Методическая разработка практического занятия по анатомии и физиологии человека по теме "Мужская половая система"
методическая разработка

Ферайберт Ирина Владимировна

Методическая разработка  по теме "Мужская половая система" предназначена на проведения практического занятия для студентов специальностей 31.02.01 "Лечебное дело" и 34.02.01 "Сестринское дело".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_prakticheskogo_zanyatiya.docx830.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Московский областной медицинский колледж №1»

Мытищинский филиал

Специальности:  31.02.01 «Лечебное дело»

                                 34.02.01 «Сестринское дело»

ЦМК общепрофессиональных дисциплин

Анатомия и физиология человека

                                                   II курс, IV семестр

Методическая разработка практического занятия по теме

«Мужская половая система»

                                                 Составила: преподаватель – Ферайберт И.В.

2020г.

Специальности: «Лечебное дело»,  «Сестринское дело».

Разработчик: Ферайберт И.В. – преподаватель анатомии и физиологии человека высшей квалификационной категории ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №1» Мытищинский филиал.

Данная методическая разработка предназначена  для проведения  практического занятия по теме «Мужская половая система» со студентами специальностей  31.02.01  «Лечебное дело» и 34.02.01 «Сестринское  дело».

1.

Пояснительная записка

Стр. 4 – 5  

2.

Методический блок

Стр. 6 – 9

Цели занятия

Стр.6

Междисциплинарные связи

Стр.7

Оснащение занятия

Стр.8

Хронологическая карта

Стр.9

3.

Контролирующий блок

Стр. 10 – 16

Контроль исходного уровня знаний

Стр. 10

Самостоятельная работа студентов                      

Стр. 11 – 14

Задания  для закрепления знаний

Стр. 15 - 16

4.

Эталоны ответов

Стр. 17 – 21

5.

Критерии оценки

Стр. 22

6.

Использованная литература

Стр. 23

                           http://old.tatar-inform.ru/upload/image/2010_new/nauka_obrazovanie/medicina.jpg

                          Методическая разработка предназначена для проведения

                          практического занятия по теме «Мужская половая система»

                          раздела  «Морфофункциональная характеристика органов

                          репродуктивной системы» со студентами специальностей 31.02.01  Лечебное дело и    34.02.01 Сестринское  дело. Содержание материала  данной методической разработки соответствует ФГОС по специальностям  СПО    31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело и  подготовлена для освоения обучающимися общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

           Методическая разработка включает в себя методический блок, контролирующий блок, эталоны ответов и критерии оценки. Методический блок содержит цели занятия и хронологическую карту.

          В контролирующий блок включены задания для контроля исходного уровня знаний, карта самостоятельной работы и тестовые задания для закрепления знаний.      

Актуализация

            Знание топографии, строения и функций мужских половых органов, а также факторов, влияющих на их функции, необходимы при изучении клинических дисциплин. Полученные знания позволят осуществлять адекватную медицинскую помощь и сестринский уход за пациентами, страдающими заболеваниями половой системы.

Практическое занятие по теме

«Мужская половая система»

Продолжительность: 90 минут

Место проведения: кабинет анатомии, физиологии и основ патологииhttp://samlib.ru/img/g/glushenko_a_g/davno_targetiruem/davno_targetiruem-2.jpg

Цели занятия: 

  1. Учебные

Студент должен знать:

  • топографию наружных и внутренних мужских половых органов
  • строение и функции наружных и внутренних мужских половых органов
  • структуру полового цикла мужчины

Студент должен уметь:

  • показывать на муляжах и плакатах наружные половые органы и их составные части
  • показывать на муляжах и плакатах внутренние половые органы и их составные части
  • использовать медицинскую терминологию
  1. Воспитательные
  • развивать способности к самообучению
  • развивать творческое мышление
  • формировать познавательную активность
  • научить обобщать полученный результат
  • научить пользоваться полученными знаниями на практике

http://eurasianeconomic.org/files/1799/28-06-17_3-01.jpg

  • Профессиональные модули
  • Основы патологии
  • Фармакология
  • Основы сестринского дела

  • Биология                        
  • Химия
  • Латинский язык

         

http://polymaps.com.ua/wp-content/uploads/2018/09/40-236x300.jpg

Учебно-методические материалы:  

1. Наглядные средства обучения                                

  • Плакаты
  • Муляжи
  • Слайды презентации
  • Иллюстрации

   https://s.sellercheck.ru/pic/e0/4f/muzhskoy-polovoy-kanal-anatomiya-model-planirovaniya-semi-besplatnaya-dostavka-e04f7afd2c95c170a118b204f31324b5-500.jpg                                     

2. Учебно-информационные материалы:

  • Федюкович Н.И. «Анатомия и физиология человека»  – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
  • Самусев Р.П. Атлас анатомии человека: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования – Москва:  Издательство АСТ: Издательство Мир и Образование, 2017.

Технические средства обучения

  • Компьютер                          
  • Проектор        

                           http://finnotes.com/wp-content/uploads/2012/01/forex-10.png

Этап работы

 Время

Содержание

деятельности

1. Организационный  момент

5 минут

1. Приветствие.

2. Проверка отсутствующих.

3. Сообщение темы, целей и  плана занятия

2. Контроль исходного уровня  знаний

20 минут

 Фронтальный опрос по контрольным вопросам

3. Самостоятельная работа студентов

45 минут

Заполнение карты самостоятельной работы

4. Контроль  для закрепления знаний

15минут

Тестовый контроль

5. Итог занятия

5 минут

1.Объявление оценок

2.Домашнее  задание

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ce243e0a9c8cc9b00191f20b323df55b&n=13

Вопросы для контроля исходного уровня знаний

  1. Внутренние мужские половые органы и их латинские названия
  2. Наружные мужские половые органы и их латинские названия
  3. Функции яичек
  4. Положение, форма, края, поверхности и концы яичка
  5.  Оболочки яичка
  6. Что находится в дольках яичка?
  7. Какие клетки находятся между извитыми семенными канальцами и в перегородках яичка? Их значение
  8. Где находится и чем образована сеть яичка?
  9. Местоположение и строение придатка яичка
  10. Сперма, ее состав
  11. Местоположение, строение и функция семявыносящего протока
  12. Месторасположение семенного канатика. Состав семенного канатика.
  13. Функции предстательной железы
  14. Местоположение и строение предстательной железы
  15. Функции семенных пузырьков
  16. Местоположение и строение семенных пузырьков
  17. Местоположение и строение и функции бульбоуретральных желез
  18. Строение полового члена
  19. Строение мошонки

20. Почему мошонку называют «физиологическим термостатом?»

Карта самостоятельной работы студента

                                                          В – 1

Задание №1. Используя учебную литературу, плакаты, муляжи,  назовите  мужские половые органы и подпишите цифровые обозначения рисунка.

                                                        Рис.№1http://www.6aming.com/p/2018/04/male-reproductive-system-front-view-labeled-view-labeled-image-regarding-male-reproductive-system-diagram-front-view-768x890.jpg

                                                             Рис.№2https://anatomy_atlas.academic.ru/pictures/anatomy_atlas/af/184.jpg

                                                                       Рис.№3

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/27631/%D1%8F%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8.jpeg

Задание №2. Заполните таблицу.

Орган

Латинское (греч.)

название

Местоположение

Размеры

(масса)

Функция

1.

Яички

2.

Бульбоуретральные железы

3.

Семенные

пузырьки

Задание №3. Расположите оболочки яичка по порядку.

  1. мясистая оболочка
  2. кожа
  3. внутренняя семенная фасция
  4. фасция мышцы, поднимающей яичко
  5. мышца, поднимающая яичко
  6. наружная семенная фасция
  7. влагалищная оболочка

Задание №4. Установите соответствие.

1. Воспаление предстательной железы                        1) орхит

2. Отсутствие в мошонке обоих яичек                         2) эпидидимит

3. Воспаление придатка яичка                                      3) баланит

4. Отсутствие в мошонке одного яичка                       4) простатит

5. Воспаление головки полового члена                          5) крипторхизм

6. Воспаление яичка                                                      6) фимоз

7. Сужение крайней плоти                                           7) монорхизм

Карта самостоятельной работы студента

                                                          В – 2

Задание №1. Используя учебную литературу, плакаты, муляжи,  назовите  мужские половые органы и подпишите цифровые обозначения рисунка.                                                             https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza4/2224943560637.files/image632.jpg

                                                                             Рис.№1

http://med.niv.ru/images/atlas-anatomy/01356.jpg

                                                                                  Рис.№2

                                             

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/27782/%D1%87%D0%BB%D0%B5%D0%BD1.jpg

                                                                                                Рис.№3

Задание №2. Заполните таблицу.

Орган

Латинское (греч.)

название

Местоположение

Размеры

  (масса)

Функция

1.

Половой

член

2.

Предстательная

железа

3.

Семявыносящий

проток

Задание №3. Перечислите стадии развития сперматозоидов.

1)

2)

3)

4)

5)

Задание №4. Установите соответствие.

Орган:                                                                   Латинское название:

1. Яички                                                                 1)  ductus deferens

2. Придаток яичка                                                2)  scrotum

3. Бульбоуретральные железы                            3)  epididymis                                

4. Семенные пузырьки                                         4)  testes

5. Мошонка                                                           5)  vesicula seminalis    

6. Семявыносящий проток                                  6) glandula  bulbourethralis                                                                          

Тестовые задания для закрепления знаний

В – 1

Задание №1. Установите соответствие

1. Наружные половые органы                  А. Яички

                                                                     Б. Мошонка

                                                                     В. Предстательная железа

                                                                     Г. Семенные пузырьки

                                                                     Д. Половой член

                                                                     Е. Бульбоуретральные железы

Задание №2. Выберите вариант правильного ответа

2.Сперматозоиды образуются в:

  1. семенных пузырьках
  2. извитых семенных канальцах яичка
  3. придатке яичка
  4. предстательной железе

      3. Бульбоуретральные железы выделяют жидкость:

      1) разжижающую сперму

      2) стимулирующую сперматозоиды

      3) защищающую слизистую оболочку мочеиспускательного канала от

      раздражающего  действия мочи

4) питающую сперматозоиды

      Задание №3. Закончите фразу.

  1. Паренхима яичка разделена перегородками на……………….. долек, в которых  находятся………………………………………………………...
  2. Головка придатка яичка образована ………………. канальцами, которые сливаясь,  образуют ………………………. …придатка яичка.
  3. Предстательная железа состоит из ………………… и ……………ткани.
  4. В половом члене различают части: ……………………………………… .
  5. Влагалищная оболочка яичка состоит из …… пластинок: ……….. и………………, между которыми имеется……………………………… .
  6. Воспаление придатка яичка – это ……………………………………… .
  7. Отсутствие в мошонке одного яичка - это……………………………… .

     

     

   

Тестовые задания для закрепления знаний

В – 2

Задание №1. Установите соответствие

1. Внутренние половые органы                   А. Яички

                                                                        Б. Мошонка

                                                                        В. Предстательная железа

                                                                        Г. Семенные пузырьки

                                                                        Д. Половой член

                                                                        Е. Бульбоуретральные железы

Задание №2. Выберите вариант правильного ответа.

2. В придатке яичка происходит:

1) образование сперматозоидов

2) образование клеток Лейдига

3) выработка андрогенов

4) дозревание сперматозоидов

3. Семенные пузырьки секретируют жидкость:

1) стимулирующую сперматозоиды

      2) разжижающую сперму

      3) защищающую слизистую оболочку мочеиспускательного канала от  

        раздражающего действия мочи

4) питающую сперматозоиды

      Задание №3. Закончите фразу.

  1. У заднего края яичка имеется утолщение белочной оболочки - …яичка.
  2. Клетки Лейдига находятся в …………….и вырабатывают ……………. .
  3. При сокращении мышечная ткань предстательной железы способствует ……………из железистых долек и ………мочеиспускательного канала .
  4. Половой член состоит из ………………….. тел и ………………………., внутри которого проходит …………………………………………………
  5. Перегородку мошонки образует …………………………….. ...оболочка.
  6. Воспаление яичка - это …………………………………………………… .
  7. Отсутствие обоих яичек в мошонке  -  это………………………………..

           Эталоны ответов карты самостоятельной работы студентовhttp://xn--80aaabbem0avkfh2abb3a0i1drak7d.xn--p1ai/images/1520226903.png

                                                       В – 1

Задание №1

Рис.1 Мужские половые органы (вид сбоку):

1 — мышечная оболочка мочевого пузыря;

2 — мочеточник;

3 — семявыносящий проток;

4 — семенной пузырек;

5 — прямая кишка;

6 — предстательная железа;

7 — пещеристое тело полового члена;

8 — губчатое тело полового члена;

9 — придаток;

10 — яичко;

11 — головка полового члена;

12 — крайняя плоть

 

Рис. 2 Яичко (продольный разрез)

1 — фасция яичка;

2 — придаток;

3 — средостение яичка;

4 — дольки яичка;

5 — перегородки яичка;

6 — белочная оболочка;

7 — влагалищная оболочка

Рис. 3 Предстательная железа и семенные пузырьки

1 — семявыносящие протоки;

2 — семенные пузырьки;

3 — выделительный проток семенного пузырька;

4 — основание предстательной железы;

5 — медиальная доля предстательной железы;

6 — правая доля предстательной железы;

7 — левая доля предстательной железы;

8 — мочеиспускательный канал;

9 — передняя поверхность предстательной железы;

10 — нижнебоковая поверхность предстательной железы;

11 — верхушка предстательной железы

Задание №2

Орган

Латинское (греч.)  название

Местоположение

Размеры   (масса)

           Функция

1.

Яички

(семенники)

testis

(orchis)

в мошонке

20 – 30 г, 2×3×4 см

сперматогенез, выработка андрогенов

2.

Бульбо-уретральные железы

glandula bulbourethralis

в толще мочеполовой диафрагмы

с горошину

(0,3 – 0,8)см

выделяют вязкую жидкость, защищающую слизистую оболочку мочеиспускательного канала от раздражения мочой

3.

Семенные пузырьки

vesicula seminalis

в полости малого таза латеральнее ампулы семявыносящего протока, над предстательной железой, сзади и сбоку от дна мочевого пузыря

5×2×1 см

секрет входит в состав спермы как питательная и защитная жидкость для сперматозоидов и для разжижения спермы

Задание №3

  1. кожа
  2. мясистая оболочка
  3. наружная семенная фасция
  4. фасция мышцы, поднимающей яичко
  5. мышца, поднимающая яичка
  6. внутренняя семенная фасция
  7. влагалищная оболочка

Задание №4

  1. 4
  2. 5
  3. 2
  4. 7
  5. 3
  6. 1
  7. 6

                                     В – 2

Рис.1 Половой член

1 – головка полового члена

2 – наружное отверстие мочеиспускательного канала

3 – губчатое тело полового члена

4 – пещеристые тела полового члена

5 – луковица полового члена

6 – ножка полового члена

7 – бульбоуретральная  железа

Рис. 2 Яичко и придаток

1 — семявыносящий проток;

2 — влагалищная оболочка;

3 — головка придатка;

4 — тело придатка;

5 — верхний конец яичка;

6 — боковая поверхность яичка;

7 — хвост придатка;

8 — передний край яичка;

9 — нижний конец яичка

Рис. 3 Мужские половые органы (вид сбоку)

1 — мышечная оболочка мочевого пузыря;

2 — мочеточник;

3 — семявыносящий проток;

4 — семенной пузырек;

5 — прямая кишка;

6 — предстательная железа;

7 — пещеристое тело полового члена;

8 — губчатое тело полового члена;

9 — придаток;

10 — яичко;

11 — головка полового члена;

12 — крайняя плоть

Задание №2

Орган

Латинское

название

Местоположение

Размеры

  (масса)

Функция

1.

Половой

член

penis

(phallos)

корень члена прикреплен к лобковым костям

служит для выведения мочи и семенной жидкости

2.

Предстательная

железа

  prostata

(glandula prostatica)

на дне малого таза под мочевым пузырем

20 – 30 г

3×2×4 см

выделяет секрет, входящий в состав спермы и стимулирует сперматозоиды

3.

Семявыносящий

проток

   ductus

  deferens

является продолжением протока придатка яичка, от его хвоста проходит в составе семенного канатика через паховый канал и подходит к основанию простаты

40 – 50см

d ≈ 3 мм

 просвет d ≈ 0,5мм

служит для выведения спермы

Задание №3

  1. сперматогония
  2. сперматоцит I порядка
  3. сперматоцит II порядка
  4. сперматида
  5. сперматозоид

Задание №4

  1. 4)
  2. 3)
  3. 6)
  4. 5)
  5. 2)
  6. 1)

Эталоны ответов к тестовым заданиям

В – 1                                                                         В – 2

1. Б, Д                                                                       1. А, В, Г, Е

2. 2                                                                            2. 4

3. 3                                                                            3. 2,4

4. 250 – 300, извитые семенные канальцы           4. средостение

5. 12 – 15 выносящими канальцами;

проток                                                                     5. в перегородках яичка и в

                                                                                     ткани, лежащей между

6. железистой, гладкой мышечной                           извитыми семенными

7. корень, тело, головку                                             канальцами; андрогены.

8. 2: висцеральной и париетальной,                     6. выбрасыванию секрета из

        серозная полость                                               железистых долек и

9. эпидидимит                                                            суживанию

10. монорхизм                                                            мочеиспускательного        

                                                                                     канала

                                                                                  7. пещеристых, губчатого,

                                                                                      мочеиспускательный канал

                                                                                  8. мясистая

                                                                                  9. орхит

                                                                                  10. крипторхизм

Критерии оценки самостоятельной работы студентов

«5» - содержание полное, грамотное, анатомические образования на рисунках указаны правильно

«4» - содержание недостаточно полное с единичными ошибками,  анатомические образования на рисунках указаны правильно

«3» - содержание неполное, нечеткое, анатомические образования на рисунках указаны с ошибками

«2» - содержание неполное, неграмотное, анатомические образования на рисунках указаны с множеством ошибок.

Критерии оценки тестовых заданий

90 – 100% правильных ответов (1 – 2 ошибки)  – «5»

80 – 90% правильных ответов (3 – 4 ошибки) – «4»

70 – 80% правильных ответов (5 – 6 ошибок)  – «3»

менее 70% правильных ответов (более 6 ошибок) – «2»

http://kaz.docdat.com/pars_docs/refs/26/25999/25999_html_m66408c.jpg

Использованная литература

  1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. Анатомия и физиология человека:  учебник  для студентов  учреждений сред. проф. образования  — М. : Издательский центр «Академия», 2019.
  2. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования – Москва:  Издательство АСТ: Издательство Мир и Образование, 2017.
  3. Самусев Р. П., Сентябрев Н.Н. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования — М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2016.
  4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г., Чава С.В. Анатомия человека. Атлас для медицинских училищ и колледжей  -  М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
  5. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.
  6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие для студентов медицинских колледжей  – Ростов н/Дону: Феникс, 2016.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДНЕВНИК практических занятий по анатомии и физиологии человека по теме:»Сердечно-сосудистая система»

Дневник может быть использован на практических занятиях для самостоятельной работы студентов....

ДНЕВНИК практических занятий по анатомии и физиологии человека по теме:»Пищеварительная система»

Дневник может быть использован на практических занятиях для самостоятельной работы студентов....

Методологические приемы, применяемые на практических занятиях по анатомии и физиологии человека.

Повышение эффективности приобретения у студентов навыков и умений и качества их подготовки напрямую зависит от правильного выбора  методических приемов совершенствования методики подготовки...

Тестовые задания к практическому занятию дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности (34.02.01 Сестринское дело)

Материал составлен согласно программе дисциплины"Анатомия и физиология человека" специальности "34.02.01 Сестринское дело " и может быть для проверки знаний по теме;"Пищ...

Тестовые задания к практическому занятию Дисциплина:"Анатомия и физиология человека" (34.02.01 Сестринское дело). Тема: "Водно-солевой обмен"

Материал составлен согласно программе дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности "34.02.01 Сестринское дело " и может быть использован для проверки знаний по теме....

Методическая разработка практического занятия по Анатомии и физиологии человека на тему: "Кости мозгового и лицевого отдела черепа"

Методическая разработка по теме: «Кости мозгового и лицевого отдела черепа» предназначена для подготовки и проведения практического занятия. В методической разработке отражены этапы провед...