Методическое пособие для теоретического занятия по теме "Репродуктивная система человека. Мужская половая система"
методическая разработка

Ферайберт Ирина Владимировна

Методическое пособие по теме "Репродуктивная система человека. Мужская половая система" предназначено для проведения теоретического занятия по анатомии и физиологии человека со студентами специальностей 31.02.01 "Лечебное дело" и 34.02.01 "Сестринское дело".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_k_teoreticheskomu_zanyatiyu.docx1005.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Московский областной медицинский колледж №1»

Мытищинский филиал

Специальности:  31.02.01 «Лечебное дело»

                                 34.02.01 «Сестринское дело»

Дисциплина «Анатомия и физиология человека»

Методическое пособие по теме

«Репродуктивная система человека. Мужская половая система»

                                                 Составила: преподаватель – Ферайберт И.В.

2020г.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Методический блок

4

Цели занятия

5

Междисциплинарные связи

6

Оснащение занятия

7

Хронологическая карта

8

3.

Информационный блок

9

Терминологический словарь

10

Лекционный материал

11

4.

Контролирующий блок

15

Контроль  исходного уровня знаний  

16

Контроль усвоения знаний

17

5.

Эталоны ответов, критерии оценки

20

6.

Использованная литература

21

                             Знание топографии, строения и функций мужских половых органов, а http://old.tatar-inform.ru/upload/image/2010_new/nauka_obrazovanie/medicina.jpg

                                  также факторов, влияющих на них, необходимы при изучении

                                  клинических дисциплин. Полученные знания позволят осуществлять

                                  адекватную медицинскую помощь и сестринский уход за пациентами,

                                  страдающими заболеваниями органов половой системы.

             Методическое пособие предназначено для проведения теоретического занятия по теме «Репродуктивная система человека. Мужская половая система» раздела «Морфофункциональная характеристика органов репродуктивной системы» со студентами специальностей 31.02.01  Лечебное дело и 34.02.01 Сестринское  дело.

Содержание материала  данного  методического пособия соответствует ФГОС по специальностям  СПО    31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело и  подготовлено для освоения обучающимися общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

           Методическое пособие включает в себя методический блок, информационный блок, контролирующий блок с эталонами ответов и критериями оценки. Методический блок содержит цели занятия и хронологическую карту.

          Информационный блок  включает терминологический словарь и опорный конспект лекции.

          В контролирующий блок включены задания для контроля исходного уровня знаний и тестовые задания для проверки усвоения полученных знаний.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=45f8b38eec22ce259796a9e959ab097d-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=57000349f293322e92f072728a32caf3-l&n=13

Теоретическое занятие по теме

«Репродуктивная система человека. Мужская половая система»

Продолжительность: 90 минут

Место проведения: кабинет анатомии, физиологии и основ патологии

http://samlib.ru/img/g/glushenko_a_g/davno_targetiruem/davno_targetiruem-2.jpg

      Цели занятия: 

  1. Учебные

Студент должен знать:

  • топографию наружных и внутренних мужских половых органов
  • строение и функции наружных и внутренних мужских половых органов
  • структуру полового цикла мужчины

Студент должен уметь:

  • показывать на муляжах и плакатах наружные мужские половые органы и их составные части
  • показывать на муляжах и плакатах внутренние мужские половые органы и их составные части
  • использовать медицинскую терминологию
  1. Воспитательные
  • развивать способности к самообучению
  • развивать творческое мышление
  • формировать познавательную активность
  • научить обобщать полученный результат
  • научить пользоваться полученными знаниями на практике

http://eurasianeconomic.org/files/1799/28-06-17_3-01.jpg

  • Профессиональные модули
  • Основы патологии
  • Фармакология
  • Основы сестринского дела

  • Биология                        
  • Химия
  • Латинский язык

         

http://polymaps.com.ua/wp-content/uploads/2018/09/40-236x300.jpg

Учебно-методические материалы:  

1. Наглядные средства обучения                                

  • Плакаты
  • Муляжи
  • Слайды презентации
  • Иллюстрации

       https://s.sellercheck.ru/pic/e0/4f/muzhskoy-polovoy-kanal-anatomiya-model-planirovaniya-semi-besplatnaya-dostavka-e04f7afd2c95c170a118b204f31324b5-500.jpg

                                 

2. Учебно-информационные материалы:

  •  «Анатомия и физиология человека» Федюкович Н.И. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
  • Самусев Р.П. Атлас анатомии человека: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования – Москва:  Издательство АСТ: Издательство Мир и Образование, 2017.

3. Технические средства обучения

  • Компьютер                          
  • Проектор        

http://finnotes.com/wp-content/uploads/2012/01/forex-10.png

   

                       

Этап работы

Время

Содержание

деятельности

1. Организационный  момент

5 минут

1. Приветствие

2. Проверка отсутствующих

3. Сообщение темы, целей и  плана занятия

2. Контроль исходного уровня знаний

5 минут

Тестовые задания

Коррекция ошибок

3. Объяснение нового материала

60 минут

1. Рассказ с  сопровождением  мультимедийной презентации

2. Демонстрация плакатов и муляжей    

4.Контроль усвоения знаний

15 минут

Тестовые задания

Коррекция ошибок

6. Итог занятия

5 минут

1.Объявление оценок

2.Домашнее  задание

http://www.musicteachershelper.com/blog/wp-content/images/Question-Marks.jpg

         

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6166ec00a2d049204193f7c555dbda68&n=13

http://medvestnik.com.ua/uploads/posts/2015-04/1429610515_sprav.jpg

Терминологический словарь

Термин

Определение

Белочная оболочка

Плотная соединительнотканная капсула, покрывающая яичко

Выносящий каналец

Каналец, выходящий из сети яичка

Долька яичка

Участок яичка, отделенный перегородкой из плотной соединительной ткани

Извитой семенной каналец

Каналец дольки яичка, в котором происходит сперматогенез

Клетка Лейдига (интерстициальный эндокриноцит)

Клетка в интерстициальной ткани яичка. Вырабатывает мужской половой гормон

Клетка Сертоли

(сустентоцит)

Крупные клетки, располагающиеся на базальной мембране эпителиосперматогенного слоя

Проток придатка

Длинный, многократно извитой канал, депонирующий сперму

Прямой семенной каналец

Каналец, образующийся в результате слияния извитых семенных канальцев

Семенные пузырьки

Железа мужской половой системы, вырабатывающая жидкий слизистый секрет, разжижающий сперму

Семявыносящий проток

Проток, обеспечивающий эякуляцию спермы

Сеть яичка

Соединения семенных канальцев, расположенных в средостении

Сперматида

Небольшая округлая клетка с гаплоидным ядром

Сперматогенез

Процесс дифференцировки сперматогоний, приводящий к образованию зрелых мужских половых клеток

Сперматогонии

Родоначальные клетки, располагающиеся в эпителиосперматогенном слое извитых семенных канальцев

Средостение яичка

Плотное соединительнотканное утолщение белочной оболочки яичка

Эпителиосперматогенный слой

Внутренний клеточный слой извитых семенных канальцев, лежащий на базальной мембране

Опорный конспект лекции к теоретическому занятию по теме

«Репродуктивная система человека. Мужская половая система»

План

  1. Внутренние половые органы:
  • яички
  • семявыносящий проток
  • семенные пузырьки
  • предстательная железа
  • бульбоуретральные железы
  1. Наружные половые органы:
  • половой член
  • мошонка
  1. Сперматогенез

            К мужским половым органам относятся яички с их придатками, семявыносящие и семявыбрасывающие протоки, семенные пузырьки, предстательная и бульбоуретральные железы, мошонка и половой член.

 1. Внутренние мужские половые органы

           Яички, или семенники (testes) – парная мужская половая железа, функцией которой является образование мужских половых клеток – сперматозоидов и выделение в кровь мужских половых гормонов.

          Яички овальной формы, размером 4,5×3 см, массой 20 – 30 г; они находятся в мошонке, причем левое яичко находится ниже правого. Яички отделены одно от другого перегородкой мошонки и окружены оболочками. Яичко подвешено на семенном канатике, в состав которого входят семявыносящий проток, мышцы и фасции, кровеносные и лимфатические сосуды, нервы.

         В яичке различают выпуклые латеральные и медиальные поверхности, а также два края – передний и задний, верхний и нижний концы. К заднему краю яичка прилегает придаток, в котором различают головку, тело и хвост.

         Брюшина охватывает яичко со всех сторон и образует замкнутую серозную полость. Снаружи яичко покрыто фиброзной оболочкой, получившей название белочной оболочки, под которой находится паренхима яичка. От внутренней поверхности заднего края белочной оболочки в паренхиму яичка входит вырост соединительной ткани – средостение яичка, от которого идут тонкие соединительнотканные перегородочки яичка, разделяющие железу на многочисленные (от 250 до 300) пирамидные дольки, направленные верхушками к средостению яичка, а основанием – к белочной оболочке.

В толще каждой дольки находятся два-три извитых семенных канальца длиной 60 – 90 см, окруженные рыхлой соединительной тканью и множеством кровеносных сосудов. Семенные канальцы внутри выстланы многослойным сперматогенным эпителием, здесь образуются мужские половые клетки – сперматозоиды. Последние входят в состав спермы, жидкая часть которой формируется из секретов семенных пузырьков и простаты. Семенные канальцы, сливаясь, образуют прямые семенные канальцы, которые впадают в сеть яичка. Из сети яичка берут начало 12 – 15 выносящих канальцев, которые проходят через белочную оболочку и впадают в проток придатка яичка.

          Семявыносящий проток (ductus deferens) – парный орган длиной около 50 см, имеет в поперечнике 3 мм и диаметр просвета около 0,5 мм. Исходя из топографических особенностей протока, в нем различают четыре части: яичковую, соответствующую длине яичка; канатиковую – в семенном канатике; паховую – в паховом канатике и тазовую – от глубокого пахового кольца по предстательной железе.

          Пройдя семенной канал, семявыносящий проток делает изгиб, опускается по боковой стенке малого таза до дна мочевого пузыря. Около предстательной железы его конечная часть расширяется и образует ампулу. В нижней части ампула постепенно сужается и переходит в узкий канал, который соединяется с выделительным протоком семенного пузырька в семявыбрасывающий проток. Последний отверстием открывается в предстательную часть мочеиспускательного канала.

          Семенной пузырек (vesicula (glandula) seminalis) – парный секреторный орган длиной 10 – 12 см и толщиной 0,6 – 0,7 см. Располагаются пузырьки в полости малого таза сбоку и сзади от дна мочевого пузыря. В каждом семенном пузырьке различают основание (широкий конец), тело (средняя часть) и нижний (узкий) конец, который переходит в выделительный проток. Стенка семенного пузырька состоит из слизистой, мышечной и адвентициальной оболочек; в ней находится много извилистых камер, содержащих белковую жидкость, которая входит в состав спермы.

          Предстательная железа (prostata) – непарный мышечно-железистый орган массой 20 – 25 г, выделяет секрет, который входит в состав спермы. Она располагается под мочевым пузырем на дне малого таза. По форме напоминает каштан, несколько сжатый в переднезаднем направлении.

          В предстательной железе различают основание, которое прилегает ко дну мочевого пузыря, переднюю, заднюю, нижнелатеральную поверхности и верхушку. Передняя поверхность направлена к лобковому симфизу, задняя – к прямой кишке, нижнелатеральная – к мышце, поднимающей задний проход; верхушка прилегает к мочеполовой диафрагме.

           Предстательная железа имеет правую и левую доли, перешеек; снаружи покрыта капсулой, от которой внутрь органа идут перегородки. Она состоит из железистой и гладкомышечной ткани. Железистая ткань образует железистую паренхиму и представлена особыми комплексами в виде альвеолярно-трубчатых долек. Железистые ходы органа переходят в выводные предстательные протоки, открывающиеся точками в просвет мужского мочеиспускательного канала. Мышечная ткань заполняет переднюю часть простаты и, соединившись с мышечными пучками дна мочевого пузыря, образует внутренний (непроизвольный) сфинктер мочеиспускательного канала.

           Бульбоуретральная (куперова) железа (glandula bulbourethralis) – парный орган, расположен сзади перепончатой части мужского мочеиспускательного канала в толще глубокой поперечной мышцы промежности. Железа имеет альвеолярно-трубчатое строение, плотную консистенцию, овальную форму, диаметр 0,3 – 0,8 см. Протоки бульбоуретральных желез открываются в мочеиспускательный канал. Железа вырабатывает вязкую жидкость, которая защищает слизистую оболочку стенки мочеиспускательного канала от раздражения ее мочой.

2. Наружные мужские половые органы

Представлены половым членом и мошонкой.

          Половой член (penis) – орган, который служит для выделения мочи и выбрасывания семени. Он состоит из передней свободной части – тела, которое заканчивается головкой, и задней части, прикрепленной к лобковым костям. В головке полового члена различают наиболее широкую часть  - венец головки и узкую – шейку головки. Тело полового члена покрыто тонкой легкоподвижной кожей. На нижней его поверхности находится шов. В переднем отделе тела образуется кожная складка – крайняя плоть полового члена, которая закрывает головку, а затем переходит в кожу головки полового члена. На нижней поверхности органа крайняя плоть соединяется с головкой при помощи уздечки крайней плоти. На верхушке головки полового члена открывается наружное отверстие мочеиспускательного канала, которое имеет вид вертикальной щели.

          Мошонка (scrotum) – кожно-мышечный мешок, в котором находятся яички и придатки, а также нижние отделы семенных канатиков. В мошонке выделяют семь слоев (оболочек): кожа; мясистая оболочка; наружная семенная фасция; фасция мышцы, поднимающей яичко; мышца, поднимающая яичко; внутренняя семенная фасция и влагалищная оболочка яичка, в которой выделяют два листка (париетальной и висцеральной). Оболочки стенки мошонки соответствуют слоям передней брюшной стенки, так как формируются по мере опускания яичка из брюшной полости в мошонку.                     Полость мошонки делится на две половины перегородкой; каждая половина является вместилищем для одного яичка. Кожа мошонки тонкая, легко образует складки, имеет более темную, чем в других местах тела, окраску, покрыта волосами. На поверхности мошонки линии прикрепления перегородки соответствует шву мошонки, который имеет сагиттальное направление.

          Сперматогенез – это процесс образования мужских половых клеток. Он является первым и основным показателем наступления половой зрелости у юношей и продолжается почти всю жизнь.

          Вначале образуются сперматогонии, затем они последовательно превращаются в сперматоциты первого порядка. Последние путем мейотического деления дают две одинаковые клетки -  сперматоциты второго порядка. Во время второго деления сперматоциты второго порядка дают четыре незрелые половые клетки – гаметы. Они называются сперматидами. Образовавшиеся четыре сперматиды постепенно превращаются в активные движущиеся сперматозоиды.

          Для образования зрелого сперматозоида из сперматогоний требуется около 70 дней. Сперматозоиды сохраняются в женских половых путях до 24 – 48 часов, некоторые жизнеспособны до 72 часов. Объем выброшенной семенной жидкости во время одного коитуса колеблется от 2 до 6 мл, составляя в среднем 3,5 мл. Реакция ее слабощелочная (рH – 7 – 7,5). В этом объеме содержится в среднем 120 млн. сперматозоидов. В маточные трубы проникает всего около 100 сперматозоидов и лишь один из них оплодотворяет яйцеклетку, остальные сперматозоиды погибают в женских половых путях.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/06f3/0001ef3a-2b87a1d2/img18.jpg

http://kaz.docdat.com/pars_docs/refs/26/25999/25999_html_m66408c.jpg

http://xn--80aaabbem0avkfh2abb3a0i1drak7d.xn--p1ai/images/1520226903.png

Контроль исходного уровня знаний

                                      Выберите правильные ответы

  1. Органами мужской половой системы являются:
  1. яичники
  2. яички
  3. семенные пузырьки
  4. клитор
  5. предстательная железа
  1. Внутренними мужскими половыми органами являются:
  1. мошонка
  2. яички
  3. предстательная железа
  4. половой член
  1. Сперматозоиды образуются в:
  1. предстательной железе
  2. яичниках
  3. яичках
  4. семенных пузырьках
  1. Мужские половые гормоны образуются в:
  1. яичках
  2. семенных пузырьках
  3. предстательной железе
  4. мошонке
  1. Мужским половым гормоном является:
  1. прогестерон
  2. эстрадиол
  3. пролактин
  4. тестостерон

Контроль усвоения знаний

В – 1

Выберите номер правильного ответа.

  1. К наружным половым органам мужчины относятся:
  1. мошонка
  2. яички
  3. бульбоуретральные железы
  4. семенные пузырьки

  1. Сперматогенез происходит в:
  1. простате
  2. семявыносящем протоке
  3. извитых семенных канальцах яичка
  4. семенных пузырьках

  1. Секрет бульбоуретральных желез:
  1. питает сперматозоиды
  2. активизирует сперматозоиды
  3. предохраняет уретру от раздражающего действия мочи
  4. разжижает сперму

  1. Воспаление яичка называется:
  1. простатит
  2. орхит
  3. эпидидимит
  4. крипторхизм

  1. Парный орган, полость которого состоит из множества извилистых камер, содержащих белковую жидкость, это:
  1. бульбоуретральная железа
  2. предстательная железа
  3. яичко
  4. семенной пузырек

  1. Семявыбрасывающий проток открывается в:
  1. предстательную железу
  2. предстательную часть мочеиспускательного канала
  3. семенной пузырек
  4. губчатую часть мочеиспускательного канала

7.  В придатке яичка отсутствует:

1)  головка

2)  шейка

3)  тело

4)  хвост

8. Масса предстательной железы составляет (в г):

1)  5 – 8

2)  20 – 25

3)  40 – 50

4)  80 – 90  

9. Оболочка яичка, имеющая в своем составе серозную полость, - это:

1)  мясистая

2)  внутренняя семенная фасция

3)  наружная семенная фасция

4)  влагалищная

10. Отсутствие в мошонке яичек называется:

 1)  орхит

 2)  простатит

 3)  эпидидимит

 4)  крипторхизм

В – 2

Выберите номер правильного ответа.

  1. К наружным половым органам мужчины относятся:
  1. яички
  2. половой член
  3. бульбоуретральные железы
  4. семенные пузырьки

  1. Непарный  мышечно-железистый орган, который выделяет секрет, входящий  в состав спермы, - это:

1)  мошонка

2)  бульбоуретральная железа

3)  предстательная железа

4)  семенной пузырек

  1. В придатке яичка происходит:
  1. образование сперматозоидов
  2. дозревание сперматозоидов
  3. выработка андрогенов
  4. выделение питательной жидкости для сперматозоидов

  1. Оболочка яичка, образующая перегородку мошонки:
  1. мясистая
  2. внутренняя семенная фасция
  3. наружная семенная фасция
  4. влагалищная

  1. Извитые семенные канальцы расположены в:
  1. предстательной железе
  2. яичке
  3. бульбоуретральных железах
  4. семенных пузырьках

  1. Половой член состоит из цилиндрических тел:
  1. одного пещеристого и одного губчатого
  2. двух пещеристых и одного губчатого
  3. двух губчатых и одного пещеристого
  4. двух губчатых и двух пещеристых

  1. Воспаление придатка яичка называется:
  1. орхит
  2. простатит
  3. эпидидимит
  4. баланит

  1. Длина протока придатка яичка составляет:
  1. 3 – 4 см
  2. 10 – 12 см
  3. 40 – 50 см
  4. 6 – 8 м

  1. Отсутствие одного яичка в мошонке называется:
  1. крипторхизм
  2. монорхизм
  3. баланит
  4. фимоз

  1. Сперматогенез занимает:
  1. 72 часа
  2. 5 – 12 дней
  3. 20 – 30 дней
  4. около 70 дней

Эталоны ответов контроля исходного уровня знанийhttps://st03.kakprosto.ru/tumb/550/images/article/2011/11/8/1_52550a6c8e79952550a6c8e7d6.jpg

1

2

3

4

5

2,3,5

2,3

3

1

4

Эталоны ответов контроля усвоения знаний

в – 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

3

3

2

4

2

2

2

4

4

в - 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

2

1

2

2

3

4

2

4

http://iarl.ru/wp-content/uploads/2014/12/2-Wordpress-Plugins-Your-Blog-Suffers-Without.jpg

Критерии оценки тестовых заданий

90 – 100% выполненных заданий (0 – 1 ошибка) – «5»

80% выполненных заданий (2 ошибки) – «4»

70% выполненных заданий (3 ошибки) – «3»

Менее 70% выполненных заданий (более 3 ошибок) – «2»

https://previews.123rf.com/images/digitalgenetics/digitalgenetics1309/digitalgenetics130900036/22009337-3d-man-student-and-book-on-white-background-Stock-Photo.jpg

Использованная литература

  1.  Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. Анатомия и физиология человека:  учебник  для студентов  учреждений сред. проф. образования  — М. : Издательский центр «Академия», 2014.
  2. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования – Москва:  Издательство АСТ: Издательство Мир и Образование, 2017.
  3. Самусев Р. П., Сентябрев Н.Н. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования — М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2016.
  4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г., Чава С.В. Анатомия человека. Атлас для медицинских училищ и колледжей  -  М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
  5. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
  6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие      для студентов медицинских колледжей  – Ростов н/Дону: Феникс, 2016.

http://journal.medlib.dp.gov.ua/wp-content/uploads/2018/03/show_biblioteca_virtual.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по выполнению практического занятия №3 "Программный интерфейс и файловая система ОС WINDOWS" по дисциплине "Операционные системы" для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах (базовой...

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Система прав и обязанностей пациента при получении медицинской помощи

Данная  методическая  разработка  предназначена  для  проведения  учебного  занятия  по  теме: "Система  прав и обязанностей  пациента...

Методическое пособие для практического занятия: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие» (для преподавателя) специальность - 060101 «Лечебное дело»

   Процесс жизнедеятельности человека тесно связан с понятиями «потребность»,  «удовлетворение потребностей». Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, ч...

Методическая разработка практического занятия по анатомии и физиологии человека по теме "Мужская половая система"

Методическая разработка  по теме "Мужская половая система" предназначена на проведения практического занятия для студентов специальностей 31.02.01 "Лечебное дело" и 34.02.01 ...

Методическое пособие для теоретического занятия по анатомии и физиологии человека по теме "Физиология сердца"

Методическое пособие "Физиология сердца" предназначено для проведения теоретических занятий по анатомии и физиологии человека для студентов I курса специальности 31.02.01 Лечебное дело и сту...

Презентация к теоретическому занятию по теме "Физиология человека" для студентов I курса специальности 31.02.01 Лечебное дело и студентов II курса специальности Сестринское дело.льности 34.02.01

Презентация предназначена для проведения теоретического занятия по теме "Физиология сердца" для студентов специальностей 34.02.01 Сестринское дело и 31.02.01 Лечебное дело. Презентация может...

Вопросник для подготовки к итоговому теоретическому занятию по дисциплине "Здоровый человек и его окружение"

Перечень вопросов для подготовки к итоговому теоретическому занятию по дисциплине "Здоровый человек и его окружение" пересмотрен и обновлен....