Статья "Проблема развития мотивации профессиональной педагогической деятельности будущего учителя"
статья

Усова Наталья Анатольевна

В статье рассматривается проблема  развития мотивации  профессиональной педагогической деятельности  будущего учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Усова Наталья Анатольевна, преподаватель

ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М.Клыкова»

 

  В новых социально-экономических условиях, происходящих в нашем обществе, проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большое значение. В современном мире возрастает ценность и значимость образования, постоянно возрастают требования к качеству подготовки  выпускника со средним профессиональным образованием, требуется педагог-профессионал, способный самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность, готовый к творчеству и поиску, то есть социально активная личность.  

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания и  там, где его место занимает недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовленные интеллектуально и морально к работе с детьми. 

Особую мобильность  в сложившейся ситуации должны проявлять профессиональные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку педагогических кадров.

Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение студентами суммой знаний, большое значение придается задаче формирования профессиональной готовности студента. Профессиональная готовность помогает студенту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать свои знания, опыт, помогает быстро адаптироваться к условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию.

Как профессионально важное качество профессиональная готовность студентов  включает в себя мотивационный компонент, который выражается в системе устойчивых установок и мотивов.

Проблемой развития мотивации профессиональной педагогической деятельности занимались многие педагоги и психологи: Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, А.Н.Леонтьев, А. Маслоу, А.К.Маркова, Н.А.Аминов, А.Б.Орлов, Н.В.Кузьмина и др. [1,140]. Однако, проблема мотивации педагогической деятельности  является одной из наиболее сложных и малоизученной.

Под понятием  «мотивация» понимается совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения  [2, 81].

Что касается педагогической мотивации, она рассматривается как побуждение к профессиональной активности в сфере педагогической деятельности.

Первое представление о своей профессиональной деятельности – самое  сильное. От того, как увидят свою будущую профессию, обучаясь  в педагогических образовательных учреждениях в реальности студенты, зависит, как сложится их дальнейшая жизнь и профессиональная карьера.

Практика техникума показывает, что на первом курсе в мотивационной сфере студентов отсутствуют мотивы, направляющие его на профессиональную педагогическую деятельность.

Поэтому важной задачей преподавателей уже на первых этапах обучения в техникуме является формирование мотивов, придающих дальнейший смысл учебе студентов. Следовательно, управление процессом формирования мотивационной сферы деятельности, профессиональной готовности необходимо взять на себя педагогическому коллективу. При этом необходимо поддерживать эффективную и плодотворную работу каждого студента, т.е. осуществлять всяческую педагогическую поддержку, чтобы это обучение в колледже стало основой его самообучения и самосовершенствования.

В качестве такого «настроя»,  актуализации и приспособления возможностей личности для успешных действий рассматривается состояние ориентированности на активные действия  [3, 56].

В основе путей и методов формирования положительных мотивов в учебном процессе необходимо рассматривать само содержание обучения, организацию учебной  и практической деятельности. 

Чтобы сформировать адекватное отношение к профессии и подготовить студентов к педагогической деятельности в техникуме изучаются такие дисциплины, как «Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика», где даются общие сведения о профессии, о сферах профессиональной деятельности специалиста и большое внимание уделяется его личностным характеристикам, духовно-нравственным ценностям, этическому кодексу будущего педагога. На этих  уроках студенты учатся планировать свой профессиональный путь, успешно адаптироваться на рабочем месте, эффективно реализовать свой профессиональный потенциал. Чтобы эти знания прошли через осознание и осмысление,  уроки проводятся  в нетрадиционных формах, например: различного рода круглые столы, деловые игры, семинары, тренинги, в которых студенты в специально организованных ситуациях были бы поставлены в позицию нравственного выбора, нравственной оценки поступков, чувствования различных педагогических ситуаций и выполнения морально одобренных действий. И здесь очень важна роль преподавателя: его пример, убеждения. Именно в учебном материале отражается степень профессиональной значимости знаний и  умений данного материала, область его  применения.  Следовательно, преподаватель при разработке планов урока, при подборе учебного и иллюстрированного материала должен учитывать характер  потребностей самих студентов. Содержание каждой темы должно быть мотивировано.

Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности  студентов осуществляется через включение их в общественную деятельность техникума, привлечение к участию в различных мероприятиях, использование  различных форм внеурочной деятельности: учебно-методический сбор, студенческие самоуправления, газету студентов и преподавателей, культурно-массовые мероприятия.

Большое значение имеет проведение в техникуме недели «Педагогики», недели «Науки», где проводятся конкурсы педагогического мастерства: «Какие они педагоги», «Сердце отдаю детям», интеллектуально-познавательные конкурсы: «Знатоки педагогики», «Школа радости» и др.. Участвуя в данных  мероприятиях, каждый студент ощущает на себе долю ответственности, которая подтолкнет его к дальнейшему самосовершенствованию, получению новых знаний и навыков. Это помогает личностному и профессиональному становлению студента, готовит его к профессиональной деятельности.

Таким образом, для развития профессиональной педагогической мотивации, как одного из важных компонентов педагогической деятельности, влияющих на профессиональное становление будущего педагога, необходимо создать комплекс организационно – педагогических условий. Наиболее важными, из которых являются:

  1. Осуществление и поддержка эффективной и плодотворной работы каждого студента.
  2. Ориентирование  на активные формы и методы обучения.
  3. Использование в учебно-образовательном процессе нетрадиционных форм обучения.
  4. Использование различных форм внеурочной деятельности.
  5. Регулярное проведение научных  исследований.
  6. Осуществление экспертизы качества образовательного процесса и качества подготовки выпускника.

Перечисленные нами условия характеризует возможности студента решать в условиях обучения задачи, близкие к реальным условиям  профессиональной деятельности, а после окончания техникума успешно включаться в работу  по специальности.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и  формирования личности. М.,1976, с. 140.
  2. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии.- М., 1996. с.81.
  3. Маркова А. К. , Матис Т. С., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990, с. 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность

Материал предствавлен в виде презентации. Предназначен для педагогических или методических совещаний. Указаны причины, побуждающие педагогов к самообразованию, направления, источники, а также результа...

Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента педагогического колледжа

В статье раскрыты особенности, условия и содержание организации научно-исследовательской деятельности студентов ГПОУ "Читинский педагогический колледж"...

Педагогическая практика как средство развития профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов

Межвузовская научно-методическая конференция «Учебная и производственная практики в системе профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт организации и современные требования»...

Статья для участия в V Фестивале передового педагогического опыта учителей «Современные методы и приемы обучения»

В статье рассматривается актуальность социокультурного компонента при обучении иностранному языку обучающихся в системе среднего профессионального образования. Авторы предлагают возможное содержание...

«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».

«Педагогическая деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования». Технологическая карта урока объяснения новых зн...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»

Что побуждает ученика учиться? Какие факторы мотивируют его к учению? Как сделать, чтобы работа учителя пробудила познавательный интерес и желание учиться у обучающегося, а педагог, в свою очередб, см...

Статья « Педагогические находки учителя в системе работы по подготовке учащихся 4-х классов к ВПР »

Опыт работы по  подготовке к ВПР, систематизация накопленного опыта и исследований по данной теме....