Классный час. "Я- гражданин России"
классный час

Шлейнинг Мария Михайловна

Целью классного часа является: формирование гражданской позици студентов, воспитание чувства гордости за свою страну, формированеи позиции " быть гажданином".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanin_rossii.docx785.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное учебное заведение

«Осинниковский горнотехнический колледж»

       C:\Users\Natasha.DOM-PC.000\Downloads\1682.jpg 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

классного часа

«Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

для студентов 1,2 курса

Разработала преподаватель

Шлейнинг М.М

2019

Введение

    Быть гражданином России, значит иметь гражданство в этой великой стране. Жить в ней, значит чтить традиции, уважая культуру русского народа, блюсти закон и порядок на её территории.

     Российская Федерация - могущественное государство, расположенное на огромной территории, известное на весь мир своими природными ресурсами и научными открытиями. Россию прославили великие имена писателей и поэтов, произведениями которых зачитывается весь мир, ученых и художников.

    Гражданин России является частью этого большого и значимого на международной арене государства. Живя на территории России, гражданин находится под её защитой. Здесь человек получает достойное образование и реализовывает себя как личность. Граждане могут свободно путешествовать по её красивейшим местам. На территории России расположено множеством городов, каждый из которых со своей историей.

     Гражданин России имеет гражданские права. Благодаря им никто не вправе покушаться на личную свободу, имущество и оскорблять достоинство. Так же гражданин имеет право на свободу слова и выбора.

     Кроме прав у граждан России есть и обязанности, в которые входит выплата налогов, из них складывается бюджет, который используется для выплат пенсий и зарплат. Каждый законопослушный гражданин России мужского пола обязан быть призванным на службу в армию, для того, чтобы он смог защитить родину.

     Данный классный час  поможет студентам разобраться в таких понятиях как гражданин, гражданская позиция, права и обязанности гражданина.

Цель: формирование гражданской позиции студентов, а также создание условий для самопознания и самовоспитания.

Задачи:

  1. воспитывать чувство гордости за свою страну.
  2. определить отношение каждого студента к позиции “быть гражданином”;
  3. формирование у студентов гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству

Оборудование, наглядные пособия: мультимедийное оборудование; презентация, видео-клип «Моя Россия».

Ход мероприятия.

Вступительное слово преподавателя: Сегодня тема нашего классного часа «Я – гражданин России»

Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво? 
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!

Видео-клип «Моя Россия»

     Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности. Назовите основные символы государства. (Герб, флаг, гимн). Сообщения учащихся. (Слайды)

Студент 1: Государственный герб и флаг России.

     У каждой страны есть особая атрибутика, которая отличает её от других государств, подчеркивает независимость и историческую самобытность нации. Она называется державной символикой и включает в себя гимн, флаг и герб.

     Что такое герб России? Это особая эмблема, выполненная в соответствии с геральдическими канонами.

     Он представляет собой взаимосвязанную систему образов и цвета, которая несёт идею целостности государства и неразрывно связан с её историей, традициями и ментальностью. Внешний вид этого официального знака закреплен в Конституции.

    Этот знак государственного отличия представляет собой красный геральдический щит, в середине которого находится золотой двуглавый орёл. В левой когтистой лапе птица держит державу, а в правой – скипетр. На каждой из голов находится корона, а наверху ещё одна, большего размера. Все три царских убора соединены золотой лентой. В центре щита, на груди орла размещено ещё одно красное полотно. На нем сюжет, знакомый каждому русскому человеку: Георгий Победоносец убивает змея.

Двуглавый Орел. Этот элемент герба России означает отвагу, гордость, стремление к победе, царственное происхождение и величие страны. Двуглавый орел – это символ Византийской империи, его изображение на российском гербе подчеркивает преемственность между двумя странами, их культурами и религиозными верованиями. 

Три короны. Три короны в гербе означают суверенитет Российского государства. Первоначально короны означали три царства, завоеванные московскими князьями: Сибирское, Казанское и Астраханское. Эта символика на гербе Российской Федерации означает единство трех уровней власти (государственной, муниципальной и региональной), либо трех её ветвей (законодательной, исполнительной и судебной).

Скипетр и держава. Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти (князя, царя, императора). Ученые сходятся во мнениях, что в современных условиях эта символика герба России означает государственную власть и единство державы.

Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины и пользовался большой популярностью в России на протяжении всей ее истории. Недаром Георгий Победоносец считается покровителем Москвы и изображен на ее гербе.

Студент 2. Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

    Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Законным же отцом триколора признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос.

     Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал «державность», синий - цвет Богоматери, под покровом которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.

     В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России:                                                                       белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;                                  синий - цвет веры и верности, постоянства;                                                                        красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

     Преподаватель: Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 года.

     Когда-то поэт Некрасов справедливо отметил: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Кто же такой гражданин?

    Студент 3: Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, это слово имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью.

     В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать Отечество.

     Студент 4: Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? Цветущие сады и ласковое море? Но вокруг и незасеянные поля, и мусор по обочинам дорог встречается. Одни живут в покосившихся хатах и тесных «хрущобках», а другие строят особняки. Молодые парни гибнут на войне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. И гражданин должен все это любить и понимать.

    Преподаватель:  Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Он следит за всеми изменениями в стране. Он хочет перемен к лучшему. Но знать и хотеть мало. Гражданин действует.

    Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам выбрать качества гражданина, которыми он должен обладать. (см. слайд)

Любовь ко всем людям, человечность

Авторитет

Если люди тебя уважают, 
Часто просят дать им совет. 
И тебя очень многие знают 
Значит, завоевал ты…

Заботливость

Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь.

Гуманизм

Почтительное отношение, основанное на признании человеческих достоинств.

Благодарность

Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться.

Личность

Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь, поддержку.

Уважение

Подбери те синоним к слову правдивость.

Надежность

Человек, обладающий яркой индивидуальностью.

Честность

Кто же такой гражданин?

Кого же называют гражданином? Предлагаю 3 варианта ответа. Внимательно прочитайте и дайте ответ.

1. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями

2. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом.

3. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.

В словаре Ожегова слово гражданин определяется так:  Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Что такое гражданская позиция?

Студент 1. Гражданская позиция это позиция, которая требует, прежде всего, ответственного отношения к гражданскому долгу. То есть:

1. Способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины.

2. Чувство патриотизма, верности Родине, готовности служения Отечеству.

3. Духовность, нравственность, личная и общественная ответственность.

4.Способность к саморазвитию.

Посмотрим на слайд. Цитаты знаменитых людей и их гражданская позиция.

1.  «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!».

Н.А. Некрасов

2. « Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию».

                                                                                            Пётр Багратион

3. « А что такое  гражданин? Отечества достойный сын».

                                                                                          Н.А. Некрасов

4. «Патриотизм - убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился».

                                                                                           Бернард Шоу

5. «Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины»

                                                                                         Джон Кеннеди

6. «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете».                                                                                  

Владимир Путин

Преподаватель: Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?

    1.  Студенты провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.                        

      2. Молодые люди участвуют в восстановлении храма.                                              

3. Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.                                      

   Вывод:  Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины.

Преподаватель: мы сказали, что каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности.

 - А что такое обязанность и право?

Студент 3: Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду: в учебных заведениях, дома, общественных местах. Главное о них помнить и выполнять.

C:\Users\Natasha.DOM-PC.000\Downloads\img18.jpg

Студент 4: Право (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

C:\Users\Natasha.DOM-PC.000\Downloads\057.jpg

    Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка. “Если я имею права, то значит, я имею обязанности”.

Студент 1:  А какие обязанности у студентов нашего колледжа? Наши обязанности прописаны в уставе нашего колледжа. Согласно п.9.2. Студенты Учреждения обязаны:

  • соблюдать Устав и Правила внутреннего распорядка для студентов;
  • соблюдать учебную, трудовую и производственную дисциплину, требования гигиены и охраны труда;
  • бережно относиться к имуществу Учреждения, в случае порчи имущества возмещать причиненный ущерб в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • своевременно ликвидировать задолженности по учебным предметам;
  • уважительно относиться ко всем работникам и студентам Учреждения;
  • выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебными планами и образовательными программами;
  • постоянно повышать свой культурный уровень, вести здоровый образ жизни, стремиться к духовному и физическому совершенствованию
  • Преподаватель: Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? А сейчас предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией прав ребенка запрещено насилие над детьми!
Преподаватель:  Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Студенты: Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех остальных студентов). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!
Сценка 2
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дежурные ее только помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Преподаватель: Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Студенты. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других студентов.

Сценка 3
Учитель. Петров, ты почему на уроке бегал по  колледжу, заглядывал в аудитории? 
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Преподаватель: Правильно ли рассуждает Петров?
Студенты. Его однокурсники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей. 

Преподаватель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое мы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

Вывод: По ходу нашего разговора мы выделили два основных принципа, которые и есть наши права и обязанности как человека-гражданина и как студента колледжа.

Наша первая обязанность – любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Российской Федерации.

Наша вторая обязанность – учиться и выполнять обязанности студента.

Рефлексия

А вот теперь вернемся к началу нашего классного часа, каждый в душе у себя поставьте тот знак, который на данный момент выражает его позицию Человека – Гражданина: либо это будет утвердительная точка, либо сомневающийся вопросительный знак, либо восхитительный восклицательный знак.

А классный час я хочу закончить напутствием.

Молодость! Возьми с собой в дорогу 
Самую заветную мечту, 
За людей душевную тревогу, 
Сердца жар и мыслей красоту, 
Мудрость чувства, 
Стойкость в бурях жизни, 
Мужество во всем и до конца, 
Верность другу, 
Преданность отчизне, 
Имя Гражданина и борца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, Блиц-игра «Я – гражданин России».

Методическая разработка внеклассного мероприятия посвященного 20летию принятия Конституции РФ. Может быть использованна как на уроке истории, так и во внеклассной работе.Основными элементами урока явл...

Гражданин России

Исследовательский проект в рамках ФГОС...

Классный час на тему "Я - гражданин России"

Классный  час «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции обучающихся, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.Тематика данного мероприятия со...

"Духовно-нравственное воспитание учащихся как важнейший аспект формирования личности гражданина России"

В статье представлен опыт работы воспитателя ГПД по духовно-нравственному воспитанию учеников коррекционных классов....

Методическая разработка классного часа по теме: «12 декабря – День Конституции РФ (Конституционные права гражданина России)»

Для проведения классного часа составлены вопросы на знание конституционных прав гражданина России, предложено решение анаграмм, знакомство с некоторыми статьями Конституции РФ, решение правовых ситуац...