7 апреля 5 группа Русский язык
план-конспект урока

Татьяна Васильевна Янченко

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №58 группа №12 06.04.2020

Тема: Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании

Цель: систематизация знаний о роли разных типов простых и сложных предложений через сравнительно- сопоставительный анализ, позволяющий чётко представить признаки сходства и различия рассматриваемых единиц языка

Студент должен уметь:

- извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из дополнительной литературы, проявлять творческие способности составления сочинения на лингвистическую тему.

- проводить анализ структуры и семантики простого и сложного предложений.



1.Синтаксический анализ предложения
(обобщение)


Задание: Укажите верную характеристику предложения (предложение указано).

Синтаксический анализ предложения следует начинать с выделения грамматической основы.

Классификация предложений


Простые


Двусоставные


Односоставные


Грамматическая основа — подлежащее и сказуемое.

Великий Александрийский маяк был построен в 280 году до нашей эры


Грамматическая основа — либо подлежащее (назывное предложение), либо сказуемое (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное предложения). Лунная ночьАмазонку» по праву можно назвать морем подвижной пресной воды, составляющей пятую часть всего мирового водного запаса. Люблю смотреть на звёзды и т.п.




Сложные


Союзные


Бессоюзное


Сложносочинённое


Сложноподчинённое


Состоит из равноправных по смыслу простых предложений, связанных сочинительной связью с помощью сочинительных союзов.

На Амазонке сосредоточено около трети всех лесов нашей планеты, и вся эта гигантская зелёная масса про изводит около половины кислорода, поступающего в атмосферу от растений


Состоит из главного предложения и зависимого от него придаточного (-ых), связанного (-ых) с главным подчинительной связью с помощью союзов или союзных слов. (От главного предложения к придаточному можно задать вопрос) 
Висячие сады Семирамиды были построены небезызвестным вавилонским царем Навуходоносором (к аки м?), который создал их из любви к своей супруге.


Состоит из предложений, связанных по смыслу и интонационно без помощи союзов или союзных слов.

По велению царя на колоннах высотой 25 метров были созданы четырёхъярусные сады: на плиты гранита постлали ка мыш, залили асфальтом, покрыли свинцом, сверху насыпали слой земли.



С разными видами связи (союзной и бессоюзной): Родной дом существует, пока тёпел очаг; это тепло равносильно душевному.

С падением Римской империи костёр на маяке потух, от землетрясений в XIV веке обвалилась верхняя часть башни, но фундамент оказался прочнее.


Вот пример подобного задания:



(1) Наверное, никто не будет спорить, что дом, полный цветов, всегда уютен, в нём спокойно и надежно, обилие цветов радует глаз, согревает душу. (2) Но вот мало кто знает, почему так происходит. (З) Почему цветы так действуют на наше настроение? (4) Оказывается, цветы умеют поглощать негативную ауру, выделяя флюцды радости и счастья. (5) Вы, возможно, не раз замечали, что у одних людей цветы всегда хорошо растут и постоянно цветут, а у других — чахнут и погибают. (6) Все дело в том, что если в квартире живёт хотя бы один недоброжелательный человек, то цветы просто становятся не в состоянии перерабатывать всю негативную энергию, от него исходящую. (7) Но, помимо всего прочего, у разных цветов есть ещё и своя магия. (8) Розы, хризантемы, ромашки, герань, лютики, даже простые одуванчики — все цветы обладают уникальной способностью улучшать самочувствие и настроение, создавать благоприятную атмосферу в доме. (9) Займитесь разведением цветов, и вы почувствуете, как преобразится мир вокруг вас.

1. Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста.


  1. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

  2. сложносочинённое

  3. простое с обособленными членами

  4. сложноподчинённое


Итак, рассмотрим первый вариант ответа: проверим, сложное ли это предложение. В нём четыре грамматических основы (сразу убираем третий вариант), причём первое и второе предложения связаны подчинительной связью (убираем второй вариант): никто не будет спорить (о чём?), что.... Второе и третье простые предложения, равно как и третье с четвёртым, связаны бессоюзной связью (убираем четвёртый вариант). Следовательно, правильный ответ — 1.

2. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.


  1. простое с однородными членами

  2. бессоюзное

  3. сложное с разными видами связи

  4. сложноподчинённое


Первое, на что следует обратить внимание, — союзное слово почему, с помощью которого связаны два простых предложения — главное и придаточное: мало кто знает (что?), почему так происходит. Таким образом, правильный ответ — 4.

3. Укажите верную характеристику восьмого (8) предложения текста.


  1. сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

  2. сложноподчинённое

  3. простое осложнённое

  4. сложносочинённое


В предложении есть тире: оно стоит после однородных подлежащих перед обобщающим словом в предложении с одной грамматической основой: Розы, хризантемы, ромашки, герань, лютикидаже простые одуванчики— все иветы обладают уникальной способностью улучшать самочувствие и настроение, создавать благоприятную атмосферу в доме.

Это простое предложение с однородными подлежащими и сказуемыми, следовательно, правильный ответ — 3.

4. Укажите верную характеристику девятого (9) предложения текста.


  1. простое с деепричастным оборотом

  2. бессоюзное

  3. сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью

  4. простое, осложнённое обособленными членами


Выделим грамматические основы: займитесь — сказуемое в односоставном определённо-личном предложении; (И) вы почувствуете — грамматическая основа второго предложения, преобразится мир — третьего. Между первым и вторым предложением союз и указывает на сочинительную связь, а союз как — на подчинительную. Из всех вариантов выбираем правильный — 3.




Решите самостоятельно

Текст 1

(1)Где-то между февралем и апрелем небольшие группы северных оленей начинают сбиваться в огромные стада, численность которых может колебаться от 500 000 до миллиона особей. (2)Эти стада, состоящие из беременных олених, молодняка и самцов, отправляются на север, придерживаясь маршрутов, по которым двигались многие поколения оленей. (З)Они преодолевают от 24 до 48 км в день, а значит, 400-500-километровое путешествие может занять у них до 20 дней.

(4) Собирающееся стадо настолько велико, что минуют дни и даже недели, прежде чем всё оно пройдёт определённую точку на маршруте

(5) Первые самки добираются до мест размножения в тундре, у Полярного круга, к концу мая; там они почти сразу же рожают детёнышей. (б)Оленята уже через несколько часов после рождения могут бегать, а через несколько недель они способны самостоятельно добывать себе пищу. (7)Находясь в тундре, олени жадно питаются, восполняя запасы, полностью израсходованные за предыдущую зиму и готовясь к следующей суровой зимовке

Задание 1. Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста.


  1. простое с причастным оборотом

  2. бессоюзное

  3. сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью

  4. сложноподчинённое


Задание 2. Укажите верную характеристику седьмого (7) предложения текста.


  1. простое 3) сложносочинённое

  2. бессоюзное 4) простое осложнённое


Задание 3. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.


  1. сложносочинённое 3) простое осложнённое

  2. сложное бессоюзное 4) сложноподчинённое


Задание 4. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.


  1. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

  2. сложносочинённое

  3. простое с обособленными членами

  4. бессоюзное сложное


Задание 5. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.


  1. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

  2. сложноподчинённое

  3. сложносочинённое

  4. простое с однородными членами


Задание 6. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.


  1. сложноподчинённое

  2. сложносочинённое

  3. простое с обособленными членами

  4. бессоюзное сложное


Задание 7. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.


  1. сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

  2. сложноподчинённое

  3. простое

  4. бессоюзное сложное



Текст 2

(1)Амазонку по праву можно назвать морем подвижной пресной воды, составляющей пятую часть всего мирового водного запаса. (2)В реке насчитывается различных видов рыбы больше, чем в Атлантическом океане. (З)Площадь бассейна реки Амазонка составляет свыше 2,7 миллионов миль, что соответствует десятой части суши всего земного шара. (4)3десь сосредоточено около трети всех лесов нашей планеты, и вся эта гигантская зелёная масса производит около половины кислорода, поступающего в атмосферу от растений. (5)Чтобы исследовать Амазонку, начиная от дельты реки в Бразилии и заканчивая её устьем в высокогорье Анд в Перу, команде Кусто потребовалось больше полутора лет.

(б)Какие только средства передвижения не использовали путешественники, чтобы исследовать эту уникальную экосистему под водой и на поверхности, на суше и находясь в воздухе! (7) Надёжный корабль «Калипсо», и всевозможные наземные транспортные средства, и грузовик-амфибия, и надувной плот, и байдарки, и небольшие моторные лодки, и вертолёт, и гидроплан, и местные варианты речных лодок — всё, что создало человечество для передвижения по земле, воде и воздуху, было на вооружении исследователей.
Задание 1. Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста.


  1. простое с обособленным определением

  2. сложное бессоюзное

  3. простое с обособленным обстоятельством

  4. простое с обособленным приложением


Задание 2. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.


  1. сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

  2. сложноподчинённое

  3. простое

  4. сложносочинённое


Задание 3. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.


  1. сложноподчинённое

  2. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

  3. сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью

  4. простое осложнённое


Задание 4. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.


  1. сложносочинённое

  2. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

  3. простое с обособленными членами

  4. сложноподчинённое


Задание 5. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.


  1. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

  2. сложноподчинённое

  3. сложносочинённое

  4. простое с однородными членами


Задание 6. Укажите верную характеристику седьмого (7) предложения текста.


  1. сложное с разными видами союзной и бессоюзной связей

  2. простое с однородными членами

  3. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

  4. сложноподчинённое.

Домашнее задание: выполненные задания из раздела «Решите самостоятельно», сделать в тетради и выслать для проверки на электронную почту tjanchenko@yandex.ru



Предварительный просмотр:

Русский язык. Урок №59. 12 группа.

Тема урока: Обособленные члены предложения.

Цели урока:

Образовательные:   

1) повторение и обобщение знаний учащихся об обособленных членах предложения (определения и обстоятельства);

2) отработка умения определять строение предложений с обособленными членами;

3) закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с ОЧ;

. Ход урока.

  1. Орфографическая разминка.

1. Записать в тетрадь, вставив пропущенные буквы, обозначить графически орфограмму «Чередующиеся гласные в корне».

Загл денье, кл ёнка, запр щённый, затв рить, расст лить, пос деть на траве, р стовщик, соприк сновение, утв рь, обм кнул в воду, дождь зар дил, вып чка, раскр шить, ур внять в правах, зал зать рану, р скошный.

2. Подчеркнуть одной чертой слова с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне». Записать проверочные слова, расставив в них ударения и выделив корни.

3. Определить способ образования слов загляденье, расстелить, выпечка.

  1. Изучение нового материала..

Что такое обособление?

1. Какие члены предложения называются обособленными?

(Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными).

2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.

(Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены).

3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?

(Причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное).

4. Что относится к обособленным обстоятельствам?

(Деепричастный оборот, одиночные деепричастия; обстоятельства, выраженные сущ

- Место обособленного члена в предложении.

- Знаки препинания при обособленных членах.

  1. Тест.
  1. Укажите предложения, осложнённые обособленным определением. (Знаки препинания не расставлены.)

А. Тем временем море обведённое по горизонту золотой нитью спало. (М. Горький.)

Б. Стальной у берега цвет крепко спящего океана переходил в синий и чёрный.

В. Тронутые огромным веером света облака покрылись лёгким румянцем.

Г. Листья кружась и падая словно повисают на невидимых паутинках.

2. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами. (Знаки препинания не расставлены.)

А. Я улёгся рядом со спящими любуясь звёздным небом.

Б. Он бежал сломя голову.

В. Несмотря на все запреты концерт состоялся.

Г. Он оглянулся нехотя.

3. Чем осложнено предложение? (Знаки препинания не расставлены.)

А осенью для него одиночки настала голодная жизнь.

А. Приложением.

Б. Определением.

В. Вводным словом.

Г. Одиночным деепричастием.

Тренировочные предложения

(1) Здесь, среди болот, поросших богатой растительностью, и глухих лесов, изгибаясь, пробирается тоненький ручеёк. (2)Так начинает Волга, самая большая река в Европе, свой далёкий путь. (3)Пройдя через несколько озёр, она набирает силу и разливается могуче, величаво. (4) Семь тысяч больших и малых рек несут Волге - матушке свои воды.

(5)Человек, путешествующий по Волге, не перестаёт удивляться красоте её берегов, разнообразных, живописных. (6)В верховьях сжимают реку жёлто - красные сосновые леса, наполняя воздух запахом сосны. (7)Живописен правый берег, гористый, круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. (8)Ближе к югу, где - то после Саратова, заросли уступают место хлебам, уходящим в бесконечную даль.

Закрепление

Снежок(1) выпавший ночью (2)и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм(4) ещё более скользким.

Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.

Работа с текстом

  1. Чахнет старая церквушка, В облака закинув крест. 2) Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. 3) Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. 4) Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой? 5) И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. 6) На рассвете он завтра промчится, Шапку-месяц пригнув под кустом, И игриво взмахнет кобылица Над равниною красным хвостом. 7) Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне... 8) Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи. 9) И над миром с незримой лестницы, Оглашая поля и луг, Проклевавшись из сердца месяца, Кукарекнув, взлетит петух. 10) Отвернув к другому ближе плечи И немного наклонившись вниз, Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер».

-Когда обособляются определения? Обстоятельства?

Домашнее задание.  Изучить материал учебника «Русский язык» под редакцией Н.А. Герасименко п.141-146. Выполнить задания к уроку, материал прислать для проверки на электронную почту tjanchenko@yandex.ru



Предварительный просмотр:

Биология группа №10. Урок 58.  07.04.2020 г.

Тема: «Экология как наука о взаимоотношениях организмов можду собой и окружающей средой . Экологические системы».

Цель : Дать определение и сформировать знания об основных задачах , стоящих перед экологией; о биогеоценозе и экосистеме , как следующем уровне организации жизни на Земле ,дать характеристику функциональным группам живых организмов в биогеоценозе , показать их взаимосвязь на примере пищевых цепей и пищевых сетей .

1. Актуализация знаний по теме «Происхождение человека». 

   1.1. Ответьте письменно на вопросы;

      1. Приведите пять признаков млекопитающих , характерных для человека .

      2. Приведите примеры атавизмом и рудиментов у человека.

      3. Перечислите антропоморфозы , появившиеся в антропогенезе в результате прямохождения ?

      4. Какие морфологические особенности имеют расы человека ?

2.Основная часть . Изучение нового материала.

    2.1. Предмет экология

           Термин экология был предложен в 1866 г. немецким учёным Геккелем.

Экология – наука , изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой , включая человека ( слайд №   ).

Задачи экологии:

1. Изучение влияния на организм различных факторов среды .

2. Изучение круговорота веществ и движения энергии , механизмы саморегуляции , развитие и смену природных сообществ.

3. Изучение влияния живых организмов на неживую природу , функции живого вещества и эволюцию биосферы.

4. Изучение влияния человека на окружающую среду , на неживую природу и живые организмы.

    2.2.Экологические факторы 

На организм воздействует комплекс элементов окружающей среды обитания ,её отдельные элементы , оказывающие прямое или косвенное воздействие на организм , и называются они экологическими факторами.

1. Абиотические факторы – факторы неживой природы : свет , температура , влажность , давление и другие .

2. Биотические факторы – влияние живых организмов на другие организмы

хищники ,паразиты.

3. Антропогенные факторы – результат прямого воздействия человека на организмы

 ( вырубка лесов , загрязнение атмосферы ) .

     2.3.Экологические системы .

Любую совокупность организмов и неорганических компонентов , в которой может осуществляться круговорот веществ , называют экологической системой. Термин был предложен в 1935 году английским экологом А.Тенсли .

Экосистема – понятие безранговое ,широкое , гибкое ,относящееся к системам любой размеренности : от капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов , аквариума с растениями и животными до луга , леса , Мирового океана и биосферы.

    2.4.Учение о биогеоценозах 

Автором учения о биогеоценозах является академик В.Н.Сукачев .

Биогеоценоз – это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых компонентов ( биоценоз ) и факторов неживой природы ; динамично взаимодействующих друг с другом путём обмена веществ и энергии.

«Биогеоценоз» - понятие территориальное , относимое к определённым участкам суши , которые заняты определёнными единицами растительного покрова –фитозинозами.

    2.5.Компоненты экосистемы

1. Абиотические вещества – основные элементы и составные части среды.

2. Проценты – автотрофные организмы.

3. Консументы – гетеротрофные организмы.

4. Редуценты – организмы , живущие засчёт мёртвого вещества , переводя его вновь в неорганические соединения.

    2.6.Круговорот веществ в экосистеме

Для поддержания круговорота веществ в системе необходимы все компоненты экосистемы ( см. схему «Круговорот веществ в экосистеме» ).

    2.7.Цепи питания , правило экологической пирамиды.

1.Трофические цепи , которые начинаются с фотосинтезирующих организмов , называются цепями выедания , или  пастбищными.

Цепи, которые начинаются с отмерших остатков растений , трупов и экскриментов животных , называются детритными или разложения.

В разных типах экосистем мощность потоков энергии через цепи выедания и разложения различна . Так, в водных экосистемах основной поток энергии проходит через цепи выедания , а в сухопутных – через детритные цепи разложения.

2.Правило экологических пирамид .

Расположение звеньев пищевой цепи в определенной последовательности носит название экологической пирамиды .

Существует три типа экологических пирамид :

1) Пирамида чисел ( на каждом уровне откладывается численность отдельных организмов)

2) Пирамида биомасс ( характеризует общую сухую или сырую массу организмов всех уровней )

3) Пирамида энергии ( показывает величину потока энергии )

Все три правила пирамид выражают в конечном итоге энергитические отношения в экосистемах .Знание законов продуктивности экосистем , возможность количественного учёта потока энергии имеют важное практическое значение .Первичная продукция агроценозов является основным источником пищи для человечества. Не менее важна и вторичная продукция , получаемая за счёт сельскохозяйственных животных.

3.Свойства экосистем .

а) Самовоспроизведение;

б) Целостность ;

в) Устойчивость ;

г) Саморегуляция .

   2.8.Естественные и искусственные экосистемы ( сообщения учащихся )

   2.9.Смена экосистем .Экологические сукцессии.

         Последовательная смена во времени одних биоценозов другими на определенном участке земной поверхности называется экологической сукцессией ( слайд №   )

       1. Общие закономерности сукцессий ( по Ф. Климентсу)

            а)  Возникновение незанятого жизнью участка ;

            б) Миграция на него различных организмов или их зачатков ;

            в)  Проживание их на данном участке ;

            г)  Конкуренция организмов между собой и вытеснение отдельных видов ;

            д)  Преобразование живыми организмами местообитания , постепенная стабилизация условий и отношений .( слайд №   )

Таким образом , в результате всех этих преобразований сообщества приобретают известную степень автономности и независимости от окружающих условий.

3.Задание на дом.

Законспектировать материал, изучить параграф 6.1 учебника В.М. Константинов «Общая биология», подготовить сообщение на тему «Главные направления современной экологии»

Материалы выполеннных заданий прислать на электронную почту tjanchenko@yandex.ru



Предварительный просмотр:

Урок 53русский язык 5 группа.07.04.2020

Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном  предложении».

           Цели:

  1. Обучающие:

-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

1. Актуализация знаний.

 -Вспомните,  какие виды сложных предложений вам известны? (ССП, СПП, БСП)

1. Выполните в тетради  задание: Подчеркнуть грамматические основы в предложениях Определить вид сложных предложений, установить смысловые отношения между его частями.

      1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

  1. Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
  2. Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
  3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
  4. Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе.
  5. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

2.Тема урока «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Цель урока – научиться ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

 Повторение и обобщение знаний по теме. Изучите материал самостоятельно.

 Бессоюзное сложное предложение.

а) Части бессоюзного сложного предложения связаны только с помощью интонации. СОЮЗА между грамматическими основами НЕТ.

Между частями бессоюзного предложения могут использоваться

запятая, точка с запятой

            двоеточие

тире

[      ], [       ]

= и

 Перечисление

 [      ]; [       ]

части далеки по смыслу

Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью.

внутри частей есть запятые

Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их.

[       ]: [причина]

= потому что, так как

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.

[       ]: [пояснение]

= а именно, то есть

У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают.

[       ]: [дополнение]

= что

Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет.

[       ] - [       ]

противопоставление (сопоставление)

= а, но

Семь раз отмерь – один отрежь.

[Время, условие] - [     ]

= когда…то, если…то

Солнце взошло – начинается день.

[   ] - [вывод, следствие]

= поэтому

Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.

 [   ] - [    ]

      ↔

= быстрая смена событий

На полном бегу набок  салазки – Саша в снегу. 

[   ] - [    ]

Сравнение

= словно, будто

Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.

3. Проверка усвоения теоретического материала. Выполнение тестов.

 Тест №1 “Дело мастера боится” (работа в тетрадях)

Расставьте недостающие знаки препинания.

1.В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

2.Учись, мой сын науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.

3.Зима без снега лето без хлеба.

4.Облако пройдет озеро заблестит, нивы обольются золотом.

5.Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная мгла.

6.Оглядываюсь и замираю в трех метрах от меня стоит огромный медведь.

 Тест №2 “Будь внимателен!” Выполните в тетрадях, указав номера предложений.

Укажите номера бессоюзных сложных предложений.

1.Ученого учить только портить.

2.Хочешь человека узнать дай ему власть.

3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

4.Игнат спустил курок ружье дало осечку.

5.Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.

6.Ни дорожек, ни поляны ничего не видно нам.

7.Нынче жарко парит на дворе тепло.

(В случае затруднения учащимся рекомендуется выделить грамматические основы.)

4.  Обобщение и систематизация знаний.

    1.Комплексный анализ текста.

-Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.  Запишите текст  в    тетрадь.                

« Пол_жи своё сердце у чтения ».

    1) Книга и чтение были предметом просл_вления во все времена и у всех народов. 2) Почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написа_о: 3) Пол_жи сердце своё у чтения. 4) Какие уд_вительно задушевные слова!

    5) Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ. 6) Вдумаемся в слова А.И.Герцена: 7) Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге. 8) Племена люди г_сударства и_чезали книга ост_валась. 9) Она р_сла вместе с человечеством в ней соед_нились все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца.

-  «Положи своё сердце у чтения»…Как вы понимаете эти слова?

-   Подберите синоним к слову страсти.

-   Найдите в 8 предложении контекстные антонимы.

-   Обозначьте грамматическую основу 5 предложения. Объясните постановку тире.

- Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём.

-   Назовите средство связи 9 предложения с предыдущим.

-  Почему в публицистических и художественных текстах часто используются бессоюзные    сложные предложения.

Домашнее задание: Изучить материал учебника «Русский язык» под редакцией Н.А. Герасименко п. 171, Составить и записать 5 бессоюзных сложных предложений.

Использованные источники:

  1. Учебник «Русский язык» под редакцией Н.А. Герасименко
  2. http://chkola7had.narod.ru/11.doc
  3. Электронное пособие «ЕГЭ по русскому языку без ошибок» О.В.Волковой, Я.В.Алексеевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Индивидуальная подготовка к ЕГЭ по русскому языку обучающихся 11 класса («группа риска)».

Главная особенность единого государственного экзамена состоит в охвате курса русского языка: выполнение заданий по всем основным разделам школьного курса. Успешность сдачи экзамена во многом зависит о...

КОСЫ по русскому языку и литературе для групп СПО(Тестовые задания)

КОСЫ представлены тестовыми заданиями по русскому языку и литературе, составленными в соответствии с  учебными Программами и могут быть использованы для промежуточного контроля знаний учащихся. З...

Календарно -тематическое планирование по русскому языку и литературе для групп СПО.Специальность 151.030. "Специальные машины и устройства"

КТП по русскому языку и литературе для групп СПО по специальности 151.030. "Специальные машины и устройства"....

КТП по русскому языку для групп СПО специальности 15.1030. "Специальные машины и устройства"

Календарно - тематическое планирование по русскому языку для групп СПО специальности 151.030. "Специальные машины и устройства"....

Календарно-тематическое планирование для студентов групп первого курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности 1 курса:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устро...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ УМК ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ Методический продукт проблемно-творческой группы городского профессионального объединения учителей русского языка и литературы

Актуальность данного методического продукта заключается в разработке диагностических работ и комплектов заданий по читательской грамотности с учётом требований ФГОС ООО, что является одним из важных у...