Выступление на тему «Дисграфия. Виды дисграфии. Профилактика и коррекция» в рамках педагогического совета «Диагностика и коррекция различных форм дисграфии и дислексии младших школьников»
материал

Кашапова Рамуза Раисовна

Данное выступление знакомит слушателей с понятием "Дисграфия" , и  ее видами. Раскрывает типы ошибок при каждом виде дисграфии и напраления коррекционной работы по преодолению дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya._vidy._profilaktika_i_korrektsiya.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия. Виды дисграфии. Профилактика и коррекция.

Дисграфия – это частичное затруднение в овладении процессом письма, что обусловлено недоразвитием речи и других высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, поведением и личностью ребенка.  

Проблема изучения и коррекции дисграфии и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии - Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и другие - предлагают различные методики коррекционной работы [7; 12; 22]. Для каждого вида нарушения письма установлен определенный порядок коррекции нарушения письма: либо это психолингвистический уровень, либо психофизиологический уровень. Но методы работы психофизиологического уровня остаются неизменными - это представления о звуке и связь звука и буквы. И конечно, обязательно должен присутствовать психологический уровень развития письма - это мотив и желание писать.

 На сегодняшний день, можно выделить 2 классификации нарушения письма:

  1. Классификация, предложенная Раисой Ивановной Лалаевой.  Она основана на выделении первично пострадавшего компонента речи, т.е. несформированности определенных операций процесса письма. 

Выделяют следующие виды дисграфий:

  1. Артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания(дифференциации фонем),
  2. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
  3.  Аграмматическая дисграфия
  4.  Оптическая дисграфия.

  1. Самая интересная и приемлемая классификация дисграфии, которой я придерживаюсь, предложена Розой Евгеньевной Левиной (использование в Екатеринбурге). Она  основана на выделении  первично пострадавшего анализатора.  

Выделяют следующие виды дисграфий: 

1. Артикуляционно-фонематическая дисграфия (первично страдает речедвигательный анализатор ) 2. Акустико-фонематическая (первично страдает речеслуховой анализатор ).

3.Оптико-пространственная (зрительный и пространственный анализатор)

4. Регуляторная (поражены лобные доли). 

  1. Артикуляционно-фонематическая дисграфия .
  2. Обусловлена вторичным недоразвитием фонематического слуха и восприятия (нарушение моторной сферы первично, страдают:  дефекты артикуляции, речевые кинестезии, ощущения-дети не чувствуют моторный образ звука, следовательно задержка в формировании звуков близким по артикуляционным укладам (переднеязычные, шипящие, свистящие, соноры р-л, заднязычные х-г. ) Типы ошибок:  1.Специфические замены букв.  1. Замена гласных звуков Доня- Дуня (о на у) , вроч-врач (а на о),  у на и . 2. Замена гласной может происходить, даже если она находится под ударением. 3. замены гласных, когда ими обозначается мягкость предшествующих согласных ( на бруках, вместо брюках, клоны вместо клены, опать вместо опять), очень часто замены (ы) на (и) и наоборот. 4. Замены согласных звуков : а) на твердые и мягкие и наоборот,  б)шипящие и свистящие и наоборот в) звонкие-глухие,  г) губные пб-заменяются  на ротовые тд. Д) взаимозамещение букв соответствующих носовым звукам ( м на н, н на м ). Вывод-замены согласных звуков в том числе ротовых и носовых  ( л-н, р-л, д-н, т-н, м-б, б-м, п-м ). 2 Нарушение звуковой структуры слова. Когда идет  - опускание букв в стечении согласных. Пример: дружный-ружный. 3. ошибки на лексические замены  -смысловые замены –ванна вместо моется. 4. аграмматизмы. А) структурный аграмматизм . нарушение линейной схемы предложения (количества и последовательности ): выпадают количество слов в предложениях, неправильный порядок слов в предложениях: Пример: птичка сидит наветке- на ветке ребенок пишет слитно (слитное написание слов ). Вывод: выпадение, добвавление, слитное написание слов, -предложений, перестановка слов в предложении ( субьек-предикат-обьект, предикат-глагол, а дети могут запросто переставлять-обьект-субьект-предикат- т.е глагол могут вообще поставить в конце предложения. Пишут предлоги и союзы вместе со словами, а приставки отдельно. Количественные слова пишут вместе- Пример: двабрата. Может не соблюдаться правило-начинать писать предложение с большой буквы. Б) Морфологический агроматизм. Неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний, существительных, местоимений, прилагательных . Пример: мальчик капает лапата,  вместо мальчик капает лопатой. Красный шары, вместо красные шары,  Много ложков, вместо ложек. Неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных: Нет два пуговиц, вместо двух пуговиц. Неправильное согласование глагола с существительным и местоимением. Дети рисует, вместо дети рисуют, она упал, вместо она упала. Неправильное употребление числовых и родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Дерево-упала, вместо дерево-упало.  Неправильное употребление предложно-падежных конструкций. Под стала, вместо под столом, дому вместо доме, девочка пила и стакан- вместо из стакана.  Еще встречаются окказиональные аграмматизмы: они встречаются у детей дошкольников и быстро исчезают, но у детей с онр-они надолго  1) закрепляется ударение за определенным слогом, т.е. происходит унификация-место ударения слога.  Пример: Стол. Нет чего? Столов, а ребенок скажет стола. 2) Игнорирование беглости гласных, т.е. чередование гласного. Пример Лев-дети скажут левы, лоб-лобов ( Нет чего?) 3) Игнорирование чередования конечных согласных: уши-ухи, соседы-соседи, бегет-бежит, лошадь-лошаденка. Коррекция  1) подготовительный этап. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков. Артикуляционная гимнастика, развитие моторной сферы, развитие фонематического слуха. Очень важно- фонематический слух и восприятие будем формировать на материале коррекции дефектных звуков ( ошибок встречаемых в письме ).. Подбираем маленькие стишки насыщенные данным звуком. Пример: Тише мыши, не шумите, - ребенок постоянно слышит звук, следовательно формируем связь между артикуляцией и звуком. Артик. Уклад очень важен для развития фонем. Слуха . Пример: Подними язычок вверх, сделай его широким, оближи маленечко губу ( ребенок должен смотреть в зеркало и видеть артик. Уклад.  И символику подготовленную логопедом ). Развитие фонематического слуха следует начинать  от стихотворений до о-в обратную сторону, чтобы ребенок очень удивился, когда в самом конце звук просто не обнаружит. Артикуляционный уклад соотносим со звучанием. 2 этап постановка звука ( могут быть и гласные и согласные-уточнить артикул образ всех гласных и согласных) которые страдают. Постановка гласных в последовательности: э-а-и-ы-о-у, при гипотонусе со звука –а-э-и-ы-о-у. 1 Задача: Постановка звука. 2. Закрепление правильной артикуляции в звукоподражаниях ( изолированный вид, слогах, словах) . 3. На слогах-работа по развитию фонематического слуха и восприятия . Хлопни в ладоши, если услышишь звук только например-б, подбери картинки. Фонематическое восприятие-подбираются слова, когда звук стоит вначале слова, потом в середине, потом в конце, потом из стечения согласных. 3 этап автоматизации 1. закрепление правильной артикуляции звука 2. Развитие фонематического слуха формируем на более сложном материале- на материале предложений. 3. Развитие фонематического восприятия. 4. Сформировать артикуляционно-акустический образ звука( четко отличать артикуляцию и акустику –как звучит и артик. Уклад. ) . Ребенок должен с закрытыми глазами чувствовать артик уклад и звукопроизношение.  5. соотнести с буквой образ звука. 4 Этап дифференциации. 1. Прежде чем переходить к дифференциации-надо провести несколько занятий на уточнение артикуляции и развитие фонематического слуха и восприятия. Л-лодочка-иголочка, язычок узенький-он отличается от широкого положения языка-чашечки. Ребенок должен разложить слова на звуки , затем соотнести звуки с буквами. 2. Преодоление нарушений звуковой структуры слова. Нарушение звуковой структуры связано с недоразвитием фонематического слуха и восприятия, слово воспринимается как смысловая единица, следовательно для письма: 1. ребенок должен разложить семантическую единицу на звуковой состав слова, а затем звук. 2) состав слова соотнести с буквенным. 3) Провести контроль. Как его провести? Пример-ошибка в слове бысты-вместо быстрые. Нужно написать слово и провести контроль-одно или два предложения. Будем проговаривать слово быстые-заставим малыша проговорить каждый слог: быст-ы-е-3 слога –заставим проговаривать потом каждый звук- общее положение, потом каждый звук отдельно-выдел яем, потом в слоге . Контроль: каждый слог проговаривается, потом каждый звук. Артикуляционно –фонематическая дисграфия возникает у детей с артикуляционно-фонематичесой дислалией, , у ринолаликов,  дизартриков, при моторной алалии и при моторных формах афазии.  По ошибкам в письме-нельзя определить форму дисграфии, ее будем определять через логопедическое заключение.
  3.  Акустико-фонематическая (сенсорная ) дисграфия. У таких детей первично нарушены фонематические процессы, следовательно имеются следующие затруднения: 1. Все речевые единицы воспринимаются нерасчленено-слитно, дети не чувствуют отдельность предложений в тексте, не чувствуют отдельность слов в предложении. Пример: Урок окончен-такие дети не воспринимают как одно слово. 2. Нарушена ориентировка на слово ( не расчленяют слово и предмет). 3. Дефекты звукопроизношенияв основном выражаются в заменах букв и смешениях. При ОНР: страдают звонкие и глухие, твердые и мягкие, если страдают более 6 пар в цепь развития включаются звуки близкие по способу и месту образования. 4. В устной речи-бедность словарного запаса, следовательно устная речь наполнена аграмматизмами. Вывод:не видят строительный материал речи: слово, предложение, тексты. Ошибки в письме: 1. Ошибки идущие по типу фонематических замен близких по акустическим признакам (твердые мягкие, звонкие-глухие) и ошибки близкие по артикуляционным признакам. 2. Нарушение звуковой структуры слова: могут добавлять буквы ( птитса, вместо птица) , связано с фонематическим недоразвитием, могут быть опускание согласных звуков (птиса-только один звук не тс-ц) , при стечении согласных: дружный-ружный. Путают часто ц с ч. 3. Ошибки нарушения слоговой структуры слова, пропуск гласных и т.д. 4. Лексические замены связаны с недоразвитием фонематического слуха, могут смешивать слова близкие по звуковому составу: бочка-почка. 5. Аграмматизмы. А) структурный аграмматизм . нарушение линейной схемы предложения (количества и последовательности ): выпадают количество слов в предложениях, неправильный порядок слов в предложениях: Пример: птичка сидит наветке- на ветке ребенок пишет слитно (слитное написание слов ). Вывод: выпадение, добвавление, слитное написание слов, -предложений, перестановка слов в предложении ( субьек-предикат-обьект, предикат-глагол, а дети могут запросто переставлять-обьект-субьект-предикат- т.е глагол могут вообще поставить в конце предложения, могут их убрать. Глаголы могут вообще выпадать . Дублирование сказуемого: Пошел Иван, взял вилку и пошел.Пишут предлоги и союзы вместе со словами, а приставки отдельно. Количественные слова пишут вместе- Пример: двабрата. Может не соблюдаться правило-начинать писать предложение с большой буквы. Б) Морфологический агроматизм. Неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний, существительных, местоимений, прилагательных . Пример: мальчик капает лапата,  вместо мальчик капает лопатой. Красный шары, вместо красные шары,  Много ложков, вместо ложек. Неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных: Нет два пуговиц, вместо двух пуговиц. Неправильное согласование глагола с существительным и местоимением. Дети рисует, вместо дети рисуют, она упал, вместо она упала. Неправильное употребление числовых и родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Дерево-упала, вместо дерево-упало.  Неправильное употребление предложно-падежных конструкций. Под стала, вместо под столом, дому вместо доме, девочка пила и стакан- вместо из стакана. Такие дети расторможенные, возбужденные, не могут быстро переключаться, хаотичны, резко нарушены память и внимание. Центральная задача коррекции-развитие фонематических процессов. Направления:1. знакомство детей с строительным материалом речи. А). учим воспринимать единицы нашей речи и языка,  анализ звучащей речи, представление даем ( слово, предложение, звуки, слог, ударение) Б). На базе сохранных звуков подробно обучаем звуковому и слоговому анализу В). уточнение словарного запаса ребенка и работа над расширением словаря и формированием грамматических средств языка. Работа начинается прежде всего с понятия, что такое текст и мы даем небольшие тексты из 3-х предложений- субьект-предикат-обьект: Дети-читают книгу., на маленьких текстах учим слышать -отдельность предложения, тексты вначале читаются с большими паузами в предложении, постепенно паузы сокращаются и обязательно используем наглядность. Пример: Мы читаем предложение, дети выкладывают его и в конце ставим точку-обязательно Пример: птичка поет, (субъект-предикат. .s-p). Еще: нужно разграничить в сознании ребенка предмет и слово-называющее предмет. Пример: покажи мяч, назови словом этот предмет. Можно ли слово мяч-бросать, катать и т.д. Ребенок ответит-можно, и тут  следует сказать, что словом-играть нельзя, можно играть только предметом.  А слова можно-писать, читать, петь, а предметом можно-играть, покупать и т.д. 2.показать основную функцию слов. Как можно сообщить о предмете?-назвать словом. 1 способ-показать признаки слова: а) слово состоит из звуков или одного звука б0 слово всегда о чем-то говорит, а затем проводим работу по выявлению признаков слова. Пример: дапельсин (апельсин ). По признакам:  у этого слова нет смысла, нет значения ( словом можно назвать если есть смысл и значение). 2 способ-внимание детей обращается не на сами предметы а на слова, обозначающие эти предметы пример: Как называется этот предмет на картинке, назови словом? Каким словом обозначается этот предмет? 3способ-упор на грамматическую тему: Пример: Оля пошла с мамой ( дети союзы не чувствуют ), вначале послушать на слух,  как мы говорим: мама или смама? Показать оральный образ: мама-мы говорим, смама слова нет, значит с-союз-маленькое слово, поиграть: с дедушкой, бабушкой, братом- можно ходить, можно вставить после маленького слова –с-прилагательное: Оля пошла с красивой мамой.  С кем пошла? ( содружество действия указать ).  Работа над предлогами тут тоже очень важна ( много ошибок ) Пример: Маша сидит настуле. Здесь важно также провести работу: Маша сидит на красивом стуле (красивый слово вставляем, значит на-тоже отдельное слово) 4 способ-осознание многозначности слов. Пример: лук (овощ, стрелять из лука)  Одно и тоже слово обозначает разные предметы. 5 способ-денатотивное значение слов (способность слов называть предметы, называть действия, называть признаки ) Пример: знакомим детей вначале с названиями животных, растений, человек- Кто это? Это живые предметы, раз живые мы задаем вопрос: Кто Это? Неживые предметы- мы задаем вопрос Что это?  Слова могут называть живые и неживые предметы. Способность слов здесь-называть предметы.  Пример- действия. Слова называют действия и отвечают на вопрос Что делает, что делают-если много народу.: Мальчик поливает цветы, мальчик плавает, мальчик поет. Пример: признаки прилагательных. Отвечает на вопрос какой? Какая? Какие?  Коля дай мне карандаш, какой? Красный или большой. Прилагательные: цвет предмета, форма предмета, размер. 3.Понятие о предложении. Читаем предложение (логопед),  выделяем субьект и предикат, а потом подсчитываем количество слов в предложении, и фишками обозначаем, проводится таким образом анализ предложения( количество слов и последовательность ), затем закрепление мы должны провести. Мы даем линейную схему: субъект-предикат-объект, а ребенок должен составить свое предложение по картинке. Можно нам дать неправильное предложение и заставить ребетенка  привести его в норму, придумав связное высказывание. Выделить тему и рему потом, тема-известное, рема-неизвестное  Пример: Девочка читает книгу. Девочка-тема, читает- рема.  Кто читает? Что читает? Что делает? Поработать над интонацией предложения. Смысл предложения дети должны чувствовать: повествование, вопросительное предложение, восклицательное.  Потом поработать над ударениями в словах. С помощью интонации дети научатся выделять окончания. Предложение обязательно надо разобрать, подсчитать количество слов в предложении, последовательность слов в предложении- выкладывается из фишек -линейная схема предложения, затем предложение снова проговаривается и записывается.  И еще –каждую гласную выделяем точкой, чтобы дети не пропускали слога.4Работа над формированием фонематического слуха и анализа. Научить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и слогов, научить различать и воспринимать смыслоразличительную роль фонемы ( твердые-мягкие-звонкие-глухие). Развитие фонематического слуха идет одновременно с работой над звукопроизношением и работой над восприятием, опора на слух и артикуляцию. 5.  Очень много надо работать над лексико-грамматической стороной речи, основная задача-необходимость сформировать системную лексику у детей, чтобы одно слово связывалось с другим и расширять словарный запас ребенка.. Пример: шар, какой? –желтый-круглый-летает. Одно слово всегда цепляется за другое  (звуковые ассоциации ).  Направление работы: 1. необходимо познакомить детей с предметной отнесенностью слова ( существительные, прилагательные, глаголы). 2.Работа осуществляется одновременно с изучением окружающей действительности  и формированием познавательной деятельности, очень важно сформировать предикативный словарь и больше работать над глаголами и прилагательными, для успешного программирования высказывания. Нужно знакомить ребенка с различными смысловыми группами глаголов: а) глаголы передвижения (ехать, плыть ) , б)движение пример: везти в) глаголы-признаки (зеленеть-блестеть ) г) глаголы-чувства: радоваться, восхищаться  Цель:  развитие валентности ( отбор слов в процессе общения)  и грамотное построение предложений. Очень важно-создание семантических полей. 6. Работа по формированию функций словообразования . Очень важное внимание уделяется.  Учим детей выделять части слова. Дети должны: 1. различать части слова на слух. 2. сравнивать слова по их морфологическому составу 3. учить выделять общие и различные части в нескольких словах. 4. усвоенные навыки переносить на новый речевой материал. Пример:  1 способ словообразования -вначале образование с помощью глагольных основ и приставок а) вначале берется одна и та же основа, но с разными приставками: залетел, прилетел б) затем от основ различных глаголов, но с одной и той же приставкой Пример: прибежал, прилег.  Цель-показать детям: разнообразие приставок, уточнить оттенки вновь образованных слов, в) научить писать приставки вместе с глаголами г) нужно вновь образованные слова включить в предложение и производить разбор предложения. 2 способ словообразования- с помощью суффиксов. Задача- показать детям сам способ образования новых слов и научить на слух-выделять новый элемент слова, еще-научить видеть звуковые и смысловые различия вновь образованных слов. Вывод: В результате работы по словообразованию- дети приобретают готовность: а) накапливать опыт различения и выделения частей слова на слух (развитие фонемат. Слуха ) б) расширяется запас однокоренных слов в) расширяется активный словарный запас детей . 7.Работа по формированию ассоциативных связей  между словами: 1). учим объединять слова по морфологическим признакам: 1. с одинаковыми суффиксами ( чернильница-сахарница-хлебница) 2. объединяем слова оканчивающиеся на к или ш ( пылинка-былинка, маша-каша ) 3. объединяем слова с одной и той же приставкой: прилег, присел, прибежал, пришел.  4. с одним и тем же  корнем: прилетел, залетел 5. с одинаковым окончанием: кошки-мышки, листы-хывосты. 2). учим объединять слова связанные с одной ситуацией: кран-вода-мыло-руки-лицо-полотенце. 3) учим объединять слова связанные по звуковому параметру: скрепка-скрипка, кошка-мошка 4) объед. Слова по заданным частным признакам:   пример: все круглое-по форме. Или  по цвету- пример-все зеленое. Или по величине- пример- все большое или по вкусу-все вкусное. 5) учим объед. Слова по функциональным признакам:  Что едет? Ползает?  Пример: летает-стрекоза . 6. Ребенку дается решение задачи: часы-круглые, желтые, апельсин и банан? Определи парами эти предметы. 7. Решение различных логических задач. Пример: Яблоки и апельсин-что Это?! Ответ: фрукты. Яблоко, апельсин и картофель, что это?! Ответ: плоды. 8. учим объединять слова по категориальным  понятийным признакам: Лук, репа, морковь, что это? Овощи.  9. по видовым и родовым понятиям:  Пример: музыкальные инструменты: духовые-родовые, труба-видовое. Родовые-общие, видовые-частные.  Вывод: работа по формированию ассоциативных связей  способствует обогащению словарного запаса, улучшает фонем. Слух. , улучшает поиск слов в процессе общения, создает базу для составления словосочетаний, предложений, словарь начинает укладываться в памяти ребенка организованно, упорядоченно и это улучшает словесную память. 8 формирование обобщающих функций слова ( подбор предметов  с одинаковым признаком) Пример: узкая: дорожка, тропинка, ленточка. Здесь важно-узнавание предмета через загадки- по признакам: столы-круглые-письменные-деревянные  и узнавание предмета по действиям : летит, пищит,  случай не упустит-укусит (комар ) 9 формирование структурного аспекта лексических значений ( формирование антонимов и синонимов) ,Пример: вежливость-грубость ( существительные ), ( глаголы-улетел-прилетел) наречие ( быстро-медленно) и прилагательные .  ( начинать формировать с антиномов-противоположенных значений ) . Синонимы. Очень важно здесь формировать словарь по типу противопоставления: кошка-бегает, птичка-летает.  Слово лучше воспринимается в противопоставлении.  Необходимо формировать семантические поля- А.Р. Лурия- так считал.  Пример: Заяц- на огороде- на опушке- зимой и т.д ( ядерное слово-заяц ) . Пример: заяц прискакал на огород, огляделся, нашел, выдернул, поел, грызет, наелся, устал, уснул. Подбираем около 20 глаголов, потом увеличиваем периферию до 80 глаголов и еще 10 глаголов-синонимов прибавим. Вывод: таким образом, мы формировали валентности ( связи между словами ) , лексику и грамматику, и еще- очень важно показывать смыслоразличительную роль звонких и глухих и вообще всех гласных и соглдасных. 

3. Оптико-пространственная дисграфия.  Дисграфия при недоразвитии зрительного и пространственного восприятия.  Делится на 2 подвида, в зависимости от того какие механизмы страдают.  Могут нередко страдать затылочные отделы коры головного мозга, следовательно может быть задержка, и могут быть локальные повреждения (алалия, афазия ). 1. нарушение зрительного восприятия: дети смешивают буквы близкие по графическому начертанию, очень часто смешиваются п-н-и, к-х,  и-ц, ш-щ, о-е, задержка в созревании затылочных отделов мозга, они бывают, а потом уходят. 2 пространственное восприятие нарушено, за него отвечают теменно-затылочные отделы коры головного мозга( Пространственная дисграфия ),  ребенок не представляет , где правая, а где левая рука, поэтому в письме  наблюдаются ошибки зеркального характера: -а)частичная зеркальность, когда смешиваются буквы п-и, т-ш.  б) полная зеркальность, когда все буквы пишутся зеркально. И оптическая и пространственная дисграфия очень часто сочетаются с другими видами дисграфии, она может быть при дизартрии, ринолалии, онр, зпр, алалии, афазии, умственной отсталости. В нормальной школе-ребенок может 1 или 2 буквы-писать зеркально. Алгоритм Работы в 1 случае: дается слово так, чтобы в этом слове , стоял первый звук, который он не смешивает, проговаривается слово и выделяется звук, звук соотносится с буквой, далее идет работа над анализом начертаний буквы, те из каких элементов состоит буква, демонстрируется заглавная буква ( большая и правильно написанная ) , эта буква сравнивается с той буквой,  с котор.  ребенок смешивает, находим ошибки и опять показываем правильное написание буквы, закрепление связи звука и буквы-ребенок может нарисовать букву, раскрасить, вылепить, добавить все недостающие элементы к букве, хорошо ощупать объемную букву, буква может писаться в игре-на ладошке ребенка, в воздухе-пальчиком, подбираются веселые стишки. Алгоритм работы во 2 случае ( пространств. Дисграфия. ): выделение звука ( желательно из начала слова ), звук соотносится с буквой, анализ начертания буквы ( из каких элементов состоит буква  и куда каждый элемент смотрит, сравнение правильно написанной и неправильной буквы, нахождение ошибок, осознание этих ошибок, закрепление связи звука и буквы ). Для таких детей характерно- пишут не только зеркально, но и переставляют слога ( наша-шана ) , и наша задача-подсчитывать количество слогов, последовательность, а потом просить ребенка определить все на слух.

Регуляторная дисграфия. ( III  блок). Обусловлена несформированностью произвольной регуляции действий (функции планирования и контроля). Проблемы с удержанием произвольного внимания, трудности ориентировки в задании, включения в задание, импульсивность решений и инертность, затруднения в переключения с одного задания на другое.
Характерные ошибки: упрощение программы по типу патологической инертности:

 

- инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов, типов заданий;

- пропуски букв и слогов из-зи упрощения программы;

- предвосхищение (антиципация) букв;

- слипание (контаминация) слов;

- трудности языкового анализа (например, слитное написание слов вместо раздельного);

- орфографические ошибки (невозможность распределить внимание между технической стороной письма и орфографическими правилами).

Трудности поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры. Дети не сразу включаются в задание, а, начав его, быстро устают; через некоторое время рабочее состояние возвращается, но уже на сниженном уровне, вследствие чего ребенок вновь устает - ложится на парту или сползает с нее. На фоне утомления ребенок делает разнообразные грубые ошибки. Дети пишут медленно, навыки письма автоматизируются с большим трудом, во время письма может нарастать тонус мышц, ребенку трудно удержать рабочую позу. Величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления.
     Трудности в речи и письме у детей с недоразвитием процесса переработки слуховой и кинестетической информации (II блок);



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников.

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников....

Проявление музыкальных способностей младших школьников в различных видах деятельности

В статье рассматривается проблема развития музыкальных способностей младших школьников с основными видами деятельности....

Статья на тему: "Коррекция телосложения и формирование правильной осанки с помощью физических упражнений у младших школьников."

Выбранная тема в настоящее время очень актуальна. Это определяется тем, что важнейшей задачей физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей. Особенно важно начинать на нач...

Упражнение "Найди букву" при оптической форме дисграфии

Инструкция: Найди и обведи букву, которая написана в прямоугольнике. Напишите мне - и я отправлю Вам остальные буквы....

Выступление на тему: «Преодоление дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня.» в рамках методического объединения учителей-логопедов

В разработке раскрыты основопологающие принципы коррекционной работы в преодолении дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня,  различные методики коррекционной работы ...

Профилактика дисграфии у младших школьников с ССД на уроках в начальной школе.

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного вос...

Коррекция различных форм лица.

Формы лица, особенности и коррекция с помощью макияжа....