Методологические приемы, применяемые на практических занятиях по анатомии и физиологии человека.
статья

Муратова Ирина Шарифовна

 Повышение эффективности приобретения у студентов навыков и умений и качества их подготовки напрямую зависит от правильного выбора  методических приемов совершенствования методики подготовки и проведения практических занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_tsk.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методологические приемы, применяемые на практических занятиях по анатомии и физиологии человека.

Практические занятия являются основными для закрепления теоретических знаний. Это тот вид учебной деятельности, который призван формировать культуру их умственного труда и самостоятельность в приобретении знаний, навыков и умений.. Однако методическую проблему в современных условиях нельзя считать решенной, поскольку на процесс подготовки специалиста оказывают влияние противоречия, сформировавшиеся в результате реформирования системы образования: между растущими требованиями к объёму знаний, навыков и умений и ограниченным временем на овладение ими; между требованиями к методическому обеспечению учебного процесса и его состоянием; между практической деятельностью студентов и возможностями их моделирования; между познавательной деятельностью и осуществлением контроля за этой деятельностью. Поэтому на основе анализа существующих методик разработки и проведения практических занятий по анатомии и физиологии человека можно  увидеть, что повышение эффективности приобретения у студентов навыков и умений и качества их подготовки напрямую зависит от правильного выбора  методических приемов совершенствования методики подготовки и проведения практических занятий.

 В вопросе классификации методов обучения единство мнений не установлено. Выберем такую классификацию, которая бы в наибольшей мере позволяла проиллюстрировать содержательную основу взаимодействия преподавателя и студентов. Так как процесс обучения – это двусторонний взаимосвязанный процесс передачи информации и формирования знаний, умений и навыков, то методы обучения можно классифицировать по источнику приобретения обучающимися этих знаний, умений и навыков. Такими источниками являются: слово преподавателя, предшествующие знания и опыт обучающихся, печатный текст и сами изучаемые объекты .К этим четырем источникам можно отнести  и четыре группы методов обучения. Проблемы методологии преподавания морфологических дисциплин, в частности, анатомии человека, давно интересуют методистов данной специальности. Целесообразно использовать в обучении анатомии ситуационный способ путем постановки ситуационных задач, для выполнения которых необходимы более глубокие комплексные знания.

Методика практических занятий по анатомии в отличие от других дисциплин неодинакова при прохождении различных отделов анатомии.

Различают 2 основные формы практических занятий:

1. Студенты изучают раздел анатомии, пользуясь готовыми препаратами (кости, суставы, внутренности, мозг и др.).

2. Студенты заполняют рабочие тетради, используя атласы.

-2-

Методика проведения этих форм практических занятий различна.

При первой форме занятий преподаватель проводит краткие демонстрации препаратов, которые должны помочь студентам в их самостоятельной активной работе по изучению препаратов с помощью учебника и атласа.

Демонстрация не должна подменять самостоятельное изучение препаратов и превращаться в микролекцию. Поэтому демонстрация препаратов не должна занимать больше одной четверти или одной пятой времени, отведенного на практическое занятие.

Показ деталей продолжается в процессе активной консультации, когда студенты самостоятельно изучают препараты. Далеко не все практические занятия на готовых препаратах должны начинаться с демонстрации. Так, например, нет смысла демонстрировать такие кости, как плечевая, бедренная, лобная, затылочная и т.д. Эти кости с успехом изучаются самостоятельно даже по атласу. Под активной консультацией подразумевается то, что преподаватель не ждет вопросов от студентов, а переходя от одной к другой группе студентов (по 2-3 человека) выясняет, что они усвоили, задает вопросы по изучаемому материалу и отвечает на непонятные вопросы. Необходимо при этом стимулировать студентов к самостоятельному решению неясных вопросов, с последующей проверкой решения у преподавателя. Это приносит значительно и ощутимо больше пользы, чем получение готового ответа у преподавателя.

Большое значение в проведении практических занятий имеет организация самостоятельной работы студентов.

Совершенно недопустимо, чтобы один из студентов читал текст учебника, а другие пассивно слушали. Результативно такое занятие равняется нулю. Необходимо строго требовать, чтобы студенты разделились на группы по 2-3 человека, не более. У каждого студента был учебник или атлас и набор соответствующих препаратов по изучаемому разделу.

Работа на практических занятиях только по учебнику или атласу без препаратов совершенно недопустима.

Если имеется возможность, преподаватель должен в конце занятия обойти группы студентов и бегло проверить, как усвоили студенты новый материал.

Работая на практических занятиях, студенты обязательно должны пользоваться учебником по анатомии, где даются не только описания тех или иных разделов строения человеческого тела, но и теоретическое обоснование особенностей строения, чего нет в атласах.

Поэтому атласом нужно пользоваться как вспомогательным учебником - пособием, используя в нем главным образом рисунки с пояснениями, без текста.

-3-

Нужно разъяснить студентам, что текст в некоторых  атласах насыщен деталями, которые не требуются от студентов.

С другой стороны, в атласе нет теоретических данных по анатомии, без чего невозможно понять строение человеческого организма.

Следует тщательно разъяснить студентам, что время, отведенное для практических занятий по анатомии, совершенно недостаточно для того, чтобы основательно изучить этот предмет. Поэтому очень важно продолжить изучение дома. Для этого обязательно дается домашнее задание.

Контроль знаний студентов необходимо проводить комплексно.

Помимо обычного опроса нужно пользоваться рисунками, тестами, контрольными картами и т.д.

На итоговых занятиях опрос нужно проводить не только в теоретическом плане, проверяя наличие текстов лекционного материала, но и выясняя, насколько студент, понимает материал, который он усвоил.

 В конце практического занятия преподаватель дает задание еще раз самостоятельно, в свободное время, внимательно прочитать, изучить пройденную тему, а также подготовиться к следующему занятию. Закрепление полученной на занятиях информации по анатомии происходит только лишь при самостоятельной внеурочной работе студента на естественных препаратах в условиях анатомического музея.

Таким образом, каждый студент должен трижды работать над каждой темой, т.е. первое знакомство с темой очередного занятия происходит по заданию преподавателя перед практическим занятием. Затем эту же очередную тему студенты изучают на препаратах с помощью и под руководством преподавателя. И, наконец, окончательная самостоятельная отработка темы происходит в музее и учебных комнатах на естественных препаратах.

Контроль знаний студентов по пройденным материалам производится на каждом практическом занятии тестовыми заданиями с последующим собеседованием с 3-4 студентами

http://elibrary.ru/pic/1pix.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДНЕВНИК практических занятий по анатомии и физиологии человека по теме:»Сердечно-сосудистая система»

Дневник может быть использован на практических занятиях для самостоятельной работы студентов....

ДНЕВНИК практических занятий по анатомии и физиологии человека по теме:»Пищеварительная система»

Дневник может быть использован на практических занятиях для самостоятельной работы студентов....

Методическая разработка практического занятия по анатомии и физиологии человека по теме "Мужская половая система"

Методическая разработка  по теме "Мужская половая система" предназначена на проведения практического занятия для студентов специальностей 31.02.01 "Лечебное дело" и 34.02.01 ...

Тестовые задания к практическому занятию дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности (34.02.01 Сестринское дело)

Материал составлен согласно программе дисциплины"Анатомия и физиология человека" специальности "34.02.01 Сестринское дело " и может быть для проверки знаний по теме;"Пищ...

Тестовые задания к практическому занятию Дисциплина:"Анатомия и физиология человека" (34.02.01 Сестринское дело). Тема: "Водно-солевой обмен"

Материал составлен согласно программе дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности "34.02.01 Сестринское дело " и может быть использован для проверки знаний по теме....

Методическая разработка практического занятия по Анатомии и физиологии человека на тему: "Кости мозгового и лицевого отдела черепа"

Методическая разработка по теме: «Кости мозгового и лицевого отдела черепа» предназначена для подготовки и проведения практического занятия. В методической разработке отражены этапы провед...