени, то преподаватель будет находиться в еще более сложном положении, т.к. будет использовать ее на протяжении всего рабочего дня.

Слайд 32

Но использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

По данным учёных, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»

В результате использования ИКТ у студентов повышается интерес к физике, растет качество знаний по результатам внутреннего контроля.

Использование ИКТ поднимает процесс обучения на качественно новый уровень образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."

Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."Цель: обоснование современной  информационно  - коммуникативной технологи...

Информационно-компьютерные технологии на уроках музыкально-теоретического цикла в ДМШ

Данная методическая разработка описывает  компьютерные     технологии обучения. Раскрывает вопросы использования данной технологии на уроках музыкально-теоретического цикла в ...

Статья: "Виртуальный методический кабинет как инновационная форма использования информационно-компьютерных технологий в профессиональном образовании"

В условиях активного внедрения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовательный процесс, основной особенностью, определяющей качество информатизации профессионального образования, являет...

Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.

В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...

Использование информационно-компьютерной технологии на уроках биологии

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным ли...

Статья "Использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе", 2019 г.

Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации...

Использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Целью работы при использовании ИКТ в ООД, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно- образовательный процесс информационных технологий....