Технологическая карта и конспект урока "Героями не рождаются" 4 класс
план-конспект урока

Исакова Наталья Александровна

Бинарный урок систематизации и обобщения знаний с применением технологии критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

  

Предмет: литературное чтение, изобразительное искусство

Класс: 4 класс 

Тип урока: бинарный урок обобщения и систематизации знаний с использованием приемов технологии критического      мышления

 

Тема 

 Героями не рождаются   

 Лев Кассиль «У классной доски»

Цели 

  

Цель: формировать у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания  учащихся о Великой Отечественной войне;
  • рассмотреть участие детей и женщин в ходе ВОв;
  • образ советского солдата на картинах художника Б.Неменского
  • показать влияние музыкальных произведений времён ВОв на силу духа и мужество русских людей;

Развивающие:

  • развивать речь, наблюдательность;
  • развивать у школьников умение составлять словесный портрет, работать с текстом;

Воспитательные:

способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности

Формирование УУД:

Личностные результаты:

1. Развивать умение высказывать своё мнение, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведения.

4.Терпимое отношение к мнению других читателей.

5. Воспитание патриотизма

Познавательные УУД

1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД

1.Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать и понимать речь других.

2.Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос.

4.Умение работать  в группах, принимать участие в коллективном обсуждении проблем.

5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение.

3. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Планируемый результат 

Предметные: формировать литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом. Развивать основные качества полноценного чтения: правильность, осознанность, беглость, выразительность.

Личностные: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 

Метапредметные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД). 

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им  (Коммуникативные УУД). 

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). 

Место урока в структуре по теме 

Данная тема изучается в разделе «Рассказы о детях»

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка

Ресурсы: 

  

  

  •  компьютер, проектор, экран;
  • презентация;
  • учебник:  Кубасова О. В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. В 4 ч. Ч. 2/ О. В. Кубасова. – 5-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 168 с.
  • рабочая тетрадь: Кубасова О. В. Литературное чтение: любимые страницы. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 кл. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
  • Раздаточный материал в группы.

Методы обучения: 

  

- репродуктивные: словесные, наглядные, практические;

- продуктивные: проблемный, частично-поисковые;

- приемы технологии РКМЧП

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, дифференцированная групповая работа

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

№п/п

Этапы

Содержание урока

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим...

Это нужно - не мертвым!

Это надо - живым!

Р. Рождественский

 Муз. « От героев былых времен…»

Слушают песню «От героев былых времен…»

Личностные УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные  УУД

 Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2

Введение в тему урока

-Сегодня мы продолжим знакомство с произведением Л. Кассиля «У классной доски».

-Как вы думаете о чем пойдет речь?

Учитель:  А кто может ответить на вопрос: что такое война? Что она несет с собой? 

- Почему войну 1941-1945 г. называли Великой Отечественной?

- Как вы понимаете слово «ОТЕЧЕСТВО»? (Это Родина, страна, дом, город, семья, двор, улица…)

- Какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм?

Ответы и рассуждения учащихся

 Формируют цель урока.

(Герои и события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)  

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные  УУД  

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

3

Стадия «Вызов (Актуализация знаний)

      Учитель: Давайте порассуждаем: а какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм? Внесем наши рассуждения  в «Корзину идей» (Предположения детей заносятся в таблицу №1 на доске).

Прием «Корзина идей»

Учитель: Молодцы, вы отлично справились. Только ли  в бою людям нужно было обладать такими качествами? (Нет, и жителям городов и деревень они были необходимы) 

-А где находились герои нашего произведения? (В деревне)

Ответы и рассуждения учащихся

Составление «Корзины идей»

Познавательные  УУД

Находить  и вспоминать  необходимую информацию

Находить ответы на вопросы, работать  с текстом.

Коммуникативные УУД

Строить понятные высказывания, формулировать собственное мнение.

Умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4

ИЗО

Жизнь и творчество Б.Неменского

Образ советского солдата в работах Б.Неменского

-Как представляете вы героев произведения Льва Кассиля «У классной доски». Изобразите

Работа с репродукциями картин

Дети рисуют портреты ребят-героев произведения

Личностные УУД

Развивают  умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

Коммуникативные  УУД  

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

5

Стадия «Осмысление».  Работа по теме урока.

Учитель: Давайте посмотрим, обладают ли наши герои теми качествами, которыми должны обладать победители? (Сравниваем «в тылу» и «на фронте»)

Вспомните разговор немцев с ребятами. Какие события происходят в отрывке? (Разговор немцев с ребятами) 

Почему именно к детям обратились немцы?

Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны?

Как вели себя немцы? ( Жестоко, грубо…); 

Дети? (Мужественно, смело…);

Учительница (Отважно, невозмутимо, спокойно); 

Костя? (Мужественно и смело, взял весь удар на себя…). 

Какой момент вам показался самым напряжённым? (найдите в учебнике)

Ответы и рассуждения учащихся

Составляют таблицу с качествами героев

Сравнивают качества героев в тылу и на фронте

Познавательные  УУД

Находить  и выделять  необходимую информацию в  тексте учебника.  

Находить ответы на вопросы, работать  с текстом.

Коммуникативные УУД

Строить понятные высказывания, формулировать собственное мнение.

Умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7

Стадия «Осмысление».  Работа по теме урока. Продолжение

 Мы продолжаем работать по теме урока

Ромашка Блума

F:\12 декабря\блум4.jpg

1.Ксения Андреевна

2. Школьники

3. Партизаны

4. Фашисты

-Почему действие происходит в школе? У классной доски?

(герои сдают урок жизни.)

Чтение отрывков рассказа

 Работа в группах

Ответы на вопросы

Личностные УУД

Развивают  умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

Коммуникативные УУД

Договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, и оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.

Предметные УУД

Развивают технику беглого, выразительного чтения.

Учатся построению тонких и толстых вопросов, готовят  ответы

8

Стадия «Рефлексия»

Закрепление знаний.

Учитель: 

1. Приём ТРКМ «Кластер»

Учитель: Кто  сражался за победу в ВОВ? (мужчины,женщины и дети) А какую роль выполняли дети и женщины? (Помогали партизанам, работали на заводах…)

Как мы одержали победу? (Сообща)

на фронте

Победа

мужчины

в партизанских отрядах

в тылу

дети

женщины

Учитель:  Кто победил в этой войне ?(Народ)

Итак, вы увидели, что весь русский народ, от мала до велика, поднялся на смертный бой.

Многие погибли в этой войне. Была ли их гибель напрасной? Почему?

Учитель: Зачем, с какой целью писатель написал этот рассказ?

2. Приём ТРКМ «Синквейн»

Учитель: Мы убедились в том, что победа в Великой Отечественной войне – это победа всего русского народа. Тема синквейна  на выбор: Народ. Война. Победа. Дети

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, составив синквейн.

Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.

Учитель: А можно ли совершать  подвиг в мирное время? Какой человек способен на это?

Ответы и рассуждения детей

Составляют Кластер «Победа»

Обобщают знания по теме урока

Составляют Синквейн  

Личностные УУД

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

Коммуникативные УУД

Договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, и оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.

Предметные УУД

Использовать полученные знания на основе обобщения при составлении кластера и синквейна

9

Итог урока

Самооценка

Учитель: 

Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке.

 Скажите, понравился ли он вам?

Что особенно запомнилось?

 Что стало неожиданным?

 Какое эмоциональное настроение у вас сейчас?

Люди,

Покуда сердца стучатся, –  

Помните!

Какою ценою

Завоёвано счастье, –  

Пожалуйста, помните!

Систематизируют полученные знания, высказывают свои впечатления от урока.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные УУД

Оценивание разного вида деятельности на уроке.

Регулятивные УУД

Формирование  умение адекватно оценивать свою деятельность.

10

Домашнее задание

Написать эссе на тему «Что такое подвиг?»

ИЛИ сочинение- рассуждение «Можно ли поступки героев рассказа Л.Кассиля «У классной доски» назвать подвигом?ИЛИ Узнать у взрослых, какой след оставила война в жизни вашей семьи

Записывают домашнее задание

Личностные УУД

Формировать наличие мотивации к работе на результат.  

1. Узнать у взрослых, какой след оставила война в жизни вашей семьи. 

2. Проиллюстрировать эпизоды военного времени. 

3. Подготовить сообщения по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка для 5 класса (по теме "Достопримечательности Лондона").

Технологическая карта урока английского языка для 5 класса (по теме "Достопримечательности Лондона")....

Технологическая карта урока Русского языка во 2 классе

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"...

Технологическая карта урока "Страны и национальности" 5 класс

повторить ранее изученные и освоить новые лексические единицы по теме «Страны и национальности"...

Технологическая карта урока изо по ФГОС 2 класс "Изображение и реальность"

Технологическая карта урока изо -2 класс по теме: "Изображение и реальность". Здесь рассказывается о видах птиц, описаны этапы урока....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Существительные с шипящим на конце"

Материал к уроку русского языка по теме "Существительные с шипящим на конце"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема озера"

Данный урок построен с учетом требований ФГОС НОО. В основу уроку вошла групповая работа обучающихся....

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе...