Программа "Сольное пение" на 7 лет.
рабочая программа

Пастухова Марина Магафуровна

Программа "Сольное пение" (7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnoe_penie.docx734.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Татьяна\Desktop\IMG_0001.jpg

  

 C:\Users\Татьяна\Desktop\IMG_0002.jpg

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Сольное  пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации дополнительной  программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического оп Программа учебного предмета «Народное сольное пение» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».

Предмет «Сольное пение» направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения.

Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора России.

Программа по данному предмету является частью комплекса предметов предпро-фессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное творчество», «Вокальный ансамбль», «Сольфеджио», «Музыкальная литература».

Программа разработана с учетом обеспечения преемственности дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений.

Программа может послужить задачам возрождения народного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры

Отдавая должное академическому способу обучения на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, ее эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры. быта в области вокального  исполнительства в детских школах искусств.

Формирование и развитие духовности – важнейшая задача воспитательной работы с детьми в современном обществе. Именно детский возраст как нельзя лучше подходит для формирования принципов морали, нравственности, эстетики, к способности творить и созидать. Формирование этих качеств невозможно без обращения к истокам отечественной культуры, обычаям и нравам своего народа, его творчеству. Да и практика показывает, что нравственное совершенствование, как человека, так и общества в целом, возможно только на прочном фундаменте национальной культуры, в которой отложился веками накопленный педагогический опыт.

Педагогикой издавна осознавалась важность народной песни, как одного из средств познавательного и эстетического развития детей и необходимость применения ее в воспитании. Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народнопоэтическом языке, его образно-смысловом строе. В связи с этим, особенно актуально звучат слова прекраснейшего педагога В.А.Сухомлинского: «… Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни – это могучая  воспитательная сила, раскрывающая  перед ребенком народные идеалы и чаяния…  Народная песня утверждает поэтическое видение мира, как бы открывает глаза на красоту родной земли, и эта красота становится все роднее, все дороже …».  Здесь же уместно напомнить, что народная песня привлекает не только высокой художественностью, но и высокой идейностью и чистотой моральных установок.

Наряду с этим, необходимо сказать и о значимости такого предмета, как «Вокал». Именно на уроках вокала есть возможность разработать основные принципы постановки голоса индивидуально, учитывая психофизиологические особенности ребенка (интенсивность формирования и развития организма, наглядность и образность мыслительной деятельности, эмоциональную отзывчивость и т.д.). Главной мыслью работы является формирование и развитие творческих навыков у учащихся, овладение народно-исполнительской манерой пения, приобщение детей к народно-песенному искусству.

Предлагаемая программа рассчитана на семилетний  срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) – 10 лет. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и  направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.  Недельная  нагрузка по предмету «Народное пение» составляет 2 часа в неделю по 40 минут. Занятия проходят в индивидуальной форме.

                                   

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальное исполнительство (сольное народное пение) со сроком обучения 7 лет, продолжительность учебных занятий за год  34 недели.

 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

 Аудиторные занятия- с 1 по 7 класс – 2 часа в неделю.

                       Сведения о затратах учебного времени.

Вид учебной работы, нагрузки

Затраты учебного времени

 Всего    часов

Годы обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

Аудиторные занятия

68

68

68

68

68

68

68

476          

                                      Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная  форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

                                                 Цель учебного предмета

Через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению; сформировать навыки выразительного исполнения произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом; воспитание музыкальной, творческой культуры, популяризация народной песни, приобщение детей к национальной культуре.

                                           Задачи учебного предмета

Воспитание уважения и любви к народной песне, развитие вокального слуха и голоса, овладение народной исполнительской манерой пения, принципами импровизации, а также образного мышления и воображения ребенка посредством песенных образов народной культуры.

Овладение народно-певческим искусством процесс сложный и длительный. Он многогранен, требует многих усилий, так как народное пение – синтезированный вид искусства, включающий в себя пение, элементы хореографии, а также инструментальное исполнительство (подыгрывание на ложках, трещотках, бубне и т.д.).

Необходимо подчеркнуть, что обучение народному пению строится на таких известных принципах, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы.

          Курс обучения  по народному вокалу рассчитан на 7 лет: по 2 часа в неделю в младших (1-2 кл.) и по 2 часа в неделю в старших (3-7) классах. Начинать знакомство с предметом рекомендуется с первого года обучения, чтобы занятия вокалом и хором (ансамблем) шли параллельно, дополняли  и «помогали» друг другу. На каждое полугодие преподаватель составляет для учащихся индивидуальный план с учетом их возможностей. В индивидуальный план включаются вокальные упражнения, разножанровые и разнохарактерные русские народные песни, а также произведения композиторов для народных исполнителей.

В работе над репертуаром преподаватель должен добиваться различной степени завершенности исполнения песен, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи в порядке ознакомления. За годы обучения учащиеся должны овладеть вокальной техникой, исполнительскими приемами в народной манере, знать стилистические особенности, диалект народной песни, научиться правильно понимать характер исполняемых произведений. Контроль и учет успеваемости по народному вокалу учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, открытых репетиций для родителей и преподавателей, отчётных концертах, календарных праздниках, конкурсах, фестивалях и т.д

                                   Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;                                                                  
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

                                       

                                                 Методы обучения 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

      Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Минимально необходимый для реализации в рамках образовательной программы  учебного предмета «Народное сольное пение» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, концертный зал с роялем/фортепиано;

- звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон, персональный компьютер);

- библиотеку и помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал/класс).

                 II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                                Учебно-тематический план

                                                                                                                    Первый год обучения                                  

I полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

1 четверть

Основная певческая стойка – положение рук, ног, головы, шеи. Основы певческой установки – положение гортани, верхнего неба, языка, губ. Закрепление в сознании учащегося и в его нервных мышечных окончаниях положение голосового аппарата или певческую установку. Формирование грудобрюшного певческого дыхания у учащегося.

16

       2 четверть

Постепенность и целенаправленность в распевании. Пение упражнений решает две задачи: распевание(приведение голоса в рабочее состояние) и привитие певцу хороших певческих навыков.

16

II полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

3 четверть

Работа над чистотой интонирования. Подбор упражнений (небольшие по диапазону, в пределах терции). Работа над развитием чистого интонирования.

Работа над развитием артикуляционного аппарата, добиваясь четкой дикции.

20

4 четверть

Разучивание  индивидуального певческого материала. Закрепление пройденного материала.

16

З

Зад                      Задачи: Довести до сведения родителей и детей о необходимости соблюдения элементарных правил гигиены голоса.

  1. Основная певческая стойка – положение рук, ног, головы, шеи. Необходимо показать ребенку как правильно стоять при пении.

Основы певческой установки – положение гортани, верхнего неба, языка, губ. Следует закрепить в сознании учащегося и в его нервных мышечных окончаниях положение голосового аппарата или певческую установку. Объяснить, что она наиболее естественна при позыве к зеванию. Певческая установка в процессе пения должна быть закреплена до автоматизма.

  1. Познакомить ребенка с работой дыхательного аппарата. Уделять внимание дыхательной гимнастике на каждом уроке, использовав наиболее экономичный тип дыхания – грудобрюшной. Следить за постановкой корпуса, головы, не допускать напряжения в гортани.

Формировать певческое дыхание у учащегося. Основательно и кропотливо работать над этим, так как дыхание влияет не только на звуковедение и звукообразование. Оно даёт возможность певцу ровно дышать и позиционно устойчиво исполнять различные гласные на всех участках диапазона голоса, а это значит одновременно работать и над совершенствованием своего тембра.

5)    Работать над чистотой интонирования. Найти у ребенка зону примарного звуча ния и подобрать ему соответствующие упражнения (небольшие по диапазону, в пределах терции), работать над развитием чистого интонирования.

6)    Работать над развитием артикуляционного аппарата, добиваться четкой дикции. Положение губ и языка должны быть естественные, как при разговорной речи (принцип «как говорим, так и поем»), дикционные упражнения необходимо использовать на каждом уроке. Независимо от характера песни исполнитель должен донести до слушателя каждое слово.

  1. Репертуар первого года обучения состоит в основном из песен и игр детского фольклора. Это колыбельные, пестушки, прибаутки, дразнилки, календарного цикла, шуточные. Песенный материал должен быть небольшой по диапазону в пределах кварты, реже квинты.
  2. Постепенность и целенаправленность в распевании. Пение упражнении решает две задачи: распевание(приведение голоса в рабочее состояние) и привитие певцу хороших певческих навыков. Упражнения должны быть систематизированы по трудности. Принцип постепенности и последовательности является основным в педагогике.

                             

 Примерный репертуарный список первого года обучения:

  1. «Ходит сон» - колыбельная
  2. «Баюшки-баю» - колыбельная
  3. «Васенька-василек» - пестушка
  4. «Про Фому» - дразнилка
  5. «Шалуны - балуны» - считалка
  6. «Петушок» - дразнилка
  7. «Ехал Тит на дрожках» - прибаутка
  8. «Как у нашей Ниночки» - прибаутка
  9. «Коляда, коляда, отворяй ворота!» - календарная
  10. «Как летела пава» - календарная
  11. «Жавората» - веснянка
  12. «Солнышко-вёдрышко» - веснянка
  13. «Пошла коза по лесу» - шуточная
  14. «Уж, и где же это видано!» - небылица
  15. «Дождик, дождик, пуще» - закличка
  16. «Жил у бабушки коток» - шуточная
  17. «Вдоль по травке» - плясовая

18.   «Как у наших у ворот» -русская народная песня

19.   «Вставала ранёшенько» -русская народная песня

20.   «А я по лугу» - русская народная песня

Второй  год обучения

I полугодие

Календарные

 сроки            

Тема и содержание занятий

Количество часов

1 четверть

Повторение пройденного материала за первый год обучения.

Определение типа голоса ребенка – высокий, средний, низкий.

Знакомство учащегося с устройством певческого аппарата.

 Формирование открытого, естественного певческого звука, максимально прибли-женного к народной манере пения.

                      16

2 четверть

Работа над чистотой интонирования. Подбор  соответствующих упражнений (небольших по диапазону, в пределах терции). работа над развитием чистого интонирования.

                       16

II полугодие

Календарные      сроки

Тема и содержание занятий

Количество

    часов

3 четверть

Работа над развитием чистого интонирования.

Работа над упражнениями для выработки пиано.

   20

4 четверть

Работа в приобретении навыков актерского мастерства, работа над раскрытием образно-смысловой и эмоциональной сфер исполняемых произведений.

   16

Задачи:

  1. Повторение пройденного материала за первый год обучения.
  2. Определить тип голоса ребенка – высокий, средний, низкий.
  3. На втором году обучения преподаватель знакомит учащегося с устройством певческого аппарата, объясняет возникновение звука и участие грудного и головного резонаторов.
  4. Формировать открытый, естественный певческий звук, максимально приближенный к народной манере пения. Уже на раннем этапе постановки голоса важно правильно показать детям способ народного звукообразования – открытое грудное звучание в высокой певческой позиции. Следует исходить из того, что первоосновой является не вокализация, а открытая, распевная русская речь, в которой первоначальным посылом служит смысловая интонация.
  5. Работать над упражнениями для выработки пиано. Строить их нужно на контрастном исполнении форте и затем пиано. Такие упражнения, как бы имитируют эхо. Пиано требует такой же опоры дыхания, как и форте.
  6. Работать над чистотой интонирования. Найти у ребенка зону примарного звуча ния и подобрать ему соответствующие упражнения (небольшие по диапазону, в пределах терции), работать над развитием чистого интонирования.
  7. Помогать учащемуся в приобретении навыков актерского мастерства, работать над раскрытием образно-смысловой и эмоциональной сфер исполняемых произведений. Научить ребенка не просто петь песню, а играть ее, т.е. исполнять ее эмоционально, с артистизмом исходя из ее содержания.
  8. Заботиться о накоплении репертуара. По мере творческого роста детей он должен усложняться мелодически, ритмически, художественно - образно, что будет свидетельствовать о повышении исполнительского мастерства учащегося. Вводить помимо произведений детского фольклора и календарных песен, хороводные, плясовые песни.
  9. Обязательно должны быть концертные выступления. Это развивает в детях чувство ответственности, радости, способствует раскрытию эмоциональной сферы, дает осознание того, что он делает великое дело: сохраняет народно-песенные традиции и культуру в целом.

                             

 Примерный репертуарный список второго года обучения:

  1.  «Коляда, коляда, отворяй ворота» - колядка
  2. «Коза-дереза» - дразнилка
  3. «Зимушка-зима» - р.н.п.
  4. «Ой, вы жаворонки» - закличка
  5. «Как на дубчике» - свадебная
  6. «Ой ты, Груня, ты Груняша» - хороводная
  7. «Как пошли наши подружки» - хороводная
  8. «Разнесчастный воробей» - шуточная
  9. «Жил у бабушки козел» - шуточная
  10. «Ай чу-чу!» - небылица
  11. «Никанориха коров пасла» - шуточная
  12. Частушки на школьную тематику
  13. «Жил у бабушки козел» - шуточная
  14. «Бабушка-куделинка» - шуточная, плясовая
  15. «Я гнала гусей домой» - р.н.п.
  16. «Куры рябыя»- колядка
  17. «Ой вставала я ранёшенько»- р.н.п

Третий год обучения

I полугодие

I п

Календарные сроки        

  Тема и содержание занятий

Количество часов

1 четверть

Повторение ранее изученного материала.

Работа над чистотой интонирования

Работа над дикцией.

        16

2 четверть

Работа над чистотой интонирования. Работа над сценическим мастерством учащегося. Работа над манерой поведения в соответствии с жанром исполняемой песни.

         16

II п

II полугодие

Календарные сроки        

Тема и содержание занятий

Количество часов  

3 четверть

Работа над чистотой интонирования.

Знакомство учащихся с народными инструментами.

Ввод песен композиторов, написанные для народных исполнителей.

продолжение использование календарного материала.

           20

4 четверть

Разучивание  индивидуального певческого материала. Закрепление пройденного материала.

           16

 

                                                                                                                                                           Задачи:

  1.  Повторение ранее изученного материала.
  2. Работать над чистотой интонирования
  3. Работать над дикцией. Добиться чистоты речи, разборчивости произносимых слов, а также элементы художественной выразительности. Активно применять упражнения быстрые и скороговорочные.
  4. Уделять большое внимание сценическому мастерству учащегося. Работать над манерой поведения в соответствии с жанром исполняемой песни, добиваться контакта с залом, улыбка, глаза, мимика в целом, положение рук, при пении или хореографические разводки песен. Костюмы должны соответствовать определенному стилю (допускается также свободный стиль), а также возрасту учащегося.
  5. Знакомить учащихся с народными инструментами фольклорной традиции, которые воспитывают художественный вкус, ощущение тембральных красок и их сочетаний, мобилизует на поиск оптимальных выразительных средств, а также формирует у ребенка ощущение темпо-ритма. Это шумовые инструменты, такие как ложки,  трещотки, рубель, колокольчик, бубен, коробочка и инструменты свистковые – свистульки, свирель и т.д.
  6. В репертуар третьего года обучения следует вводить песни композиторов, написанные для народных исполнителей, а так же продолжать использовать календарный материала, шуточные, плясовые песни.
  7. Активно участвовать в школьных, городских мероприятиях, а также в конкурсах и фестивалях.

Примерный репертуарный список третьего года обучения

  1. «Снежок сеем, посеваем» - календарная
  2. «Чувиль, виль, виль» - веснянка
  3. «Прощай масленица!» - календарная, масленичная
  4. «Матушка - Волга» - лирическая
  5. «То не гусельки рокочут» - лирическая
  6. «У меня ль во садочке» - хороводная
  7. «На горе, горе» - хороводная
  8. «Ой вставала я ранёшенько» - масленичная
  9. «Дуня-тонкопряха» - шуточная
  10.  «Посмотрите как у нас-то в мастерской» - шуточная
  11. «Уж ты, рыбка-окунёчек» - хороводная
  12. «Посею лебеду на берегу» - р.н.п.
  13. «Ходила младёшенька» - лирическая
  14. «Маков цвет» - сл. Бокова, муз. Абрамского
  15. «Туесок» - сл. и муз. В.Пахтусова
  16. «Частушки»
  17. «Во кузнице»- р.н.п
  18. «Ах, вы сени, мои сени»-р.н.п
  19. «Ай, чучу»-р.н.п
  20. «Земелюшка-чернозём»- р.н.п

Четвертый год обучения

I полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

1 четверть

Повторение материала 3 года обучения.

Знакомство учащегося с понятием грудного и головного регистров.

Работа над соединенением регистров необходимо для полноценного акустического звучания голоса. Совмещение головного и грудного резонирования на каждом звуке диапазона.

           16

2 четверть

Работа над увеличением и расширением диапазона специальными распевками и упражнениями по полутонам вверх и вниз.

          16

II полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

  3 четверть

Работа над равномерным расходованием дыхания, над словесными логическими ударениями, опорными слогами, над главными и второстепенными словами.

Работа над изучением местного диалекта, знакомство  ребенка с другими диалектами посредством собственного показа, аудио и видеозаписей, методической и нотной литературы.

        20

  4 четверть

Закрепление вокальных навыков

       16

 Задачи:

  1. Повторение материала 3 года обучения.
  2. Преподаватель знакомит учащегося с понятием грудного и головного регистров. Смешанное пение, на соединении регистров необходимо для полноценного акустического звучания голоса. Совмещение головного и грудного резонирования на каждом звуке диапазона обеспечивает и объем обертонов, и ровность голоса на всем его протяжении. Также соединение регистров необходимо при интонировании больших интервалов (секста и т.д.).
  3. Развитие певческого голоса очень индивидуально, особенно если это касается детского голоса. Диапазон голоса ребенка небольшой. Поэтому необходимо работать над увеличением и расширением диапазона специальными распевками и упражнениями по полутонам вверх и вниз. Это позволит учащемуся осваивать разнообразный и разножанровый репертуар. Работа над диапазоном голоса должна вестись постоянно.
  4. Работать над равномерным расходованием дыхания, над словесными логическими ударениями, опорными слогами, над главными и второстепенными словами.
  5. Работать над изучением местного диалекта, знакомить ребенка с другими диалектами посредством собственного показа, аудио и видеозаписей, методической и нотной литературы. Также проинформировать учащегося о трех отличиях говора - фонетического, лексического, фразеологического.

6)    В репертуар четвёртого года обучения следует вводить песни композиторов, на                                                                      писанные для народных исполнителей, а так же продолжать использовать календарный материала, шуточные, плясовые песни.Работать с учеником над умением варьировать мелодию, поиском второго голоса, «подстраиванием». Необходимо поощрять импровизационность движения голосом, так как благодаря этому решаются такие задачи, как развитие ладогармонического слуха, голоса, музыкальной интуиции и т.д.

  1. Активно участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях.

Примерный репертуарный список четвертого года обучения

  1.  «Рано на заре» - святочная
  2. «Весна-красна» - весенняя закличка Ставропольского края
  3. «Катились два яблочка» - лирическая Московской обл.
  4. «Куковала кукушечка» - лирическая
  5. «Пойду млада я на рыночек» - масленичная
  6. «Пошла Дуня за водой» - хороводная
  7. «Посажу ли я калинушку» - плясовая
  8. «Ой, летел голубь» - свадебная
  9. «Глянь-ка, маменька в окошко» - народная песня Свердловской обл.
  10. «Ах, балалаечка» - слова и музыка Ю.Гаврилова
  11. «Белые журавушки» сл. Калинина, муз. Дедюрина
  12. «Блины русские» сл. В.Застрожного, муз. Ю.Гаврилова
  13. «Возле речки» - уральская плясовая
  14. «Частушки под гармошку» - Владимирская матаня
  15. «Гармошка - говорушка» - сл.И.Сокола, муз. В.Пипекина
  16. «По камушкам» сл. В.Семернина, муз. В.Горячих
  17. «Валенки»-р.н.п
  18. «Сапожки русские»- слова и музыка В.Кудрина
  19. «Было у матушки двенадцать дочерей»- р.н.п
  20. «А дуду, дуду, дуду»-колыбельная

Пятый год обучения

I полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

1 четверть

Повторение материала 4 года обучения.

Работа с учеником над умением варьировать мелодию, Работа над усовершенствованием индивидуального тембра и динамикой звука.

     16

2 четверть

Работа над вокальными навыками, кантилена,естественный, нефорсированный звук, подвижность голоса, фразировка, интонационная выразительность, дыхание и т.д.

     16

II полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

3 четверть

Работа с учащимися над различными исполнительскими приемами.

         20

4 четверть

Работа с учащимися над разножанровым репертуаром.

         16

 

Задачи:

1)    Повторение материала 4 года обучения.

2)    Работать с учеником над умением варьировать мелодию, поиском второго голоса, «подстраиванием». Необходимо поощрять импровизационность движения голосом, так как благодаря этому решаются такие задачи, как развитие ладогармонического слуха, голоса, музыкальной интуиции и т.д.Учащиеся выпускного класса должны владеть такими вокальными навыками, как кантилена, естественный, нефорсированный звук, подвижность голоса, фразировка, интонационная выразительность, дыхание и т.д.

3)Работать с учащимися над различными исполнительскими приемами в работе

       над старинным репертуаром (мелизмы, глиссандо, подголоски – украшения, аканье, «яканье», подтанцовки и другие нюансы).

        4)Работать с учащимися над разножанровым репертуаром. Также давать возможность ученику самостоятельно подбирать себе песни.

        5)Активно участвовать в концертах школы, города (поселка), в конкурсах, фестивалях различного уровня.

Примерный репертуарный список пятого года обучения

 

  1. «Ванюшка» - лирическая Свердловской обл.
  2. «Волюшка» - лирическая
  3. «Ехали солдаты» - протяжная Пермской обл.
  4. «Отстает лебедь белая» - свадебная Свердловской обл.
  5. «Вдоль по улице, вдоль по широкой» - хороводная Курганской обл.
  6. «Как на Свете платьё шёлково» - свадебная Свердловской обл.
  7. «Из-за горочки туманик выходил» - р.н.п.
  8. «Комара женить мы будем» - шуточная песня
  9. «Ой, шкатулка» - уральская лирическая
  10. «По над горочкой тропинушка» - р.н.п. обр. Н.Кутузова
  11. «Сапожки русские» - сл. А.Щербань, муз. Н.Кудрина
  12. «У нас на Урале» - сл. И.Новосельского, муз. В.Лаптева
  13. «Я лечу над Россией» - муз. Г.Пономаренко
  14. «Как по мостику тесовому» - уральская плясовая
  15. «Прялица» - р.н.п.
  16. «На дубчику два голубчика»- р.н.п
  17. «Ходила младёшенька по борочку»- р.н.п
  18. «Снег-снежок»-муз. Г. Пономаренко
  19. «Хорошенький, молоденький»-р.н.п

Шестой год обучения

I полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

1 четверть

Повторение материала 5 года обучения.

Работа над осмысленным отчётливым распевом на звукопотоке  до ощущения словозвука  в темпоритме  и характере

     16

2 четверть

Работа над координацией словозвука с мелодией и темпом произведения.

     16

II полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

3 четверть

Работа над волевым интонационно окрашенным посылом слова в разговорной манере, над ясной и открытой подачей голоса.

         20

4 четверть

Работа с учащимися над разножанровым  репертуаром.

         16

 

Задачи:

  1. Повторение материала 5 года обучения.
  2. Работа над осмысленным отчётливым распевом на звукопотоке  до ощущения словозвука  в темпоритме  и характере песни. Над координацией словозвука с мелодией и темпом произведения.
  3. Работать над волевым интонационно окрашенным посылом слова в разговорной манере, над ясной и открытой подаче голоса, над ровностью звуковедения.

4)    Работать с учащимися над разножанровым  репертуаром. Включать в репертуар проголосные, лирические песни, требующие объёма дыхания.

  1. Принимать участие в концертах, в конкурсах, фестивалях.

Примерный репертуарный список шестого года обучения

  1. «Как со вечера пороша»- р.н.п
  2. «Ах,утушка»-р.н.п
  3. «Сама садик я садила»- р.н.п
  4. «Уж ты сад»- р.н.п
  5. «Пряха»- р.н.п
  6. «За горою у колодца»- р.н.п
  7. «Перевоз Дуня держала-р.н.п
  8. «Выйду ль я на реченьку»- р.н.п
  9. «Кнопочки баянные»- муз.Темнова
  10. «Уральская рябинушка»-сл.Пилипенко, муз.Родыгина
  11. «Расстаня»-муз.Завалокина, слова народные
  12. «Гармонь бедовая»-муз.Заволокина, слова народные
  13. «Семечки»-сл.Левицкого, муз.Темнова
  14. «Камушки»-сл.Рябинина, муз.Морозова
  15. «Зимушка»-муз.Левашова
  16. «Комарики, комарочки мои»-р.н.п
  17. «Динь, динь, динь»-р.н.п
  18. «Вася, Вася, Василёчек»-р.н.п

     Седьмой  год обучения

      I полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

1 четверть

Повторение материала 6 года обучения.

Работа над укреплением опоры звука, над ясной и открытой подаче гласных, над мягкой атакой, плотностью и ровностью звука.

                     16

2 четверть

Работа над сохранением распевной открытой крупной речи в быстром темпе в произведениях и вокальных упражнениях.

     16

       II полугодие

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Количество часов

3 четверть

Работа над координацией слова с мелодией и темпом произведения

         20

4 четверть

Работа с учащимися над разножанровым  репертуаром

         16

Задачи:

  1. Повторение материала 6 года обучения.
  2. Работать над укреплением опоры звука, над ясной и открытой подаче гласных, над мягкой атакой, плотностью и ровностью звука.
  3. Работать над сохранением распевной открытой крупной речи в быстром темпе в произведениях и вокальных упражнениях.
  4. Работать с учащимися над разножанровым  репертуаром.
  5. Принимать участие в концертах школы, городских концертах, а также участвовать в конкурсах и фестивалях.

 Примерный репертуарный список седьмого года обучения

1.   «За реченькой диво»- р.н.п

2.   «Я посеяла ленку»- р.н.п

3.   «У меня ль во садочке»- р.н.п

4.   «В лесу канарейка»- р.н.п

5.   «Я пойду молода, разгуляюсь»-муз.Смоленцевой

6.   «Банька деревенская»-муз.Пипекина

7.   «То не ветер ветку клонит»- р.н.п

8.   «Посею лебеду на берегу»- р.н.п

9.   «Синеглазая россияночка»-сл.Волкова, муз.Щекотова

10.  «Из-под дуба, из-под вяза»-р.н.п

11.  «Кто ж у нас хороший?»- р.н.п

12.  «Деревеньки малые»-муз.Заволокина

13.  «Надолго»-муз.Заволокина

14.  «В вечор ко мне девице»- р.н.п

15.  «Сибирский соловей»-сл.Алексеева, муз.Кудрина

16.  «Светит месяц»-муз.Бондаренко

17.  «Каёмочка-каёмка»-муз.Смоленцевой

18.  «Опять гармонь играет»-муз.Заволокина

19.  «Тимоня»- напев Мордасовой

20.  «Ох, что ж ты Ваня загордился?»-напев Мордасовой

   

Годовые требования

В начале обучения проводится диагностика музыкальных способностей детей по следующим параметрам: эмоциональная отзывчивость, память, певческий диапазон, чувство ритма, музыкальный слух, качество звука (свободный, чистый, звонкий), музыкальная эмоциональность.  Результат и качество  обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы и грамоты. Итогом работы, являются  выступления в тематических концертах школы, района и города.

Первый год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.

По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки.

Учащийся:

  • Постановка корпуса
  • знает особенности и возможности певческого голоса.
  • строение артикуляционного аппарата
  • гигиену певческого голоса
  • основы музыкальной формы  (куплет, припев, фраза)

 

Умеет

  •  правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • петь легким звуком, без напряжения;
  • ясно выговаривать слова,
  •  к концу учебного года петь выразительно, осмысленно.

Контрольный урок- 2 разнохарактерных произведения.

Второй год обучения

В качестве практики  работы над звуком применяются комплекс распеваний, упражнений на развитие дыхания, кантиленного  и стаккатного  звукоизвлечения:

•        Соблюдать певческую установку;

•        Правильно дышать при пении: делать небольшой спокойный вдох,        не поднимая        плеч, в подвижных песнях делать быстрый вдох;

•        Четко и ясно произносить слова, округлять гласные;

•        Точно интонировать;

•        Петь произведения соблюдая динамические оттенки;

•        Правильно показывать красивое сольное звучание своего голоса;

•        Петь без музыкального сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

•        Дать критическую оценку своему исполнению;

•        Принимать активное участие в творческой жизни школы.

    Контрольный урок- 2 разнохарактерных произведения.

Третий год обучения

Продолжение работы над различным  звукоизвлечением (Staccato,Legato, Non legato). Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания от mf до mp.

•        Знать понятия: ритм, лад, мажор, минор, пауза и т.д.

•        Знать правила поведения певца до выхода на сцену и во время концерта;

•        Реабилитация при простудных заболеваниях.

•        Петь  чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

•        Уметь правильно дышать при пении;

•        Исполнять произведения с учетом динамических оттенков;

•        Уметь ориентироваться в нотной грамоте;

•        Уметь работать с микрофоном.

      Контрольный урок- 2 разнохарактерных произведения.

Четвертый год обучения

Продолжать работу над развитием индивидуального тембра учащегося, подвижности голоса, динамика звука от piano до mezzo forte.

  • Знать понятие партитура, размер, такт, тактовая черта, интервал, темп, динамика,
  • Знать типы дыхания;
  • владеть приемами певческого дыхания;
  • уметь управлять интонацией голоса;
  • уметь правильно и четко произносить слова, округлять гласные;
  • иметь навыки работы над воплощением сценического образа в песни;
  • применять полученные знания на практике.

Контрольный урок- 2 разнохарактерных произведения.

Пятый год обучения

  Продолжать работу над усовершенствованием  индивидуального тембра учащегося,   сглаживанием регистров (переход с грудного на головной регистр), динамика звука от pp до mezzo forte.

  • Знать понятия:  мелизмы, октава, знать их разновидности, названия;
  • Типы дыхания;
  • Жанры народной музыки.
  • Уметь петь без музыкального сопровождения;

  • Иметь навыки концертной деятельности.

Контрольный урок- 2 разнохарактерных произведения.

Шестой год обучения

Продолжать работу над развитием индивидуального тембра учащегося, подвижности голоса, динамика звука от piano до mezzo forte.

  • Знать понятие партитура, размер, такт, тактовая черта, интервал, темп, динамика,
  • Знать типы дыхания;
  • владеть приемами певческого дыхания;
  • уметь управлять интонацией голоса;
  • уметь правильно и четко произносить слова, округлять гласные;
  • иметь навыки работы над воплощением сценического образа в песни;
  • применять полученные знания на практике.

Контрольный урок- 2 разнохарактерных произведения.

Седьмой гол обучения

  Продолжать работу над усовершенствованием  индивидуального тембра учащегося,   сглаживанием регистров (переход с грудного на головной регистр), динамика звука от pp до mezzo forte.

  • Знать понятия:  мелизмы, октава, знать их разновидности, названия;
  • Типы дыхания;
  • Жанры народной музыки.
  • Уметь петь без музыкального сопровождения;

  • Иметь навыки концертной деятельности.

Контрольный урок- 2 разнохарактерных произведения.

   III. Требования к уровню подготовки учащегося

Учащиеся выпускного класса должны владеть следующими навыками:

  • Певческой установкой
  • Певческим дыханием
  • Опорой звука
  • Естественного открытого пения
  • Плавным, непрерывно-льющимся звуком – кантиленой
  • Придыхательной, мягкой и твердой атаками звука
  • Четкой артикуляцией
  • Фразировкой и интонационной выразительностью
  • Умением соединять грудной и головной регистры
  • Умением создавать художественный образ посредством интонации и тембра
  • Артистические способности для правдивой передачи художественно-образного содержания народных песен и произведений композиторов для народных исполнителей

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение двух разнохарактерных произведений.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося дополнительную  программу, следует учитывать:

-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

-наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

-овладение практическими умениями и навыками в различных жанрах народной музыки;

-степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

   V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

                      Методические рекомендации преподавателям

Семилетний  срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам. Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, важно, чтобы музыкальный репертуар не был очень сложным и соответствовал бы вокальным возможностям ученика. В процессе занятий по вокалу преподаватель должен следовать принципам постепенности, последовательности, систематичности, наглядности и целесообразности усвоения материала. Особое внимание преподавателю следует уделять учащимся, которые находятся в периоде голосовой мутации. Важна осторожная, бережная работа с такими голосами. Преподаватель по вокалу должен внимательно следить за правильностью работы органов голосообразования у учащихся: чтобы не было напряженности, с ощущением опоры, правильно выполняли дыхательные установки. Успех занятий зависит не только от исполнительской индивидуальности каждого ученика, но и от степени взаимопонимания между педагогом и учеником. Параллельно с работой над намеченным репертуаром следует уделять внимание самостоятельному (без помощи педагога) разучиванию музыкальных произведений, работой над образами. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты,  музыкальной литературы, сценического движения, основы игры на музыкальном инструменте (по выбору), ансамблевого пения, иностранного языка. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и вокальных  навыков. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).


Перечень учебно-методического обеспечения

  • Специально оборудованный класс;
  • Костюмы;
  • Баян;
  • Свистульки;
  • Деревянные ложки;
  • Шумовые инструменты (рубель, трещотка, колокольчики, коробочка, бубен, барабан);
  • Наличие аудио – видеотехники;
  • Сценическая обувь;
  • Грим;
  • Учебные пособия (методическая, нотная и др. литература).


Список литературы

  1. Алексеев Э.Е. Раннее фольклорное интонирование. М., 1986.
  2. Божья коровка. М., 2006.
  3. Браз С.Л. Программа по вокалу для фольклорных отделений музыкальных школ. М., 2002.
  4. В кругу друзей. Сост. О.Агафонов. вып. 3,М., 1984.
  5. В.Позднеев. По широкой улице. Старый Оскол, 2002.
  6. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1930.
  7. Во горнице, во светлице. Вып.2. Челябинск, 2004.
  8. Выготский  Л.С. Психология искусства. Ростов на Дону, 1998.
  9. Гаврилов Ю. Обработки русских народных песен и песни Юрия Гаврилова. Шадринск. 1997.
  10. Гармошечка - говорушечка. Вып. 8, М., 1990.
  11. Дмитриев Л.Б. Перспективы развития вокального образования. Методические рекомендации. М., 1986.
  12. Жил был у бабушки серенький козлик. М., 2006.
  13. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. Изд. 3. СПб., 2001.
  14. Изумрудные россыпи. Репертуарно-методические материалы. Екатеринбург,2007.
  15. Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот… Русские народные песни в детском саду,-СПб., 2004.
  16. Кисонька - мурлысонька. М., 2006.
  17. Князева О. Танцы Урала. Свердловск, 1962.
  18. Козырина Е.В.. Педагогический репертуар для народного голоса. Ревда, 2000.
  19. Кукушка, кукушка, серое брюшко. М., 2006.
  20. Мешко Н.К.. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Ч. 1, 2. М., 1996.
  21. На родимой,  на сторонке. Ярославль, 2002.
  22. Науменко Г.М.. Детский музыкальный фольклор. М., 1999.
  23. Науменко Г.М.. Новый год, вокруг елки хоровод. М., 2001.
  24. Науменко Г.М.. Русские народные песни и сказки с напевами. М., 2001.
  25. Нежна горлинка.-сост.А.А.Литвиненко,М.,2002.
  26. Не тесан терем. Сост. С.Браз. М., 2001.
  27. Обработки русских народных песен и песни Ю.Гаврилова. Шадринск, ПО «Исеть», Вып.I, 1997.
  28. Обработки русских народных песен и песни Ю.Гаврилова. Шадринск, ПО «Исеть»,   Вып. II, 1997.
  29. Певческие шедевры Подмосковья. Сост. С.И.Пушкина.Подольск,2007.
  30. Перерва О.Ю. Подбор репертуара для уроков вокала. Учебное пособие. Челябинск, 2004.
  31. Песенные узоры.  Русские народные песни и игры. Сост. П. Сорокин. М., 1987.
  32. Поет «Надежда».  Вып. 1. Челябинск, 2006.
  33. Шабанкин Б. Светло в России от берез. Екатеринбург, 2003.
  34. Поет хор челябинских металлургов. Хрестоматия. Челябинск. 1995.
  35. Пушкина С.И. Русские народные песни Подмосковья. М., 1998.
  36. Репертуар народного певца. Сост. Л.В. Шамина. Вып.2-6.М.,1998.
  37. Русская лирическая песня. Сост. В.Бахтин, СПб., 2004.
  38. Русская народная песня для детей. СПб., 1999.
  39. Солнце, солнце колесом. Челябинск, 2004.
  40. Сорока белобока. М., 2006.
  41. Твои первые песни. Сост. В.Попов. М., 1973.
  42. Уральские песни и частушки. Сост. Л. Христиансен. Свердловск, 1995.
  43. Федонюк В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. СПб., 2002.
  44. Фольклор в школе. М., 2000.
  45. Ходил, гулял добрый молодец. Вып. 3. Челябинск, 2004.
  46. Хоровой класс. Программа И.А.Суторминой. Чебаркуль, 2002.
  47. Хрестоматия русской народной песни. М., 1991.
  48. Хрестоматия юного фольклориста. Сост. Н.И.Неретин. Ревда, 2004.Шамина Л.В. Русское народное творчество. Вып. 1,2. 1998.
  49. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. М., 1997.
  50. Широка ты, степь. Песни оренбургских казаков в обработке В.Позднеева. Оренбург, 2002.
  51. Школа русского фольклора. Под общей редакцией профессора М.Т.Картавцевой. М., 1994.
  52. Эх, Семеновна! Частушки, припевки, страдания. Сост. В.Петров. М., 2002.
  53. Я по травкам шла. Екатеринбург,
  54. Я по травкам шла. Екатеринбург,


 


Список литературы

  1. Алексеев Э.Е. Раннее фольклорное интонирование. М., 1986.
  2. Божья коровка. М., 2006.
  3. Браз С.Л. Программа по вокалу для фольклорных отделений музыкальных школ. М., 2002.
  4. В кругу друзей. Сост. О.Агафонов. вып. 3,М., 1984.
  5. В.Позднеев. По широкой улице. Старый Оскол, 2002.
  6. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1930.
  7. Во горнице, во светлице. Вып.2. Челябинск, 2004.
  8. Выготский  Л.С. Психология искусства. Ростов на Дону, 1998.
  9. Гаврилов Ю. Обработки русских народных песен и песни Юрия Гаврилова. Шадринск. 1997.
  10. Гармошечка - говорушечка. Вып. 8, М., 1990.
  11. Дмитриев Л.Б. Перспективы развития вокального образования. Методические рекомендации. М., 1986.
  12. Жил был у бабушки серенький козлик. М., 2006.
  13. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. Изд. 3. СПб., 2001.
  14. Изумрудные россыпи. Репертуарно-методические материалы. Екатеринбург,2007.
  15. Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот… Русские народные песни в детском саду,-СПб., 2004.
  16. Кисонька - мурлысонька. М., 2006.
  17. Князева О. Танцы Урала. Свердловск, 1962.
  18. Козырина Е.В.. Педагогический репертуар для народного голоса. Ревда, 2000.
  19. Кукушка, кукушка, серое брюшко. М., 2006.
  20. Мешко Н.К.. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Ч. 1, 2. М., 1996.
  21. На родимой,  на сторонке. Ярославль, 2002.
  22. Науменко Г.М.. Детский музыкальный фольклор. М., 1999.
  23. Науменко Г.М.. Новый год, вокруг елки хоровод. М., 2001.
  24. Науменко Г.М.. Русские народные песни и сказки с напевами. М., 2001.
  25. Нежна горлинка.-сост.А.А.Литвиненко,М.,2002.
  26. Не тесан терем. Сост. С.Браз. М., 2001.
  27. Обработки русских народных песен и песни Ю.Гаврилова. Шадринск, ПО «Исеть», Вып.I, 1997.
  28. Обработки русских народных песен и песни Ю.Гаврилова. Шадринск, ПО «Исеть»,   Вып. II, 1997.
  29. Певческие шедевры Подмосковья. Сост. С.И.Пушкина.Подольск,2007.
  30. Перерва О.Ю. Подбор репертуара для уроков вокала. Учебное пособие. Челябинск, 2004.
  31. Песенные узоры.  Русские народные песни и игры. Сост. П. Сорокин. М., 1987.
  32. Поет «Надежда».  Вып. 1. Челябинск, 2006.
  33. Шабанкин Б. Светло в России от берез. Екатеринбург, 2003.
  34. Поет хор челябинских металлургов. Хрестоматия. Челябинск. 1995.
  35. Пушкина С.И. Русские народные песни Подмосковья. М., 1998.
  36. Репертуар народного певца. Сост. Л.В. Шамина. Вып.2-6.М.,1998.
  37. Русская лирическая песня. Сост. В.Бахтин, СПб., 2004.
  38. Русская народная песня для детей. СПб., 1999.
  39. Солнце, солнце колесом. Челябинск, 2004.
  40. Сорока белобока. М., 2006.
  41. Твои первые песни. Сост. В.Попов. М., 1973.
  42. Уральские песни и частушки. Сост. Л. Христиансен. Свердловск, 1995.
  43. Федонюк В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. СПб., 2002.
  44. Фольклор в школе. М., 2000.
  45. Ходил, гулял добрый молодец. Вып. 3. Челябинск, 2004.
  46. Хоровой класс. Программа И.А.Суторминой. Чебаркуль, 2002.
  47. Хрестоматия русской народной песни. М., 1991.
  48. Хрестоматия юного фольклориста. Сост. Н.И.Неретин. Ревда, 2004.Шамина Л.В. Русское народное творчество. Вып. 1,2. 1998.
  49. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. М., 1997.
  50. Широка ты, степь. Песни оренбургских казаков в обработке В.Позднеева. Оренбург, 2002.
  51. Школа русского фольклора. Под общей редакцией профессора М.Т.Картавцевой. М., 1994.
  52. Эх, Семеновна! Частушки, припевки, страдания. Сост. В.Петров. М., 2002.
  53. Я по травкам шла. Екатеринбург,2008.

.

                                                       

                                                             


 

                                                       

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сольное пение

сольное пение...

УМК "Сольное пение"

Учебно-Методический Комплекс...

Программа "Сольное пение"

            Обучение в классе «Сольного пения»  осуществляется  на основе единства вокального, общемузыкального и художественного развития учащихся, повы...

ПРОГРАММА по классу сольное пение для 7-ми летнего обучения В ШКОЛЕ ИСКУССТВ

ПРОГРАММАпо классу сольное пениедля 7-ми летнего обученияв школе искусств...

Программа - ДОРОП Сольное пение 4 года

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по академическому вокалу ( предмет Сольное пение - 4 года)...

программа общеразвивающая сольное пение 4 года обучения

Общеразвивающая программа для музыкальных школ...

Образовательная программа "Сольное пение (эстрадный вокал))" 2018-2019 уч.год.

Образовательная программа" Сольное пение (эстрадный вокал) 2018-2019 уч.год....