Методическая разработка практического занятия по Анатомии и физиологии человека на тему: "Кости мозгового и лицевого отдела черепа"
методическая разработка

Методическая разработка по теме: «Кости мозгового и лицевого отдела черепа» предназначена для подготовки и проведения практического занятия. В методической разработке отражены этапы проведения викторины. К каждому этапу подготовлен  необходимый материал. В методическом блоке отражена структура и технологическая карта занятия. Информационный блок включает теоретические аспекты по данной теме, а также иллюстративный материал, отражающий особенности анатомического строения костей мозгового и лицевого отделов черепа. Контролирующий блок включает вопросы для проведения контроля исходного  уровня знаний, тестовые задания и «немые» карточки, позволяющие комплексно оценить знания студентов по данной теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosti_mozgovogo_i_litsevogo_cherepa_metodichka.docx832.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной медицинский колледж №4»

Сергиево-Посадский филиал

Методическая  разработка  

практического  занятия  

по дисциплине ОП 02  Анатомия и физиология  человека

по теме: « Кости мозгового и лицевого отдела черепа »

специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Похожее изображение

Сергиев Посад, 2018г.


Пояснительная записка

Методическая разработка по теме: «Кости мозгового и лицевого отдела черепа» предназначена для подготовки и проведения практического занятия. Данная тема входит в Раздел 3. Общие вопросы анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата. Методическая разработка составлена на основании требований рабочей программы по дисциплине ОП 02 Анатомия и физиология человека и отвечает современному уровню знаний в области краниологии.

Знание особенностей строения костей черепа необходимо для изучения последующих разделов анатомии (соединения костей, топография сосудов и нервов, топография мышц головы и шей, строение головного мозга) и клинических дисциплин (основы патологии, терапия, хирургия, педиатрия). Эти знания необходимы для определения наличия и локализации патологических процессов, оказания доврачебной  помощи.

В методической разработке отражены этапы проведения викторины. К каждому этапу подготовлен  необходимый материал. В методическом блоке отражена структура и технологическая карта занятия. Информационный блок включает теоретические аспекты по данной теме, а также иллюстративный материал, отражающий особенности анатомического строения костей мозгового и лицевого отделов черепа. Контролирующий блок включает вопросы для проведения контроля исходного  уровня знаний, тестовые задания и «немые» карточки, позволяющие комплексно оценить знания студентов по данной теме.

Форма проведения занятия – викторина, тип занятия – обобщения и систематизация ранее изученного материала. Во время проведения занятия используются следующие методы обучения: проблемный , частично-поисковый. Проведение занятия в данной форме позволит студентам сформировать навыки самостоятельной работы с анатомическими препаратами, развивает аналитическое мышление и способствует качественному усвоению материала по данной теме.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:

- общий план строения черепа человека;

- основные анатомические образования костей мозгового и лицевого отдела черепа;

- типы соединений костей черепа;

- возрастные и половые особенности строения костей черепа.

уметь:

- определять и показывать на черепе или отдельных муляжах, кости мозгового и лицевого отдела черепа;

- определять границы, части, поверхности и основные анатомические детали строения отдельных костей черепа.

В результате освоения знаний и умений обучающимся необходимо освоить общие компетенции: 

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.  

ОК 4.        Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Контроль знаний студентов осуществляется в следующих формах:

  • устный опрос (студент  должен   приходить  на  занятия  подготовленным  по вопросам  методических рекомендаций);
  • тестирование (проводится  в  письменной форме и сдается  на  проверку  преподавателю);
  • работа с немыми карточками (оформляется  на отдельном бланке  и сдается преподавателю);

Критерии оценивания:

а) устный  опрос –

  • правильный  и полный ответ  при устном  опросе  и  обсуждении темы  - «отлично»
  • правильный, но неполный ответ  при устном  опросе  и  обсуждении темы  - «хорошо»
  • неполный ответ  с некоторыми неточностями – «удовлетворительно»
  • нет ответа –  «неудовлетворительно».

 б)  тестирование

86-100 % - «отлично»

75-85% - «хорошо»

60-74% - «удовлетворительно»

меньше 60 % - «неудовлетворительно».


Ход занятия

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Время

1

2

3

4

5

6

7

Организационный момент  

  1. Приветствие, проверка внешнего вида и  готовности   студентов к занятию;
  2. Проверка присутствующих.

Сообщение темы и целей  занятия

Тема занятия: Кости мозгового и лицевого отдела черепа.

Цель: научиться определять топографическое положение и анатомические особенности строения костей мозгового и лицевого отдела черепа на анатомических препаратах и муляжах отдельных костей черепа.

Проведение викторины «Кости мозгового и лицевого отдела черепа»

1 этап – Анатомический брейн - ринг

2 этап – Расскажи о кости все!

3 этап – Подбери пару

4 этап – Найди кость!

5 этап – Работа с немыми карточками

Самостоятельная работа  (работа в группах)

  1. Работа студентов с муляжами, натуральными препаратами костей черепа;
  2. Работа с «немыми рисунками» (Приложение №1);
  3. Выполнение заданий на соответствие.

Доклад на тему: «Роднички черепа и их функциональное назначение. Аномалии развития черепа.»

Конечный контроль уровня усвоения материала и оценка практических навыков

 (Приложение №2)

Подведение итогов

Выставление отметок с учётом участия  в ответах  каждого студента на занятии выполнения всех видов работы, согласно критериям и правилам оценки.

Домашнее задание

Учебный материал - стр.88-96 учебник, работа с атласом.

2минуты

1 минута

60 минут

7 минут

10 минут

5 минут

5 минуты


Технологическая карта занятия

  1. Дисциплина: Анатомия и физиология человека
  2. Тема: Кости мозгового и лицевого отдела черепа
  3. Занятие № 12
  4. Тип занятия: обобщение и систематизация знаний
  5. Форма проведения: викторина
  6. Время проведения: 2 часа (90 мин.)
  7. Место проведения: кабинет №2 Анатомии и физиологии человека
  8. Цель: научиться определять топографическое положение и анатомические особенности строения костей мозгового и лицевого отдела черепа на анатомических препаратах и муляжах отдельных костей черепа.

Дидактическая:

  • сформировать знания о строении костей мозгового и лицевого отдела черепа;
  • формирование умений систематизировать информацию по данной теме;

Развивающая: 

  • развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная:

  • воспитать устойчивый интерес к предмету и будущей профессии.

После изучения темы студент должен

Знать:

- особенности строения костей мозгового и лицевого отдела черепа;

- классификацию костей черепа;

- анатомическую терминологию и название костей на латинском языке;

- виды соединений костей черепа;

Уметь: 

- определять на муляжах и натуральных препаратах отдельные кости черепа;

- называть анатомические образования костей черепа и их локализацию.

  1. Уровень освоения – 2

  1. Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.  

ОК 4.        Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Внутрипредметные связи:  нервная система, органы чувств, мышцы головы и шеи, кровеносная система, пищеварение.

Межпредметные связи: Основы латинского языка с основами медицинской терминологии, ПМ 02

Учебно-методическое обеспечение занятия:

  • Таблицы «Кости мозгового и лицевого отдела черепа»
  • Муляжи   костей мозгового и лицевого отдела черепа;
  • Немые карточки «Кости черепа»;
  • Анатомические атласы.

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • мультимедийная установка;
  • презентация «Кости мозгового и лицевого отдела черепа».

Литература:

  1. Р.П. Самусев., Ю.М. Селин . Анатомия человека. – Москва «Медицина», 1995год.
  2. И.В. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. – Санкт-Петербург «СпецЛит», 2001, т.1,2.  

Вид самостоятельной работы:

1. Работа с муляжами и натуральными препаратами костей черепа.

2. Работа с немыми карточками.  Подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации.

3.Установить соответствие между названием кости, ее анатомическими образованиями и ее изображением.

Внеаудиторная работа:

  1. Что такое роднички черепа   новорожденного  и  каково их функциональное  значение?


Сценарий викторины

по теме «Кости мозгового и лицевого отдела черепа»

Условия проведения : студенты делятся на 2 команды. Каждая команда придумывает себе название. Студенты выполняют задания викторины, за что команда получает баллы. Каждое задание оценивается согласно установленным критериям и заносится преподавателем в оценочный лист.

Ход мероприятия

Этап

Краткое содержание

Критерии оценивания

Время выполнения

Организационный момент

Формирование команд. Представление команд. Разъяснение условий и этапов проведения викторины.

-

3 мин.

1 этап – Анатомический брейн - ринг

Преподаватель задает вопросы, на которые необходимо дать верные ответы. Задание выполняется на скорость. При неверном ответе право ответа переходит ко второй команде. Выкрикивание с места и ответ прозвучавший до момента окончания вопроса не засчитывается.

Верный ответ - 1 балл

10 мин.

2 этап – Расскажи о кости все!

Команда получает задание в котором необходимо рассказать об анатомическом строении отдельных костей мозгового и лицевого черепа по следующему плану:

- назвать кость на русском/латинском языках;

- указать к какому отделу черепа относятся данные кости;

- перечислить основные анатомические образования кости;

- указать с какими костями черепа граничат данные кости.

1 балл

1 балл

2 балла

1 балл

5 мин. подготовка

+

10 мин. представление результатов

3 этап – Подбери пару

Задание на определение соответствия между названием кости и ее изображением. Задание усложнено подбором отдела черепа, к которому относится кость. Оценивается правильность подбора и быстрота выполнения.

Верный ответ - 1 балл

Дополнительный бал дается за скорость при правильном выполнении задания

10 мин.

4 этап – Найди кость!

Команды поочередно показывают анатомические образования на муляжах и натуральных препаратах костей.

Верный ответ - 1 балл

15 мин.

5 этап – Работа с немыми карточками

Команды  получают карточку, на которой необходимо указать основные анатомические образования.

Верное заполнение карточки-1 балл

10 мин.

Подведение итогов викторины

Подведение итогов викторины. Оценивание работы студентов.

-

5 мин.

Задания

1 тур – Анатомический брейн – ринг

  1. Латинское название черепа. (cranium)
  2. К какому отделу черепа относится теменная кость? (Мозговой череп)
  3. С какими костями черепа граничит лобная кость? ( Теменные, скуловая, носовые решетчатая, клиновидная)
  4. Какая кость образует верхнюю стенку глазницы? (Лобная)
  5. В какой кости находится остистое отверстие?( Клиновидная)
  6. Назовите единственную подвижную кость черепа (Нижняя челюсть)
  7. Какие виды соединения костей встречаются в черепе? (синдесмозы, синхондрозы, диартрозы, вколачивания)
  8. К какой кости относится сосцевидный отросток? (Височная)
  9. Как называется сустав образованный суставным отростком н/ч и суставной впадиной височной кости? (Височно-нижнечелюстной)
  10. К какому отделу черепа относится сошник? (Лицевой череп)
  11. Какие типы швов встречаются в черепе человека? (Зубчатые, плоские, чешуйчатые)
  12. Какими костями образован скат черепа? (Клиновидная и затылочная)
  13. В какой черепной ямке находится слепое отверстие? (Передняя черепная ямка)
  14. Латинское название нижней челюсти (Mandibulae)
  15. На какой кости находится клыковая ямка? (Верхняя челюсть)

2 тур – Расскажи о кости все!

Название кости на русском

Латинское название

Отдел черепа

Анатомические образования

С какими костями граничит

  1. Клиновидная кость
  2. Затылочная кость
  3. Верхняя челюсть
  4. Скуловая кость

3 тур  – Подбери пару

Инструктаж: установить соответствие между карточками, на которых указаны названия костей, их изображения и  основные анатомические образования. Необходимо  расположить их в следующей последовательности: рисунок кости, ее название (на латинском и русском языке) и основные анатомические образования данной кости. Задание выполняют 2 студента от группы у доски. Каждой команде достается по 1 кости от каждого отдела черепа (определение отдела по жребию).

Изображение кости

Название кости

Латинское название

Анатомические образования

Картинки по запросу нижняя челюсть

Нижняя челюсть

Mandibula

- Венечный отросток

- Угол

- Ветвь

- Подбородочное отверстие

- Альвеолярный отросток

Височная кость, (os temporale)

Височная кость

Os temporale

- Пирамида

- Сосцевидный отросток

- Внутреннее слуховое отверстие

- Скуловой отросток

- Чешуя

4 тур  – Найди кость!

Инструктаж: каждый участник команды вытягивает листок с названием кости или анатомического образования  костей лицевого и мозгового черепа. Необходимо определить к какой кости относится данное образование либо определить отдел черепа (если попалась кость) и показать их на представленных муляжах. 

- гайморова пазуха;

- надпереносье (глабеля);

- сошник;

- нижние носовые раковины;

- скуловой отросток; (2 варианта)

- шиловидный отросток;

- большие крылья;

- глоточный бугорок;

- слезная кость;

- верхняя выйная линия;

- канал зрительного нерва;

- подглазничное отверстие;

- крыловидные отростки;

- петушиный гребень;

- слепое отверстие.

5 тур – Работа с немыми карточками

Инструктаж: подписать основные анатомические образования, расположенные на наружном основании черепа. При оценке выполнения задания учитывается правильность заполнения и быстрота выполнения задания. 

Похожее изображение

Рис.  Наружное основание  черепа

1-

12-

2-

13-

3-

14-

4-

15-

5-

16-

6-

17-

7-

18-

8-

19-

9-

20-

10-

21-

11-

22-

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

  1. Изучите, используя муляжи, плакаты, текст учебника и атласа строение костей мозгового и лицевого черепа:

МОЗГОВОЙ ЧЕРЕП

ЗАТЫЛОЧНАЯ КОСТЬ

Имеет 4 части:

  1. 1. Базилярная (спереди от большого затылочного отверстия)

- глоточный бугорок(на наружной поверхности)

2. Латеральные (боковые) части (2) – по бокам от большого затылочного отверстия.

- затылочные мыщелки (для сочленения с С1

- канал подъязычного нерва

- яремная вырезка (на переднем краю латеральной поверхности)

Базилярная , латеральные и нижняя часть чешуи затылочной кости образуют заднюю черепную ямку.

3. Чешуя затылочной кости

-внутренний затылочный выступ

-внутренний затылочный гребень

- борозды (пальцевидные вдавления от прилежащих сосудов и извилин головного мозга)

-наружный затылочный выступ и гребень

- верх./ниж. выйные линии

КЛИНОВИДНАЯ КОСТЬ

Имеет форму бабочки.

Состоит из :

  1. Тело
  2. Большие крылья
  3. Малые крылья
  4. Крыловидные отростки (2 медиальных и  2 латеральных пластинки)

Анатомические образования клиновидной кости:

- турецкое седло (гипофизарная ямка в центре)

-зрительный канал(в основании малых крыльев)

-верхняя глазничная щель(отделяет малые крылья от больших)

-округлое отверстие

-овальное отверстие

-остистое отверстие

Тело клиновидной кости , срастаясь сзади с телом затылочной кости, образует скат. Спереди тело клиновидной кости соединяется с решетчатой костью, снизу с сошником.

ТЕМЕННАЯ КОСТЬ

Парная кость. Имеет вид четырехугольной пластинки.

Выделяют 4 края: Затылочный, лобный, сагиттальный, чешуйчатый.

4 угла: Лобный, затылочный, сосцевидный, клиновидный.

Спереди соединяется с лобной костью, сзади с затылочной, сагитальным швом соединяется с одноименной костью противоположной стороны, и снизу черепицеобразно на нее накладывается чешуя височной кости. На наружной поверхности имеется теменной бугор, внутренняя поверхность имеет борозды от прилежащих артерий и извилин.

ВИСОЧНАЯ КОСТЬ

Имеет 3 части:

  1. Каменистая
  2. Чешуйчатая
  3. Барабанная

Каменистая часть(пирамида височной кости):

-крыша барабанной полости

-внутреннее слуховое отверстие

-внутренний слуховой проход

-шиловидный отросток

-сосцевидный отросток

-шилососцевидное отверстие

Чешуйчатая часть:

-скуловой отросток

-нижнечелюстная ямка

ЛОБНАЯ КОСТЬ

Части:

  1. Чешуйчатая
  2. Носовая
  3. Глазничные (две)

Анатомические образования:

-лобные бугры

-надглазничный край

-надглазничная вырезка(в медиальном углу надглазничного края)

-скуловой отросток

-надбровные дуги

-надпереносье(уплощенная поверхность между надбровными дугами)

Воздухоносные пазухи лобной кости сообщаются с полостью носа и необходимы для согревания вдыхаемого воздуха.

РЕШЕТЧАТАЯ КОСТЬ

Принимает участие в образовании основания черепа, полости носа и глазницы. Располагается кпереди от клиновидной кости. 

Состоит из двух пластинок: горизонтальной и перпендикулярной.

Горизонтальная пластинка продырявлена (через ее отверстия из полости носа в полость черепа направляются обонятельные нервы). Перпендикулярная пластинка принимает участие в образовании перегородки носа.

ЛИЦЕВОЙ ЧЕРЕП

ВЕРХНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ.

Состоит из тела и 4-х отростков. Тело имеет 4 поверхности:

  1. -Глазничная (подглазничная борозда с подглазничным каналом)
  2. -Передняя (подглазничное отверстие)
  3. -Подвисочная (бугор верхней челюсти)
  4. -Носовая (гаймерова пазуха)

Верхняя челюсть имеет 4 отростка:

-альвеолярный (содержит ряд ячеек в которые вставляются корни зубов в/ч)

-небный (участвует в образовании костного неба)

-скуловой (соединяется со скуловой костью)

-лобный (соединяется с лобной костью)

При соединении 2-х верхних челюстей , в области носовых вырезок образуется грушевидная аппертура.

НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ

Единственная подвижная кость черепа. Состоит из тела и ветви нижней челюсти. Верхняя часть тела образует –альвеолярную дугу(где располагаются корни нижних зубов), а нижняя часть-основание челюсти.

Наружная поверхность:

-подбородочный выступ

-подбородочное отверстие

Внутренняя поверхность:

-отверстие нижней челюсти

-нижнечелюстной канал

Ветвь н/ч содержит 2 отростка: 

-суставной(сочленяясь с височной костью образует височно-нижнечелюстной сустав)

-венечный отросток.

Между ними находится вырезка нижней челюсти. Место перехода тела н/ч в вервь называется- угол н/ч.

НЕБНАЯ КОСТЬ

Состоит из

Горизонтальной  пластинки( участвует в образовании костного неба) и Перпендикулярной пластинки (участвует в образовании латыральной стенки полости носа)

ПОДЪЯЗЫЧНАЯ КОСТЬ

Находится в передней области шей. При помощи мышц закрепляется между грудиной и нижней челюстью.

Состоит из тела и рогов:2 малых и 2 больших.

СЛЕЗНАЯ КОСТЬ

Тонкая плоская кость , участвует в образовании медиальной стенки глазницы.

НОСОВАЯ КОСТЬ

Участвует в образовании спинки носа.

СОШНИК

Участвует в образовании перегородки носа. Задняя часть образует хоаны.

СКУЛОВАЯ КОСТЬ

-височный отросток (соединяясь со скуловым отростком височной кости образует скуловую дугу)

-лобный отросток

Соединение костей черепа

Кости черепа соединяются между собой при помощи неподвижных соединений-синартрозы. Кости мозгового черепа соединяются зубчатыми швами. Кости лицевого черепа соединяются плоскими швами.

  1. Изучите череп как целое, используя внутреннее и наружное основание черепа, целый череп, плакаты, текст учебника, рисунки. Сделайте подписи к «немым рисункам».  Назовите данную кость.  (рисунки  взяты из атласа)

Картинки по запросу ЧЕРЕП ЧЕЛОВЕКА АНАТОМИЯ

Рис. 1 Череп человека (вид сбоку)

1-

7-

2-

8-

3-

9-

4-

10-

5-

11-

6-

 а) на внутреннем основании

  • Переднюю, среднюю и заднюю черепные ямки;
  • Покажите их границы и образующие их кости; 
  • Сделайте подписи к рисункам;
  • Похожее изображение

Рис. 2 Внутреннее основание  черепа

1-

8-

2-

9-

3-

10-

4-

11-

5-

12-

6-

13-

7-

14-

Похожее изображение

Рис. 3 Наружное основание  черепа

1-

12-

2-

13-

3-

14-

4-

15-

5-

16-

6-

17-

7-

18-

8-

19-

9-

20-

10-

21-

11-

22-

А

http://sbio.info/images/atlas/028.jpg

Бhttp://sbio.info/images/atlas/027.jpg

Рис. 4 Височная кость

А

http://sbio.info/images/atlas/024.jpg

Б

http://sbio.info/images/atlas/023.jpg

Рис. 4 Теменая кость

А

http://sbio.info/images/atlas/017.jpg

Б

http://sbio.info/images/atlas/018.jpg

Рис. 4 Лобная кость

А

Б

1-

1-

2-

2-

3-

3-

4-

4-

5-

5-

6-

6-

7-

7-

8-

8-

9-

9-

10-

10-

11-

http://sbio.info/images/atlas/019.jpg

Рис.5 Клиновидная кость

1-

12-

2-

13-

3-

14-

4-

15-

5-

16-

6-

17-

7-

18-

8-

19-

9-

20-

10-

21-

11-

 


Приложение 1

Тест по теме «Кости мозгового и лицевого отдела черепа»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ

1. Гайморова пазуха расположена в кости:

1) решетчатой

2) клиновидной

3) верхней челюсти

4) нижней челюсти

2. Наиболее крупные кости лицевого отдела черепа:

1) височные и затылочные

2) скуловые и челюстные

3) теменные и височные

4) лобная и затылочная

3. Из каких частей состоит скелет головы?

1) мозговой и лицевой отдел;

2) передней, средней и нижней части;

3) верхней и нижней части;

4) все верно;

4. Нижний носовой ход сообщается с:

1) гайморовой пазухой

2) клиновидной пазухой

3) лобной пазухой

4) носослезным каналом

5. Канал подъязычного нерва располагается в кости:

1) затылочной

2) решетчатой

3) клиновидной

4) височной

6. Верхняя и нижняя выйные линии находятся на кости:

1) клиновидной

2) височной

3) затылочной

4) теменной

7. Сосцевидный отросток-структура кости:

1) затылочной

2) височной

3) клиновидной

4) теменной

8. Решетчатая кость входит в состав :

1) средней черепной ямки

2) передней черепной ямки

3) свода черепа

4) нет верного ответа

9. Зрительный канал находится в основании:

1) малых крыльев клиновидной кости

2) затылочной кости

3) лобной кости

4) верхнечелюстной

Выберите несколько правильных ответов

10. Основание черепа образовано костями:

1) теменной

2) затылочной

3) лобной

4) клиновидной

5) решетчатой

6) верхнечелюстной

 11. К лицевому отделу скелета головы относятся

1) скуловая кость

2) теменная

3) носовая кость

4) затылочная

5) клиновидная кость

6) нижнечелюстная кость

12. К воздухоносным костям черепа относятся:

1) скуловая кость

2) теменная

3) носовая кость

4) затылочная

5) лобная

6) верхнечелюстная кость

Вариант 2

Выберите один правильный ответ

1. Верхняя и средняя носовые раковины – структуры кости:

1) височной

2) затылочной

3) решетчатой

4) клиновидной

2. Какая из костей черепа соединена с остальными подвижно?

1) лобная

2) затылочная

3) верхнечелюстная

4) нижнечелюстная

3. К лицевому отделу черепа относится кость:

1) теменная  

2) сошник

3) височная

4) затылочная

4.Турецкое седло - структура кости:

1) затылочной

2) височной

3) решетчатой

4) клиновидной

5. Кость свода черепа:

1) затылочная

2) клиновидная

3) теменная

4)  подъязычная

6.Остистое отверстие входит в состав кости :

1) лобной

2) клиновидной

3) верхнечелюстной

4) височной

7.  Какая кость имеет  пирамиду

1) затылочная

2) височная

3) скуловая

4) теменная

8. К лицевому отделу черепа не относится кость:

1) слезная

2) решетчатая

3) носовая

4) подъязычная

9. Сагиттальный , затылочный, лобный и чешуйчатый края характерны для кости:

1) теменной

2) затылочной

3) клиновидной

4) верхнечелюстной

Выберите несколько правильных ответов

10. К мозговому отделу скелета головы относится

1) скуловая кость

2) теменная

3) носовая кость

4) затылочная

5) клиновидная кость

6) нижнечелюстная кость

11. С какими костями граничит клиновидная кость:

1) скуловая кость

2) теменная

3) носовая кость

4) затылочная

5) лобная

6) верхнечелюстная кость

12. К воздухоносным костям черепа относятся:

1) скуловая кость

2) теменная

3) носовая кость

4) затылочная

5) лобная

6) верхнечелюстная кость


Приложение№ 2

Оценочный лист

Этап

Название команды

Критерии оценивания

Баллы

1 этап – Анатомический брейн - ринг

Верный ответ - 1 балл

2 этап – Расскажи о кости все!

1 балл

1 балл

2 балла

1 балл

3 этап – Подбери пару

Верный ответ - 1 балл

Дополнительный бал дается за скорость при правильном выполнении задания

4 этап – Найди кость!

Верный ответ - 1 балл

5 этап – Работа с немыми карточками

Верное заполнение карточки-1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДНЕВНИК практических занятий по анатомии и физиологии человека по теме:»Сердечно-сосудистая система»

Дневник может быть использован на практических занятиях для самостоятельной работы студентов....

ДНЕВНИК практических занятий по анатомии и физиологии человека по теме:»Пищеварительная система»

Дневник может быть использован на практических занятиях для самостоятельной работы студентов....

Методологические приемы, применяемые на практических занятиях по анатомии и физиологии человека.

Повышение эффективности приобретения у студентов навыков и умений и качества их подготовки напрямую зависит от правильного выбора  методических приемов совершенствования методики подготовки...

Методическая разработка практического занятия по анатомии и физиологии человека по теме "Мужская половая система"

Методическая разработка  по теме "Мужская половая система" предназначена на проведения практического занятия для студентов специальностей 31.02.01 "Лечебное дело" и 34.02.01 ...

Тестовые задания к практическому занятию дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности (34.02.01 Сестринское дело)

Материал составлен согласно программе дисциплины"Анатомия и физиология человека" специальности "34.02.01 Сестринское дело " и может быть для проверки знаний по теме;"Пищ...

Тестовые задания к практическому занятию Дисциплина:"Анатомия и физиология человека" (34.02.01 Сестринское дело). Тема: "Водно-солевой обмен"

Материал составлен согласно программе дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности "34.02.01 Сестринское дело " и может быть использован для проверки знаний по теме....