Инновации и традиции в системе патриотического воспитания молодёжи на примере профессии "Повар"
статья

Леготина Татьяна Георгиевна

Как можно воспитать молодёжь патриотически, на примере традиций по профессии "Повар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_legotina_t.g.docx837.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновации и традиции в системе патриотического воспитания молодёжи на примере профессии «Повар»

статья Леготина Т.Г.

мастер производственного обучения

ГБПОУ ИО ИТТриС

Аннотация: В статье приведены проявления патриотизма через народные традиции, через память поколений. Дело остаётся за малым, разработать новую систему воспитания и запустить её механизм.

Я не вижу предмета, который не

давал бы возможности развивать

любовь к Родине, воспитывать

лучшие гражданские чувства

в молодёжи

М.И. Калинин

Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Сегодня стало очевидным, что в обществе, поглощенном проблемами политических сложностей, разрушаются социальные связи, нравственные устои, что ведёт к нетерпимости и ужесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому наша задача помогать каждому обучающемуся определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, коими являются гражданственность и патриотизм.

В рамках реализации патриотического воспитания проводятся различные мероприятия всероссийского и межрегионального уровней, в числе которых можно выделить Победа в Великой Отечественной войне. Несмотря на то, что повара не были боевыми единицами, их труд очень ценили. Во время войны существовали награды, присуждавшиеся отличившимся поварам и пекарям. Их успели получить более 33 тысяч человек. Известное армейское блюдо не является находкой Великой Отечественной войны, его придумали гораздо раньше. Авторство рецепта приписывается А.В. Суворову. По легенде, во время тяжелого перехода через Альпы, когда продовольствия уже не хватало, он предложил смешать ингредиенты, которые оставались в наличии и сварили кашу. На практических занятиях мы тоже решили сварить «солдатскую кашу».

«Солдатская каша обучающиеся гр. П/п-20-2/6. Орлова В; Мосин А; Дмитриев Е.

Эта сытная и ароматная еда давала солдатам силы для сражений. Фронтовую кашу и другую еду для военных, как правило, готовили на полевых кухнях. Такая передвижная кухня могла легко следовать за войском в любом направлении. О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий в годы войны, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Украинские, российские и белорусские матери страдали сами, но еще больше – видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат. Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешних поколений. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам давали по две ложки пшенной каши в день (хлеба не было). Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки для голодных людей был праздником. Но самое главное – люди лишились привычного и особенно для них дорогого — хлеба. Меры этим лишениям нет, и память о них должна жить в назидание потомкам.

Труд на армейской кухне в военную пору был лишен всякого романтизма. Ночью наряд выполнял тяжелую, изнурительную работу: вручную чистили нескончаемые груды картофеля, мыли и скребли котлы. Отличная кухня скрашивает многие стороны тяжелой солдатской службы. Боевое настроение солдат ни в последнюю очередь создавалось поваром, его умением, его талантом и влияла на подъем духа, помогала ковать победу, вносила веселый вклад в боевую подготовку воинов. Ведь приём пищи для солдат был не просто утолением голода. Это были редкие минуты спокойствия и отдыха, редкие минуты солдатского быта, когда солдат испытывает удовольствие от вкусного борща, каши, от общения с другими, думает о своих близких.

Питание русских солдат не отличалось разнообразием и наличием деликатесов. Для них была разработана военная норма продуктов. Их хватало, чтобы не быть голодным и поддерживать силы. Солдатам полагалось в день: хлеба 800 г. и сала 30 гр. При изучении бутербродов, я обязательно говорю о ценности хлеба, о его значении в питании. На примере показываю, как важно беречь каждый кусок хлеба.

Обучая профессии «Повар», я воспитываю любовь к избранной профессии, традициям русской кухни. Обучающиеся узнают, что труд повара сегодня требует самых разнообразных знаний в области экономики, медицины, механики, истории; о том, что повар должен знать и уметь, почему его мастерство называют искусством.

Испокон веков ни одно застолье на Руси не обходилось без пирогов. Готовили их и для дорогих заморских гостей, и для скромных крестьянских праздников; на снежное Рождество и весеннюю Пасху; для путников в трактирах и для торговли на больших ярмарках. Каких только рецептов не было у хозяек: закрытые, открытые, сладкие, жареные……Но в хлебосольной стране самую большую популярность приобрела кулебяка-продолговатый пирог с обильной начинкой. Историки не могут прийти к единому мнению, когда же впервые на русском столе появилась кулебяка. Кто-то утверждает, что не ранее 17 века, но есть и те, кто доказывает, что кулебяка упоминалась ещё в 12 веке. Точно известно одно: этим блюдом, как и блинами, питались все слои населения. Особенно широкое распространение кулебяка получила в Москве: наравне с хлебом и солью ею встречали гостей Первопрестольной.

Обучающийся гр. П/п-20-2/6 Карасёв Константин

Так или иначе, ясно одно — пироги пекли на Руси с незапамятных времен, раньше, чем в других странах Европы. Например, упоминание русских пирогов можно встретить в описании путешественника Адама Олеария:

Между прочим, у них (русских) имеется особый вид печенья, вроде паштета, или, скорее, пфапкухене, называемый ими «пирогом»; эти пироги величиною с клин масла, но несколько более и продолговаты. Они дают им начинку из мелко рубленной рыбы или мяса и луку и пекут их в коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять. Так что, как видим, это блюдо может по праву считаться исконно русским. Упоминаются пироги и в древнерусских летописях, и в былинах, и в сказках. Например, знаменитый Колобок не что иное, как пирожок. Часто упоминаются ржаные пироги. Например, в сказке «Гуси-лебеди» печка предлагает девочке ржаные пироги. Дело в том, что простой люд Древней Руси обычно ел пироги именно из темной ржаной муки. Пшеничные же пироги в основном попадали на столы богатых людей. Так что, когда девочка отвечает «у моего батюшки и пшеничные не едятся», это означает очень дерзкий ответ.

Блины – одно из самых популярных блюд в нашей стране, история которого насчитывает многие столетия. Известно, что ещё в IX восточные славяне готовили блины. По легенде, это блюдо было изобретено случайно – однажды овсяной кисель, случайно оставленный в печи, нагрелся до такой степени, что зажарился, стал румяным и имел вид лепёшки. Однако всем, кто попробовал этот кисель, понравился его вкус, и после этого появились блины. Как блины получили своё название? Историк В. Похлёбкин отметил, что этимология слова блин связана с древнерусским словом «млин», производного от глагола молоть. В Древней дохристианской Руси блины изначально готовились для поминовения умерших. Позже блины стали основным блюдом во время Масленицы (поскольку этот праздник связан с проводами и «поминками» зимы) и, вероятно, были символами солнца и бога Ярилы. Это неудивительно, поскольку форма и цвет блинов действительно имеет сходство с солнцем. На масленичной неделе традиционно принято съедать очень много блинов – в древности их продавали торговки и разносчики в лотках, готовили блины и в трактирах. В нашей стране издревле существует огромное количество разнообразных рецептов, по которым пекут блины. К примеру, в древности иногда пекли дрожжевые блины, а в период, когда Россия была под властью царей, часто готовили блины из манной или гречневой муки – они выступали в качестве закуски к блюдам из мяса или же в виде десерта.

В блины часто добавляли множество разных вариантов начинок – таких, как фрукты, грибы, овощи и т.д. Также блины поливались сливками, мёдом, растопленным сливочным маслом или сметаной. Следует отметить, что русская традиция рекомендовала есть блины руками, тогда как применение столовых приборов при употреблении этого блюда считалось плохой приметой.

А русские щи? Русские щи (старинное название шти) представляют собой горячее первое блюдо на основе квашеной или свежей капусты, которое готовилось с незапамятных времен на Руси и имеет многовековую историю. Менялись эпохи, власть, люди и обычаи, неизменным оставалось одно – горячие наваристые щи, иногда бедные или пустые (постные на основе грибов и овощей), иногда богатые (мясные или рыбные) на столе практически каждого русского человека. Их ели все от мала до велика:

Обучающиеся гр. П/п-20-2/6 Тарасова Д; Плохотникова Д; Аверина Д; Орлова В.

цари, и крестьяне, щаной дух стоял и в бедных избушках, и в купеческих теремах, значение этого блюда в жизни русского человека было огромным, отсюда и большое число поговорок на эту тему: «Щи да каша — мать наша»; «Щи всему голова»; «Где щи — тут и нас ищи».

Я считаю, что народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно-образованной личности. На близком и понятном материале дети должны усваивать нравы, обычаи-весь комплекс духовных ценностей. Все это формирует у детей чувство любви к родному краю, а поговорки, легенды, сказки и песни, праздники оставляют большой след в детской душе. Именно в условиях современного развития, в период морально-нравственного вакуума, идея патриотизма может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются высокие социально значимые чувства, убеждения, позиции, устремления наших обучающихся, их готовность и способность к активным действиям для блага государства. А главное-они помогут обучающимся на доступных, близких примерах их окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма-патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Библиографический список:

  1. Похлёбкин В.В. «Национальные кухни наших народов»- М.2004 г.

С-22 -28.

  1. «Патриотизм как фактор эффективного развития Российской государственности»-Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова -М.-МДН.-2015 г.-С-52.
  2. Черноусова Ф.П. «Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании»-учебное пособие-М: Центр педагогического образования-2012 г.-С-112.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА посвященного проведению месячника патриотического воспитания молодёжи «Наша память не зыблема, и подвиг их вечен, они ковали победу ради мирной жизни будущих поколений!!!»

В данной методической разработке представлена методика проведения классного часа посвященного проведению месячника патриотического воспитания  студентов ГБПОУ  КК «БАК» с использованием...

Педагогический совет «Система патриотического воспитания в современных условиях»

В методической разработке показан структура и содержание педсовета....

Система патриотического воспитания в педагогике казачества

Методическая разработка классного часа...

Военно-патриотическое воспитание молодёжи

Традиции военно-патриотического воспитания молодежи в ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» (из опыта работы)....

РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена роли хореографического искусства в процессе воспитания патриотических ценностей в современном мире...

Система патриотического воспитания студентов СПО.

Сущностные характеристики системы патриотического воспитания студентов в образовательной организации СПО....