Интеллектуальная игра "Филологический ринг"
электронный образовательный ресурс

Ольга Быкова31

Игра предназначена для студентов 1-го курса. Может быть также использована в средних и старших классах школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filologicheskiy_ring.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интеллектуальной игры «Филологический ринг»

Цель игры: развивать познавательный интерес к русскому языку, поддерживать эмоциональный настрой и положительную мотивацию к обучению, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, экран, секундомер, набор карточек, карточки со словами, цифры, ручки, листы бумаги.

Положение об игре: Игра проводится среди студентов 1 курса и учащихся школы. Участвуют 4 команды.

 

I. Организационная часть

     1. Вступительное слово ведущего (с.1 – 2)

    Внимание! Начинаем филологический ринг. В спорте ринг – это  место боя при соревновании по боксу. В нашем соревновании участвуют не боксёры,  а любители русского языка, поэтому наш ринг особый – филологический.

   2. Представление команд

На ринг приглашаются команды (представляются команды).

      3. Представление жюри

II. Конкурсы 

     1. «Разминка» (1 балл за каждый правильный ответ, время ответа на все вопросы – 30 секунд)

1 команда:

1) Слова, отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. (Синонимы)

2) Использование слова в переносном значении по сходству. (Метафора)

   3) Изменяемая часть слова. (Окончание)

   4) Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? который? (Причастие)

   5) Часть речи, которая соединяет однородные члены предложения и части сложного предложения. (Союз)

   6) Существительные, которые могут быть как в мужском роде, так и в женском. (Общий род)

   7) Числительное, которое изменяется по числам. (Один)

   8) Глаголы-исключения  на –ить. (Брить, стелить)

   9) Член предложения, который отвечает на вопрос когда. (Обстоятельство)

   10) Члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову и являются одним  членом предложения. (Однородные)

2 команда:

   1) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (Антонимы)

  2) Устойчивые сочетания слов. (Фразеологизмы)

  3) Часть изменяемого слова без окончания. (Основа)

  4) Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. (Деепричастие)

  5) Часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова. (Частица)

   6) Синтаксическая функция кратких прилагательных. (Сказуемое)

   7) Количество времён у глагола в русском языке. (3)

   8) Существительные бывают собственными и… (Нарицательными)

   9) Член предложения, который отвечает на вопрос какой. (Определение)

   10) Слова, не являющиеся членами предложения и служащие для выражения оценки говорящим. (Вводные)

3 команда:

   1) Слова, употребляемые только жителями той или иной местности. (Диалектизмы)

   2) Слова, одинаково звучащие, но имеющие различное значение. (Омонимы)

3) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)

4) Часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их. (Местоимение)

5) Часть речи, выражающая чувства и волеизъявление. (Междометие)

6) Синтаксическая функция причастного оборота. (Определение)

7) Прилагательные бывают качественными, относительными и… (Притяжательными)

8) Прилагательное-исключение, которое пишется с одной буквой Н. (Ветреный)

9) Все падежи, кроме именительного. (Косвенные)

10) Слово или словосочетание, называющее лицо, которому адресована речь. (Обращение)

4 команда:

   1) Новые слова, возникающие в языке. (Неологизмы)

2) Слова, имеющие 2 или более значений. (Многозначные)

3) Значимая часть слова, которая находится после корня, служит для образования новых слов или форм слова. (Суффикс)

4) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия или признак признака. (Наречие)

5) Часть речи, служащая для связи слов в предложении. (Предлог)

6) Степень у прилагательного бывает сравнительная и… (Превосходная)

7) Количество наклонений у глагола в русском языке. (3)

8) Синтаксическая функция деепричастия. (Обстоятельство)

9) К второстепенным членам относятся: определение, обстоятельство и… (Дополнение)

10) Предложения, в которых части равноправны и связаны сочинительными союзами. (Сложносочинённые)

      2. «Одно целое» (1 балл за правильный фразеологизм)

От каждой команды участвует по  2 человека. Слева на интерактивной доске написаны нарицательные существительные, а справа - имена собственные, которые в совокупности с именами существительными составляют фразеологический оборот. Требуется образовать фразеологические обороты, поставив около нарицательного существительного собственное, с которым оно этот оборот образует. Например: свадьба и Маланья – Маланьина свадьба. Команды образуют фразеологизмы по очереди.

1. Азбука                  1. Авгий

2. Близнецы              2. Аладдин

3. Бочка                     3. Анюта

4. Верста                   4. Ариадна

5. Глазки                   5. Ахилл

6. Грамота                6. Вавилон

7. Кафтан                  7. Гомер

8. Конюшни              8. Гордий

9. Конь                      9. Дамокл

10. Лампа                 10. Демьян

11. Ложе                   11. Диоген

12. Меч                     12. Китай

13. Муки                   13. Коломна

14. Нить                    14. Мамай

15. Огонь                  15. Мономах

16. Побоище             16. Морзе

17. Пята                     17. Пандора

18. Стена                   18. Прокруст

19. Столпотворение  19. Прометей

20. Узел                     20. Сиам

21. Уха                      21. Тантал

22. Хохот                  22. Тришка

23. Шапка                 23. Троя

24. Ящик                   24. Филька

В итоге должно получиться следующее:

1. Азбука Морзе

2. Близнецы Сиамские

3. Бочка Диогена

4. Верста Коломенская

5. Глазки Анютины

6. Грамота Филькина

7. Кафтан Тришкин

8. Конюшни Авгиевы

9. Конь Троянский

10. Лампа Аладдина

11. Ложе Прокрустово

12. Меч Дамоклов

13. Муки Тантала

14. Нить Ариадны

15. Огонь Прометей

16. Побоище Мамаево

17. Пята Ахиллесова

18. Стена Китайская

19. Столпотворение Вавилонское

20. Узел Гордиев

21. Уха Демьянова

22. Хохот Гомерический

23. Шапка Мономаха

24. Ящик Пандоры

     3. Игра со зрителями  «Узнайте пословицы и поговорки». (1 балл за правильный ответ)

     Фразеологические загадки: я читаю вам фразеологизмы, а вы должны отгадать, о чём или о ком тот или иной фразеологизм. Кто первым поднимает руку, тот и отвечает. Если игрок команды ошибается, то право ответа у команды-соперника.

1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые любопытные люди. (Уши)

3. Он в голове у несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги; он свистит в карманах, если нет денег. (Ветер)

4. Её место жительства - плечи; ею можно биться о стену; о неё часто бьют обухом; иногда она даже варит, а иногда отказывается это делать; в неё постоянно что-то вбивают, но и дурь выбивают тоже из неё; из неё постоянно что-то вылетает у рассеянного человека. (Голова)

5. Ею не разлить лучших друзей; в нее можно глядеть, что- то предугадывая; на нее можно выводить лжецов; в нее можно кануть и спрятать концы; ее часто мутят по пустякам и носят в решете; на нее порой сажают и даже толкут в ступе. (Вода)

6. Им часто воют от безысходности; он может быть морским и тамбовским; его любимая одежда - овечья шкура. (Волк)

7. Его можно тянуть, но всё же оно не ждет никого и никогда, даже если оно детское. (Время)

8. В неё можно войти, а можно попасть, что менее приятно; она бывает вечной и постоянно о чём-то умалчивает; а ещё она везде появляется со своей подругой географией. (История)

Слово жюри (объявляет баллы).

     4. Играем в «Активити».

Объяснить за минуту слова, нельзя употреблять однокоренные слова.

  1 команда: 

Тема «Спорт»: хоккей, коньки, лыжник, медаль, биатлон, чемпион, фигурист,  лыжня, финиш, фристайл.

     2 команда:

Тема «Зима»: снег, каток, снеговик, каникулы, мороз, метель, январь, иней, сугроб, сосульки.

     3 команда:

«Новый год»: ёлка, шар, звезда, конфетти, свечи, праздник, куранты, гирлянда, хоровод, мандарин.

     4 команда:

   Тема «Масленица»: блин, чучело, встреча, костёр, санки, солнце, проводы, крепость, оладьи, катание.

Слово жюри

     5. «Исправь ошибки!» Максимальный оценка 5 баллов за абсолютно грамотный текст. Текст с 1-ой ошибкой – 4 балла, с 2-мя – 3 балла, с 4-мя – 2 балла, с 5-ю – 1 балл, с 6-ю и более – 0 баллов. Орфографические и пунктуационные ошибки имеют одинаковое достоинство.

     Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в тексте.

Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа кажеться бедной и не разнообразной. Не бросская, но какая-то сосредоточеная, и сразу нерасскрывающаяся красота её вызывает не повторимое, долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость, страстно манет далью ещё непроторёных дорог.

     Ответ:

Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и неразнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточенная и сразу не раскрывающаяся красота её вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящей грусти. Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, страстно манит далью ещё не проторённых дорог.

     6. «Четвёртый лишний» (задание на ИД, участвует один человек от команды, 1 балл за правильный ответ, 1 балл за правильное объяснение)

     Найдите лишний элемент, то есть тот, у которого нет качества, общего для остальных. Объясните, почему именно это слово является лишним.

1) квакать, звенеть, кукарекать, крик

2) норка, ключ, тропа, коса

3) ночь, брошь, рожь, мышь

4) пароход, парной, парик, парник

5) ворота, чернила, здания, ножницы

6) каждый, важный, честный, вежливый

7) метель, мороз, вьюга, буран

8) вылечить, бить, сшить, таять

Примечание: фонетические характеристики слов не должны учитываться.

     Ответ:

1) крик (сущ.); остальные глаголы

2) тропа; остальные имеют омонимы

3) рожь; остальные имеют формы и ед., и мн.ч.

4) парик; в остальных корень -пар-

5) здания; остальные не имеют формы ед.ч.

6) каждый; остальные прилагательные

7) мороз; остальные синонимы

8) вылечит; остальные глаголы 1 спряжения

Слово жюри

     7. Конкурс дикторов

Расставьте ударение в словах:

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.

Ключ: балОванный, вероисповЕдание, воспринЯть,  Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.

Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, поименный, обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение, медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить.

 Ключ: слИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый,  коклЮш, жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть.

III. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг знатоков математики

Внеклассное мероприятие по математике. Развивает интуицию, догадку, логическое мышление и грамотную речь. Воспитывает познавательную активность, чувство ответственности, коллективизма и уважительного ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ «БРЕЙН-РИНГ» ПО ПРЕДМЕТАМ: «Английский язык, немецкий язык»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ «БРЕЙН-РИНГ» ПО ПРЕДМЕТАМ: «Английский язык, немецкий язык» ...

Брейн-ринг "Эпоха Петра Великого"

Игра составлена на основе популярной телепередачи "Брейн - ринг". Разработку можно использовать для учебного занятия, для проведения внеклассного мероприятия. Она не только позволяет в интересной игро...

3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль

Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...

Правовая интеллектуальная игра "Брейн ринг"

2.1. Целью Игры является формирование у обучающихся активного устойчивого социально-правового отношения к Конституции Российской Федерации, к правам и свободам граждан Российской Федерации.2.2. Задачи...

Интеллектуальная игра "Филологический ринг"

Игра предназначена для студентов 1-го курса. Может быть также использована в средних и старших классах школы...

3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн

Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...