Конспект урока "Цвет. Цветоведение"
план-конспект урока

Бурова Татьяна Александровна

Конспект урока "Цвет. Цветоведение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Цвет. Основы цветоведения.
Класс: 6.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Вид урока: урок-практикум.
Цель: познакомить обучающихся с  основами цветоведения.
Задачи:
-
образовательные: сформировать понятия цветовой круг, основные составные цвета, ахроматические и  хроматические цвета, контрастные цвета,тёплые и  холодные цвета; научить детей ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета;
-  
развивающие: развивать познавательный интерес и  творческую фантазию обучающихся;
-
воспитательные: прививать детям любовь и  интерес к искусству, художественный вкус.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: освоение новых видовтворческой деятельности; выполнение рисунка по собственному замыслу.

Регулятивные УУД: придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Познавательные УУД: понимание информации, представленную в изобразительной форме и использованиеее для решения различных учебных задач.

Коммуникативные УУД: осуществление анализа, сравнения, группировки материала по заданным критериям.

Оборудование: доска, ноутбук, презентация Power Point.

Материалы и инструменты: альбом, краски, кисти, палитра, ёмкость для воды, салфетки, простой карандаш, ластик, шаблон круга.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Учитель здоровается с детьми и проверяет их готовность к уроку.
— Для успешной работы на уроке нам потребуются: альбом, резинка, шаблон круга,  и карандаш. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Читает авторское стихотворение на мотив стихотворения
В. Г. Абрамова «Скажи, скажи, художник».
Вы мне скажите, дети:
Какого цвета ветер?
Какого цвета облако
На небе голубом?
Какого цвета песня?
Какого цвета вечер?
Какого цвета радость,
Когда с другом вдвоём?
Я думаю, вы скажете,
Что это всё оранжевое,
И красное, и жёлтое,
Зелёное порой.

И я отвечу просто вам,
Что всё такое разное,
Прекрасное, чудесное
Лишь потому, что мир вокруг
Для нас вдруг стал цветной.
Š

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке?

Проводят самооценку готовности к уроку.

Погружаются в атмосферу дружелюбия и симпатии, настраиваются на осознанное вхождение в пространство деятельности на уроке.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают своё мнение, выслушивают мнения других детей

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

— Правильно, мы будем говорить о цвете, о тайне, которую он скрывает.
Учитель выявляет уровень знаний детей.
Š Что такое цвет?
Цвет — это одно из самых важных  изобразительных средств в искусстве.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.
Сколько цветов знает каждый из вас?

 Давайте попытаемся их перечислить

Отвечают на вопросы учителя,
высказывают своё мнение.
Š


Называют цвета

3. Постановка учебной задачи

— В простом наборе красок для детского творчества этих цветов всего шесть. Кто-то из вас удивится: разве можно нарисовать картину, используя только шесть красок?

Можно, для этого просто нужно смешивать краски. Ведь в природе существует великое множество различных цветов и оттенков. Их гораздо больше, чем может различить орган зрения человека. Учёные  установили, что человеческий глаз может воспринимать только около 200 цветовых тонов и оттенков, которые имеют названия. Для того чтобы
человек не запутался в таком разнообразии, люди придумали классификацию цветов и науку, которую изучают художники,—
цветоведение.

Слушают учителя.
Š

4. Открытие нового знания.

— Все цвета художники делят на ахроматические и хроматические.


Здесь нет ничего сложного, как вы можете  подумать, видя их названия.
Хромос в переводе с греческого означает цвет.
Хроматические — это цвета, содержащие цвет (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый и т. д.).
Ахроматические — цвет не содержат: это — белый, чёрный и все оттенки серого, которые мы получим, смешивая белую и чёрную краски. В этой группе цвета отличаются только по светлоте, тону.


У каждого человека есть любимый цвет. И,  конечно же, рисуя картину, каждый из вас использует его чаще всего.
Для того чтобы создать яркую картину, художники используют три цвета: красный, синий и жёлтый. Эти цвета называют
основными, так как их нельзя получить путём смешивания других цветов


Весь видимый мир состоит из предметов, являющихся источниками собственного или отражённого света. Часть предметов, на которые падает солнечный свет, его поглощают, а часть — отражают.
Отражённые лучи дают ощущение цвета предмета. Например, снег отражает почти все лучи, а сажа — почти все поглощает. Зелёная листва отражает зелёные лучи, апельсин — оранжевые и так
далее.
Для удобства эти цвета можно замкнуть в виде кольца, в котором цвета сменяют друг друга. Это — цветовой круг, который мы сегодня будем рисовать

Слушают учителя

5.  Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи)


-  Приготовьте краски к работе, смочите их водой.
-  Закрасьте в малом круге все секторы основными цветами.

- Какие это цвета?
Š

Открывают альбомы, обводят шаблон круга, рисуют малый круг внутри большого.

Готовят краски к работе.

Выполняют необходимые действия.

Перечисляют основные цвета

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 


-  
Составные (дополнительные) цвета можно получить путём смешивания основных цветов.

-  Закрасьте жёлтым цветом верхний сектор, добавьте к нему немного красного.

-  Какой цвет получится?
-  А если к жёлтому добавить немного синего?
- Теперь попробуйте закрасить оставшийся сектор синим цветом и добавьте к нему немного красного.
- Какой цвет получили?

Вы можете получать разнообразные оттенки цвета, добавляя к основному цвету больше или меньше другого основного цвета. Так, если в синий цвет добавить больше жёлтого, получится салатовый,

а если меньше — то изумрудный

Слушают учителя. 

Самостоятельное выполнение работы 

Смешивают краски, получают оранжевый цвет.

Смешивают краски, получают зелёный цвет.

Смешивают краски, получают фиолетовый цвет.

7. Физминутка

Каждый день по утрам
Мы делаем зарядку (
ходьба на месте).
Очень нравится нам
Всё делать по порядку:
Низко приседать (
приседания),
Весело шагать, (
ходьба)
Руки поднимать (
руки вверх),
Прыгать и скакать (
прыжки)

Выполняют упражнения

8. Включение в систему знаний

-  Все вы видели одно из чудес природы — возникновение после дождя семицветной радуги. Своим появлением она обязана капелькам воды в воздухе: белый солнечный луч, преломляясь
в них, образует так называемый
солнечный спектр, в котором мы различаем красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие и фиолетовые лучи. Для того чтобы легче было запомнить цвета радуги, придумали поговорку, где каждая первая буква в слове обозначает определённый цвет.

- Вспомните эту поговорку  

- Какой цвет в радуге нельзя получить при смешивании основных цветов? Почему?


В радуге нет белого и чёрного цвета. Но эти цвета есть в природе. При смешивании с другими цветами они изменяют свой цвет.

- Смешайте на палитре белый и красный цвета.

-  Какой цвет получился?
- Смешайте белый и чёрный цвет.

- Какой получился цвет?
- Какие цвета получали смешиванием?

Если вы внимательно посмотрите на свой цветовой круг, то увидите, что напротив синего цвета находится оранжевый.
- Какой цвет напротив красного? напротив жёлтого?
Такие цвета называют
контрастными


Свойство контрастных цветов заключается в том, что красный рядом с зелёным кажется ещё краснее, в свою очередь, зелёный — зеленее на фоне красного.

Цветовой круг обычно делят на две части — тёплую и холодную.
Само название говорит о том, что
тёплые цвета мы ассоциируем
с теплом, а
холодные — с холодом


-  Назовите тёплые цвета из вашего цветового круга.
Тёплыми принято считать красный, оранжевый, жёлтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета огня, солнца, которые дают нам тепло. В цветовом круге они находятся рядом. Так же ведут себя и холодные цвета.Š

- Как вы думаете, какие это цвета?


Это цвета сумерек, зимы, мороза, льда, снега. А как же зелёный, который остался в круге один? Оказывается, зелёный может быть и тёплым, и холодным. Он не принадлежит ни к одной из групп, и в то же время примыкает к обеим сразу. Зелёный находится на границе этих групп, и поэтому всё зависит от того, какого цвета
в нём больше. Если жёлтого, то зелёный — тёплый, а если синего — то холодный.
Через цвет можно также передать настроение. Тёплые цвета дарят нам радость, оптимизм, а холодные — передают грусть, тоску, задумчивость. Интересно, что тёплые цвета наилучшим образом сочетаются с чёрным цветом, а холодные — наоборот, очень подходят к белому.

Слушают учителя.

 «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

 Голубой. Для его получения нужен белый цвет.

Слушают учителя.

Смешивают цвета.

Розовый.

Смешивают цвета.

Серый.

Составные (дополнительные) цвета.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Называют цвета.

Синий, фиолетовый и производные от них.

Слушают учителя.

9.Практическая работа

Задание: выполните фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золотого солнца» и др.

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Какие задачи вы ставили на уроке?
- Вы их достигли?
- С какими понятиями вы сегодня ознакомились?
- Пригодятся ли эти знания вам в дальнейшем?
- Что интереснее: пользоваться готовыми красками из набора или найти желаемый цвет самостоятельно?

Выставка работ обучающихся
Оценивание работ

Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями.

Оценивают свои работы (самооценивание).
Рассматривают работы других детей, делятся мнениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс "Основы цветоведения" с программой кружковых занятий "Волшебные краски" для профессиональной переподготовки учителей начальных классов

Здесь представлены материалы по цветоведению, основы цветовой грамотности, растяжки тона, смешения, спектральный анализ, нюансные и контрастные упражнения, использование колористики при выполнении пей...

План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)

Данный материал поможет  преподавателю для проведения открытого урока по дисциплине: "Живопись с оновами цветоведения"...

Цветоведение.

Вводная лекция по цветоведению....

Основные аспекты цветоведения

Освоение выразительного языка изобразительного искусства (формы, пространства, ритма, композиции, цвета и др.) является приоритетной задачей профессионального образования учащихся детской художественн...

Олимпиада по дисциплине ОП.04 Цветоведение

Задания, для проведения олимпиады по дисциплине ОП.04 Цветоведение...

Программа по дисциплине ОП.04 Цветоведение

Программа по дисциплине ОП.04 Цветоведение...

Практические работы по дисциплине "Основы цветоведения"

Практические работы по дисциплине "Основы цветоведения"  разработаны для студентов обучающихся по специальности парикмахерское искусство.Цель практических работ - закрепление и усвоение теоретиче...