Начальный этап обучения игре на фортепиано. Донотный период
методическая разработка

В работе рассматривается начальный этап обучения игре на фортепиано в музыкальной школе, который включает в себя знакомство с инсрументом, постановку рук, слушание музыки, воспитание чувства ритма, работу над звуком, знакомство со штрихами, игру в ансамбле с преподавателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotssayt_nachalnyy_etap_obucheniya.docx35.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАБОТА

«Начальный этап обучения игре на фортепиано.

Донотный период»

Шуланкина Валерия Алексеевна,

преподаватель фортепиано ДМШ № 13

НИЖНИЙ  НОВГОРОД

2015 ГОД

ПЛАН

  1. Вступление.
  2. Начало занятий:
  • беседа о музыке;
  • знакомство с инструментом;
  • понятие звуковысотности;
  • посадка за инструментом, упражнения;
  • постановка руки, упражнения;
  • первые песенки;
  • нумерация пальцев.
  1. Слушание музыки.
  2.  Воспитание чувства ритма, игра в ансамбле с педагогом.
  3. Работа над выразительным исполнением, знакомство со штрихами.
  4. Заключение.

ВСТУПЛЕНИЕ

    Встреча с искусством всегда приносит человеку радость. Счастлив бывает тот, кто прикоснется к этой радости в детстве, пронеся ее через всю свою жизнь. Большая заслуга здесь будет принадлежать тому, кто подарит ребенку эту встречу. Очень важно, чтобы в этот момент рядом с учеником был опытный педагог, который учитывал бы возрастные особенности своего младшего друга, понимал его детскую душу.

   «Музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают» ( Асафьев).

  « Любите и  изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках» ( Шостакович).  Только с таким отношением к искусству музыки можно посвятить свою жизнь музыкальной педагогике. Музыка помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Язык музыки не нуждается в переводе. Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. «Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль» ( Кабалевский).

       

             Начальный этап является важным периодом в развитии ребенка, он оказывает решающее воздействие на всё последующее формирование его физических, умственных и художественно-творческих способностей.

       Основные задачи, которые педагог должен ставить в начале обучения – это привитие любви к музыке и к инструменту, а также развитие музыкальных и исполнительских возможностей ученика.

       

Начало занятий.

Беседа о музыке.

         На первом занятии я вначале беседую с учеником о музыке, о ее роли и значении в жизни человека, рассказываю о других видах искусства: литературе и живописи. Я говорю ему о том, как неинтересно было бы жить, если бы он никогда не слышал красивой музыки, не видел бы картин художника и не имел бы книг. Узнаю, какая музыка ему нравится, какие есть любимые песни, сказки, любит ли он рисовать и что. Затем, чтобы раскрыть выразительные возможности музыки, литературы и живописи, можно показать репродукцию с картины Д. Золана из цикла «Мир детства», где изображена маленькая девочка с игрушечной собачкой, прочитать стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине» и сыграть пьесу П. Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Для этого я использую методическое пособие «Музыкальная радуга» Т.Е. Щикуновой, Ю.Н.Глазковой (изд. Нижний Новгород). После этого я объясняю ребенку, что поэт, писатель использует в своем творчестве слово, художник – краски, а композитор – звуки, но все они рассказывают о ком-то или о чем-то.

     Дальше я рассказываю ученику о том, что бывают звуки музыкальные, а бывают шумовые. Показываю специальные картинки ( из книги Е.А. Королевой «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках») и прошу его определить, где изображены шумовые звуки, а где – музыкальные.

Знакомство с инструментом, поняти звуковысотности.

     Следующий этап – это знакомство с инструментом: рассказываю о пианино и рояле, как переводится слово «фортепиано». Спрашиваю  ребенка, какие еще музыкальные инструменты он знает. Открываю инструмент сверху и показываю, как при нажатии клавиши молоточек подскакивает и снизу ударяет по струнам, заставляя их звучать. Сразу же объясняю, что бывают звуки высокие  и низкие, при этом голос низкого «толстого» звука у ребенка ассоциируется с толстой струной, а высокого, «тонкого» с тонкой струной. Ребенок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиш звучат все выше, тоньше, когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. Можно при этом прочитать стихотворение «Море и небо» из сборника «Музыкальные картинки» Л. Хиреско:

Вот из темных вод

Поднимается с волною кашалот…

А вокруг тепло, светит солнышко,

Стайки птичек летят в вышину…

Ночью звездочки, днем  ни облачка,

Ветерок чуть колышет волну…

Но кашалоту все равно,

Он уплывает на дно…

Когда же педагог играет те же звуки в обратном направлении, то они становятся ниже, толще. Большую помощь в понятии «высокие и низкие звуки» может оказать какая-нибудь игрушка, например, машинка, попугай. Педагог исполняет правой рукой звукоряд вверх, а левая рука, которая держит игрушку, движется над клавиатурой в сторону правой, но поднимаясь постепенно вверх. Когда же правая рука играет звукоряд вниз, то левая рука движется влево, постепенно опускаясь.

Потом можно попросить ученика показывать с помощью игрушки направление движения звуков во время игры педагога звукоряда.  Задание затем усложняется: педагог играет звукоряд, а ученик стоит спиной к клавиатуре и отгадывает: с горки или на горку едет машина( идет кукла), вверх или вниз летит попугай.

Посадка за инструментом, упражнения.

Перед тем, как посадить ребенка за инструмент, я провожу с ним упражнения на расслабление, раскрепощение. Мне нравятся упражнения А. Артоболевской, о которых она рассказывает в своем пособии «Первая встреча с музыкой». Их я применяю в своей практике:

Упражнение 1. «Шалтай-болтай»: ученик стоит прямо, затем опускает руки свободно вниз, слегка нагибаясь вперед. Потом он начинает покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны.

Упражнение 2. Ученик стоит ровно, ноги слегка расставлены, руки свободно висят вдоль туловища. Потом он начинает раскачивать вначале одной, другой рукой взад-вперед.

     На начальном этапе эти упражнения я делаю с учениками на каждом уроке.

  Следующие упражнения мы делаем уже сидя за инструментом: ребенок сидит ровно, на половине стула, руки и плечи – свободные, ноги – на скамеечке, делает опору на ноги.

  Упражнение 1 имеет два названия: « Новая и сломанная кукла» (для девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Ребенок сидит, как кукла на витрине, затем расслабляется. Делаем несколько раз.

Упражнение 2. Исходная позиция – «Новая кукла». Затем ученик качает туловищем вперед и назад с прямой спиной, потом расслабляется – кукла сломалась.  (Мальчики в этих упражнениях изображают солдатика и мягкого толстенького медвежонка).

Знакомство с клавиатурой.

    Рассказываю ребенку о том, что клавиатура состоит из белых и черных  клавиш. Две рядом стоящие черные клавиши – окошечко, три – балкон. Это одна квартира, в которой живут семь нот. Нота «ре» - смотрит в окошко, а «до» и «ми» стоят рядом с окошком.  «Соль» и «ля» стоят на балконе, а «фа» и «си» прижались к балкону. Чтобы запомнить название белых клавиш я рассказываю стихотворение из сборника Артоболевской:

« До, ре, ми, фа, соль, ля, си – едет зайка на такси,

До, си, ля, соль, фа, ми, ре – ест морковное пюре».

Записываю его ученику для выучивания.

  Далее я показываю,  что эти ноты опять повторяются и что расстояние от одной клавиши до другой с таким же именем называется «октава». Позднее рассказываю, какие бывают названия октав.

   

Постановка руки, упражнения.

     Прежде чем ребенок сыграет первый звук, я даю ему в руку маленький мячик, чтобы рука приняла форму купола. Или можно положить руки на  чашечки коленок. Можно сделать упражнение на закрытой крышке инструмента или за столом: руки лежат свободно – ручки спят( пальчики спят), далее – ручки проснулись, собираем пальцы в «свод», вздохнули – поднимаем плавно руки, и выдохнули - опускаем их опять на стол.

Следующее упражнение – «парашютик»  делаем по-очереди каждой рукой на клавиатуре: плавно опускаем руку на средний палец на любую клавишу – парашютик приземлился, затем плавно поднимаем руку – парашютик взлетает и опускаем на этот же палец на другую клавишу. Так «летаем» каждой рукой отдельно по всей клавиатуре.                 Начиная с извлечения отдельных звуков, оживляя музыку различных настроений, учащийся включается в сознательную, творческую работу за инструментом – работу над фортепианным звуком.                                                                          Играя первые упражнения, уже важно учить слушать взятый звук, ощущать кончиком пальца, дослушивать до конца. Дослушав один звук, руку плавно снимают и переносят на следующую клавишу.                                                                                  

Первые песенки, нумерация пальцев.

На  первом же занятии я показываю ученику легкие песенки для игры: «Светит солнышко», «Киска, где была», «Василек». Ребенок запоминает, с какой клавиши начинается песенка, пытается сам сыграть и спеть. В нотной тетради я записываю названия нот песенки буквами и слова.              Первые песенки играем третьим пальцем сначала правой рукой, потом левой. Перед этим объясняю ученику, что у каждого пальчика есть свой номер: у большого – первый, указательный – второй, средний – третий, безымянный – четвертый, мизинец – пятый. В сборнике Лидии Хиреско  «Музыкальные картинки» есть замечательная яркая страничка с изображением руки и стихотворением про пальцы, которое я читаю детям:

Пять пальцев на руке своей                                                            Назвать по имени сумей.                                                                       ПЕРВЫЙ палец – боковой -                                                               Называется БОЛЬШОЙ.                                                                     Палец ВТОРОЙ -                                                                                Указчик старательный, -                                                                    Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ                                      ТРЕТИЙ твой палец -                                                                             Как раз посредине,                                                                           Поэтому СРЕДНИЙ                                                                                                                    Дано ему имя.                                                                                      Палец ЧЕТВЕРТЫЙ зовут БЕЗЫМЯННЫЙ                                           Неповоротливый он и упрямый                                                      Совсем как в семье братец младший – любимец,                  По счету  он   ПЯТЫЙ, зовется МИЗИНЕЦ.

      Затем даю упражнение на столе на запоминание нумерации пальцев:   руки спят – свободно лежат на столе, пальчики проснулись – ставим кисть на пальцы – и здороваются: 1-й палец левой руки поднимаем два раза и опускаем, при этом говорим: «Здравствуйте, здравствуйте!» Первый палец правой руки отвечает так же: «Здравствуйте, здравствуйте!». Так по очереди здороваются все пальцы рук. Потом можно попросить ученика, чтобы поздоровались третьи пальцы, первые, пятые, т.е. вразбивку. Одновременно это упражнение развивает цепкость пальцев. Другой вариант – пальчики ученика здороваются с пальцами педагога. При этом должно быть хорошее ощущение кончиков пальцев, сопротивление.

 Для лучшей ориентации на клавиатуре, предлагаю поиграть песенки в разных октавах. Так ребенок быстрее запомнит название октав. Эти же песенки в дальнейшем ребенок пробует подбирать от других клавиш.

Слушание музыки

На начальном этапе обучения я обязательно включаю в свои занятия  с детьми слушание музыки. Это важное звено системы музыкального воспитания и путь обогащения музыкального опыта детей. Приобщая ребенка к музыке, важно привить интерес к слушанию музыки и развить у него способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы.                                               Задача преподавателя – научить детей любить и понимать музыку, помня, что любое произведение необходимо слушать, не отвлекаясь:                                                                            - лучше выбирать небольшие произведения;                               - слушание музыки должно быть регулярным занятием.            

     Репертуар по слушанию музыки должен быть понятным, интересным. Постепенно дети знакомятся с такими понятиями, как:                                                                                                     - характер произведений ( бодро, шутливо, весело, юмористично, задорно, игриво, ярко, таинственно, мечтательно, загадочно, фантастически, празднично, блестяще, радостно, ласково, спокойно, нежно, трогательно, возвышенно, легко, печально, уныло, жалобно, скорбно, трагично, хмуро, торжественно, важно, величественно, решительно);                           - изменчивость музыкального материала (повторность и контрастность);                                                                                      - ладовая окраска музыки (мажор и минор);                                                     - динамические оттенки – громко f, тихо р, crescendo и diminuendo.

Музыкальный материал по слушанию музыки можно подбирать, используя следующую тематику:                                   1. Песня, марш, танец. Я рассказываю детям об этих жанрах музыки, их особенностях. Использую в работе следующие произведения: «Марш» С. Прокофьева, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского из «Детского альбома», «Солдатский марш» Р. Шумана из «Альбома для юношества», «Вальс», «Мазурка» П.Чайковского из «Детского альбома», «Детский танец»  Майкапара,  «Контрданс»  Ю.Некрасова, «Польку» М.Глинки, «Веселый танец»  Антюфеева, «Осенняя песнь. Октябрь» П.Чайковского, «В разлуке» Гречанинова, «Щебетала пташечка» Руднева, «Ой, летает сокол» Берковича, «Песня Любарского», «Старинная французская песенка» П. Чайковского.                                                                     2. О чем может рассказать музыка. Я говорю детям о том, что музыка выражает различные настроения, переживания человека. Это развивает у ребенка эмоциональную отзывчивость, способность отличать смену настроений.                  Примеры: «Первая утрата» Р. Шумана, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Весело-грустно» Л.Бетховена, «В разлуке» А. Гречанинова, «Болезнь куклы» , «Сладкая греза» П.Чайковского из «Детского альбома», «Хорошее настроение» В.Коровицына из цикла «Джазовая коллекция», «Раздумье» С.Майкапара.                                                                           3. Музыка и образы животных и птиц. Я рассказываю о том, что музыка обладает выразительными возможностями, в ней можно уловить характерные черты образов, персонажей.                                                                                                         Примеры: «Медведь» Г.Галынина, «Ежик» Д. Кабалевского, «Песня жаворонка» П. Чайковского, «Канарейка» И.Гофе, «Воробушки» В.Коровицына, «Танец медвежат» Ю.Виноградова, «Обезьянки на дереве» Б.Берлина.

4. Природа и музыка. Рассказываю о выразительных и изобразительных возможностях музыки, что в музыке можно услышать дождь, гром, плеск ручейка, музыка может выразить выразить настроения дня (утро, день и вечер) и времен года.                                                                                             Примеры: «Дождик» И.Кореневская, «Эхо в горах» С.Майкапар, «В лесу ночью» А.Гедике, «Падают листья» В.Коровицын, «Танец капель», «Дождь и солнце» Д.Благой из «Альбома пьес», «Солнечный день» Э.Сигмейстер, «Лесная картинка» А.Караманов, «На опушке» И.Беркович, «Утро» Р.Глиэр из «Альбома фортепианных пьес», «Облака плывут» А.Гречанинов, «Ручей» Б.Зейдман.                                                 Во время прослушивания произведения ребенок рисует на листе бумаги то, что он увидел и услышал в музыке. Музыкальное произведение я проигрываю несколько раз. Еще я предлагаю ученику подобрать дома стихотворение, родственное по характеру этому музыкальному сочинению. В своей работе над слушанием музыки я использую методическое пособие «Музыкальная радуга» Т.Е. Щикуновой и Ю.Н. Глазковой.

Воспитание чувства ритма.

Игра в ансамбле  с педагогом.

Ритм в музыке обладает большой выразительной силой, иногда значительно ярче, чем остальная музыкальная ткань. Поэтому чем раньше ребенок прочувствует и осознает ритмоинтонационные соотношения, тем ритмически верно будет исполнение произведений в будущем.                       Работу по развитию метро-ритмического чувства ребенка начинаю с первых занятий. Объясняю, что музыка - искусство временное (Картиной можно любоваться любое количество времени, а музыка подчинена времени). Далее предлагаю промаршировать и станцевать под разные ритмические структуры, потом прохлопать:                                              марш – 2/4 – активно шагаем, хлопаем четвертями;                                     менуэт – 3/4  - мягко шагаем, хлопаем четвертями;                      полька – 2/4 – легко прыгаем, хлопаем восьмыми;                                     вальс – 3/4 -  плавно кружимся, хлопаем четвертями.                     Длительности нот объясняю на примере сказки «Дружная семья» из книги Е.А. Королевой «Азбука музыки в стихах и картинках», одновременно рисуя персонажей этой сказки:      «Жила-была большая дружная семья:                              

Прабабушка                                            (целая нота)

Две бабушки                                                 (половинки)

Мамы с папами                                                     (четверти)

И ребятишки                                                                (восьмые)

Они часто ходили в парк на прогулку. А чтобы гулять было весело, ребята придумали считать свои шаги. Им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. И чтобы продлить счет, придумали они после каждого числа добавлять букву «и».

По дороге бегут ребятишки                                                             И считают  шаги – шалунишки,                                                                            А выходит у них вот так:                                                                            Что ни счет – то шаг.

Раз  и  два   и   три  и  четыре  и

Видишь, как быстро они бегут.

Мамы с папами их услыхали                                                                    И шаги свои вмиг сосчитали:

Раз   и   два  и  три  и  четыре  и

Ну, и бабушки, чтоб не отстать,                                                                 Тоже стали шагать и считать:

Раз  и два и                       три  и    четыре  и

Тут прабабушка тихо сказала:                                                                     - А я тоже шаги сосчитала:

Раз и два и три и четыре и                                                                             Ой, как медленно шла она!

Гуляли они, гуляли, считать шаги устали                                            И пошли домой отдыхать.                                                                                   Значит сказку пора кончать.

Потом даю ребенку задание прошагать и посчитать свои шаги как ребятишки, как мамы с папами, как бабушки и как прабабушка. Далее объясняю, что ребятишки – это восьмые, мамы с папами – четверти, бабушки – это половинки, а прабабушка – это целая длительность.                                                Затем даю задание прохлопать отдельные слова, произнося их вслух:    со-лныш-ко  

                    са-мо-кат

                    у-рок

                    зво-нок

                    ба-ра-бан-чик

С самого начала, объясняя длительности звуков, говорю и о паузах, что пауза – это знак молчания, перерыв в звучании, но не в движении, это как бы дыхание в музыкальной речи. Как записываются паузы объясняю, когда начинаем изучать запись нот.

   Очень большое  развитие в воспитании чувства ритма    дает игра ученика в ансамбле с педагогом. Самая главная задача в ансамбле – это добиваться синхронности.                                        При знакомстве с пьесой, играю сначала свою партию и прошу ученика охарактеризовать эту музыку. Ансамбли даю из сборников :

«Маленький пианист» (под редакцией М.Соколова) – «Говорит Москва» И.Дунаевского, «С добрым утром» О.Фельцмана, «Колыбельная слоненку» И.Юсупова;                                                                                               «Нотки-клавиши» ( составитель Т.А. Бабичева) -  «Колокольчики Папагено» В.А.Моцарта, «Спокойной ночи, малыши» А.Островского, русская народная песня «Калинка»;                      «Пора играть, малыш» ( автор С. Барсукова) – «Часы», «Сон», «Снег», Чистюли», «Солнышко», «Музыканты», «Карандаш», «Плясуны».

Работа над звуком, над выразительным

 исполнением. Знакомство со штрихами.

«Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком» (Г.Нейгауз)

Осознание и определение каждого момента прикосновения к инструменту – умение, которое воспитывается в процессе обучения.

Воспитание культуры звукоизвлечения занимает одно из центральных мест в обучении начинающего пианиста и требует от него большого эмоционального и слухового внимания. Начиная с извлечения отдельных звуков, оживляя музыку различных настроений, учащийся включается в сознательную, творческую работу за инструментом – работу над фортепианным звуком.

     Ребенок не должен играть только для того, чтобы  правильно поставить  палец, руку. Обязательно следует оживить звуки, придумать какую-либо игру, например, ноты веселые и хотят петь, или загрустили и поют нежно и тихо, или поспорили и хотят перекричать друг друга. Самое главное, чтобы с первого занятия ребенок искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием.                            Первая задача ученика – определиться в своем художественном  замысле, как бы услышать желаемое звучание. Вторая – подумать, что для этого надо сделать, какими должны быть движения рук. С первых занятий начинается процесс совместного творчества учителя и ученика.

   Очень удобно на песенках работать над выразительностью исполнения. В беседе с ребенком нужно обсудить, какая это песенка по характеру, какое настроение в ней надо передать. Настроение, а, следовательно, темп, динамику одной и той же песенки можно менять. Например, «Едет, едет паровоз» - решить с ребенком, какие звери будут кататься на паровозе и как они будут петь эту песенку. Например, медведи едут медленно и громко, зайцы-трусишки  - быстрее и тише, белочки  - быстро, весело.                                 Другая песенка -  «Два кота», здесь серый и черный кот, их можно изобразить по-разному: серого – более мягким, тихим звуком, а черного – погромче и веселее.                                      Исполняя выразительно небольшие мелодические линии, необходимо следить за тяготением звуков к вершине фразы и к ее окончанию, что способствует живому развитию и цельности музыкальной мысли.

 

   На начальном этапе обучения овладение штрихами я провожу в следующем порядке: non legato, staccato,  legato.

   Штрих non legato  позволяет добиться более полного погружения руки в клавишу, лучше почувствовать гибкость и свободу рук, воспитать координацию. Первоначальное упражнение для освоения этого штриха – «парашютик», о котором я говорила выше.

  Штрих  non  legato  может быть глубоким, точным, легким  ( в зависимости от характера произведения). Если музыка тихая и мягкая, то руки двигаются пластично и осторожно (песни «Киска, где была», «Василек», «Серый кот», «Птичка под моим окошком»), при исполнении величавой музыки руки двигаются широко и тяжело ( «Ой, звоны звонят», «Ода к радости» Бетховена), энергичная музыка требует организованных, собранных, точных действий рук («Цыплята», «Как под горкой», «Петушок», «Охотник и зайка»).                      Важно воспитывать в ученике понимание этого сложного  игрового процесса – умение предслышать и слышать звуковой результат, осознавать его и исправлять, если звучание не соответствует нужному качеству.

   При освоении навыка штриха staccato я вначале даю упражнения:  «Лягушка и кузнечик» - на столе: одна рука лягушка, другая кузнечик ( на третьем пальце). Лягушка приближается к кузнечику, он пугается и отпрыгивает. Третий палец обязательно должен быть упругим. Потом это упражнение делаем на клавиатуре. Звук должен быть звонким и рука должна потом  упасть на клавиатуру. Другое упражнение «Кузнечик» - отталкиваемся от клавиши третьим пальцем и на него же приземляемся. Палец можно сравнить с ножкой кузнечика. Это упражнение делаем и правой и левой рукой. В основе навыка игры staccato лежат целесообразные и экономные движения рук при активной чувствительности кончика пальцев, в котором сосредоточена вся энергия. Рука же быстро отскакивает ( как мячик). Выполнять этот прием следует легкой рукой, стараясь избегать зажатости в запястье. Штрих staccato можно исполнять тремя приемами, которые зависят от образа, характера пьесы:                                                                                                                       -  утяжеленное staccato – исполняется рукой от локтя;                                     - отрывистый удар – исполняется рукой от запястья;                                - пальцевое staccato – исполняется активным кончиком пальца.

  Самые первые пьесы, которые я даю на staccato – это ансамбль А.Бородина «Полька», Королькова «Капельки», «Ежик», Беркович «Игра», Барсукова «Догони», «Мой конек»(чешская народная песня в обр. Барсуковой), Степшина «Игра в мяч», Е. Ботяров «Молоточек», Лонгшамп-Друшкевичова «Воробышек» ( к этой пьеске придумали подтекстовку: «Прыг-скок, прыг-скок с веточки на ветку, прыг-скок, прыг-скок серый воробей» – 2 раза).

     Штрих legato. Занимая ведущее место в ряду различных приемов (туше) в фортепианной игре, этот  элемент пианистического мастерства очень сложен.

    Сначала мы делаем с учеником упражнения за столом: пальчики шагают, потом побежали, следить, чтобы пальцы не стучали, без лишнего нажима. Еще очень хорошее упражнение «Кошечка»: в замедленном темпе пальцы шагают по коленке, делая глубокие вмятины, «ступая, как кошечка». Можно принести мягкую игрушку и походить по ней пальчиками обеих рук.  Дальше переходим к инструменту и делаем упражнение «Динозаврик»: ребенок садится боком к инструменту, рука лежит свободно на клавиатуре, пальчики проснулись и стали шагать сверху вниз. Играет сначала правая рука, потом садимся другим боком и левая рука уже идет пальчиками снизу вверх. Можно в паре с педагогом сесть против друг друга и идти навстречу друг другу. Затем ребенок садится прямо к инструменту и шагает  двумя пальцами по клавишам: 2-й – 3-й – 2-й (обязательно возвращаясь на второй палец). Теперь можно поиграть ансамбль «Колыбельная» Беляева из сборника «Маленький пианист» (под ред. Соколова), где в партии ученика конечной точкой опоры является последний звук, а первые два звука – затакт. Это произведение очень подходит для первоначального ознакомления со штрихом legato.

Для соединения двух, трех, четырех, пяти звуков я еще использую в своей работе сказку «Путешествие по волнам» из книги «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» Е. Королевой:                                                                                                  Жил на свете храбрый цыпленок Цып. Однажды сделал он себе из бумаги лодочку и отправился на ней путешествовать. Сначала плыл он по ручейку, и были там волны вот такие:                                                                                                

 

За старой сосной ручеек впадал в небольшую речку, в которой волны были вот такие:

Маленькая речка встретилась с большой рекой. Там были волны вот такие:  

А большая река впадала в море. Волны здесь были высокие-высокие, вот такие:

Как увидел их Цып, испугался и поплыл назад. По морю в большую реку:

По большой реке в маленькую:

По маленькой реке в ручеек:

По ручейку плыл-плыл…

И приплыл к родному дому.

Так, постепенно,  ребенок соединяет все больше и больше звуков. Конечно, все это делается не за один урок.                     В своей работе  на начальном этапе я использую следующие произведения на legato: «Осенняя песенка» Абелева, польская народная песня «Висла», песенка «У кота воркота», Е. Тиличеева «Колыбельная» (ансамбль), чешская народная песня «Вышивание».

Заключение

Чтобы ребенок мог осознать основы музыкальной грамоты, необходимо подготовить его слух, мышление, ритм, движения, внимание, эмоциональное восприятие. Необходимо сразу поставить задачу подтянуть  эмоциональный мир ребенка к тому миру, который несет в себе музыка. Это самая важная задача на первых этапах обучения музыке. Необходимо построить и показать ему мостик из того мира, где он сейчас находится, к тому миру, который несет в себе музыка.

     Запоминается все, что было в первый раз. Поэтому важно, чтобы ребенок запомнил свои первые занятия на фортепиано, как что-то очень привлекательное, приятное, эмоционально яркое. Он должен справляться сразу со всем или со многим, чему его учат. У него должно получаться! Потом будет труд, упорный труд -  по мере таланта. Но в начале ребенок должен восхититься собой и музыкой!

В музыку – с радостью!

Список литературы:

  1. Е.А. Королева. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. Москва   2001 г.
  2. Милич. Воспитание ученика – пианиста. Киев.1977
  3.  Артоболевская. Первая встреча с музыкой.
  4. О. Сотникова. Учебное пособие для начинающих пианистов «Я учусь играть».
  5. Л. Хиреско. Музыкальные картинки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Открытый  урок.  Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидакт...

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Элементарное ритмическое воспитание на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Воспитание чувства ритма у учащихся ДМШ и ДШИ - это одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и заниматься ею надо с раннего возраста. Педагог-музыкант должен владеть множеством разнообра...

Формирование навыков игры на виолончели на начальном этапе обучения

Методические рекомендации для преподавателей детских школ искусств...

Методическая разработка "Начальный этап обучения игры на аккордеоне"

Методическая разработка " Начальный этап обучения игры на аккордеоне"...

методы и приемы обучения нотной грамоте на начальном этапе обучения

мои педагогические приемы  в  обучении нотной грамоты на начальном этапе в классе фортепиано...

Статья «Развитее чувства ритма на начальном этапе обучения детей игре на аккордеоне»

В статье описывается нетрадиционная методика освоение метро-ритма, следуя от простого к сложному, подвести ученика от восприятия пульса к метру, затем от метра к ритмо-блокам и, наконец, к длите...