ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРУППЕ ПО ПРОФЕССИИ «СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН»
статья

Дрозд Надежда Павловна

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех сферах его деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drozd_np_konf.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дрозд Н.П., мастер п/о  

ГАПОУ АО «СТСИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ГРУППЕ ПО ПРОФЕССИИ «СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ

СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН»

Воспитание – великое дело:

им решается участь человека

 В.Г. Белинский

Говоря о воспитании патриотизма и его огромном значении в развитии и формировании личности нельзя не привести полные глубокого смысла слова К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору…»

Найти этот самый ключ и открыть им потайную дверцу к сердцу каждого обучающегося – вот основная задача мастера производственного обучения. Не случайно раздел «Патриотическое воспитание» занимает одно из важных мест в плане  воспитательной работы.

В основу указанного раздела положены основополагающие принципы программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ,  Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в которых указывается: «Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями качествами. Способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепление государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития».

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех сферах его деятельности

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Это сложная и длительная работа. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота.   При этом необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий — через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей — столько путей. Трудно, но педагог  должен находить патриотическую «тропиночку» к каждому сердцу. В первую очередь сам мастер производственного обучения   должен быть  искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности.  

На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Потенциал внеурочной деятельности в воспитании патриотизма подростка велик. Необходимо учитывать интересы личности при выборе видов внеурочной деятельности, применять методы и  формы, адекватные содержанию патриотического воспитания. Внеаудиторная работа носит воспитательный, развивающий, обучающий потенциал.

Воспитательные мероприятия отличаются мобильностью, динамичностью, носят добровольный характер занятий, на  которых реализуется опыт коллективного взаимодействия. Внеаудиторные  мероприятия призваны обеспечить развитие у  обучающихся нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества.

Внеурочная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и  ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в  качестве определяющих принципов, позиций в  практической деятельности и  поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.  В группе обучающихся по профессии «Слесарь по ремонту строительных машин» присутствует чувство коллективизма, взаимовыручки, развито чувство товарищества: подростки уважают друг друга и стараются в любой момент прийти друг другу на помощь.

В этом году мы ввели еще одну традицию – каждый месяц ходить в кино. Смотреть как социальные фильмы, так и комедии, лишь бы они учили добру…Обсуждения и дебаты обучающихся  приводят  к высказыванию сокровенных мыслей, раскрытию таящихся в глубинах души чувств. Циничных и равнодушных ответов не бывает.

Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и  государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и  роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. 

В работе стремлюсь к тому, чтобы у обучающихся появились желание и необходимость познать себя, ответить на вечные вопросы: кто я, откуда мы и куда идём, что берём от прошлого, во имя чего живём, что передадим потомкам.

Побывав на экскурсии в краеведческом музее, о много узнали  о наших земляках-ветеранах ВОВ, о их подвиге на Курской дуге, в Сталинградской битве, об участии в северных конвоях. После посещения музея каждому обучающемуся было что рассказать о своих предках.

Традиционным мероприятием, в котором принимают участие обучающиеся  является акция  «Бессмертный полк», посвященная 9 мая.

Неоднократно, как лучшая группа года, обучающиеся  несли вахту Памяти на братской могиле и у мемориала павшим солдатам. В такие моменты  обучающиеся  испытывают  неподдельную гордость и ответственность.

Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и  государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных сил РФ в  политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.   

Ветеран боевых действий и СПЕЦНАЗА Табачный Валентин Александрович,  руководитель ВСПК-СПЕЦНАЗ  неоднократно выступал перед обучающимися в техникуме, рассказывал,  каким должен быть будущий воин, защитник нашего Отечества: обучающиеся всегда с интересом слушают его выступления.

Интернациональное - воспитание важнейших духовно-нравственных и  культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и  развития нашего общества и  государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и  судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и  преданность своему Отечеству, гордость за  принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и  проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и  государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в  атмосфере интернационализма.

Участник боевых действий, заместитель председателя ветеранов Афганистана, Стирманов В.Н. – частый гость в техникуме.  В годовщину вывода советских войск из Афганистана в техникуме проводится целая плеяда мероприятий: организуется  просмотр фильмов, посвященных военным действиям в Чечне и Афганистане; вспоминают бывшего обучающегося техникума Березкина Владимира, погибшего в Афганистане - никто из обучающихся не остается  равнодушным.

Профессионально - деятельное формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и  поставленных задач. Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельной самореализации личности, профессиональные притязания и  нацеленность на  достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и  с  высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста. 

Особое место в патриотическом воспитании обучающихся занимает военно-спортивный клуб «Гвардеец». Овладение теорией и  практикой военно-патриотического воспитания обучающихся, всесторонняя подготовка их к  военной службе, к  выполнению своего долга к  достойному служению Отечеству — одна из задач военно-спортивного клуба «Гвардеец».  Обучающиеся  стремятся попасть в  клуб «Гвардеец», с удовольствием занимаются рукопашным боем и на глазах преображаются. В его отряде царит взаимовыручка, порядок, ребята совершенствуют физическую подготовку, вырабатывают в себе нужные будущему защитнику Отечества качества.

Психологическое - формирование у обучающихся высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно включает изучение и  прогнозирование социально-психологических процессов в техникуме, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса.

Каждый год  в техникуме проводятся мероприятия по  пропоганде здорового образа жизни -  это  и  лекции от Государственного бюджетного учреждение Архангельской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда»; и  фестиваль «Здоровье».

Физкультурно-спортивное - пропаганда здорового образа жизни.

Обучающиеся группы – активные участники военно- спортивной игры «Победа», военно-спортивной эстафеты посвященной  дню рождения В.Ф. Маргелова, военно-спортивной  игры  «Салют».

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и  мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.

Работа по  патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания - направленность на  целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Таким образом, внеурочная работа по патриотическому воспитанию - это организация мастером производственного обучения различных видов деятельности обучающихся

В нашей образовательной организации опыт по патриотическому воспитанию представлен  достаточно широко.  

Считаю, что  процесс патриотического воспитания в группе результативен. Как сочетание вышеназванных форм и методов в комплексе, так и  использование их, способствует формированию и развитию социально активной личности, патриотических чувств и настроений обучающихся.  Положительным  результатом в работе отмечаю:

  • активность обучающихся  в мероприятиях патриотической направленности;
  • понимание обучающимися смысла проводимых мероприятий;
  • результативность участия обучающихся в соревнованиях, конкурсах;
  • удовлетворенность обучающихся совместной деятельностью.

И закончить свое выступления хочу словами выдающегося отечественного историка и  патриота Родины  Николая  Михайловича  Карамзина, который учил: «… патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к  Отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теоретическому заданию на конкурс профессионального мастерства студентов по профессии «Слесарь по ремонту строительных машин»

Тест для студентов (СПО, НПО), обучающихся по профессии «Слесарь по ремонту строительных машин» (задания и ответы)...

Организация патриотического воспитания в колледже

В статье рассмотрены условия организации патриотического воспитания в колледже. Показано значение патриотического воспитания в становлении и развитии личности, обладающей качествами  гражданина и...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по ПМ 03.01 профессии Слесарь по ремонту строительных машин

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по  ПМ.03 Выполнение сварки и резки средней сложности деталей предназначены для студентов по профессии Слесарь по ремонту строитель...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы технической механики и Гидравлики» профессии Слесарь по ремонту строительных машин

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и гидравлики» предназначены для студентов по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонт...

Статья в сборник материалов коллегии "Опыт организаций патриотического воспитания в образовательных организациях города Бугуруслана"

Статья в сборник материалов коллегии "Опыт организаций патриотического воспитания в образовательных организациях города Бугуруслана"...

Основные подходы к организации патриотического воспитания в МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун

Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовны...

Инновации и традиции в системе патриотического воспитания молодёжи на примере профессии "Повар"

Как можно воспитать молодёжь патриотически, на примере традиций по профессии "Повар"...